Артем Наумов: «Наши предприниматели некоторые вещи уже воспринимают как само собой разумеющееся. Сходить куда-то 10 раз — да нет проблем, это уже обычный порядок, это нормально»

140 ТЫС. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА

Директор центра поддержки предпринимательства (ЦПП) РТ Артем Наумов накануне рассказал о результатах мониторинга делового климата в Татарстане за три минувших месяца. За «температурой» предпринимательства у нас в республике смотрят очень внимательно.

Так, газета «БИЗНЕС Online» еще в декабре прошлого года публиковала итоги мониторинга делового климата и активности МСБ в районах РТ. Тогда этот мониторинг провел ресурсный центр стратегического планирования по заказу ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ и минэкономики РТ.

А совсем недавно, в начале июня нынешнего года, замминистра экономики РТ — начальник департамента поддержки предпринимательства Рустем Сибгатуллин сообщил, что на сайте министерства запущена интерактивная система сбора и обработки проблем и вопросов, связанных с бизнесом. Эта система создается в рамках реализации «дорожной карты» развития МСБ в РТ, которую в марте этого года одобрил президент Рустам Минниханов. Тогда замминистра сказал, что теперь «любой предприниматель может в два клика отправить нам свою проблему».

И вот вчера ЦПП и минэкономики представили данные мониторинга за последний квартал — получены они путем опроса-интервью 700 представителей МСБ РТ. А всего в республике трудятся порядка 140 тыс. предпринимателей. Как подтвердил «БИЗНЕС Online» Александр Салагаев — президент центра аналитических исследований и разработок, это вполне нормальная выборка. Правда, журналистам не были представлены конкретные цифры и проценты, которые могли бы проиллюстрировать итоги опроса, речь шла об общих тенденциях.

111.jpg
На сайте министерства запущена интерактивная система сбора и обработки проблем и вопросов, связанных с бизнесом
(Чтобы открыть страничку, кликните по ней)

«ЛЮДИ ГОД, ПОЛТОРА ГОДА НЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО»

Наумов рассказал о данных свежего мониторинга: «Одна из самых распространенных проблем: существенная часть обращений, которые поступают к нам, — это проблема с выделением земельных участков и с переводом жилого фонда в нежилой... Особенно остро эта проблема стоит в районах. То есть человек хочет поставить магазин или автосервис, или автомойку. И упирается в проблему. Бывает, и у нас есть такие обращения, что люди по году, по полтора не могут получить разрешение на строительство, разрешение на получение земельного участка».

Наумов подчеркнул, что в таких случаях права предпринимателя как бы не нарушены, местные власти действуют в рамках законодательства. Однако им надо быть более клиентоориентированными: «Потому что предприниматели хотят инвестировать в свой район. Пусть это и небольшие суммы денег, но тем не менее это деньги. Нужно больше клиентоориентированности, больше открытости. С этой проблемой мы столкнулись прямо в полный рост. Получается, что предприниматель куда-то приходит — и его пускают по кругу: сходи сюда, сходи туда. Эта система очень сильно ударяет по желанию развивать бизнес. А сейчас и так очень тяжело развивать бизнес, ситуация на самом деле достаточно плачевная по стране. Хотя у нас в Татарстане ситуация получше».

«А ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ОТКРЫВАТЬ? А КАК ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ОТКРЫВАТЬ? А ЗАЧЕМ?»

«Еще одна часть обращений — это крик души и жалоба предпринимателей на такое, скажем так, высокомерное к ним отношение со стороны чиновников, опять же в районах», — заметил руководитель ЦПП. Он привел пример, правда, оговорился, что фамилии называть не будет, об этом просили сами предприниматели. Если им не гарантировать анонимность, то они и рассказывать о своих проблемах откажутся. А для ЦПП очень важно понять, что происходит в реальности, на самом деле.

«Когда предприниматель пытается открыть фирму в районе, его вызывают в налоговую. И там ведут с ним беседу: а что вы собираетесь открывать? А как вы собираетесь открывать? А зачем вы вообще собираетесь открывать? Предпринимателя это очень сильно возмущает, — говорит Наумов. — Хотя мы понимаем, что это все идет в рамках борьбы с фирмами-однодневками. Но мы бы призывали те же налоговые, если им так надо проводить собеседование с предпринимателями, делать это как-то более вежливо, в человечной форме. Чтобы это не было похоже на допрос. Потому что пара таких вот «допросов»... И в финале, это реальный случай, звонок к арендодателю: не подписывать этому человеку договор об аренде».

«ПЕРЕДЕЛКА ОБХОДИТСЯ ПРИМЕРНО В 30 ПРОЦЕНТОВ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА ПРИ ПОСТРОЕННОМ УЖЕ ДОМЕ»

Очень много проблем выявилось (что и не удивляет) в строительном бизнесе. Тут «огромное количество проблем», сказал руководитель ЦПП: «Мы посмотрели, где же реально тормозится бизнес, что не дает нашим строителям строить быстро. Основные претензии предприниматели высказывали к ГИСУ, к ГлавАПУ, к местным администрациям».

«Бывает, и у нас есть такие обращения, что люди по году, по полтора не могут получить разрешение на строительство, разрешение на получение земельного участка»

Наумов привел весьма показательный пример: «Очень серьезный фактор риска. Как выяснилось, многие строители очень нервничают, когда строят многоэтажные дома. Вы понимаете, какой объем средств здесь вложен. И вот разрешение получено, начинается стройка. После того как все построено, строитель сдает объект. И бывали случаи у предпринимателей, когда выяснялось, что та система канализации, хотя она изначально была прописана в бумагах, это не та система канализации. Не так надо было все делать, и надо все переделывать. А переделка обходится примерно в 30 процентов стоимости проекта при построенном уже доме».

Что делать, то есть переделывать, понятно, а вот кто виноват? «Проблема в закрытости, в непонятности, в запутанности процедуры, в ее дублировании», — считают в ЦПП и в минэкономики. И тут надо действовать фактически рационализаторскими методами. Наумов пояснил, что это значит: «Мы будем рекомендовать минстрою резать процедуры. И чтобы они сделали эти процедуры, разрешение на строительство полностью электронными. То есть мы считаем, что контакт непосредственно предпринимателя и чиновников должен быть сокращен до минимума. По большому счету все должно приниматься электронно. Это разрешит достаточно много проблем в строительстве, когда в этой области будет абсолютная прозрачность».

Впрочем, и сегодня на сайте того же ГИСУ, напомнил Наумов, есть все процедуры: «Никто ничего не скрывает из государственных органов, проблемы в деталях». На самом деле, не случайно есть поговорка, что «черт прячется в деталях».

И НИ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ С ЭЛЕКТРОПОДКЛЮЧЕНИЕМ

Трехмесячный опрос позволил по-новому посмотреть на давно известные, выразимся так, раскрученные проблемы. Например, на 700 предпринимателей «ни одной проблемы с электроподключением, ни одной проблемы с регистрацией прав собственности», заметил Наумов.

«С другой стороны, — сказал он, — возникает очень интересный эффект. Когда спрашиваешь предпринимателя, какие у него проблемы, у 99 процентов первая реакция: нет проблем! Получается, что с человеком нужно поговорить. Потому что, к сожалению, наши предприниматели некоторые вещи уже воспринимают как само собой разумеющееся. Сходить куда-то 10 раз — да нет проблем, это уже обычный порядок, это нормально».

И тут руководитель ЦПП рассказал про случай в Великобритании, который на фоне нашей предпринимательской повседневности выглядит фантастически: «Россиянин открыл продуктовый супермаркет в Лондоне. Приходит инспектор, проверяет наличие сертификатов. И на какой-то фрукт, кажется, помело, сертификата не находит. Наш уже приготовился — ситуация-то обычная. Но что делает местный чиновник надзорного органа? За свой счет покупает этот фрукт, уходит. Приходит на следующий день и с этим чеком приносит сертификат. Они сами сделали сертификат на помело! А инспектор сказал: но вы, пожалуйста, уж в следующий раз сами сделайте, а мы, конечно, вам поможем».

Прокомментировал этот случай Наумов так: «Это, наверное, яркая иллюстрация того, почему там, за границей, все хорошо с малым и средним бизнесом, а у нас не очень. Если бы у нас ты подал заявку: я хочу застроить вот этот пятачок, хочу инвестировать в город. Понятно, что я хочу еще и заработать, но это нормально. И через 5 - 6 дней тебе принесут все документы — пожалуйста, вот все разрешения. Вот я считаю, что это был бы сервис высшего класса. Когда мы уже могли бы конкурировать с ведущим бизнесом — американским, английским, немецким. Причем у нас серьезное конкурентное преимущество — у них налоги выше!»

Однако поверить в вероятность такого отношения чиновников к предпринимателям, мягко говоря, тяжело. Вот и Наумов сказал: «Главная проблема — предприниматель перестал верить всем. Смирился со множеством проблем, и считает, что это уже не проблемы».

Как сообщил Наумов, за 3 месяца в республике были опрошены 700 представителей МСБ. Спокойно и охотно на вопросы о своих проблемах отвечают предприниматели Казани: «Они говорят все как есть, жалуются на всех подряд». А вот в Набережных Челнах, в сельских районах бизнесмены явно опасаются говорить откровенно: а вдруг их раскроют, рассекретят? Последствия предсказуемы».

Руководитель ЦПП сообщил, что в Татарстане планируется открыть специальный call-центр. Тогда можно будет опрашивать уже не по 700, а по несколько тысяч человек, информация будет более точной. Но уже и сейчас результаты опросов по итогам каждого квартала попадают на стол президента РТ.

СЕЙЧАС ВСЕ ПРОВЕРЯЮЩИЕ ОРГАНЫ НЕ УХОДЯТ БЕЗ ШТРАФОВ

Свою точку зрения на проблемы МСБ и опросы предпринимателей «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.

Шамиль Булушев — вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Проблемы нашего малого и среднего бизнеса я не могу связывать только с Татарстаном. Я считаю, они имеют больше федеральное значение. В первую очередь это кредитная политика, которая должна быть разумной. Второе — необходима прогнозируемость ситуации в экономике. По крайней мере, лет на пять вперед. Чтобы мы могли быть уверены, что не будет изменений налогового законодательства. И чтобы естественные монополии не повышали тарифы. То есть если было сказано, что повышение тарифов будет только в пределах статистической инфляции, то так и должно быть. И последняя проблема, которая появилась на горизонте, — это то, что сейчас все проверяющие органы не уходят без штрафов. Говорят нам: «Нужны деньги в бюджет, нужны деньги в бюджет». Система предупреждений нарушений не работает. Каждый проверяющий уходит только со штрафом. Причем и размеры штрафов растут.

Владимир Иванов — генеральный директор ООО «Бизнес Центр» (Набережные Челны):

— Дело в том, что к опросам, проведенным госструктурами, многие могут отнестись скептически. Люди, отвечая, зачастую говорят не то, что на самом деле. Ну, представьте, звонят кому-то и спрашивают: а как вы относитесь к работе нашего главы? Неужели ты скажешь, что плохо? Гораздо полезнее было бы, если бы изучение общественного мнения проводили независимые социологи.

В данном случае, например, я могу сказать, что работу налоговиков критиковать, пожалуй, не за что. Это когда-то было, что проверка за проверкой и каждая длится два-три месяца. Сейчас у них почти все вопросы четко отработаны, инспекция широко использует современные технологии. И приезжают они с проверками, только когда действительно есть вопросы.

На мой же взгляд, самая большая проблема бизнеса сегодня — это нестабильность всей системы, всей государственной власти по отношению к предпринимательству. Компания должна планировать свою деятельность не на три дня, а на годы вперед. Но у нас штампуют законы, не способствующие развитию бизнеса. Сегодня один приняли, завтра другой. Поэтому взаимоотношения госорганов на местах с бизнесом — это лишь следствие нестабильности системы.

Вот сейчас у нас кризис, роста ВВП нет, наблюдается падение промпроизводства. А у нас принимают или рассматривают законы о повышении роста налога на недвижимость, роста налогов с физлиц, с продаж и так далее. В такой ситуации бизнесмен рано или поздно скажет: какой смысл мне работать, если все равно отберут?

Сергей Майоров — председатель правления ГК «Магнолия» (Набережные Челны):

— Такие опросы должны присутствовать, может быть, даже стать более масштабными. Другое дело, что их результаты зачастую одинаковы. А чтобы взаимоотношения бизнеса и госорганов не стояли на месте, нужно вести диалог. Приведу пример. Мы на деловой обед дважды приглашали к себе представителей налоговой инспекции. В первый раз это был жесткий разговор, высказывались неприязнь и претензии к налоговой инспекции. Второй же, где-то через год, прошел гораздо спокойнее и конструктивнее. То есть люди посидели-послушали, провели серьезную работу — в налоговой же трудятся тоже челнинцы, они понимают, что нужно совместно действовать на благо родного города. Вот вам пример диалога, пример того, как надо идти навстречу друг другу.

Другой вопрос в том, что сама налоговая система у нас не направлена на стимулирование развития бизнеса. А когда власть встречается с бизнесом, когда есть диалог, ситуация меняется. Хотя существует и такой момент, что власть и бизнес разделены изначально. Первые хотят побольше получить с предпринимателей, вторые, наоборот, стараются заплатить поменьше, сэкономить. Так что в целом систему надо совершенствовать. Надо идти навстречу друг другу. Надо, в конце концов, понять, что чем лучше созданы условия для бизнеса, тем лучше он развивается. Соответственно, больше платит налогов и сборов. Чем больше он платит, тем лучше и власти. Она может развивать территорию, на которой мы живем. А это, соответственно, для всех нас хорошо.

Ленар Салахутдинов — член рабочей группы по поддержке предпринимательства Общественной палаты РТ:

— Основной проблемой развития малого и среднего бизнеса по-прежнему остается взаимосвязь бизнеса и власти. Если контролирующие органы выходят с проверкой в какую-то организацию, то считают, что просто обязаны наложить какие-либо штрафы. Да, у 90 процентов предпринимателей в нашей республике, да и вообще в России, можно найти какие-то недостатки, нарушения в бухгалтерской деятельности. И, соответственно, оштрафовать. Но при сложившейся ситуации мирового кризиса и при том, что сейчас уровень предпринимательства в России падает, вопрос поддержки предпринимательства со стороны властей России и республики стоит очень остро. Поэтому необходимо, чтобы контролирующие органы работали с позиции консультирования предпринимателей, а не с позиции диктата и штрафов. Чтобы они вели консультативный вариант диалога и не накладывали штрафы, а выдавали предупреждения, рекомендации, чтобы тот или иной предприниматель развивался лучше, активнее и не допускал в своей деятельности ошибок.

Есть и еще один немаловажный момент. Сейчас работает множество организаций, которые занимаются поддержкой и развитием предпринимательства. Но при этом о них мало слышно. Поэтому нужно, чтобы они вели более открытую деятельность, публиковали и рассылали по общественным организациям свои планы деятельности и публиковали отчеты, что они будут делать в ближайшее время и что они уже сделали. Это необходимо публиковать, чтобы все предприниматели это видели, читали и знали, в каком направлении могут двигаться дальше.