Арбитражный суд РТ отказал в удовлетворении иска санкт-петербургскому УК «Арсагера» к «Нижнекамскнефтехиму» (фото: https://www.nknh.ru)

ПОБЕДА НАД МИНОРИТАРИЕМ

Арбитражный суд РТ вчера отказал в удовлетворении иска санкт-петербургскому ОАО «Управляющая компания «Арсагера» к ОАО «Нижнекамскнефтехим». Иск касается признания недействительным целевого пожертвования денежных средств в размере 2,8 млрд. рублей, произведенного в 2013 году ОАО «Нижнекамскнефтехим». Данная сумма была передана в бюджет Татарстана в рамках соглашения о компенсации перекрестного субсидирования, ставшего камнем преткновения между государственной Генерирующей компанией и контролирующей НКНХ группой «ТАИФ».

Напомним, «Арсагера» владеет 0,01% акций ОАО «Нижнекамскнефтехим». В компании считают, что в результате пожертвования был нанесен удар по интересам владельцев акций, которые уже потеряли на падении их курсовой стоимости и недополучат дивиденды.

«БИЗНЕС Online» ранее подробно освещал суть конфликта в статьях «Энерговойны в Татарстане: миноритарии «Нижнекамскнефтехима» требуют ревизии» и «Энерговойны в Татарстане: «Нижнекамскнефтехим» обвинил миноритария в коммерческом шантаже».

ТАТАРСТАН САМ СЕБЕ ПОДАРИЛ 2,8 МЛРД. РУБЛЕЙ

«Арсагеру» вчера представляли сразу два представителя совета правления — Василий Соловьев и Евгений Чистилин. По их словам, при изучении отчетности компании за 2013 год была выявлена сделка, размер которой составил около половины чистой прибыли общества за 2013 год. Обращение «Арсагеры» к нижнекамцам с просьбой разъяснить смысл сделки «фактически было проигнорировано». Компания была вынуждена обратиться с иском в суд с просьбой защитить миноритарных акционеров.

Они также отметили, что благотворительность не относится к предпринимательской деятельности,



так как «целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Мы считаем, что органы управления общества должны всегда действовать в интересах общества. Мы не видим добросовестности и разумности в дарении половины чистой прибыли».

Кроме того, представители «Арсагеры» отметили, что 28% акций «Нижнекамскнефтехима» принадлежит компании Связьинвестнефтехим». Последняя, в свою очередь, находится в стопроцентной собственности у республики. Соответственно, по словам представителей УК, прослеживается очевидная цепочка аффилированных лиц между «Нижнекамскнефтехимом» и Республикой Татарстан. «Получается что Татарстан сам себе подарил 2,8 миллиарда рублей», — сказали они. Из этого сделан вывод, что сделка являлась сделкой с заинтересованностью. И вопрос о пожертвовании должен был выноситься на общее собрание акционеров. При этом «Связьинвестнефтехим» не имел бы права участвовать в голосовании. Представители «Нижнекамскнефтехима» возразили, что не видят аффилированности между «Нижнекамскнефтехимом» и республикой: «Вассал моего вассала не мой вассал».

«ЕСЛИ БЕСПОКОИТЕСЬ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ...»

Также истцы сослались на то, что сделка недействительна «до тех пор, пока устав общества не будет содержать конкретные полномочия органов общества на совершение благотворительной деятельности».

Представители «Арсагеры» отметили, что получили дивиденды, хотя и в существенно меньшем размере, чем за предыдущий год. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» они рассказали, что годом ранее получили дивиденды в размере 2,6 рубля за акцию, в этом году — 1 рубль за акцию.

Они подкрепили свои аргументы высказыванием Владимира Путина, который по их словам, в прошлый понедельник на заседании правительства заявил, что надо прекращать заниматься благотворительностью до момента расчета с бюджетом, расчетов с акционерами. Они также упомянули, что у них есть и акции «Татнефти». Кроме того, представители УК сделали громкое заявление, явно адресованное СМИ: «Если беспокоитесь об инвестиционном климате Татарстана, то обратите внимание на эти моменты. Потому что в какой-то момент вам перестанут доверять».

Представители «Арсагеры» еще раз обратили внимание на то, что «ответчик нарушил формальную процедуру — он забыл вынести одобрение этих сделок на общее собрание, а сейчас пытается подменить понятие, говоря, что «проголосовали за отчетность». Но отчетность составляется постфактум».

ПРИКУПИТЕ ХОТЯ БЫ 1% АКЦИЙ

Представитель «Нижнекамскнефтехима» Рязанова заявила: истец указывает, что опубликование бухгалтерской отчетности повлияло на котировки наших акций НКНХ. Согласно же их точке зрения, на это повлияли более существенные обстоятельства. Например, референдум в Крыму, предоставление права президенту использовать вооруженные силы на территории Украины и так далее: «Падал весь российский рынок». На это представители «Арсагеры» заявили, что согласны, — события на Украине сильно повлияли на ситуацию. Однако индекс ММВБ упал на 10%, в то время как у «Нижнекамскнефтехима» котировки упали на 30%.

Представитель «Нижнекамскнефтехима» Айдар Султанов отметил, что право «на взыскание» появляется у владельцев «не менее 1 процента» обыкновенных акций. «Если хотите реально участвовать, то прикупите хотя бы 1 процент акций», — сообщил он.

Также представители «Нижнекамскнефтехима» заявили, что любое юридическое лицо вправе осуществлять благотворительную деятельность: «Если к «Нижнекамскнефтехиму» вдруг обратится какая-нибудь бабушка, неужто мы не будем в состоянии помочь? Родитель с больным ребенком? Мы обладаем общей правоспособностью».

В начале заседания было объявлено, что в качестве третьего лица привлечено правительство РТ в лице кабинета министров РТ. Представитель кабмина Руслан Хакимов заявил, что полностью поддерживает позицию «Нижнекамскнефтехима». По итогам дискуссий и споров суд вынес решение в иске отказать.

Питерцы заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что будут подавать апелляционную жалобу.

ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ ТОЛЬКО ПРИ «СИЛЬНОМ» ГОЛОСЕ

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов в области юриспруденции и ценных бумаг о данном противостоянии.

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Правосудие», кандидат юридических наук:

— Права мелких акционеров законодательство РФ защищает слабо. Среди возможностей акционеров отмечу право на подачу жалоб в контролирующие органы (центральный банк) в случае нарушений акционерным обществом законодательства об АО, преимущественное право приобретения посредством открытой подписки дополнительных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этой категории, право на участие в общем собрании акционеров и право на поручение дивидендов. Право на обжалование сделок представлено законом акционеру только в том случае, если его голос мог повлиять на результаты голосования.

Григорий Бирг — содиректор аналитического отдела «Инвесткафе»:

— Вообще, незащищенность прав инвесторов и интересов миноритариев компаний является одним из основных рисков инвестиций в Россию, как по мнению российских, так и иностранных инвесторов. В то же самое время менеджмент компании действует как агент в интересах всех акционеров компании. И если исходить из того, что ничего неправомерного в вышеупомянутой выплате не было, недовольство одного из миноритариев может быть необоснованным. Акции потеряли в цене не из-за этого, а из-за остающейся довольно сложной рыночной конъюнктуры.