На этой неделе комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ подвел итоги конкурса бизнес-проектов. Большинство победителей, которые получат гранты по 300 тысяч рублей, заявили, что планируют начать бизнес на селе: продавать козье молоко, выращивать индюшат, сажать ягоды. "Как вы считаете, какой бизнес следует начинать в кризис?" - с таким вопросом газета "БИЗНЕС Online " обратилась к топ-менеджерам и предпринимателям Татарстана.

Илшат Хайруллин, председатель совета директоров ОАО "Эдельвейс-групп":

- Чем напряженнее ситуация в стране, тем чаще вспоминают, что у предпринимателей появились новые возможности… Сейчас, пока большая волатильность на рынке, можно заниматься акциями и Форексом. Опять-таки это услуги населению, причем любые. Что касается торговли – любое предпринимательство начинается с торговли. Но со временем человек начинает понимать: зачем продавать ту вещь, которую можно производить самому? Мы сами так начинали - торговали газированной водой. Вот самая простая фабула. Но многое зависит от человека. Нужно заниматься тем, что человек знает, в чем понимает. Если я ничего не понимаю в балете, мне, наверное, даже балетные тапочки нельзя производить.

Рузаль Хамитов, директор "Центра охраны и мониторинга "СИТИ ГАРД":

- Аптеки можно открывать - они и раньше неплохо развивались и сейчас, я думаю, имеют своего покупателя. Сегодня при любом чихе население на фоне новостей об эпидемиях бежит в аптеку. Можно начать торговать продуктами питания, потому что в любые времена люди хотели и будут хотеть есть и пить. Другое дело, что товары надо предлагать доступные. Строительство – вряд ли. Производство – смотря какое.

Вообще сейчас проявляются многие тенденции, которые были характерны для 90-х годов. Надо только модернизировать, адаптировать под современность и использовать.

Нияз Гараев, директор рекламного агентства "ReAspect ":

- Сегодня хорош любой бизнес, который нацелен на продление срока службы: ремонт обуви, автомобилей, телефонов, бытовой техники - словом, всего, что ломается. Если раньше люди просто покупали новую вещь, то сегодня предпочитают ремонтировать, чинить. Магазины формата "у дома", думаю, будут популярностью пользоваться, поскольку торговые центры сейчас – далеко не для всех. Недорогой "фаст-фуд" востребован. Помню, как раньше на рынках торговали деревенским молоком в бидонах. Было дешево и вкусно.

Ринат Ибрагимов, директор ООО "Торговый дом "СОЛЛЕРС Казань":

- Говорить о начале большого производства, которое требует затрат на оборудование, на материалы, сегодня не приходится. Скорее всего, в кризис более востребованы услуги, та же торговля, возможно, небольшое производство без серьезных капиталовложений и затрат на технику.

Ирина Толмачева, директор ООО "Группа компаний "Коттедж-центр":

- В кризис можно заниматься тем же, что и раньше, но не стоит ждать сверхприбыли. Жить будут те отрасли, которые спасает государство. Стабильны сферы, связанные с продуктами питания. Неплохой вариант – сдача в аренду жилой недвижимости. Хотя начинать новый бизнес сейчас я бы не рискнула.

Борис Позняк, частный предприниматель:

- В такое беспокойное время лучше всего залечь на дно, умерить аппетиты и жить по средствам. Нервы могут пригодиться в дальнейшей жизни. Ну а тем, у кого остались деньги, нужно вкладываться в строительство – материалы так подешевели – или скупать недвижимость.

Венера Валиуллина, директор сети магазинов "Рикки Тикки":

- Среднего человека кризис особо не задел. Многие, как получали зарплату, так и получают. Может, правда, меньшую, но имеют возможность жить на то, что имеют. Потеряли те, кто многим обладал и еще большего хотел. Так вот им лучше обратиться к психологу. Что касается нового дела – везде спад и лучше ничего не начинать. Но, если бы знала ответ на ваш вопрос, то непременно бы начала.

Евгений Степанов, заместитель генерального директора ICL-КПО ВС:

- В любой кризис одна из самых стабильных отраслей – продукты питания для массового сегмента. Без хлеба человек не может существовать. Любая область, связанная с повседневной жизнью человека, несмотря ни на какие сложные экономические условия, будет развиваться. Кризис, на мой взгляд, не самое худшее время для начала собственного бизнеса. Если есть идея и ресурсы, можно за смешные деньги войти на какой-то рынок или даже попытаться создать новый рынок. Когда экономическая ситуация была стабильной, фирмы и предприятия активно развивались, нужно было затратить больше ресурсов, в том числе и денежных для начала и развития нового бизнеса. Конкуренция была жестче. Сегодня неплохое время для старта.

Марина Падюкина, начальник казанского филиала ЗАО ГКБ "Автоградбанк":

- Заняться можно тем, что связано с производством товаров народного потребления, продуктов питания и, может быть, сельским хозяйством. Но с сельским хозяйством нужно быть осторожным. Менее зависит от природных явлений животноводство. Хотя если к нам придет городской житель, который скажет, что хочет заняться разведением кур, ему вряд ли будет выдан кредит. По-прежнему успешна мелкая розничная торговля. Большие супермаркеты пришли и ушли, а мелкие магазинчики, близкие к потребителю, будут всегда.

Федор Кулаков, директор казанского представительства ИФК "Солид":

- Сейчас можно заняться бизнесом, в котором народ рассчитывается наличными деньгами и платит сразу: торговля, аптеки, парикмахерские – то, без чего люди не могут обойтись. Начинать дело, которым ты никогда не занимался, сейчас бессмысленно. Банки не выдают кредиты начинающим бизнесменам. Это только разговоры. Разве только пойти в бизнес-инкубаторы, посмотреть, под какие виды деятельности выдают гранты. Можно пойти на государственную службу или в крупную корпорацию (такую, как Сбербанк), где стабильная зарплата, и попытаться вырасти там. А потом, когда опять начнутся тучные годы, можно попытаться опять начать заниматься бизнесом.

Наталья Голобурдова,
Владимир Казанцев,
Евгений Макаров,
Ирина Калентьева