Заканчивается апрель 2014 года, впереди майские праздники с их выездами на природу, обновлением дачного и шашлычного инвентаря, тестированием грязевых шин, страйкбольных приводов и спальных мешков. Затем — День Победы, и лишь после него, к середине месяца, вся страна вернется к трудам праведным. Но совершенно не исключено, что к тому времени мир будет уже несколько не тем, что прежде, причем отличия будут весьма существенными, отмечает ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов. В своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», он очерчивает примерные контуры этого множества значимых вероятных событий — без оценок таковых со своей стороны, равно как и без подсчетов вероятностей реализации тех или иных сценариев.
Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
И. Гете, «Фауст»
«ВОЙНЫ НЕ ХОТЕЛ НИКТО, ВОЙНА БЫЛА НЕИЗБЕЖНА»
Первым номером в списке идет, безусловно, продолжающаяся напряженная ситуация на Украине и вокруг нее. Восток страны находится в накаляющихся конфликтных отношениях с Киевом, дело уже дошло до использования авиации и бронетехники, есть раненые и убитые. Видно, что Москва не намерена оставлять ситуацию без пригляда и готова прямо вмешаться; рядом, буквально через границу, проходят учения, идет сосредоточение техники. Из России по всем заинтересованным направлениям идут сигналы о готовности к любому развитию событий. Министр обороны РФ Сергей Шойгу в своем заявлении привел сравнительные данные о группировках войск противоборствующих сторон и отметил, что «силы явно неравны» — по его информации, восток уступает Киеву количественно и качественно, кроме того, однозначным предупреждением являются его слова, что «не способствуют нормализации обстановки вокруг Украины и объявленные учения войск НАТО на территории Польши и стран Балтии». Еще одним знаком, явно направленным за океан, стало появление на заседании коллегии министерства обороны РФ 78-летнего Владимира Лобова — последнего начальника генерального штаба СССР, вышедшего в отставку в 1994 году; сейчас же он вновь на действительной военной службе, в чине генерала армии. В целом же ситуация сильно напоминает таковую 100 лет назад, которая была блестяще описана американским историком Барбарой Такман в ее книге «Августовские пушки»: «войны не хотел никто, война была неизбежна».
КОНДУКТОР НАЖАЛ НА ТОРМОЗА
Экономика России продолжит торможение, рискующее перейти в медленное сползание по наклонной плоскости. Понятно, вероятны редкие всплески в той или иной сфере по тем или иным причинам, но фундаментальных трендов это не меняет. Обвал инвестиций и всплеск частного спроса, который неминуемо обернется провалом, я фиксировал неделю назад, но сейчас к ситуации добавились еще два фактора. Во-первых, международное рейтинговое агентство Standard&Poor's понизило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте до BBB- с BBВ, т.е. на одну ступень, при этом прогноз по рейтингу остался негативным, было также снижение по обязательствам в национальной валюте с BBB+ до BBB. При этом другое рейтинговое агентство Fitch Ratings еще в конце марта снизило свой прогноз по рейтингу до «негативного», и не исключено, что вслед за S&P они пересмотрят и сам рейтинг. Наконец, финальное агентство «большой тройки» Moody's пока поставило рейтинг на пересмотр, но, опять же, с возможностью понижения. Проблема здесь в том, что понижение рейтинга увеличивает стоимость заемного капитала и для России, и для российских компаний, что негативно сказывается на маржинальности бизнеса и экономике в целом. Вторым же фактором стало внезапное повышение ключевой ставки ЦБ РФ (ставки недельного репо), она была повышена с 7% до 7,5%. Повторюсь, этого никто не ждал, эту ставку уже повышали относительно недавно, в начале марта, она была увеличена с 5,5% до 7%. Видимо, принятых мер было недостаточно для поддержания курса рубля и усмирения оттока капитала, но повышение ставки, опять же, увеличивает стоимость заемного капитала, при этом долги российских банков перед ЦБ и так уже на исторических вершинах — 4,7 трлн. рублей, для сравнения: на 1 января 2012 года этот долг составлял 1,2 трлн., годом позже — 2,7 трлн., а на начало этого года — 4,4 трлн. рублей.
КИТАЙ НАМ ПОМОЖЕТ?
В мае нас ожидает визит Владимира Путина в Китай. Этот визит был запланирован заранее, но в свете недавних событий он обрел новые цели и смыслы — показать urbi et orbi, что Россия действительно может найти рынки сбыта на Востоке, что она не завязана на торговлю с Европой. В ходе этого визита предполагается осуществить подписание долгосрочного договора о поставке газа в Китай, также возможно подписание другого контракта — о поставке СПГ. Проблема в том, что по первому контракту до сих по не согласован ключевой момент — стоимость газа для Китая. При этом однозначно можно быть уверенным, что Китай своего не упустит, он прекрасно видит ухудшение отношений между Россией и Западом, и он будет извлекать выгоды из своего положения спасителя, требуя дисконта и, вероятно, иных преференций. Собственно, точно так же он вел себя и по отношению к находящемуся под санкциями Ирану, которому деваться было некуда и приходилось продавать нефть Китаю задешево.
В мае нас ожидает визит Путина в Китай (фото: kremlin.ru) |
НЕРЕАЛЬНАЯ АМЕРИКА
США, по идее, никаких сюрпризов преподнести не должны. Через несколько дней, 29 - 30 апреля, пройдет очередное заседание комитета по открытым рынкам (FOMC), по итогам которого ожидается сокращение американской эмиссионной программы на очередные $10 млрд. до уровня $45 млрд./мес. Каких-либо более существенных изменений здесь вряд ли стоит ждать. Экономика США пока еще не нормализовалась после аномально холодной зимы, под действием которой поехали все показатели, поэтому адекватно оценить текущий статус пока малореально. С другой стороны, тревожный звонок только что прозвенел из сектора жилой недвижимости: продажи новостроек в США в марте с.г. снизились на 14,5% по сравнению с предыдущим месяцем и составили 384 тыс. домов в годовом исчислении, что является минимумом с июля прошлого года и прямо свидетельствует о слабости частного спроса американцев, а это уже прямо диссонирует со всеми победными реляциями о выходе из кризиса. Также не вдохновляет продолжающийся сейчас сезон квартальных отчетов, к примеру, IT-гигант IBM отчитался о худшей выручке с 2009 года, но это практически не отразилось на цене акций корпорации; фондовый рынок уже давно оторвался от реальных показателей.
ЕВРОПА В ПОИСКАХ ДЕНЕГ
Ситуация в Европе остается сложной. С одной стороны, экономика региона помаленьку оживает благодаря положительному торговому балансу (точнее, сокращению импорта), что вызывает неудовольствие США. С другой стороны, государственные долги ЕС и стран еврозоны продолжают расти, усложняется их обслуживание, и оно грозит стать еще более тяжелым по причине весьма существенных рисков дефляции в еврозоне, а разговоры о европейской эмиссионной программе пока остаются разговорами. Кстати говоря, в конце этого года и в начале следующего истекают три года, на которые были выданы кредиты европейским банкам в рамках программы LTRO, объем ее составил тогда более 1 трлн. евро. Надо сказать, что порядка половины этих денег уже вернулось в ЕЦБ, но деньги на выплату оставшейся части еще предстоит изыскать, а свободной ликвидности сейчас в еврозоне мало — и это проблема, которую Европе придется решать, причем уже достаточно оперативно. Ситуация осложняется тем, что Европа, похоже, осознала, что под боком у нее образовалась новая Югославия, через которую среди прочего еще и проходят транзитные пути газа. Понятно, сейчас не зима, и вероятное прерывание поставок газа европейскую жизнь не остановит, но смена времен года никуда не девается.
Отдельно следует сказать о Японии. Минул год с начала японского эксперимента по массированной иеновой эмиссии, и эффект, надо сказать, получился смешанный. Инфляцию удалось вывести в плюс, иена упала на четверть, но особого толку это не дало, дефицит торгового баланса страны ставит новые рекорды. Японское правительство планирует вернуться к атомной генерации, несмотря на все протесты социума. Кроме того, ситуация вокруг спорных островов Сенкаку продолжает оставаться напряженной, и совершенно не исключено, что решение этого вопроса будет военным, хоть и не в ближайшей перспективе.
А вывод из всего этого, похоже, один, и он не является оригинальным. Мы видим уплотнение времени, увеличение числа значимых событий, происходящих в единицу его. И продолжение такого тренда неминуемо ведет к фазовому переходу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.