НА ЭТИ ДЕНЬГИ ОНИ БУДУТ ВЫРАЩИВАТЬ ИНДЮШАТ, САЖАТЬ ЗЕМЛЯНИКУ, ПРОДАВАТЬ КОЗЬЕ МОЛОКО…

В канун Дня российского предпринимателя комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ официально подвел итоги конкурса бизнес-проектов, который проводился с целью оказать поддержку начинающим субъектам малого предпринимательства в приоритетных отраслях республики.

Об итогах конкурса газете "БИЗНЕС Online" рассказывает Наталья Таркаева, зам. председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.

ЭЛЕМЕНТАРНО, БИЗНЕСМЕН!

- Наталья Александровна, сколько бизнес-проектов поступило на конкурс?

- Очень много – 230. Из них 95 прошли конкурсный отбор, признаны победителями, и все они, заявители–предприниматели, получат гранты в размере 300 тысяч рублей.

В конкурсе участвовали, в основном, селяне, их было более 90 процентов. Не очень активно выступили города, но мы на них и не особо рассчитывали. Ведь большая часть программы делалась именно для сельских районов, для крестьянско-фермерских хозяйств, для тех, кто работает на земле…

- Скажите, какие типичные ошибки допустили участники конкурса?

- Первое, на что предприниматели, к сожалению,   не очень обратили внимание, – это правила оформления документов. А ведь мы подошли к участникам конкурса, в общем-то, достаточно мягко. Сделали и выставили на сайте нашего комитета примерный, причем, облегченный бизнес-план, всего на четыре страницы. Это даже не бизнес-план, а технико-экономическое обоснование. В нем, по сути, заданы те вопросы, на которые обязан знать ответ каждый предприниматель. Где он возьмет оборудование? Когда наступит срок окупаемости? Кому будет продавать свою продукцию?..

Человек, который не знает ответов на эти вопросы, не предприниматель, и становиться им, видимо, не собирается.

Потом, учитывая, что это конкурс и что мы несем некоторую ответственность за тех, кому предоставляем гранты, мы просили оформить документы определенным образом. Какие нужны документы и правила их оформления тоже были на сайте. Это нужно не только и не столько нам, сколько для бюджетного контроля. Мы должны иметь подтверждающие документы от тех, кому выдаем гранты.

- Наверное, оформить бумаги – не слишком сложное дело. Все-таки это же не бизнес раскрутить…

- Однако не все участники справились. Скажем, было элементарное требование – подать заявку в двух экземплярах в двух конвертах, оба экземпляра должны быть прошиты. Так делается всегда, практически на всех конкурсах, – оригинал и копия. Для того чтобы конкурсная комиссия могла работать с копией, не вскрывая оригинал.

К сожалению, многие предприниматели отнеслись легкомысленно к требованиям по оформлению. Одни не доложили документы, другие приложили те документы, которые, собственно, мы не просили, но не предоставили те, что были нужны. Ну и часть конкурсантов просто элементарно поленилась их сшить…

- А в сроки все уложились?

- Нет, проблемы возникли и с этим. Последний день сдачи документов был 28 апреля до шести вечера. Очень много людей пришло после шести вечера, приходили даже на следующий день. Мы им сообщали, что у нас будет следующий этап, и они смогут подать свои заявки на него.

БОЛЬШЕ РАБОЧИХ МЕСТ

- Какие же были на конкурсе бизнес-проекты?

- Мы предлагали разнообразную технику для сельскохозяйственных работ – она, к слову, также была представлена на нашем сайте. И было много заявок на автотранспортную технику, на УАЗ "Фермер", на тракторы для механизации сельскохозяйственного труда…

Однако комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, как государственный орган, более ориентирован на те проекты, которые создают больше рабочих мест. Все-таки один, например, трактор создает одно рабочее место, пусть два, включая механика, а вот одна пилорама – восемь рабочих мест, мини-пекарня – пять рабочих мест. Разница чувствуется сразу. Поэтому предлагавшееся количество занятых конкретными видами деятельности, безусловно, тоже имело большое значение.

- В каких районах оказалось больше всего селян, готовых заняться бизнесом?

- Самыми активными были Бугульминский, Дрожжановский, Кукморский, Рыбнослободский и Сабинский районы. От них поступило от 15 до 20 заявок. То есть администрации этих районов активно поработали со своими предпринимателями, сообщили им о грантах, о конкурсе, об его условиях… В итоге там больше всего тех, кто выиграл гранты.

ЭТО ВАМ НЕ ГЛАМУРНЫЙ БИЗНЕС

- Конкурсная комиссия только рассматривала документы или встречалась с участниками?

- У нас было три закрытых этапа конкурсного отбора, когда мы разговаривали с предпринимателями. Знаете, очень приятно было на них посмотреть. Селяне – люди стеснительные, это не городские предприниматели, которых мы привыкли видеть на защите бизнес-проектов в банках. У наших конкурсантов руки в мозолях… Сразу видно, что люди оторвались от земли, чтобы сюда приехать. Они рассказывали о том, что делают, что хотят сделать, – и у них глаза светятся.

Очень приятно, что в конкурсе участвовало много молодежи. Совсем молодые, лет двадцать – двадцать пять. И у них уже реальные задумки, они представляют, что нужно сделать, как нужно сделать.

Смотришь на них и думаешь: почему они захотели остаться у себя на селе, ведь сейчас так мало тех, кто хочет там остаться? Из города кажется, что таких уже и вовсе нет. Оказывается, есть, и много. Появились уже потомственные фермеры, они тоже участвовали в нашем конкурсе. Молодой парень покупает землю, хочет сеять, убирать урожай. Глядя на таких, понимаешь, что не все потеряно, что еще есть люди, которые хотят заниматься своим настоящим, реальным делом.

К сожалению, в последнее время молодежь больше тянет в гламурный бизнес. И это для них, в первую очередь, офис, секретарь, мобильный телефон, ноутбук… А что за всем этим, какое реальное дело, они, в общем-то, не знают. А наши конкурсанты знают точно, что им нужно, чего они хотят достичь.

С КРЕАТИВНЫМИ ИДЕЯМИ

- Какие проекты оказались наиболее интересными?

- Проекты были не просто интересные, но даже, можно сказать, с креативными идеями. Мы, например, предлагали инкубатор. Одна предпринимательница пришла с проектом создания на базе этого инкубатора индюшачьей фермы. У человека творческий подход. Еще один предприниматель хочет выращивать в теплице землянику. Семья предпринимателей намерена собирать у селян козье молоко. Еще одна семья занимается консервированием овощей. Она уже вполне нормально справляется с этим бизнесом, знает, что делать и как. Почему бы и нет? Такой бизнес тоже создает рабочие места… А занятость на селе – достаточно серьезная проблема. Так пусть люди работают. Создание рабочих мест – это и есть основная задача нашего комитета.

- Те, про кого вы рассказываете, получили гранты?

- Да, гранты получили все эти предприниматели. Мы уверены, что они будут нормально работать.

- Когда начнется следующий этап конкурса?

- Сегодня, в День предпринимателя. Об условиях – на нашем сайте.

Елена Чернобровкина,
фото Марии Зверевой