Спад в экономике наносит удар по рекламному рынку, в том числе по самому дорогостоящему его сегменту – телерекламе. В летние месяцы 2009 года телеканалы заработают на рекламе на 25-30% меньше, чем в прошлом году, прогнозирует "Видео интернешнл". Спада ждут и на татарстанских телеканалах. "Эфир" упреждающе ответил на это скидкой в 30%.

РЕКЛАМОДАТЕЛИ ЭКОНОМЯТ

В первые три месяца года рекламодатели в России, по данным АКАР, потратили на свое присутствие в телеэфире примерно 24 млрд. рублей - на 20% меньше, чем за тот же период 2008 года. Апрель был для телеканалов более удачным — падение по сравнению с прошлым годом составило 17%. Но в мае произошел новый обвал, сообщил ведущей деловой газете "Ведомости" гендиректор крупнейшего в стране селлера "Видео интернешнл" Сергей Васильев. А летом, по его прогнозу, телеканалы могут недосчитаться почти трети своих рекламных доходов (25-30%).

Правда, ВИ ожидает, что к концу года объемы продаж рекламы на телеканалах вернутся к уровню 2008 года. К октябрю-ноябрю рынок может, по прогнозу главы ВИ, вернуться к апрельской цифре снижения размещения, а в декабре доходы телеканалов впервые в 2009 году покажут рост — 8% к декабрю 2007 года. Оговоримся, что такие прогнозы очень сильно похожи на заклинания правительственных чиновников – все, мол, скоро образуется и кризис вот-вот пройдет.

Рекламодатели как никогда критично подходят к маркетинговым тратам, говорят специалисты: обычно компании и так тратят в конце весны — летом меньше всего из-за традиционного снижения потребления товаров и услуг и телесмотрения, но в этом году они еще больше жертвуют летними бюджетами в пользу осени — зимы, когда, опять же традиционно, происходит рост продаж.

В ближайшие месяцы рынок ждет еще большее падение, чем в I квартале, соглашается в интервью тем же "Ведомостям" управляющий директор Aegis Media Андрей Брайович: компании выжидают и набираются опыта на кризисном рынке. Но вовсе не факт, замечает он, что осенью рекламодатели будут готовы потратить больше, чем летом: если спрос так и не вырастет, компании не станут увеличивать присутствие в телеэфире.

ТНВ: РЫНОК ТЕЛЕРЕКЛАМЫ В ТАТАРСТАНЕ УПАЛ НА 40%

Состояние рекламного рынка вызывает беспокойство и у татарстанских телеканалов.  

Как сказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Марина Коновалова, коммерческий директор ОАО "ТРК "Новый Век", падение объемов рекламы в январе-марте на канале "Новый Век" составило 11-22%. "Но это незначительное падение на фоне того, что в целом на общереспубликанском рынке телевидения объемы рекламы снизились на 40 процентов, - считает Коновалова. – А больше всего пострадали радиостанции, где рекламы стало меньше на 60 процентов". В апреле-мае снижение объемов рекламы на ТНВ уже не отмечают. "Дальнейший наш прогноз таков, что летом ситуация ухудшится, поскольку многие рекламные бюджеты будут корректироваться, - подтверждает прогноз "Видео интернешнл" Коновалова. - На радио же напротив, летом рекламный сезон будет в самом разгаре. В ноябре-декабре, по моему мнению, рекламный рынок должен выйти в плюс".

Марина Коновалова считает, что сокращение стоимости рекламной секунды, на которое идут сегодня некоторые телеканалы, чтобы забить блоки рекламы, довольно рискованно. "Этим можно только все испортить, "избаловать" рекламодателей. Осенью, когда ситуация начнет налаживаться, за эти цены мы будем предлагать только неликвидное время", - говорит коммерческий директор ТНВ.  

На ТНВ отмечают, что в связи с кризисом ушли такие рекламодатели как автосалоны, строительные организации, отчасти – банки. Но пришли другие –представители малого и среднего бизнеса, производители товаров. Размещают рекламу и некоторые крупные предприятия Татарстана, особенно те, на которых приняты и работают антикризисные программы.  

На фоне спада рынка другие телеканалы проводят политику снижения цен, маскируя ее, видимо, под сезонные акции. Так, ведущий телеканал Казани "Эфир" (собирающий львиную долю телерекламы в столице РТ) предоставляет на летний сезон своим рекламодателям скидку в… 30%.   Правда, в службе продаж "Эфира" утверждают, что с кризисом акция никак не связана.

"Старт акции со скидками в 30 процентов - это не кризисная ситуация, - заявила корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Флюза Яруллина, менеджер по рекламе ТК "Эфир". - Это традиционная акция "Эфира", которую телекомпания предлагает своим заказчикам и партнерам каждое лето. Акция будет проходить с 15 июня до 15 августа. Что касается увеличения или уменьшения количества рекламодателей, могу сказать лишь как рекламный менеджер – активность рекламодателей к "Эфиру" не упала. Наоборот, есть даже небольшой приток, на мой взгляд, процентов на 10". Тем не менее, в эти же дни телекомпания объявила о снижении цен на 20% на рекламу размещаемую   в своей самой рейтинговой программе "Город". По мнению наблюдателей, для "Эфира" это нетривиальный шаг.  

От дальнейших комментариев Яруллина отказалась, порекомендовав обратиться к коммерческому директору "Эфира" Алене Ермолаевой, которая в настоящее время находится в отпуске, и поэтому оказалась недоступной для комментариев.

БИЗНЕС Online