СПОРНЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Сегодня в Арбитражном суде РТ состоялось предварительное заседание по иску петербургского ООО «Арсагера», которое владеет 0,01% акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» к нефтехимическому гиганту. В своем иске миноритарий оспаривает оформленное в качестве пожертвования перечисление 2,8 млрд. рублей в бюджет Татарстана в рамках соглашения о компенсации перекрестного субсидирования, ставшего камнем преткновения между государственной Генерирующей компанией и контролирующей НКНХ группой «ТАИФ». В «Арсагере» считают, что таким образом был нанесен удар по интересам владельцев акций, которые уже потеряли на падении их курсовой стоимости и недополучат дивиденды. Для понимания масштаба и цены вопроса уточним, что НКНХ в минувшем году получил выручку в 126 млрд. рублей, а чистая прибыль составила 6,3 млрд. рублей (данные отчетности по МСФО).

Напомним, что вопрос об участии ТАИФа в перекрестном субсидировании в 2013 году стал причиной громкой судебной войны между ТГК-16 (контролирует группа «ТАИФ») и Генерирующей компанией. В апреле 2013 года Генкомпания подала иск к ТГК-16 о признании ничтожной сделки купли-продажи Нижнекамской ТЭЦ-1 и Казанской ТЭЦ-3. В исковом заявлении руководство ГК ни много ни мало утверждало, что сделка противоречила основам правопорядка и нравственности (!) и была направлена лишь на обогащение ТАИФа. Причиной той войны эксперты называли желание казанского Кремля заставить ТАИФ вернуть 3 с лишним млрд. рублей, недоплаченных последним за «перекрестку»... Конфликт разрешился неожиданным образом в мае 2013 года. По нашим данным, его разрешило вмешательство высших сил, то есть казанского Кремля. ГК отозвала свой иск к ОАО «ТГК-16» о признании ничтожной сделки купли-продажи в 2010 году двух ТЭЦ. В обмен на отзыв иска компания «ТАИФ» согласилась компенсировать средства, недополученные ГК за перекрестное субсидирование энерготарифов после перехода ОАО «ТГК-16» на прямые договоры с промышленными потребителями. Неофициально звучало, что ТАИФ выплатит 3,5 млрд. рублей. Судя по отчетности, так и произошло — из документов НКНХ и КОС следует, что они направили на «перекрестку» суммарно 3,4 млрд. рублей. Эти миллиарды, казалось бы, стали жирной точкой в деле Генерирующей компании против ТГК-16 (правильнее было бы сказать, госструктуры Татарстана «против ТАИФа»), элита республики получила четкий сигнал: неприкасаемых в РТ из числа олигархов и старых кланов нет.

Сегодня заседание суда прошло без истца, который предоставил ходатайство в письменном виде о проведении предварительного заседания без него в связи с отсутствием возможности направить представителя. Тем временем от ответчика («Нижнекамскнефтехим») пришел отзыв на исковое заявление на 10 страницах с приложением первичных и других документов.

83412042_640.jpg
Петербургское ООО «Арсагера», которое владеет 0,01% акций ОАО «Нижнекамскнефтехим»

«ИМЕЕТ МЕСТО ВСЕГО-НАВСЕГО КОРПОРАТИВНЫЙ ШАНТАЖ»

В отсутствии питерцев сегодня в ходе заседания имели возможность детально ответить на их претензии представители НКНХ. По словам одного из них, Михаила Раскина, требования «Арсагеры» не подлежат удовлетворению по нескольким причинам. «Мы, во-первых, не отрицаем факта, что 2,8 миллиарда рублей было перечислено в бюджет республики Татарстан в качестве пожертвования. Мы данный факт не скрывали. Он был приведен в бухгалтерской отчетности, которая, в свою очередь, была утверждена общим собранием, подавляющим числом голосов, более 99 процентов. Мы полагаем, что утверждения истца о том, что было нарушено право на получение дивидендов не соответствующим действительности», — заявил он.

— Дело в том, что истец является владельцем привилегированных акций, и нижняя граница его дивидендов прямо указана в уставе. Более того, за 2013 год истец получил дивиденды в большем размере, чем предусмотрено минимальной границей устава (предусмотрено 6 копеек на акцию, а получено было из расчета 1 рубльприм. ред.). Мы полагаем, что истец ошибочно относит пожертвования к форме распределения прибыли. Но это является прочими расходами. Кроме того, как мы уже указывали, аудиторы общества PricewaterhouseCoopers сделали заключение, что бухотчетность отражает достоверно все существенные факты, — заявил Раскин. — Что касается разумности и целесообразности несения определенных расходов. То они проверятся как советом директоров общества, так и общим собранием, при утверждении годовой отчетности общества.

Другой представитель «Нижнекамскнефтехима» в суде заявил, что «дело является простым». «На своем сайте истец заявил, что, скорее всего, проиграет процесс. Полагаем, что имеет место всего-навсего корпоративный шантаж, так называемый гринмейл. Мы ходатайствуем о переходе к основному судебному заседанию. Потому что для того чтобы вынести правильное решение по делу нужно всего лишь посмотреть на устав», — заявил он.

В результате суд назначил дело к разбирательству на 21 июля 2014, обязав истца представить в суд и ответчику письменные мотивированные возражения на отзыв.

АТАКА НА «НИЖНЕКАМСКШИНУ»

Тем временем напомним, что в начале июня Высший арбитражный суд РФ отказал миноритариям другого татарстанского нефтехимического предприятия — ОАО «Нижнекамскшина» — московскому ООО «Мириад Рус», которое владеет одной акцией компании, и кафмановому офшору Vulpes Russian Opportunities Fund с пакетом 6,226% акций в пересмотре дела об отчуждении активов компании в порядке надзора, сообщал «Интерфакс».

Миноритарии в судах трех инстанций пытались оспорить решение совета директоров «Нижнекамскшины», принятое в ноябре 2012 года, об одобрении сделок по отчуждению долей в четырех ООО: «Научно-технический центр «Кама» (НТЦ, согласно материалам «Нижнекамскшины», 99% долей были реализованы за 99 тыс. рублей или 0,002% от стоимости активов АО), «Нижнекамский завод грузовых шин» (НЗГШ, 99% за 990 тыс. рублей, 0,02%), «Комбинат питания «Шинник» (50% за 5 тыс. рублей, 0,00008%), «Соцбытобслуживание «Шинник» (СБО, 99% за 99 тыс. рублей, 0,002%). Арбитражный суд Татарстана в июле 2013 года в иске отказал. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение без изменения.

Обращаясь в ВАС, истцы указывали, что сделки являются недействительными, так как совершены с заинтересованностью по «явно заниженной стоимости». ВАС в свою очередь не нашел оснований для передачи дела в президиум суда, так как истцы ранее в суды нижестоящих инстанций не представили доказательства убыточности сделок и наступления неблагоприятных последствий для «Нижнекамскшины» или его акционеров. Также суды не нашли оснований для признания решений совета директоров недействительными по мотиву заинтересованности.

Впрочем, активных миноритариев «Нижнекамскшины» неудачи в судах не останавливают. В арбитражных судах находятся еще три дела, инициированных ими. В апелляционном суде повторно (после возращения кассационной инстанцией дела на новое рассмотрение в арбитражный суд Татарстана) рассматривается дело о признании недействительными допсоглашений к договору между ОАО «Нижнекамскшина» и ООО «Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим» о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, которыми регламентируется размер выплачиваемого вознаграждения управляющей компании.

Ранее апелляционный суд поддержал решения арбитражного суда Татарстана, отказавшего миноритариям в двух исках: об оспаривании договора займа между ОАО «Татнефть» (и ОАО «Нижнекамскшина» на сумму 991,8 млн. рублей), а также о признании недействительным решения собрания акционеров «Нижнекамскшины» от 14 июня 2013 года об одобрении сделок с заинтересованностью, в том числе допсоглашений к договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа компании ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», которыми устанавливается плата за выполнение управляющих функций.