Сергей Чемезов (в центре) на встрече с президентом России сообщил, что на КАМАЗе сокращений не планируется, наоборот, в Челнах ощущается нехватка кадров
Сергей Чемезов (в центре) на встрече с президентом России сообщил, что на КАМАЗе сокращений не планируется, наоборот, в Челнах ощущается нехватка кадров

ПРИСТУПИЛА К ОБЯЗАННОСТЯМ В ДЕНЬ СМЕХА

Сегодня КАМАЗ объявил о прекращении действия трудового контракта с заместителем генерального директора по персоналу и организационному развитию Анной Шилиной. Как сообщила пресс-служба компании, контракт расторгнут «по соглашению сторон». Временно исполняющим обязанности назначен руководитель службы трудовых отношений ОАО «КАМАЗ» Сергей Романюк. Кто займет должность камазовского эйчара, пока неизвестно.

Таким образом, Шилина не продержалась на челнинском автогиганте и трех месяцев. Приказ о назначении ее преемником заместителя генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию был подписан 12 марта 2014 года, а официально она приступила к исполнению обязанностей по стечению обстоятельств в день смеха — 1 апреля.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев отказался комментировать ситуацию, заметив, что ему «нечего добавить к официальному сообщению, размещенному на сайте компании». Однако из других источников, близких к руководству челнинского автогиганта, «БИЗНЕС Online» стало известно, что инициатива разрыва контракта исходила от Когогина. Шилина была принята на работу с испытательным сроком в три месяца и за это время не смогла завоевать доверие «рулевого» КАМАЗа.

Узнать мнение о случившемся у самой Шилиной не удалось, в ее приемной (правда, теперь уже бывшей) сегодня никто не поднимал трубку.

КАМАЗ НЕ СОКРАЩАЕТ ПЕРСОНАЛ, А «ПРИЮТИТ» РАБОТНИКОВ АВТОВАЗА

Назначение Шилиной было с самого начала воспринято неоднозначно. Она даже чисто внешне как-то не очень подходила для команды Когогина, ведь практически все топ-менеджеры челнинского автогиганта (за редким исключением) — это немолодые уже мужчины с сединой в волосах, опытные производственники, а тут 36-летняя блондинка из Москвы. До назначения на КАМАЗ Шилина работала в структурах управления персоналом в известных российских компаниях от менеджера по персоналу до руководителя направления, занимала должность заместителя генерального директора по персоналу в ОАО «Энергостройинвест-Холдинг» и ГК «ТЭК Мосэнерго».

«Шилину мы нашли через российское агентство, — пояснял в марте Афанасьев. — Причем поскольку требуется внедрение новых методов управления персоналом, искали специалистов из других компаний, которые уже прошли путь обновления и оптимизации. Речь идет не о сокращении, а о развитии, лучшем использовании потенциала персонала».

Напомним также, что Кирилл Пузырьков — давний член команды Когогина (еще со времен его работы главой Зеленодольска), занимавший должность эйчара КАМАЗа до Шилиной, 2 апреля был представлен коллективу ЗАО «Челныводоканал» в качестве генерального директора. Некоторые источники «БИЗНЕС Online» предположили тогда, что под давлением Daimler в ближайшее время КАМАЗ будет вынужден принять непопулярные меры в области социальной политики и управления персоналом. Если это так, должность замгендиректора по персоналу станет, как говорят в таких случаях, «расстрельной». И, дескать, Когогин решил вывести из-под удара Пузырькова, а Шилина, сделав все необходимое и собрав на себя весь негатив, вернется в Москву.

Кирилл Пузырьков
Предшественник Шилиной Кирилл Пузырьков был назначен гендиректором ЗАО «Челныводоканал»

Однако сегодня стало известно о том, что КАМАЗ собирается не сокращать персонал, а принять на работу рабочих и инженеров, сокращенных с АвтоВАЗа. Об этом сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с президентом Владимиром Путиным.

«Вынуждены, наверное, будем проводить небольшое сокращение, но надеемся, что мы этих людей трудоустроим. У нас как раз сегодня в Набережных Челнах не хватает специалистов. Будем проводить работу с тем, чтобы часть специалистов перевести в Набережные Челны», — заявил Чемезов.

«Да, мы рассматриваем возможность привлечения уволенных с АвтоВАЗа высококвалифицированных рабочих, инженеров и технологов, — сообщил «БИЗНЕС Online» Афанасьев. — У нас полтора года нет никаких увольнений, и на этот год не планируется. Если только не случится обвал экономики, как в 2008 году. Но это уже не от нас зависит. В настоящее время предприятие работает стабильно, на производстве нет сокращений и простоев».

Как сообщалось ранее, во второй половине 2014 года на АвтоВАЗе начнется программа по оптимизации численности персонала, которая позволит сократить штат автозавода до 42,3 тыс. рабочих по всем подразделения. Это предполагает высвобождение 5,5 тыс. рабочих от фактической численности, из которых 2 тыс. подпадут под сокращение.

«ИНОГДА БОЛЬШУЮ МАХИНУ БЫВАЕТ СЛОЖНО СДВИНУТЬ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметив, что довольно редко топ-менеджеры не проходят испытательный срок, подчеркнули, что человека приглашают на работу для выполнения глобальных задач, но часто само предприятие бывает не готово к таким переменам.

Елена Садыкова — представитель кадровой компании Kelly Services в Казани:

— В моей практике был только один случай, когда испытательный срок не прошел региональный представитель фармкомпании, то есть человек, отвечающий за несколько регионов. Это очень редкая ситуация. На такие должности берут не абы кого, там очень тщательно подбирают кандидатуру. Я думаю, КАМАЗ сейчас пытается выйти на новый уровень менеджмента, но это не всегда воспринимается позитивно с первой попытки. Потому что старые менеджеры же никуда не ушли, они сидят на месте, и как-то резко их поменять на новых очень сложно. В любом случае, когда мы ищем специалиста на предприятие, скажем так, с советским прошлым, мы стараемся подобрать людей, имеющих опыт работы в таких предприятиях.

Вполне возможно, что на КАМАЗе не смогли сработаться с Шилиной из-за того, что у нее совершенно другая корпоративная культура, иное понимание положения вещей и более жесткие требования. С другой стороны, какой же она эйчар, если не настолько гибка, чтобы приспособиться и подстроиться под другую корпоративную культуру? А может быть, она решила вернуться в Москву из-за личных вопросов — мы ведь точно не знаем. Вообще, судя по сообщениям СМИ, в топ-менеджменте КАМАЗа в последнее время идет ротация кадров. Тот же Пузырьков ушел в Челныводоканал, Юрий Клочков — в Мотовилихинские заводы. Это говорит о том, что на предприятии что-то меняется, идет активная работа, а ведь каждый вновь назначенный человек придает новый импульс работе. И я думаю, что если в следующий раз на КАМАЗ пригласят молодую блондинку, то с ней уже лучше договорятся, поскольку у них уже будет некий опыт.

Ольга Трифонова — директор по ПФО рекрутинговой компании «Бигл»:

— Не часто, но такие ситуации появляются, когда топ-менеджер не проходит испытательный срок. Как правило, при принятии на работу топ-менеджера через кадровое агентство, компания оплачивает большой гонорар. Поэтому кандидатура выбирается очень тщательно, все решения принимаются взвешенные. Почему у человека не получилось? Причин может быть несколько: профессиональные компетенции, личностные качества. Но в данном случае речь идет о реакции топ-менеджера — она же из Москвы переехала. Поэтому здесь очень важно учитывать и условия переезда. Региональные особенности могут осложнять адаптацию человека на новом месте. Но в любом случае профессиональный провайдер обязательно должен сделать замену по гарантийным обязательствам. Я думаю, КАМАЗ не останется внакладе, он получит нового сотрудника бесплатно. Ну, а у кандидата, не прошедшего испытательный срок, резюме, конечно, будет выглядеть не совсем идеальным.

Кстати, часто так бывает, что человека приглашают на работу для выполнения глобальных задач, но само предприятие бывает не готово к таким переменам. Возможно, на КАМАЗе случилось именно так. Когда начинают внедряться новые стандарты, возникают споры, сопротивление. Особенно в больших компаниях очень сложно внедрить серьезные изменения. То есть руководство компании понимает, что изменения назрели, их необходимо внедрять, но персонал не хочет перестраиваться, иногда такую большую махину очень сложно бывает сдвинуть.