«ПЛАМЯ ПОДНЯЛОСЬ НА 15 МЕТРОВ...»

Сегодня в ходе пресс-конференции в Приволжском управлении Ростехнадзора прокомментировали пожар на заводе ОАО «ТАИФ-НК», который произошел 3 марта. Человеческих жертв не было, однако ущерб составил около 500 млн. рублей. В результате аварии на заводе было остановлено производство автомобильных бензинов.

Ход аварии в деталях прокомментировал замруководителя управления Ильгиз Набиев — созданная комиссия разбиралась в причинах ЧП в цехе №1 завода бензинов, площадка находится в 6 км юго-восточнее жилого массива Нижнекамска. Авария произошла на установке каталитического крекинга в блоке газоразделения и стабилизации бензинов. Все началось в 16:28 с неконтролируемого снижения давления в колонне К-303 установки. Было принято решение произвести ремонт без остановки производства. Поднявшись на отметку 12 м, в 18:20 начальник установки и два оператора увидели, что через фланцевое соединение клапанной сборки в сторону колонн бьет струя нефтепродуктов — тяжелого газойля.

— На клапанной сборке линии теплоносителя произошла разгерметизация с выбросом газойля с рабочей температурой около 350 градусов, — показал Набиев последствия аварии на слайдах. — Температура его самовоспламенения — 320 градусов. При разгерметизации произошло возгорание...

Ликвидация ЧП шла по инструкции: насос был остановлен, прием бензина в установку прекращен, оборудование отсечено от поступления продукта. После чего началось тушение пожара, столб которого поднялся на высоту 15 м — это зарево видели нижнекамцы, хотя очаг находился внутри бетонного обвалования. Первые пожарные расчеты прибыли через 5 минут. Через 1 минуту пламя переместилось на высоту 22 м — произошла разгерметизация подачи сухого газа, началось обрушение связывающих переходов между колоннами. В 18:33 произошел хлопок с выбросом пламени из верхнего люка колонны — крышку люка нашли потом в 20 - 30 м от нее... Еще через 2 минуты пришлось обесточить подстанцию, погас свет. Для локализации пожара через трубопроводы был подан азот, что позволило локализовать возгорание.

Тушение продолжалось до 20:25, рассказал Набиев. В общей сложности впоследствии работали 46 единиц техники и 302 человека.

РУКОВОДСТВО ЦЕХА ОПЕРАТИВНО УНИЧТОЖИЛО МЕСТО АВАРИИ

Созданная комиссия по расследованию ЧП установила, что основной причиной аварии стало грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах, начиная от ремонтных работ до эксплуатации.

Разгерметизация фланцевого соединения и дальнейшее возгорание произошли в результате ненормативного монтажа прокладок. Эксперты установили, что был использован несоответствующий проекту разнообразный крепеж — шпильки разной длины, гайки разных параметров, не соответствовавшие требованиям по прочности месту установки. Эксперты в деталях показали эти шпильки с сорванной резьбой. Затягивали их без динамометрических ключей, в результате чего не исключено, что резьба была сорвана — последний раз ремонт на этом участке проводился в сентябре прошлого года. Применение же самих спирально-навитых прокладок не было предусмотрено проектом. И так далее, и так далее.

Кроме того, все эти нарушения были системными, то есть налицо плохая организация контроля. Аналогичные проблемы могут возникнуть и на других устройствах ТАИФ-НК, сделали вывод эксперты. А на момент аварии ни недавно назначенный директор, ни главный инженер, ни его зам не прошли проверку знаний и не были аттестованы на право работы на опасных производственных объектах.

К тому же часть пострадавших деталей оказалась оперативно уничтоженной руководством цеха, в том числе и та самая злополучная прокладка, и собственно фланцевое соединение там, где произошла авария, с которой все и началось. Так что экспертизу этих моментов провести не удалось вовсе.

Набиев уточнил, что теперь завод ждет штраф на юрлицо, это примерно 200 - 300 тыс. рублей. Кроме того, как минимум полтора десятка ответственных лиц будут оштрафованы на 20 - 30 тыс. рублей, и в данный момент решается вопрос по дисквалификации ответственных. «Кто это будет, сказать не могу», — развел руками Набиев.

Эксплуатация установки приостановлена на 60 суток.

ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИИ ОБОШЛАСЬ В 300 МЛН. РУБЛЕЙ — УЩЕРБ ЗАСТРАХОВАН

На сегодняшний день установка смонтирована, последствия аварии устранены — пришлось заменить около 4 тыс. крепежных элементов. Как сообщил директор ОАО «ТАИФ-НК» Рушан Шамгунов, материальный ущерб от аварии — около 500 млн. рублей (Набиев озвучил цифру в 550 млн. рублей). Экологический ущерб оценен в 5,5 тыс. рублей.

— Благодаря усилиям заводского персонала пожар был локализован вовремя и не повлек больших разрушений и человеческих жертв, — отметил он. — Все причины, которые были озвучены, ликвидированы. Разумеется, никакого умысла здесь нет, но, как известно, во всем, что ездит и движется, есть человеческий фактор.

Вчера компания «ТАИФ-НК» направила в управление Ростехнадзора ходатайство о снятии запрета на эксплуатацию установки, чтобы можно было приступить к пуско-наладочным работам и выходу установки на проектную мощность. Шамгунов выразил уверенность, что на следующей неделе будут оформлены все документы на запуск и к 1 мая установка начнет полноценно работать.

Оперативность устранения аварии понятна: все это время ТАИФ не выпускает автомобильные бензины. Между тем мощность предприятия, по словам директора, около 53 тыс. т продукции в месяц. Завод закрывает 60% потребности Татарстана в автомобильных бензинах. После остановки производства заправки, входящие в вертикально интегрированную структуру ТАИФа, продают запас топлива, но он уже подходит к концу. А все остальные розничные сети, закупавшие бензин у ТАИФа, перешли на поставки из альтернативных источников.

На восстановление установки израсходовано около 300 млн. рублей. Оборудование застраховано, и как только будут получены все акты, страховая компания будет возмещать этот ущерб.

В ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как авария повлияла на работу завода, директор сообщил, что выпуск продукции частично продолжается. На заводе есть несколько установок. Первичная переработка сырой нефти производится, выпуск прямогонного бензина, дизельного топлива, мазута и вакуумного газойля продолжается. Следующий этап — переработка вакуумного газойля, который используется для производства товарного бензина, остановлен после пожара на его установке. Газойль вместо переработки пока направляется на реализацию.

ДЕФИЦИТА НЕТ, НО ЛОГИСТИКА ДАВИТ НА ЗАТРАТЫ РОЗНИЦЫ

Как все это сказалось на рынке бензина в Татарстане? По словам президента ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова, дефицита не ощущается.

«Поменялась логистика, бензин стал чуть дороже, но ничего страшного не произошло, — сказал он «БИЗНЕС Online». — Мы выдержали. Будем надеяться, что очень скоро все наладится. Насколько именно подорожал бензин, я не могу сказать, у каждого свой бизнес. К тому же цена на него выросла и на заводах-изготовителях».

Сергей Пикин — директор фонда энергетического развития:

— Дефицита бензина нет, идет плановая модернизация некоторых НПЗ, поэтому они останавливаются. Пока никакого дефицита не планируется, все нормально идет. Модернизация связана с тем, что переходят на более высокий класс топлива, должны в скором времени отказаться от «Евро-2» и перейти на более высокий класс, а модернизация связана именно с этим. Стоимость, думаю, тоже повысится. Налоговая политика государства идет к тому, что стоимость растет, увеличиваются налоговые надбавки. Соответственно, растет и стоимость. Модернизация заводов тоже должна как-то окупаться, она будет окупаться стоимостью топлива. Поэтому они заинтересованы поднимать цены, чтобы окупать эти заводы. От этого никуда не деться. Вопрос в контроле со стороны государства, в необоснованности расходов — это другой вопрос.