С МЕНЕДЖЕРОВ FUJITSU ЗА ВСЕ СПРОСЯТ

- Виктор Васильевич, что вас больше всего впечатлило во время поездки в Токио?

- Я, как глава предприятия, входящего в группу компаний Fujitsu , был приглашен на ежегодную конференцию этой корпорации. На нее приезжают ТОП-менеджеры корпорации и ее крупнейшие заказчики со всего мира. Форум включает в себя выступления ТОПов компании и большую выставку IT-технологий.

Самым главным заявлением на форуме стали, безусловно, слова президента Fujitsu Limited Куниаки Нозое о серьезном изменении всей идеологии Fujitsu. Политика корпорации сейчас такова, что нет Fujitsu-Германия, Fujitsu-Франция, Fujitsu-Скандинавия, Fujitsu–Россия. Есть одна большая Fujitsu, и она несет ответственность за качество решений во всем мире. Речь идет не об интеграции, не об объединении, речь идет об изменении морали.

 

Эта политика официально объявлена и будет доминирующей: по ней будет оцениваться деятельность конкретных менеджеров и с них за это будет спрос. Кратко она выражена в лозунге: "Мысли глобально, действуй локально". То есть в компании будут разрабатываться технические и технологические решения, которые могут использоваться во всем мире. Но менеджеры на местах самостоятельно должны оценивать, в чем нуждается конкретный заказчик и исходя из глобальных решений, предлагать ему самые современные и самые совершенные.

Будут новые принципы менеджмента. Уйдет в прошлое ситуация, когда одни занимаются только консалтингом по всему миру, другие поставляют сервера и ПК. Компания, входящая в группу компаний Fujitsu , где бы она ни работала – в Казани или в Куала-Лумпур, - должна поставлять услуги, аппаратные и программные решения, консалтинг по всей линейке технологических решений.

- Компания к этому готова?

- На ICL-КПО ВС это уже есть. Перестройка идеологии Fujitsu подтверждает правильность нашей стратегии. Мы изначально были так ориентированы. Наш завод ЭВМ еще во времена Советского союза отвечал перед заказчиками за все. То есть если у заказчика не работали на ЭВМ диски, которые выпускались в подмосковном Загорске, он звонил не туда, а нам. Если у него были проблемы с операционной системой – отвечали снова мы. В этом плане наша компания не испытает никакого дискомфорта в связи с теми изменениями, которые происходят сейчас, потому что мы были так воспитаны еще с советских времен. И, наверное, это одно из базовых преимуществ, благодаря которому мы развиваемся такими быстрыми темпами.

ШАНСЫ ПОВЫШАЮТСЯ

- Рассматривались ли какие-либо проекты или планы, связанные с Татарстаном?

- Во время форума президент по международным операциям Fujitsu Ричард Кристоу (кстати, он был у нас на предприятии в 2005 году вместе с председателем совета директоров Fujitsu господином Наоюки Акикусой и встречался с президентом Минтимером Шаймиевым) сказал, что центры разработки инфраструктурных решений сохранятся в Японии и Германии. А сборочные производства будут создаваться в России, Китае, Индии, Испании. Самым приятным для нас стало то, что Россию объявили первой в числе стран, в которой будут размещать производство оборудования, востребованного рынком. Это - сервера, персональные компьютеры, ноутбуки.

- Как вы думаете, с чем связано такое внимание к России с японской стороны?

- Я думаю, причина во многом заключается в изменении политики правительства России, его ориентации на поддержку отечественного производителя, ну и глобальных изменениях во всем мире.

- У Татарстана какие перспективы?

- Во-первых, республика останется основным ресурсным центром Fujitsu . Во-вторых, не секрет, что наша компания давно планирует начать строительство завода по производству компьютеров. Буквально недавно подписано постановление правительства республики о переводе земель из сельхозназначения в промышленное, и началась процедура по перерегистрации участка. Шансы создать сборочное производство Fujitsu на территории Татарстана повышаются.

БЛАГОДАРЯ СВИНОМУ ГРИППУ Я УВИДЕЛ ТОКИО

 - Что удалось увидеть в Японии?

- 12 мая у меня был целый незадействованный день, чтобы познакомиться с Токио. Дело в том, что в здание Fujitsu иностранцев не пускали – у них карантин в связи со свиным гриппом. Для того, чтобы попасть на территорию компании, нужно выдержать три дня карантина, после чего тебя туда допустят. Причем еще в аэропорту я подписал бумагу о том, что я не был в Мексике, что не болею, оставил свои координаты, номер телефона. После этого мне выдали другую желтенькую бумажечку, что я первую бумажку заполнил!

- Японцы так опасаются свиного гриппа?

- А что делать? Остров маленький, народу много. Зона Токио – 33 млн. жителей! А сам город Токио – это фантастика. Я жил на 35 этаже суперсовременной гостиницы и это был еще далеко не самый последний этаж. Вид на токийский залив – зрелище фантастическое. До этого я думал, что Дубаи - самый красивый город. Но теперь вижу, что это не так.

- Но вы же бывали в Токио до этого…

- Я был в 2000 году. Тогда мы приехали только на два дня в составе российской делегацией во главе с бывшим президентом Путиным. В ее составе был и президент РТ Минтимер Шаймиев. Мы целый день работали, вылезали из офиса только ночью и шли в ресторан. Я говорил коллеге: "Веди меня туда, куда ходят люди твоего круга. Дорогих ресторанов не надо".

Помню, однажды решили поесть рыбы, сели за столик. Повар бегает и в тарелку сверху что-то горячее бросает. Все обалденно вкусно! Другой все ходит и саке подливает. Я говорю коллеге: "Слушай, когда они уже закончат?". Он мне отвечает: "Пока не скажешь: "Хватит". Спрашиваю: "А как они деньги считают?" "Там, – говорит, - на листочке галочки ставят".

ПУТИН РАБОТАЛ ИНДИВИДУАЛЬНО

- Виктор Васильевич, а в чем вы были задействованы в этой поездке как член российской делегации?

- На III российско-японском Форуме по Инфо-коммуникационным технологиям (ИКТ), приуроченном к визиту Путина в Японию, я выступил с докладом о положительном опыте взаимодействия крупных японских компаний с российскими на примере Fujitsu и ICL-КПО ВС. Восемнадцать лет работы - наглядный пример успешного сотрудничества двух компаний.

- О чем еще шла речь на форуме? Каков был формат этого мероприятия?

- Форум проходил в формате громадного круглого стола. Участвовало примерно 50 человек. От России по приглашению Минкомсвязи – порядка 18-20. Состоялась интересная дискуссия о будущем Интернета, о будущем национальных сегментов. Многие сегодня желают создать свой Интернет. И Япония и Россия абсолютно одинакового мнения, что в ближайшее время появится мировые регламентирующие документы, которые позволят запустить национальные домены. Была дискуссия по качеству контента в Интернете. Все сходятся во мнении, что скорее всего, надо вводить некое законодательное регулирование контента.

 

Кроме того, японцы рассказали о своей системе идентификационных карточек. У них пластиковая карточка заменяет человеку и паспорт, и средство платежа, дает полную идентификацию в электронном пространстве. Это, по сути, электронный документ, который подкрепляется личной электронной подписью, в него включены и социальные льготы, и медицинская карта, и расчет по коммунальным платежам и многое другое.

- Поднимались ли во время форума какие-то вопросы или проблемы, связанные с кризисом?

- Нет, о кризисе совсем ничего не упоминалось, даже в кулуарах. И я к этому очень позитивно отнесся. Мне нравится выражение одного экономиста: "Для вас кризис закончится тогда, когда вы сядете разрабатывать бизнес-план того, что Вы будете делать после кризиса".

- Как освещался визит Путина в Японии? Смотрели ли вы его выступления?

- Я думаю, что он работал индивидуально по очень крупным проектам. В частности, подписаны документы по сотрудничеству с Росатомом.

Ни на BBC, ни на CNN трансляций о визите Путина в Японию не было. На каком –то местном канале поздно вечером показали пресс-конференцию Путина и японского премьер-министра Таро Асо. Путин держал себя очень уверенно и чувствовал себя свободно.

На другой день в нескольких местных газетах я прочитал о подписании нескольких двухсторонних соглашений. Еще было написано, что от вопроса по островам Путин не смог уклониться, но сказал, что решение этого вопроса - прерогатива президента России. В день визита Путина - 12 мая - я много ходил пешком по городу и видел, что в районе телевышки ездит много машин, кто-то что-то громко кричал, потом шел мощный гул. Видимо там шла какая-то демонстрация. Я не уверен, что правильно расслышал, но, по-моему, кричали "Айланс, айланс", что в переводе означает "острова". Курилы – старый и очень больной вопрос в отношениях между нашими странами.

- Виктор Васильевич, что еще запомнилось из работы российско-японского форума по ИКТ?

- После моего выступления к нам подошли ребята из ИТАР-ТАСС. Они знают нашу компанию благодаря Олимпиаде-80. Тогда был заключен контракт с американской компанией "UNISYS " на поставку компьютерной системы в ИТАР-ТАСС для освещения Олимпиады на весь мир (а это уже тогда делалось с помощью цифровой вычислительной техники). Но потом американцы заблокировали Олимпиаду и остановили продажи, и тогда британская ICL помогла создать такую систему для ИТАР-ТАСС.

Это хорошая история и хороший опыт. Мы и сейчас готовы поработать и на Олимпиаду, и на Универсиаду.

Лилия Сабирова
Электронная газета «БИЗНЕС Online», 25 мая 2009 г.

Cправка «БИЗНЕС Online»

Группа компаний Fujitsu - является ведущим мировым поставщиком решений в области информационных технологий и коммуникаций для глобального рынка. Компания является четвертым поставщиком IT -услуг и пятым поставщиком серверов в мире. Fujitsu имеет 34 тыс. патентов на свои инновации.
В 2008 году объем продаж ГК Fujitsu составил $53 млрд. Из них 63,9% пришлось на Японию, 15,8% - на регион ЕМЕА ( Европа, Ближний Восток и Африка ), 10,5% - на регион АРАС (Азиатско-Тихоокеанский регион) и Китай, 9,8% - на Америку.
Заказчики Fujitsu составляют приблизительно половину списка Fortune Global 500.
Fujitsu включена в индекс устойчивости Доу Джонса.
Численность сотрудников – 170 тыс. чел.

Cправка «БИЗНЕС Online»

ICL-КПО ВС – ведущая татарстанская компания, входящая в группу компаний Fujitsu . Основные направления деятельности ICL -КПО ВС: разработка программного обеспечения, предоставление консалтинговых услуг, системная интеграция, а также производство компьютерной техники.
В состав компании входят 6 научно-технических центров, производственно-коммерческий центр, Fujitsu Global Delivery Centre, Russia (Центр глобального предоставления услуг), а также 7 представительств в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Краснодаре и более 100 авторизованных сервисных центров в городах России.
По итогам 2008 года в 2008 году объемы выручки составили 1,76 млрд. рублей. В том числе объем оказанных услуг и реализованного программного обеспечения составил 1 122,5 млн. рублей, реализация оборудования – 637,5 млн. рублей, объем услуг оказываемых на экспорт для центральной Европы, Скандинавии и США составили 128 млн. рублей, что превышает 7% от общей реализации. Численность сотрудников - 1000 человек.