«Пятерочка»
«Ак Барс Торг» начинает процесс ребрендинга своих 135 магазинов: в декабре истекает франчайзинговое соглашение по использованию бренда «Пятерочка» с Х5

ТРОИЦА «АК БАРС ТОРГА»

Как рассказали «БИЗНЕС Online» несколько участников рынка, «Ак Барс Торг», выступавший с 2005 года под вывеской «Пятерочка», в декабре 2014 года начнет работать в новом формате. Взамен привычных «Пятерочек» у «Ак Барс Торга» в Татарстане появится сразу три формата магазинов. Первая категория — под названием «Наша марка» — будет представлять собой магазины шаговой доступности при жилых домах. Ассортимент будет включать примерно 3 тыс. позиций. Вторая категория классом повыше — «Чак-чак». В таких магазинах, один из которых уже открылся в Осиново, будет представлено около 6 тыс. позиций. Третья категория — магазины премиум-класса, каких-либо подробностей о них нет, эта информация пока держится в секрете.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в первых двух форматах «Ак Барс Торг» уже даже открыл первые тестовые магазины. Все они расположены в удаленных районах города. Так, супермаркет «Наша марка» открылся в феврале этого года в Азино на Мамадышском тракте, 10а. Согласно СПАРК, 100-процентным учредителем ООО «Наша марка» является «Ак Барс Торг».

Что касается среднего ценового сегмента, то первый супермаркет под вывеской «Чак-чак» открылся в конце апреля. Он расположен в Осиново, в двух минутах езды от жилого комплекса «Радужный», в тихом микрорайоне. Практически за углом — магазин Х5 Retail Group — «Пятерочка+». В обоих около 11 часов дня активно ходили покупатели. Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил изучить на месте новый формат «Ак Барс Торга».

Супермаркет «Наша марка»
Первая категория — «Наша марка» — будет представлять собой магазины шаговой доступности при жилых домах

«Чак-чак» расположен на площади примерно 500 кв. метров. Раньше в этом здании располагалась «Пятерочка», а открытие нового супермаркета состоялось в апреле. Как пишут на «Яндексе» пользователи, на открытии был даже организован концерт. На вывеске указано время работы — с 8 до 22 часов, а также юрлицо — ООО «Ак Барс Регион». На стеклах входных дверей, а также внутри самого магазина, на стендах, висят объявления о наборе персонала. Так, требуются директор и замдиректора супермаркета, а также товароведы, продавцы, кассиры и др. Очевидно, сотрудники требуются в будущие магазины, так как в этот уже набраны.

Стенды с товарами стоят заметно просторнее, например, по сравнению с их расположением в магазинах «Пятерочка». Из товарных категорий представлены практически все: хлебобулочные изделия, мясные, молочные, бытовая химия, алкоголь и т.д. Цены не отличаются значительно от тех же «Пятерочек» или, например, «Магнита». Картофель стоит 44,9 рубля, торты — от 120 - 250 рублей, яйца — 29,99 рубля. Цыплята-бройлеры стоят 84,9 рубля за килограмм, а мясо птицы (тушки) — 49,99. Алкоголь немного дороже, чем в подобных магазинах. Например, водка, которая в других магазинах стоит 129 рублей, в «Чак-чаке» — 142 рубля. Шоколад, например Alpen Gold, дороже на 3 рубля.

Супермаркет «Чак-чак»
Вторая категория классом повыше — «Чак-чак». В таких магазинах будет представлено около 6 тыс. позиций

135 МАГАЗИНОВ НА ТАТАРСТАН

Как говорят источники «БИЗНЕС Online», причиной отказа от бренда «Пятерочки» стало то, что в декабре 2014 года у компании «Ак Барс» заканчивается срок договора франчайзинга. «Договор с Х5 Retail Group продлен не будет», — утверждает наш собеседник. В «Ак Барс Холдинге» заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на данный момент решение о продлении франшизы «Пятерочка» не принято. «Поэтому в качестве одного из вариантов развития ООО «Ак Барс Торг» прорабатывается вопрос перезапуска магазинов под собственным брендом. Договор коммерческой концессии действует до конца 2014 года. В случае если договор не будет продлен, смена вывесок произойдет до конца 2014 года соответственно. В РТ и Казани под вывеской «Пятерочка» — 140 магазинов. Около 120 магазинов планируется переформатировать в соответствии с концепцией обновленного магазина шаговой доступности. 20 магазинов будут переформатированы по инновационной концепции, разработанной в 2013 году совместно с международными консультантами, — говорится в ответе пресс-службы компании. — На момент заключения договора франчайзинга (2005 год) «Пятерочка» была лидирующим брендом на рынке продуктового ретейла в своем сегменте. Безусловно, торговая марка и технологии «Пятерочки» дали большой импульс развитию сети ООО «Ак Барс Торг». Однако в последние годы позиции магазинов «Пятерочка» стали ослабевать (в том числе позиции «Пятерочек», управляемых непосредственно X5 Retail Group — родительской компанией франшизы) — динамика развития и динамика сопоставимых продаж «Пятерочек» уступают показателям основного конкурента — сети «Магнит». Это привело к тому, что в 2013 году компания Х5 году начала реализацию программы обновления магазинов, а ряд региональных сетей, работающих по франшизе «Пятерочка», в том числе ООО «Ак Барс Торг», задумались о развитии магазинов под собственным брендом».

В X5 Retail Group N. V. нашему изданию не подтвердили и не опровергли эту информацию. «Слухи мы не комментируем», — сказал начальник управления по связям с общественностью блока корпоративных сервисов компании Владимир Русанов.

В то же время в апреле этого года директор Волжского дивизиона компании X5 Retail Group Артем Спиваков заявил, что решение о продлении прямого договора по франчайзингу с «Ак Барс Торгом» компанией еще не принято. Договор франшизы завершится в конце года. По словам Спивакова, обычно в течение месяца после окончания действия договора необходимо поменять вывеску. «Решения пока нет», — сказал он.

Но, учитывая, что предыстория взаимоотношений между «Ак Барс Торгом» и Х5 была непростой, можно предположить, что в Казани уже приняли решение.

Артем Спиваков
Артем Спиваков заявил, что решение о продлении прямого договора по франчайзингу с «Ак Барс Торгом» компанией еще не принято

Напомним, что ООО «Ак Барс Торг» контролируется структурами «Ак Барс Холдинга», возглавляемого Иваном Егоровым (согласно данным СПАРК, ООО контролируется на 25% Риммой Егоровой и на 75% ООО «СТК Тимерхан»). До 2004 года компания работала под своим брендом «Ак Барс», затем заключила договор коммерческой концессии (право пользования товарным знаком) с оператором розничной торговли «Пятерочка». В 2005 году появились первые магазины под вывеской «Пятерочка». Сегодня компания представлена в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Зеленодольске, Елабуге. Согласно сайту, сейчас в сети 135 магазинов, из них в Казани — 79 магазинов, Зеленодольске и Челнах — по 15, Альметьевске — 9, Нижнекамске — 5, Елабуге — 2, в Заинске, Базарных Матаках, Чистополе, Буинске, Арске, Рыбной Слободе, Верхнем Услоне, Алексеевском районе, Черемшане, Лениногорске — по одному. Для сравнения: по данным «2ГИС», у «Эдельвейса» в Казани — 49 магазинов, у «Магнита» — 127, у «Пятерочки+» — 85.

460.jpg
«Ак Барс Торг» контролируется структурами «Ак Барс Холдинга», возглавляемого Иваном Егоровым

ВЛАСТЬ ПОМИРИЛА

Все шло своим чередом, пока в 2009 году «Агроторг», держатель бренда «Пятерочка» из Х5, не решился открыть свои магазины в Татарстане. Но он столкнулся с проблемой: согласно франчайзинговому договору, «Ак Барс Торг» являлся единственным, кто имел право работать в Татарстане под вывеской «Пятерочка». «Агроторг» пытался договориться с татарстанцами и вместе с ними работать в регионе под своей маркой, но безуспешно. В итоге федералы стали открывать в Татарстане свои магазины с вывеской «Пятерочка+». Потом даже было объяснение, чем же отличаются две «Пятерочки». Позже прозвучит, что просто «Пятерочка» позиционируется как «жесткий» дискаунтер, а та, что «с плюсом», придерживается «мягкого» формата. Основная разница между этими субформатами заключается в оформлении торгового зала, ассортименте и маркетинговой политике.

Видя, как конкуренты пачками открывают магазины, акбарсовцы пожаловались в антимонопольный комитет, и в декабре 2009 года УФАС признало «Агроторг» (именно эта компания управляет сетью в рамках группы Х5) нарушившим закон «О защите конкуренции», наложило на ретейлера штраф в размере 10,6 млн. рублей и выдало предписание прекратить использование наименования «Пятерочка+» на период действия договора коммерческой концессии с «Ак Барс Торгом». Кроме того, до 1 апреля 2010 года «Агроторгу» было предписано снять вывески со всех своих дискаунтеров в Татарстане. Компания Х5, в свою очередь, обратилась в Арбитражный суд РТ с иском, оспаривающим это решение УФАС. 25 мая 2010 года суд иск «Агроторга» отклонил, оставив решение УФАС без изменения. Затем была победа «Агроторга» в самарской апелляции. Конфликт все разгорался и даже дошел до Высшего арбитражного суда, который разрешил москвичам работать под своим брендом в Татарстане.

IMG_4566.jpg
Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов заявил, что компания откажется от сотрудничества с «Ак Барс Торгом» и будет самостоятельно развивать сеть

Но конфликт разгорелся настолько сильно, что весной 2011 года приехавший в Казань директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов заявил, что компания откажется от сотрудничества с «Ак Барс Торгом» и будет самостоятельно развивать сеть. В ответ акбарсовцы призвали партнеров образумиться. Конфликт разрешился с участием татарстанских властей, в итоге договор франчайзинга был продлен до 2014 года. И вот этот год наступил...

ВЫРУЧКА СТАБИЛЬНА НА УРОВНЕ 3,8 МЛРД. РУБЛЕЙ

Поскольку «Ак Барс Торг» — компания закрытого типа, то наиболее свежие данные по финансовой части доступны только за 2012 год. Выручка ООО «Ак Барс Торг» выросла на 0,8% — с 3,79 млрд. рублей в 2011 году до 3,82 млрд. рублей в 2012 году. Рост оборота откровенно слабый. Для сравнения: инфляция за 2012 год составила 6,6%, а продукты питания, как известно, имеют свойство дорожать опережающими темпами.

1.jpg

При этом обществу удалось нарастить валовую прибыль на 74 млн. рублей — до 634 млн. рублей по итогам 2012 года.

Коммерческие расходы (сбыт, реклама, логистика — часть из таких затрат у торговых предприятий может быть отнесена к основным) достигли внушительных 1,02 млрд. рублей, и ретейлер получил 388 млн. рублей операционного убытка, хотя такой результат лучше на 46 млн. рублей по сравнению с 2011 годом.

2.jpg

Подчеркнем, что отчетность «Ак Барс Торга» выделяется регулярным получением крупных дополнительных поступлений. Так, положительное сальдо прочих расходов и доходов уменьшилось на 5,3% — с 583 млн. рублей за 2011 год до 552 млн. рублей за 2012 год. Но и этого с лихвой хватило, чтобы перекрыть операционный убыток.

За счет безвозмездных взносов акционеров либо за счет побочных видов деятельности получает такие внушительные допдоходы ретейлер — вопрос открытый. В отчете, к сожалению, прочие доходы не детализированы.

Чистая прибыль «Ак Барс Торга» снизилась на 3,4% — с 95,7 млн. рублей за 2011 год до 92,4 млн. рублей за 2012 год.

3.jpg

«АК БАРС» — ИГРОК СРЕДНЕГО УРОВНЯ, ДАЖЕ «СРЕДНИЙ МИНУС».

«БИЗНЕС Online» опросил мнение экспертов о переформатировании магазинов «Ак Барс Торг».

Ренат Сулейманов — гендиректор ООО ТД «Дуслык»:

— Идея диверсификации сети на три формата сама по себе хорошая. Если говорить о магазинах шаговой доступности, то очевидными конкурентами станут «Пятерочка+», «Челны-Хлеб» и «Тэмле». Если говорить о премиум-классе, то это «Бахетле», но я не верю, что у «Ак Барса» получится работать с концептуальным премиум-классом. Они пришли из «Пятерочки», где подобные магазины абсолютно отсутствуют, и не умеют работать в этом сегменте. У них нет навыков.

Я считаю, что «Ак Барс» — игрок среднего уровня, даже «средний минус». Инвестиции в «Ак Барс Торг» будут зависеть от того, что именно они захотят у себя поменять. Если ассортимент, то это не будет стоить практически ничего. Если же захотят сменить внутреннее устройство магазинов, оборудование, сделать ремонт — на это могут уйти большие средства.

У меня такое ощущение, что не «Ак Барс» отказался продлевать франшизу, а федеральная «Пятерочка» прекрасно существует и сама, без «Ак Барса». Зачем им отдавать бренд структуре, которая ими не управляется? Им проще перекупить эти магазины и открыть новые, со своими направлениями.

IMG_4890.jpg

Сайдаш Тухватуллин — владелец и генеральный директор производственно-ресторанного комплекса «Катык»:

— Если «Ак Барс Торг» принял решение диверсифицировать бизнес в три формата, значит, были произведены расчеты и было определено, что такое развитие будет нормальным.

Потребителям нужны разные магазины. У каждого магазина есть свой клиент. Супермаркеты вроде «Магнита», «Бахетле» большие, с гораздо большим количеством ассортимента, нежели сделает «Ак Барс Торг». Есть люди, которые не любят большие магазины. Не у всех есть машины, не у всех есть возможность ездить в большие супермаркеты, и они с огромным удовольствием идут пешочком в магазины небольших форматов шаговой доступности. Для них среди ассортимента в 6 тысяч позиций есть все необходимое для повседневной жизни. За хлебом и молоком неохота ехать далеко — это психология современного человека, основанная на лени.

Потенциал у «Ак Барс Торга» большой, они найдут своего клиента, а магазины, думаю, будут очень популярны. Инвестиции в открытие магазинов зависят от площади помещений, качества произведенного ремонта, оборудования. Могут составить 2 - 5 миллионов рублей в каждый. Проведение ребрендинга, смена вывесок — тоже недешево. Есть также много факторов, влияющих на цену.

«Х5 ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ФРАНШИЗЫ ПО ВСЕЙ РОССИИ»

Ришат Шайхулов — соучредитель и исполнительный директор ООО ТД «Акульчев»:

— То, что в «Ак Барсе» собираются сегментировать магазины, — правильное решение. Это мировая практика. Работая с крупными федеральными сетями, можно заметить, что у них есть несколько подформатов, которые разделяются по квадратуре, проходимости, отсюда вытекает тот или иной ассортимент.

Что касается премиум-класса, то ни для кого не секрет, что у нас есть сильный игрок — «Бахетле». Если «Ак Барс Торг» понимает, чем он будет отличаться от этого магазина, за счет чего готов продавать свои более дорогие и премиальные продукты и кому их продавать, получится нормальная конкуренция. Выдержат ли они эту конкуренцию, зависит, как всегда, от цены и качества. Со временем потребитель все равно начинает чувствовать и понимать, зачем он идет в тот или иной магазин и что он получает за те или иные деньги. Это вполне нормальная бизнес-идея, ее реализация — вот серьезный вопрос. Это вопрос команды и менеджмента. В магазинах разных классов менеджеры должны быть четко нацелены на свое направление.

Я думаю, что инвестиции в магазины шаговой доступности потребуются минимальные. Что касается премиального класса, придется вкладывать серьезные средства — это совершенно другое позиционирование, другие магазины, другие поставщики и ассортимент. Я считаю, что не продлевать контракт — это инициатива «Пятерочки». Насколько я знаю политику Х5 Retail Group, они предпочитают со временем выкупать свои франшизы. Сейчас осталось мало регионов, где есть франшизные «Пятерочки». Например, в Екатеринбурге эти магазины уже в собственности Х5 Retail Group, а вот в Волгограде они все еще существуют по франшизе. Все зависит от того, кто с кем как договорился, какие условия контракта были прописаны.

Владимир Александровский — руководитель направления услуг корпоративным клиентам департамента торговых площадей компании JLL:

— В подобной диверсификации бизнеса важно обратить внимание на локацию, поскольку нелогично было бы размещать формат премиум-класса на месте супермаркета-дискаунтера, которым является «Пятерочка». Локация под определенный магазин подбирается с учетом зоны охвата и профиля целевой аудитории, и эти характеристики для премиум-формата и дискаунтера явно разнятся. В процессе диверсификации важно четко разделить позиционирование каждого бренда и разработать грамотную концепцию по продвижению каждого из новых форматов.

Если у компании «Ак Барс» есть уверенность в собственных силах в отношении создания и развития новых торговых форматов, то, конечно, имеет смысл проводить самостоятельную активность и отказаться от франчайзинга с точки зрения экономической эффективности бизнеса. Важно сформировать лояльность потребителя к новым брендам, и в этой сфере это достигается во многом благодаря профессиональному сервису и, разумеется, качественным продуктам питания. Если удастся это реализовать, нет сомнений, что новые продуктовые форматы будут пользоваться спросом со стороны локальных потребителей. Однако «Ак Барс» должен принимать во внимание уровень конкуренции и уже сложившуюся высокую степень лояльности покупателей, например, к такой продуктовой сети, как «Бахетле».