ЗА 5 МЕСЯЦЕВ В РТ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГИБЛИ 34 ЧЕЛОВЕКА

В Татарстане с 1 июля по 1 октября будет проведен трехмесячник по обеспечению безопасности высотных работ на строящихся объектах — такое решение было принято накануне вечером на заседании республиканской межведомственной комиссии по охране труда у первого вице-премьер РТ Алексея Песошина. С предложением провести усиленный контроль над строительными объектами в самое горячее для строителей время выступило министерство труда, занятости и социальной защиты. В это время с участием муниципалитетов, СРО, профсоюзов, контролирующих ведомств планируются объезды стройплощадок, пояснила газете «БИЗНЕС Online» начальник отдела государственного управления охраной труда минтруда РТ Татьяна Манжосова.

«Кто-то штрафует, кто-то приостанавливает, кто-то готовит нормативные документы, фото-, видеоматериалы, выявляет и рекомендует какие-то меры, — описала Манжосова мероприятия трехмесячника. — Но как минимум раз в две недели необходимо посещать эти объекты, выявлять, предотвращать нарушения, которые могут привести к гибели людей».

Введение трехмесячника стало продолжением борьбы республиканских властей с лаврами Татарстана, как региона-лидера по производственному травматизму. Как стало известно на днях, премьер-министр РТ Ильдар Халиков подписал постановление «О мерах по улучшению состояния условий и охраны труда в РТ». Документ поручает министерствам проанализировать причины высокого травматизма на производстве и принять меры для их устранения.

Автосалон Porshe
Из-за нарушений требований к обеспечению безопасности закрыта стройка автосалона Porsche

Как пояснила «БИЗНЕС Online» Манжосова, цель документа — объединить усилия всех структур, задействованных в этом вопросе. Наибольший блок поручений адресован министерству труда, занятости и социальной защиты, которое и стало ответственным за исполнение документа. Минтруд, в частности, должен ежемесячно докладывать в кабмин о произошедших ЧП и принятых мерах в отношении виновных. В районах ему поручено провести семинары «о механизмах экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда». Кроме того, чиновникам министерства будет необходимо проанализировать причины высокого производственного травматизма работников на транспорте.

Минтрансу до 1 июля необходимо провести внеочередную коллегию, чтобы обсудить создание безопасных условий труда и безопасность на дорогах. Минпромторгу до 1 августа нужно проанализировать безопасность труда на предприятиях, работающих в сфере энергетики. Минзему предписано на постоянной основе организовать через госпредставителей, входящих в совет директоров компаний с госучастием, анализ случаев производственного травматизма. Силовому блоку — прокуратуре РТ, следственному комитету — совместно с госинспекцией по труду премьер поручил «расширить практику взаимодействия» при расследовании причин трагедий и так же ежемесячно докладывать о результатах в правительство.

Федерации профсоюзов предложено добиваться включения в коллективные договоры обязательств, направленных на улучшение условий труда, а саморегулируемой организации «Содружество строителей РТ» — провести анализ контрольных проверок.

Отметим, что Халиков подписал постановление 10 июня, через 2 дня после того, как Государственная инспекция труда в РТ обнародовала данные о травматизме за 5 месяцев 2014 года. За это время произошло 57 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (за аналогичный период 2013 года — 75), 7 групповых (2013 — 12) и 31 случай со смертельным исходом (2013 — 35), в которых погибли 34 человека (2013 — 38).

В целом по прошлому году, по данным Госинспекции по труду, на предприятиях РТ произошел 31 групповой несчастный случай (в 2012 году — 33), 174 тяжелых (в 2012 году — 195) и 77 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2012 году — 90), в которых погибли 99 человек (в 2012 году — 111). Рост смертельного травматизма был отмечен на предприятиях транспорта — с 12 до 16.

ПАРАЛИЧ СТРОЙКИ ОСТАНАВЛИВАЕТ БЕЗОБРАЗИЯ С ОХРАНОЙ ТРУДА

В республике более жестко стали подходить к нарушениям на строительных объектах. С одной стороны, налицо сокращение случаев «строительного» травматизма. Если за 5 месяцев прошлого года на стройках погибли 17 человек, то в течение этих 5 месяцев — 12. Но, понятно, это совсем не то, что нужно. Погибших не должно быть в принципе.

«Если смотреть, оценивать обстоятельства несчастных случаев, которые имеют место в строительстве сегодня, то основное у нас — падение работников с высоты, — привела цифры Манжосова. — Это почти половина всех случаев гибели на производстве».

Одним из активно применяющихся в этом году инструментов воспитания работодателей становится «паралич» стройки, когда через суд работа предприятия просто приостанавливается. Если выявляются грубые нарушения по охране труда, государственная инспекция труда активно применяет этот кнут. Штрафы, предел которых для юрлица — 50 тыс. рублей, эффекта не приносят.

«Поэтому было принято решение в летний строительный сезон, когда идет огромный объем строительных работ и на государственных, и на коммерческих объектах, активнее применять приостановку деятельности, — объяснила Манжосова. — Это останавливает факты безобразного поведения и работников, и работодателей на строящемся объекте».

ЖК «Золотая подкова»
Одним из активно применяющихся в этом году инструментов воспитания работодателей становится «паралич» стройки (ЖК «Золотая подкова»)

В КАЗАНИ ПАРАЛИЧОМ «ЛЕЧАТ» ПЯТЬ СТРОЕК

По итогам мая приостановлено уже пять строек, контролируют исполнение решения суда государственная инспекция труда и судебные приставы. К приостановленным в мае стройкам добавились детский сад во дворе дома на ул. Мавлютова, 35 (объект ООО «СК «Магистраль»), и многоэтажка на ул. Рабочей, 5 (ООО «МонолитСтройМастер»). Сегодня директор ООО «СК «Магистраль» Марат Закиров сообщил «БИЗНЕС Online», что выявленные нарушения они устранили, причем замечания были «мелкими».

«Генеральная задача — это снижение травматизма на производстве, — рассказал «БИЗНЕС Online» начальник государственной инспекции труда Евгений Костюшин. — Она может быть решена не только наказанием нарушителей».

В качестве примера он привел работу координационного совета по охране труда в Зеленодольском районе — они созданы по поручению правительства РТ. Совет состоит не из чиновников, а из специалистов по безопасности труда районных предприятий.

Детский сад во дворе дома на ул. Мавлютова, 35
Строительство детского сада во дворе дома на ул. Мавлютова также было недавно заморожено

«В Зеленодольске отнеслись к этому поручению премьер-министра не формально, — рассказал Костюшин. — Люди, которые долго работали в этой сфере, имеют профессиональное образование, выезжают на различные предприятия. И просто дают советы, что, где и как надо исправить».

Впрочем, к советам экспертов прислушиваются не везде — и тогда принимаются меры. Так, собственно, получилось со строящейся развязкой на йошкар-олинском кольце трассы Казань — Зеленодольск. «Свиягадорстрой» здесь допустил ряд нарушений, но проигнорировал предложения по их устранению. И тогда по обращению координационного совета Гострудинспекция начала проверку.

«Здесь был выявлен букет нарушений и не только по охране труда, но и по безопасности участников дорожного движения», — объяснил Костюшин, добавив, что трасса ночью не освещается, есть проблемы и с ограждением. Соответствующее письмо было направлено и в ГИБДД РТ. Часть нарушений после выезда инспекторов начали исправлять, однако недостаточно активно. Собеседник «БИЗНЕС Online» не исключил, что возможно приостановление строительства развязки.

«Строителей предупредили, но если они исправляться не хотят, нужны другие меры, — отметил Костюшин. — Но перед этим необходимо дать возможность исправиться».

Отметим, что компания «Свиягадорстрой» близка к известному в Татарстане предпринимателю, депутату Госсовета РТ Равилю Зиганшину — гендиректору ПСО «Казань». Его супруга Светлана Зиганшина является учредителем ООО «Свиягастрой», которое, в свою очередь, на 25% владеет «Свиягадорстроем». Связаться с руководством ООО «Свиягадорстрой» газете «БИЗНЕС Online» не удалось — в приемной сообщили, что гендиректор находится в командировке.

Этот опыт сотрудничества с районным советом по охране труда Костюшин считает положительным. В конце концов, два десятка инспекторов службы не в состоянии охватить вниманием все объекты республики. А такая помощь бизнесу с устранением нарушений с одной стороны и нетерпимостью к злостным нарушителям с другой может принести свои плоды.

Если ставить целью снижение травматизма, то «наваливаться» на проблему надо всем миром, считает Костюшин. Координационный совет района может очень деликатно помочь бизнесу в этом вопросе — это не контролер, а, скорее, советчик. Это проверка без штрафа не уйдет. А совет подскажет, поможет, но уж если не будет реакции, появится петиция и масса проверяющих.

«Это укладывается в ту точку зрения, которую озвучивает сейчас прокурор республики: нельзя кошмарить бизнес, — продолжает он. — Но если бизнес сам не хочет принципиально соблюдать элементарные правила разумности и охраны труда, ничего другого уже не остается. Нужно жестко реагировать».

Разумеется, строители могут и проигнорировать запрет на работы. Но это, скорее, исключение из правила — в этом случае не исключено и возбуждение уголовного дела за нарушение решения суда. Такой вариант развития событий может грозить, в частности, «Магистрали», игнорировавшей требования инспекции.

Разумеется, строители могут и проигнорировать запрет на работы. Но это, скорее, исключение из правил

КОГДА НАШЕ РУССКОЕ АВОСЬ НЕ ПРОХОДИТ

Ольга Глухова — руководитель проектов НП «Эксперты рынка труда»:

— Остановка стройплощадки — это, конечно, не метод повышения эффективности труда на стройпрощадках, это уже штрафные санкции. Но работодатели по закону обязаны обеспечить охрану труда своих сотрудников. Необходимо на рабочих местах производить комплекс мер, направленных на охрану труда. Это не только объяснительная работа и использование определенных регламентов работы, но и в то же время повышение рабочей культуры в этой среде, в среде строителей. Как мы знаем, порой сами сотрудники, рабочие, строители к охране труда относятся весьма посредственно, сами признают, что некоторые моменты нарушают даже в тех случаях, когда работодатель полностью выполняет правила по охране труда. Это как наше русское авось. Грубо говоря, рабочий обязан ходить в каске, а он не хочет ее надевать. Это действительно случается, это самый простой пример. При этом контролирующие органы обязаны контролировать охрану труда на объектах строительства — это травмоопасные объекты, травмоопасные специальности и вообще вид деятельности. Если ничего другое не помогает, то как вынужденная мера необходимо приостанавливать стройку. Это, конечно, редко встречается, это уже крайний случай.

Не исключено приостановление строительства развязки

Рустем Юнусов — директор ООО «Фарус»:

— Если люди не хотят соблюдать правила, их никак не заставишь, но, наверное, какие-то это должно дать результаты. У нас народ такой — пока что-то сильно серьезное не скажут, мы не думаем о безопасности. Но, слава Богу, нас Бог миловал, за 20 лет серьезных ЧП не было.

В вопросе безопасности никто ничего нового не придумал, все давно придумано до нас. Просто нужно соблюдать то, что положено. Все правила, инструктаж. Чтобы все мастера серьезно относились к безопасности, а не просто ставили галочки в журнале инструктажа техники безопасности с чувством выполненного долга. Если соблюдать правила, все будет нормально.

У нас ведь как обычно все происходит? У нас борются с уже свершившимся фактом, о предупреждении у нас забывают. Не заинтересовывают людей в том, чтобы они относились к этому серьезнее. У нас упал с крана, разбился рабочий, все сразу начинают бороться. Бороться с тем, что уже случилось, ты хоть 500 штрафов наложи, человека не вернешь к жизни. Карательными методами многого не достигнешь.

Альмир Салахов — заслуженный строитель РТ:

— Остановка строек как мера тоже имеет право на существование. Но охрана труда, с моей точки зрения, предполагает глубокую системную работу, основанную на подготовке кадров, на воспитании, на формировании стабильных трудовых коллективов. Никогда порядка на стройке не будет, если туда будут приходить временные люди без соответствующей подготовки. Это вопрос номер один. Людей надо учить. Это у нас было в недалеком прошлом.
Конечно, еще один важный шаг — ответственность руководителей всех уровней, включая самое верхнее звено, за состояние техники безопасности. Это очень важный вопрос, которому, как мне кажется, сегодня не уделяется должного внимания.

А остановить стройку? Можно, если там вопиющее безобразие. Может быть, это так. Но надо причину искать, а причина этого в отсутствии системной работы в подготовке кадров. Надо следить за тем, кто обучает людей технике безопасности, как он это делает, какая у людей спецодежда, это тоже принципиально важно. Где люди обедают — тоже важно. Все это было. Если на наш объект приезжал секретарь городского комитета партии, он первым делом требовал от меня: покажи, где обедают люди, в каком состоянии у них бытовки. Дисциплина труда и уважение к технике безопасности начинается отсюда.