ELG_7468.jpg
Евгения Даутова, Венера Иванова и Минтимер Шаймиев

БАНКОВСКИЕ ПОКОЛЕНИЯ

В татарском государственном театре оперы и балета им. Джалиля накануне прошел торжественный вечер, посвященный 150-й годовщине со дня основания казанского отделения Госбанка. Головная контора, кстати, старше нашей всего на четыре года и была основана в 1860 году.

— Когда я только пришел в Национальный банк, отмечали его 130-летие. Потом мы уже отмечали 140 лет, теперь — 150. 200 лет, я думаю, будут отмечать уже другие, — улыбаясь, начал приветственную речь председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев перед аудиторией ветеранов и действующих «бойцов» банковской отрасли. В зале его речь, помимо сотрудников регулятора, слушали первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, вице-премьер РТ Алексей Песошин, гости из других регионов, в том числе Москвы, и татарстанские банкиры.

Владелец группы ТФБ, включающей в себя после санации «БТА-Казань» уже три банка, Роберт Мусин расположился в первых рядах партера, а его сменщик на посту председателя совета директоров в «АК БАРС» Банке Валерий Сорокин с предправления крупнейшего банка РТ Робертом Миннегалиевым — чуть дальше. На соседнем с ними ряду корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил экс-главу татарского филиала Россельхозбанка Раиса Хамзина, который давно отошел от дел. В ложах первого и второго ярусов расселись следующие поколения банкиров — управляющий татарстанским ВТБ Камиль Юсупов, предправления банка «Аверс» Рустам Саяхов, председатель Татагропромбанка Андрей Юшканцев и другие. Сам Богачев сел на краю прохода, поскольку ему то и дело приходилось выходить на сцену за подарками, сзади него — его очаровательная супруга Лилия Богачева и глава Татфондбанка Ильдус Мингазетдинов. На соседнем с Богачевым кресле расположился Шаймиев, то и дело о чем-то с ним переговаривавшийся. Совладелец банка «Спурт» Евгения Даутова и предправления Автоградбанка Венера Иванова — недалеко от них.

«НИКТО НЕ СМОГ ДЕНЬГИ ВЫВЕСТИ ИЗ ТАТАРСТАНА, ХОТЯ ПОПЫТКИ БЫЛИ»

Банк России был создан в 1860 году указом императора Александра II для того, чтобы поднимать экономику, развивать финансовую систему страны. «Что удивительно, до 1911 года женщинам вообще запрещалось работать в государственном банке. Но когда я пришел 21 год назад, у нас уже практически не было в банке мужчин. Сегодня у нас соотношение равное, хотя мы больше доверяем женщинам, потому что они надежнее», — под аплодисменты зала заявил Богачев. Впрочем, когда дошло до традиционного для таких мероприятий вручения наград, названная им пропорция показалась несколько натянутой — из десятка лауреатов было всего пара мужчин.

Много теплых слов сказал Богачев, естественно, в адрес Шаймиева, который оказал ему вместе с тогда председателем Банка России Виктором Геращенко большое доверие. «Мы всегда работали в тесном сотрудничестве, при полной поддержке руководства республики, обеспечивая наличностью своевременную выплату зарплат, пенсий, социальных пособий», — подчеркнул Богачев, вспомнив те времена, когда многие области и территории России по 3 - 5 месяцев задерживали зарплаты, пенсии, воинское довольствие из-за отсутствия наличности в отделении Госбанка. «Президент, правительство у нас в республике всегда выплачивали все в срок. Где-то что-то, может быть, мы и нарушали, но задержек не было», — сказал председатель Нацбанка.

— Мы вместе с вами пережили четыре крупных банковских кризиса, особенно тяжелые в 1991 - 1993 годах. Денег не было, а мы что только не придумывали. Суррогатные бумаги, вексели, жетоны, расшивали платежи. Это все плохо, но помогало. Помню, тогда дошло до того, что вексели уже начали считать не штуками, а тоннами. Будят меня ночью — огромный пожар в Мамадыше, в нашем РКЦ. Горит хранилище. Я говорю: что там у нас хранится? Мне говорят: вексели минфина. Я говорю: сколько штук, на какую сумму? Мне: никакой суммы нет, их пять тонн, — под смех в зале рассказал Богачев. — Я говорю: пожарных не вызывать, пусть все сгорит! Хотя бы так перейти на наличные деньги.

Вспомнил председатель Нацбанка и времена, когда зайти в республику удавалось далеко не каждому федеральному банку.

— Мы долго не пускали иногородние банки. Особенно московские. Потому что мы знали, что цель была тогда — увести наши деньги. Татарстан — это все-таки нефть, химия, обработка, машиностроение. Все помнят эти фамилии: Гусинские, Смоленские, Виноградовы, Григорьевы. Это были насосы, отсосы. Потом мы это все прекратили: кредиты должны быть больше, чем вы здесь собрали. И когда грохнулись потом эти все банки, что творилось в Москве, других территориях! Огромные очереди! Если ты давал 100 тысяч, то тебе отдавали только 20 процентов. У нас же за эти годы не пострадал ни один вкладчик. Никто не смог деньги вывести, хотя попытки были, — вспомнил Богачев, отметив, что за это время Татарстан не потерял ни одного банка, в том числе из недавнего — АКБ «БТА-Казань». Сейчас, по его словам, проблем в банковской системе Татарстана нет.

ELG_7627.jpg
Евгений Богачев и Минтимер Шаймиев награждают Наилю Гильмутдинову

«Я ПО-ДРУЖЕСКИ ПОПРОСИЛ ЕГО ВОЗГЛАВИТЬ НАЦБАНК, И ОН СОГЛАСИЛСЯ»

По словам Шаймиева, учреждение Госбанка в Российской империи стало логическим продолжением действий «великого реформатора» Александра II, попытавшегося стимулировать развитие экономики через отмену крепостного права. «Дальше уже так продолжаться не могло — экономика должна была развиваться», — подчеркнул он, вспомнив, как сделал для себя открытие в том, что крепостное право сыграло решающую роль в закреплении территориальной целостности России.

— То, что Госбанк был учрежден в 1860 году, а казанское отделение спустя всего четыре года, говорит о том, что Казань уже тогда играла огромную роль. И сегодня так же не нужно бояться это признать. Это вклад всего нашего многонационального народа, через его труд мы достойно сегодня представлены перед всей страной, — подчеркнул Шаймиев.

По его словам, Богачев «какой был, такой и остался» — знакомство и дружба двух патриархов татарстанской политики и экономики, как выяснилось, длятся почти полвека — с тех пор, как им было по 30 лет. «Почему пал выбор на него? Такое не забывается в жизни. Это был 1993 год, и когда пропускаешь это все через сердце... Краткосрочные банковские кредиты доходили до 200 процентов годовых. В таких условиях, в такой инфляции я обратился к нему, предложил, по-дружески попросил его возглавить Нацбанк, и он согласился. Спасибо тебе, мы в тебе не ошиблись!» — обращаясь к Богачеву, под бурные аплодисменты отметил первый президент Татарстана.

Потом были слова поздравления от представителя ЦБ, Национального банка Республики Башкортостан, вице-президента ассоциации региональных банков России Яна Арта, Песошина и балет «Анюта», завершивший этот праздничный вечер.