РУКОВОДИТЕЛЬ ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ РОССИИ УВЕРЕН, ЧТО ИНТЕРНЕТ — САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ НОСИТЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПО ЛЮБОМУ БАНКОВСКОМУ ПРОДУКТУ

Реорганизация банка «Казанский» в форме присоединения к нему год назад ОАО «Банк РОСТ» оказалась, как показывает время, весьма успешной. И вот нынешним летом свое 20-летие филиал «Казанский» встретил уже в составе крупного российского универсального банка — ОАО «РОСТ БАНК», которое, используя ресурсы и преимущества своего правопреемника, предлагает сегодня полный комплекс современных банковских продуктов и услуг частным лицам, предприятиям малого и среднего бизнеса и крупным корпоративным клиентам. О стратегии банка рассказывает президент-председатель правления ОАО «РОСТ БАНК» Артем Хенкин.

IMG_7223.jpg
Артем Хенкин

БАНК «РОСТ» ВЫРОС С 850 МЕСТА В РЕЙТИНГЕ ДО 69

— Так получилось, что, активно рекламируясь в интернете, РОСТ БАНК широкой публике малоизвестен… Как же так, вы такие активные в сети, и вас практически никто не знает в лицо. Почему?

— Мы активно не старались быть известны широкой публике. Но, наверное, пришла пора. Так получилось, что мы достаточно давно начали этот проект. То есть активная жизнь РОСТ БАНК началась в 2009 году, начался этот проект. И в 2010 году мы открыли один офис региональный, в Костроме. Сейчас у нас порядка 200 офисов по стране, с учетом дочерних банков.

— То есть, уточните, это офисы банка «РОСТ»? Или, я знаю, что вашим акционерам принадлежат еще другие банковские структуры в регионах.

— Я говорю обо всей банковской группе. У нас на сегодняшний день в банковской группе 6 банков. Это ОАО «РОСТ БАНК» в Москве, ОАО «БайкалИнвестБанк» в Иркутске, ОАО «ТверьУниверсалБанк» в Твери, ОАО «СКА-Банк» в Смоленске, ОАО «Аккобанк» в Сургуте и ЗАО КБ «Кедр» — это последнее большое приобретение — в Красноярске. Если брать офисы всех банков, то, наверное, если честно, я даже не считал, но думаю, что их около 250 - 300 на сегодняшний день. Если брать офисы банка «РОСТ», то их больше 100. Постепенно банк «РОСТ» вырос с 850-го места в рейтинге до 69-го. Это то место, которое мы занимаем на сегодняшний день.

СТАРАЕМСЯ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
НАЙТИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

— Действительно, вы растете более чем активно. А какова стратегия? К чему ведут все эти процессы?

— Мы универсальный банк. На самом деле, когда меня спрашивают о стратегии, я все время говорю: «А какая у Сбербанка* стратегия?»

— Взять под себя все.

— Конечно, неправильно себя сравнивать со Сбербанком*. Но мы стараемся быть максимально похожими именно по принципу универсальности. То есть мы занимаемся всем, от крупного корпоративного бизнеса до потребительских кредитов. И мы стараемся в каждом направлении банковского бизнеса найти привлекательные условия для клиентов, найти ту клиентскую нишу. Ну и добиться того, чтобы в каждом из бизнесов мы присутствовали как минимум в тридцатке крупнейших банков России. Тогда, наверное, мы и в целом там окажемся по общему рейтингу.

— Сравнивая себя со Сбербанком*, вы должны осознавать, что там есть многолетняя история. У вас молодой бренд, который, правда, если брать всю банковскую группу, отмечает сейчас свое 20-летие. За счет чего вы привлекаете клиентов? Чем вы для них конкурентно выгодны?

— В каждом из направлений мы предлагаем свои интересные условия, стараемся, чтобы таких не было ни у кого. Например, в ипотечном бизнесе у нас самая широкая линейка ипотечных продуктов. Такого количества продуктов нет ни в одном банке. У нас порядка 12 разных ипотечных продуктов. При этом мы участвуем абсолютно во всех направлениях. В программах типа «Молодые ученые», «Молодые учителя», у нас есть строительный продукт. У нас есть полная линейка ипотеки ИЖК, полная линейка собственных продуктов.

— То есть вы учли все нюансы рынка?

— Мы постарались сформировать в зоне ипотеки для клиента максимальное количество банковских продуктов. Это наша стратегия в ипотечном бизнесе. Вторая фишка, которую мы делаем, — это реклама в интернете. Мы одни из лидеров в России, как мне кажется, — нескромно, может, себя лидером называть.

— Очень интересная информация с учетом того, что мы за этим следим. И то, что вы лидеры такие, незаметные.

— По рекламе в интернете мы изначально вырабатывали всю маркетинговую стратегию, направленную в основном только на интернет. То есть 90 процентов рекламных носителей, которые нами используются, — это носители в интернете на всех площадках: «Яндекс», Google. Контекстная реклама, SЕО-продвижение в рейтинговых системах…

— КПД размещения в интернете для вас очевиден?

— Очевиден. Интернет — самый эффективный рекламный носитель практически по любому банковскому продукту.

— В нынешней России?

— В нынешней России. Ни один банковский носитель не дает такого соотношения рубля вложенных денег к рублю либо привлеченных вкладов, либо выданных кредитов, чем интернет.

ОФИСОВ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМНОГО,
НО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЧЕНЬ КРАСИВЫМИ И УДОБНЫМИ

— Вы на верной позиции?

— Это однозначная история. Мало того, мое личное мнение, что лет через 5 - 7 классические продажи через фронт-офисы будут уходить.

— Но тем не менее хотя вы и говорите, что фронт-офис не так важен, смотрите: у вас великолепное помещение в центре Москвы, большое, стильное. Такая бело-черная гамма, карта России. Сюда заходишь, дышится легко. То есть все-таки встречают банк по одежке до сих пор. Это когда-нибудь изменится в России? Или это принципиально важная «фишка»?

— Если говорить об офисах, то это совершенно другая история. Мы считаем, что офисов должно быть немного. Но они должны быть очень красивыми, удобными, чтобы клиенту хотелось приходить сюда. Мы очень много внимания уделяем клиентскому сервису. Мы очень много обучаем и много тратим ресурсов на обучение сотрудников банка, чтобы клиенту было приятно с ними общаться. А самое главное — быстро. Я когда-то сам, когда мы запускали, садился. Я могу сесть…

— Вы были тайным покупателем?

— Нет, я был операционистом. Я садился на место операциониста и с секундомером замерял, за сколько мы вклад принимаем. Пока мы не достигли с секундомером срока 4 минуты, мы продукт в сеть не выпускали. Мы стараемся, чтобы в каждом нашем офисе, если приехать в любой другой офис в любом другом городе, думаю, что будет не хуже. Может быть, менее просторно, чем в центральном офисе.

МЫ ВОШЛИ НА РЫНОК, В КОТОРОМ ВСЕ МЕСТА УЖЕ БЫЛИ ЗАНЯТЫ

— Регулярно наш портал сообщает: отозвана лицензия, отозвана лицензия... Считается, что это чистка бизнеса. Как себя ведет ваш клиент?

— Наши клиенты — это те, кто пришел к нам достаточно недавно. Это те, кто осознано сделал выбор в нашу пользу против других банков. Если посмотреть ту статистику, которая на том же Банки.ру публикуется, по вкладам физических лиц из первого полтинника мы единственный банк за четыре месяца (январь–апрель), который в каждом из месяцев имел положительное сальдо по привлечению, например, вкладов физических лиц. Больше таких банков нет.

— Но у вас доля физических лиц в пассивах великовата.

— Включая Сбербанк*.

— Не опасная ли это стратегия?

— Неопасная.

— Сейчас, извините, все на воду дуют. Вынуждена спросить.

— Это неопасно. Я скажу честно.

— А если они однажды испугаются и убегут, что вы будете делать?

— Расскажу. Опасней, когда убегают крупные клиенты. Люди, которые приходят «с улицы», которые сознательно выбирают наш банк, с ними можно всегда работать. То есть работа в офисе — это очень простая история. Когда возникает какая-то паническая ситуация на рынке, какое-то количество людей приходит. Они видят, что банк работает. Деньги им спокойно отдают. Эта паника достаточно быстро сглаживается. Гораздо страшнее, когда приходит какой-то крупный клиент, который держит у тебя 5 миллиардов рублей, и говорит: «Ну, слушай, такая ситуация, извини, пожалуйста...»

— А у вас такие есть?

— Немного, но есть. «Извини, пожалуйста, мне срочно нужны мои деньги». Это гораздо страшнее для банка, потому что если ты не вернешь, тебя верхушки бизнеса сразу разнесут так, что это будет очень плохо. Мы вошли на рынок, в котором все места уже были заняты. Чтобы наш росток под солнцем пробился, чтобы свое место занять, нам приходится быть гибкими.

В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ ПРИСОЕДИНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕХ БАНКОВ

— Сколько сотрудников работает в вашем банке?

— Сотрудников в группе сейчас работает свыше пяти тысяч. В банке «РОСТ» непосредственно работают свыше 3 тысяч сотрудников. Эта инфраструктура, что мы создали, того количества офисов, того количества людей достаточно уже для того, чтобы быть банком первой тридцатки, наверное.

— Сейчас явно зона турбулентности, проходит весь банковский сектор через нее. Вы можете консолидировать группу. Укрупниться и стать не росточком, а реально банком «РОСТ». И вот со всеми этими цифрами, присоединив к себе региональные, — акционеры об этом думают? Потому что слухи такие по рынку ходили.

— Да, мы будем единым брендом. Это 100 процентов, это элемент нашей стратегии. И мы уже объединили в прошлом году один банк. Это банк «Казанский» в Казани. Это было первое тестовое присоединение приобретаемых активов. На 12 сентября в этом году назначена дата присоединения следующих трех банков. Это будут банки в Иркутске, Твери и Смоленске. И я думаю, что раз в полгода мы будем проводить операцию по присоединению.

— А под каким брендом сейчас?

— «РОСТ», под брендом «РОСТ» все будет.

— А сфера бизнесов ваших акционеров какова? Извините, в России это важно. Потому что, когда я знаю, что за конкретным банком стоит бенефициар. У него заводы, пароходы, большая семья. У меня как у клиента думающего это вызывает ощущение стабильности. Я понимаю, что он не снимется и не уедет. Потому что у нас люди с миллиардами спокойно пересекают границу. А вкладчики стучатся в закрытые двери. Кто эти люди, которые пошли в активный рост?

— У нас один акционер. Это Карчев Олег Геннадьевич. Его крупнейший бизнес, к которому он имеет отношение, он является совладельцем компьютерной компании «Мерлион». Это одна из крупнейших в России компьютерных компаний.

— Вот откуда любовь к интернету! Все не просто так…

— Одна из крупнейших в России компьютерных компаний. Например, в Москве магазины «Ситилинк». Если слышали, это проект «Мерлиона». А так это непубличная компания. В рейтинге Forbes крупнейших непубличных компаний в России входит в тридцатку. И, мало того, этот бизнес — номер один в своем сегменте. Соответственно, у акционера нашего есть опыт построения бизнесов, которые становятся крупнейшими в своем сегменте. Собственно, банк пытаемся строить на тех же принципах.

P.S. Полностью интервью Артема Хенкина можно найти на сайте www.banki.ru

*ОАО «Сбербанк»

Справка

61450.jpg

ОАО «РОСТ БАНК»

Генеральная лицензия ЦБ РФ №2888

Филиал «Казанский» ОАО «РОСТ БАНК» в г. Казани:

  • Казань, ул. Декабристов, 162, тел. (843) 564 44 42
  • Казань, пр. Ямашева, 61, тел. (843) 517 43 71
  • Казань, ул. Гвардейская, 35, тел. (843) 295 12 77
  • Казань, ул. Татарстан, 3/2, тел. (843) 293 59 93.

www.bik.ru www.rostbank.ru