Сергей Когогин (в центре) возглавил совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы»
Сергей Когогин (в центре) возглавил совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы»

ДВОЕ С КАМАЗА

О предстоящей смене руководства ОАО «Мотовилихинские заводы» стало известно в мае, после того, как контроль над предприятием получила госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым. Борьба между «Ростехом» и НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) за контроль над предприятием шла несколько лет, в результате стороны смогли найти компромисс: УВЗ согласился продать свои 15% акций «Мотовилихи» «Ростеху» в обмен на уступку около 30% акций челябинского НПО «Электромашина». В результате закрытия сделки доля «Ростеха» в стратегически важном для него пермском заводе «Мотовилихе» вырастет до 50%.

Сегодня на внеочередном собрании акционеры «Мотовилихи» голосовали за предложенное Чемезовым новое руководство компании. До последнего момента сохранялась интрига, однако, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Мотовилихинские заводы», результат голосования оказался более чем убедительным — за кандидатуру исполнительного директора КАМАЗа (входит в состав госкорпорации) Юрия Клочкова на должность гендиректора «Мотовилихи» проголосовало 94,84% от списочного состава держателей акций.

Некоторым сюрпризом голосования можно назвать избрание генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина на пост председателя совета директоров «Мотовилихи». Правда, в отличие от Клочкова, Когогин эту должность может совмещать без отрыва от основной работы в Набережных Челнах.

Юрий Клочков - новый генеральный директор компании
Юрий Клочков – новый генеральный директор компании

ГЛАЗА И РУКИ ЧЕМЕЗОВА

Таким образом, благодаря Чемезову два топ-менеджера КАМАЗа получили полный управленческий контроль над «Мотовилихой». Можно сказать, что это уже стало доброй традицией. Напомним, что теперь уже бывший руководитель ОАО «Мотовилихинские заводы» Николай Бухвалов возглавил машхолдинг в 2009 году, сменив на этой должности Ивана Костина, приехавшего в Пермь также с должности руководителя КАМАЗа. Стоит также заметить, что выходцы из Татарстана в последние годы, как правило, оказывали заметное влияние на «Мотовилиху» — кроме камазовских менеджеров совладельцами его много лет были депутаты Госдумы РФ от РТ Рафаэль Гималов и Марат Загидуллов (последний известен также как быший сити-менеджер Казани).

Эксперты связывают кадровые перестановки с рекордным гособоронзаказом в размере 3,8 млрд. рублей, полученным в этом году «Мотовилихой» и не менее заманчивыми перспективами на последующие годы — к 2015 году предприятие намерено выпускать военную технику на 10 млрд. рублей в год. В самом «Ростехе» говорят, что назначение Клочкова «обусловлено необходимостью контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия».

Впрочем, как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, исполнительный директор ОАО «КАМАЗ» не имел к финансам никакого отношения, он полностью контролировал производственную часть автозавода.

«Нас с «Мотовилихой» всегда связывали достаточно крепкие партнерские отношения. Связано это в первую очередь с тем, что вся военная техника, которая создается на пермском заводе, в том числе и перспективная, производится на нашем шасси. С этой точки зрения мы с «Мотовилихой» работаем очень плотно. Но связывать единую технологическую цепочку по некоторым позициям двух предприятий с назначением Клочкова не стоит», — сказал Афанасьев.

«Я думаю, что решение о переходе Юрия Петровича в Пермь было обдуманным и, что называется, оно не с бухты-барахты. Тем более что переход на «Мотовилиху» с КАМАЗа, можно сказать, уже почти традиция. Клочков закончил Пермский политехнический институт, после чего был направлен на КАМАЗ, будучи еще совсем молодым инженером, и всю жизнь проработал у нас. На должность исполнительного директора он был назначен в 2007 году», — рассказал он. Афанасьев не стал раскрывать имя того, кто заменит Клочкова. «Решение о том, кто станет исполнительным директором КАМАЗа, будет обнародовано, скорее всего, в понедельник», — сообщил руководитель пресс-службы автозавода.

Впрочем, как ранее уже сообщал «БИЗНЕС Online», в качестве преемника Клочкова рассматривается кандидатура директора завода двигателей Юрия Герасимова.

«ЭТО ЧИСТО КАДРОВОЕ РЕШЕНИЕ»

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не видит какой-то политической подоплеки в кадровых перестановках на «Мотовилихе». «Это исключительно управленческое решение Чемезова, который хочет видеть на ответственном посту того менеджера, который будет наиболее эффективным работником и лучше подходит для управления предприятием. Что же касается должности председателя совета директоров, которую занял Сергей Когогин, это все-таки будет стратегическое управление, и господин Когогин все равно в основном будет заниматься КАМАЗом. У «Ростеха» более 400 предприятий, я не думаю, что Чемезов к кому-то относится хуже, к кому-то лучше. Нет оснований предполагать, что КАМАЗу он отдает какое-то предпочтение», — отметил эксперт.