Построив успешный бизнес по торговле стройматериалами, известный представитель татарской московской общины Рафаэль Насыров решил заняться производством мясной халяль-продукции, когда понял, что ему нечем питаться самому, кормить свою семью и близких. Вооружившись знаниями, полученными в Институте мясной и молочной промышленности, разыскав порядочных поставщиков халяльного мяса, в 2003 году Насыров в подмосковном Воскресенске открыл завод, а затем и собственную сеть магазинов под брендом «САФА». Спустя 10 лет этот бизнес генерирует 300 млн. рублей годовой выручки, а его основатель строит амбициозные планы по поводу Крыма, Европы и даже МКС. О маркетинге на чувствах верующих, трудностях работы с торговыми сетями, различии в качестве сырья и многом другом гендиректор ООО «САФА» Рафаэль Насыров рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Рафаэль Насыров: «Чтобы попасть на полку, приходится платить всякие бонусы, входные деньги и прочее»

«РЫНОК БЫЛ В ЗАЧАТОЧНОМ СОСТОЯНИИ»

— Как начинался ваш бизнес? Почему вы занялись производством именно халяль-продукции?

— В то время, когда я начинал, это был 2003 год, просто не было халяль-продукции. Мне и моей семье нечего было есть, а те продукты, которые предлагались, не нравились по вкусу. Поэтому я решил сделать продукты, которые нравятся мне, чтобы кормить своих детей, свою семью, своих друзей и окружающих. В 1990 году я окончил институт мясной и молочной промышленности, поэтому решил реализовать этот проект.

— А в промежуток с 1990 по 2003 год чем вы занимались?

— В этот промежуток времени я тоже был в бизнесе, но не в этой отрасли. Я торговал строительными материалами.

— Сложно было начинать новый бизнес?

— Очень сложно было, потому что тогда этот рынок был в зачаточном состоянии, он не был развит. Соответственно, было сложно со сбытом. Приходилось доказывать товароведам, директорам магазинов, почему им необходимо этот продукт иметь на полке. В любом бизнесе самое сложное — это сбыт, особенно продуктов питания и мясных изделий. Сейчас сложно договариваться с розницей, чтобы попасть на полку, приходится платить всякие бонусы, входные деньги и прочее.

— Сколько инвестировали в первый завод?

— Не очень люблю отвечать на этот вопрос, хотя все журналисты его задают...

— Как вы придумали название компании? Что оно значит?

— «Сафа» в переводе с арабского значит «чистота», но чистота не физическая, а духовная. Один из моих друзей занимается арабской филологией, он и посоветовал.

— Когда вы начинали это дело, были уверены в своем успехе?

— Когда я открывал производство, я был уверен в успехе, потому что не представлял, с какими трудностями мне предстоит столкнуться впоследствии.

«2009 ГОД СТАЛ ПЕРЕЛОМНЫМ»

— И какие же трудности вас поджидали?

— Финансовые. Как я уже говорил, в первые годы было тяжело со сбытом. На протяжении, наверное, пяти-шести лет приходилось инвестировать средства в продвижение, в поддержание бизнеса.

— Получается, кризисные 2008 - 2009 годы стали для вас переломными?

— Да. Как раз 2009 год стал переломным.

— Что изменилось?

— Сильно ничего не изменилось, но кризис подтолкнул пересмотреть и переструктурировать сам бизнес. Мы были вынуждены провести сокращение персонала, расходов, пошли на непопулярную меру, невзирая на кризис, увеличили цены — и это позволило выстоять и показать рост.

— Вы сказали, что были проблемы со сбытом. Неужели обычных потребителей тогда было меньше? Или увеличилось число тех, кто употребляет халяльную продукцию?

— Я думаю, что с годами так или иначе в обществе религиозное самосознание растет, в том числе среди мусульман. Этнических мусульман даже очень много, по разным оценкам, в России около 30 миллионов, в Москве и Московской области больше 3 миллионов — это очень большая аудитория. Если бы они все употребляли только халяль, то десятки заводов работали бы, чтобы их обеспечить. Но, к сожалению, очевидно, что не все этого придерживаются.

Сейчас же потребление халяль-продукции растет. На мой взгляд, это вызвано, во-первых, отчасти притоком мигрантов из среднеазиатских республик, во-вторых, численность людей, которые придерживаются норм ислама, тоже растет. На сегодняшний день, мне кажется, продавец любого самого маленького ларька знает термин «халяль». Еще 10 лет назад надо было объяснять, что это такое.

«Если бы они все употребляли только халяль, то десятки заводов работали бы, чтобы их обеспечить. Но, к сожалению, не все этого придерживаются»

«ДЛЯ МЕНЯ ВСЕ, ЧТО НЕ ХАЛЯЛЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕЩЕННЫМ»

— Производство халяль-продукции все же узкоспециализированное направление. Почему же вы не занялись просто мясом, отдав халяль только часть в производстве?

— На мой взгляд, невозможно соблюсти все нормы халяль в смешанном производстве. Второе: я, как мусульманин, не имею права торговать запрещенными продуктами. А для меня все, что не халяль, является запрещенным. Поэтому я не торгую и не произвожу.

— Халяль-продукция должна быть сертифицирована Духовным управлением мусульман. Как проходят проверки, какие требования они предъявляют?

— Они приезжают, изучают документы на поступающее сырье, изучают сырье на предмет соответствия нормам халяль, изучают поставщиков сырья. Сомнений в них, как правило, нет, потому что все поставщики сырья ими же сертифицированы. Поэтому, по сути, достоверность этого сырья они сами и контролируют.

— Как часто проходят проверки?

— Сама сертификация происходит ежегодно, а ежедневный надзор осуществляет их представитель.

— Расскажите подробнее о том, какие нормы халяль соблюдаются у вас на производстве?

— Основное требование: все сырье, все ингредиенты, все материалы, которые используются в производстве, если они животного происхождения, должны быть халяль. А санитария и гигиена, общие нормативы пищевой промышленности ничем не отличаются.

— Кто ваши поставщики?

— Поставщики, с которыми я работаю многие годы, — это люди из таких династий, которые уже широко известны в мусульманских кругах. Я, прежде чем начать сотрудничество, всегда к поставщику выезжаю, смотрю, как он работает, убеждаюсь, что все делается правильно. Плюс рекомендации от людей, которые могут подтвердить его порядочность. Возможно, вы слышали, что в Нижегородской, Пензенской областях, в Чувашии есть татарские деревни, в которых живут люди, которые занимались мясом испокон веков. Это уважаемые люди, которым я доверяю на основании своих знаний и рекомендаций.

— Получается, что ваше партнерство во многом основано на доверии?

— Да, естественно. Профессионал по туше мяса может определить его качество, но не всегда со стопроцентной уверенностью. Конечно, в основе всего лежит доверие. Но на доверии покупатель может обмануться один раз, но если он изо дня в день приходит, значит, доверие подтверждается качеством продукта, который он кушает.

— Ассортимент продукции расширялся за это время?

— На сегодняшний день порядка 70 наименований продукции, а начинали мы, может, с 15 наименований. Это вся линейка колбасных изделий: деликатесы, сосиски, сардельки, вареные, полукопченые, варено-копченые, сыровяленые, сырокопченые колбасы из говядины, конины, баранины, курицы и индейки. Еще есть мясные полуфабрикаты: пельмени, манты, хинкали, чебуреки, блинчики с разными начинками, вареники, шашлыки, всяческие рубленые полуфабрикаты.

— Вы перечислили весь ассортимент. А что из этой продукции приносит вам наибольшую прибыль?

— Нет такого продукта, который бы приносил наибольшую прибыль. Рентабельность во всех продуктах заложена примерно одинаковая.

— Как модернизируете производство?

— Год назад практически все оборудование было обновлено. На сегодня оно у нас немецкого производства, причем ведущих компаний по мясоперерабатывающему оборудованию. Используем высокопроизводительное, высокотехнологичное оборудование.

«Участвуем в ведущих российских выставках, в зарубежных — нет, потому что не вижу в них коммерческого смысла»

«ЕСТЬ ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ СЕТИ»

— Где можно купить вашу продукцию?

— У нас есть шесть собственных фирменных магазинов в Москве. Также наша продукция представлена в сетях «Ашан», METRO, «Перекресток», «Карусель», «Глобус», «О'Кей», «Бахетле» и в розничных магазинах.

— Когда начали открывать свои магазины?

— Наши магазины работают с 2006 года, когда была открыта в южном округе Москвы первая торговая точка.

— Почему ваши магазины расположены исключительно на юго-западе столицы?

— Это обусловлено лишь логистикой. Учитывая масштабы Москвы, доставлять в разные концы города товар довольно сложно, поэтому мы сконцентрировали все магазины в одном округе.

— А в будущем есть планы расширения?

— Да, естественно, в будущем есть планы по расширению сети. Конечно, это будет идти плавно, я имею в виду в близлежащих районах. А так, дай Бог, охватим всю Москву.

— В регионах работаете?

— В регионах собственных магазинов нет, мы работаем с сетями, в том числе у нас среди клиентов есть розничные магазины. Наша продукция широко представлена в Санкт-Петербурге, Ингушетии, Дагестане, Карачаево-Черкессии, Татарстане, Краснодаре, есть в Сибири покупатели.

— Про Татарстан расскажите подробнее.

— В Татарстане наша продукция представлена в сети «Бахетле» и в мелких розничных магазинах.

— Собираетесь открывать свои магазины в регионах?

— Пока нет, не планируем.

— Почему? Неужели нет спроса?

— Спрос, конечно, есть. Но дистанционно сложно контролировать торговлю.

— Какова ваша ценовая политика?

— Цена всегда обусловлена качеством продукта. У нас продукция из высококачественного дорогого сырья и находится в ценовой категории от middle+ до premium.

— Если ваша продукция высокого качества, то конкуренты, получается, обманывают потребителя?

— Нет, они не обманывают. Как и в любой отрасли есть продукты эконом-класса, есть среднего класса, а есть высокого класса.

— В чем разница классов халяль-продукции?

— Наверняка вы понимаете, в чем разница между Mercedes и Hyundai — оба автомобили, оба ездят, но имеют разную цену. А в продукции это состав сырья. Мы в производстве не применяем и не используем замены, добавки, сою, то есть все продукты из натурального сырья. Соответственно, цена такая.

«Многие конкуренты применяют и различные нечестные инструменты, когда распространяют негативную информацию. Я не приемлю такие методы»

«Я ЗА ЧЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ»

— Давайте поговорим про конкурентов.

— Конкуренция с каждым годом растет. Чем больше становится рынок, тем больше он привлекает игроков. На сегодняшний день в московском регионе, наверное, около десятка халяль-производителей.

— Какие у вас отношения с конкурентами?

— Мы пересекаемся как минимум на профильных выставках, общаемся.

— В чем преимущество вашей продукции перед конкурентами? На что вы делаете ставку?

— Наше преимущество в том, что мы производим продукцию из натурального сырья. Мы эту идею и продвигаем. Я стараюсь максимально хорошо делать свое дело, на конкурентов не оглядываюсь, твердо убежден, что у каждого продукта есть свой покупатель. Я работаю со своим покупателем максимально улучшая сервис. Одно дело — продукт произвести и продать, но еще важно и как продать. Поэтому работаю над сервисом, над какими-то дополнительными удобствами для покупателей, жестко контролирую качество, его стабильность. В этой работе на конкурентов не смотрю, с их продуктами не сравниваю, потому что они тем или иным отличаются. Я и сам при продвижении продукта не использую антирекламу конкурентов, то есть не оговариваю их продукты, бренды. Я считаю, что покупатель сам проголосует своим рублем за товар. Я делаю максимально качественными, насколько могу, свои продукты. Я за честную конкуренцию. Знаю, что многие конкуренты применяют и различные нечестные инструменты, когда распространяют негативную информацию. Я не приемлю такие методы.

— Какова рентабельность производства?

— Порядка 6 - 7 процентов.

«В ОСНОВЕ ВСЕГО ЛЕЖИТ ДОВЕРИЕ»

— Только ли мусульмане покупают у вашу продукцию?

— По информации, которую я получаю из своих магазинов, наверное, половина покупателей не мусульмане. В наших магазинах высокие стандарты санитарии и гигиены, в них чисто, опрятный, вежливый персонал, качественные продукты. У покупателя есть дополнительное доверие к продукту, поскольку он контролируется не только санитарными службами, но и халяль-комитетом. Плюс многие покупатели отмечают, что мясные продукты халяль по вкусовым качествам превосходят обычные. Это связано с тем, что одним из основных принципов при убое является полное обескровливание животного. Убой животного происходит путем перерезания яремной вены, в это время сердце животного продолжает работать и выкачивает кровь. А при обычном убое в промышленности предварительно оглушают животное, а потом уже режут, в итоге часть крови остается в сосудах, тканях, а это ухудшает свойства мяса.

— Обычный человек может по виду отличить мясо халяль?

— Нет.

— Насколько я знаю, у вас на сайте можно заказать доставку продукции на дом. Эта услуга пользуется спросом?

— Пользуется, но не очень широко, потому что большинство хозяек предпочитает выбрать самостоятельно. Например, бутылка Coca-Cola, где бы ты ее ни купил — в супермаркете или ларьке — останется бутылкой Coca-Cola, а мясной продукт хозяйке хочется посмотреть со всех сторон. Поэтому услуга доставки не очень широко развита. Однако в Москве все равно есть категория занятых людей, которым не хочется терять время на поход в магазин, поэтому они предпочитают заказ на дом.

— Почему производство базируется именно в Воскресенске?

— Это 100 километров от Москвы, соответственно, стоимость помещений, рабочей силы ниже.

Награды

«ПО ПОВОДУ КРЫМА У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ МЫСЛИ»

— Собираетесь ли вы в будущем выходить за рамки производства мясной продукции? Есть же, например, халяль-зубная паста.

— На мой взгляд, халяль-зубная паста или халяль-вода и прочее — это лишь маркетинг, потому что не составляет труда найти зубную пасту, которая не содержит запрещенных ингредиентов. С арабского «хяляль» переводится как «разрешенный». Поэтому глупо, например, налаживать производство чайников халяль. Поэтому, на мой взгляд, это больше касается мясных продуктов, отчасти кондитерских. Это важно. А когда говорят о стаканах, воде, то, я думаю, это маркетинг — производитель пытается привлечь дополнительную аудиторию. У меня это вызывает улыбку.

Поэтому планы по расширению линейки продуктов есть, но они все связаны все-таки с мясом. Это производство замороженной пиццы, готовых блюд, расширение линейки полуфабрикатов.

— А территориально будете расширяться? Например, тот же новоприобретенный Крым, ведь там есть крымские татары.

— Да. Кстати, по поводу Крыма у меня появились мысли, как только в СМИ прошла информация о присоединении полуострова.

— К реализации еще не приступили?

— Еще нет. Но, по информации, которую я успел получить, в Крыму невысокая платежеспособность населения, невысокие доходы, поэтому надо выработать продукт эконом-класса, чтобы он был по карману потребителю.

— Какова годовая выручка компании?

— Порядка 300 миллионов рублей.

— Участвуете в специализированных выставках?

— Да, участвуем в ведущих российских выставках, в зарубежных — нет, потому что не вижу в них коммерческого смысла. Хотя интерес потребителей из Европы конкретно к нашему продукту есть. Ко мне уже поступало несколько предложений о поставках продукции в Европу, но, оценивая затраты на поставку и уровень потребления там, пока это нецелесообразно. У меня были предложения из Франции и Бельгии.

— Почему они сделали предложение именно вам?

— Несколько лет назад мне позвонили и сказали, что со мной хочет познакомиться один человек — первый контрабас лондонского королевского оркестра. Он по национальности татарин, мусульманин, употребляет продукцию халяль. Он приезжал в Москву к родственникам, купил наш продукт, который ему очень понравился. Он рассказал мне, что в Англии, где он покупает халяль-продукцию, она значительно хуже, поэтому хотел бы, как потребитель, видеть наш продукт на полках. После этого мне позвонили и сказали о возможности таких поставок.

Если пожелает Всевышний, мы рано или поздно продукцию будем экспортировать, но я надеюсь, что через какое-то время наши продукты появятся на орбитальной станции.

— Амбициозный план!

— Это не с точки зрения большого потребления, не думаю, что космонавты много едят, а с имиджевой точки зрения.

«...РАДИ ДОВОЛЬСТВА ВСЕВЫШНЕГО»

— Какое у вас хобби?

— Верховая езда.

— Какое отношение к религии? Читаете ли намаз?

— Да, безусловно, я соблюдаю все каноны религии: пятикратная молитва, пост в месяц Рамадан и прочее. Все, что является обязательным для мусульманина, я все выполняю и сторонюсь всего запретного.

— Каковы три секрета успешного бизнеса?

— Первое — требовательность к себе, второе — честность с партнерами и третье, которое, по сути, первое — начало бизнеса с правильным намерением, ради довольства Всевышнего.

— Дайте совет, как выбрать халяль-продукцию, чтобы точно не ошибиться.

— В нашем современном обществе потребителю практически невозможно отследить цепочку от момента забоя животного до готового продукта, поэтому можно лишь руководствоваться наличием подтверждающих документов, а именно сертификатов, внешним видом. Так или иначе элемент лотереи все равно остается. Окончательную оценку можно будет дать только после того, как продукт попробуешь.