Евгений Богачев: «Я настроен оптимистично, думаю, все у «БТА-Казань» будет нормально»

«Я ОБОШЕЛ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛЮДЕЙ, ДОГОВОРИЛСЯ ОБ ЭТОМ»

Сегодня в полдень в АКБ «БТА-Казань», который с активами в 21,8 млрд. рублей входит в число крупнейших финансовых институтов Татарстана, прибывает десант из штаб-квартиры агентства по страхованию вкладов. Об этом в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» сообщил председатель Национального банка РТ Евгений Богачев. По его словам, банку был нанесен большой удар — с его счетов было снято 2 млрд. рублей. Тем временем на 1 января в «БТА-Казань» находилось свыше 18 млрд. рублей средств, в том числе 11,5 млрд. рублей вкладов граждан.

— В полдень мы ожидаем приезда специальной группы из агентства страхования вкладов в составе 9 человек. Будучи в Москве на совещании в Центральном банке, я обошел всех заинтересованных людей, договорился об этом. Президент Рустам Минниханов написал специальное письмо главе Центробанка Эльвире Набиуллиной, что «БТА-Казань» — банк социально значимый, что у него много вкладчиков и юридических лиц. Так что специалисты агентства страхования вкладов сделают соответствующую аналитику, дабы поддержать «БТА-Казань». Вся эта процедура будет называться санацией, то есть оздоровлением, — сообщил Богачев.

По словам председателя Нацбанка, об отзыве лицензии у кредитной организации речь не идет. «Я настроен оптимистично, думаю, все у «БТА-Казань» будет нормально. Как только специалисты по санации сделают свои выводы, банк поддержат нужными средствами, надеюсь на это», — сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Представитель одного из крупнейших банков РТ на днях заявлял, что схема спасения «БТА-Казань» уже разработана — для этого потребуется участие других татарстанских банков.

В АСВ, сославшись на загруженность в связи с интеграцией банковской системы Крыма, не смогли оперативно предоставить комментарий нашему изданию. В «БТА-Казань» от комментариев воздержались.

В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Как гласит легенда, проблемы в «БТА-Казань» начались из-за неких недобросовестных конкурентов, которые стали нагнетать слухи об отзыве лицензии банка. Первые сигналы об этом начались в середине марта. Некоторым клиентам и партнерам банка стали приходить SMS с незнакомых номеров, информация о грядущем закрытии «некоторых татарстанских банков» после «большой проверки ЦБ» поползла по соцсетям. В банковских кругах Татарстана существует версия, что слухи об отзыве лицензии у «БТА-Казань» распускали сотрудники одного из отделений Сбербанка якобы для того, чтобы переманить к себе клиентов от конкурентов. Однако по словам управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушана Сахбиева, это попросту невозможно — сотрудников отделений банка регулярно проверяют, устраивая подобные провокации. Всем им запрещено высказывать какое-либо мнение о конкурентах или давать оценку их продуктов и услуг.

Тем временем реальные проблемы в «БТА-Казань» всплыли на поверхность в двадцатых числах марта, когда банк начал задерживать платежи клиентов контрагентам. Первыми забили тревогу именно предприниматели, отправленные еще 24 - 26 марта платежи где-то «зависли» вплоть до 28 числа, хотя со счетов деньги были списаны. Руководство банка пыталось регулировать денежный поток в ручном режиме, проще говоря, отправлялись платежи тех, кто громче всех кричал или сумел донести свои аргументы до топ-менеджеров. Последние с момента начала задержек платежей начали проводить на рабочем месте гораздо больше времени, чем раньше, общаясь с недовольными держателями крупных депозитов и партнерами банка.

Параллельно стали появляться сообщения о введении ограничений на снятие наличных ИП — банк ввел ограничение на снятие денег и предварительные заявки для любых сумм. В первых числах апреля клиентам-предпринимателям операционисты уже начали говорить, что снять деньги не получится вовсе.

ДЕНЕГ НЕТ

Богачев еще 31 марта заявил «БИЗНЕС Online», что информация об отзыве лицензии банка не соответствует действительности, и подтвердил атаку на «БТА-Казань» посредством распространения слухов в интернете и через SMS. «Идет рассылка SMS со слухами. Не хочу говорить, кто этим занимается, это нехорошие дела. Мы намерены обратиться в ФСБ, чтобы было проведено расследование подобных дел с разжиганием слухов про банки. Кто-то хочет подорвать экономику», — заявил тогда Богачев, намекнув на то, что руководство республики не допустит банкротства крупного банка. Вместе с тем источники «БИЗНЕС Online» в банковских кругах рассказали, что некоторые связанные с правительством РТ банки помогли «БТА-Казань» деньгами, выкупив у него кредитные портфели, в том числе и юрлиц.

Однако ситуация с платежами в «БТА-Казань» продолжила ухудшаться. В первых числах апреля разъяренные клиенты банка начали писать письма в редакции различных СМИ, атаковать аккаунты банка в соцсетях и даже преследовать сотрудников банка. Некоторые не выдержали эмоциональной нагрузки. Посыпались заявления об увольнении по собственному желанию. Клиенты же продолжили терпеть неудобства. Кто-то не смог перечислить деньги контрагенту, кто-то не смог выдать зарплату сотрудникам, у кого-то не ушли продавцу деньги за квартиру по ипотеке, кому-то отказали в проведении всех платежей. Клиенты банка даже обращались в редакцию «БИЗНЕС Online» с предложением оплатить разоблачающую статью о неплатежеспособности «БТА-Казань»...

9 апреля банк установил лимит на снятие наличных в банкоматах — не более 10 тыс. рублей, мотивировав это тем, что деньги в банкоматах просто не успевают менять в связи с паникой и наплывом клиентов. Денежный дефицит быстро докатился до филиалов банка, в том числе в Ульяновске.

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Собственно, мина замедленного действия была заложена под «БТА-Казань» давно. Тогда, когда основным акционером небольшого «Волжско-Камского акционерного банка» в 2005 году стал казахский «Банк ТуранАлем» — второй по величине банк Казахстана, подконтрольный олигарху Мухтару Аблязову. Тогда же ВКАБ получил нынешнее наименование АКБ «БТА-Казань» (ОАО) и около миллиарда рублей на развитие.

Однако плодотворное сотрудничество с азиатскими акционерами длилось недолго. Мировой финансово-экономический кризис атаковал Казахстан раньше, чем Россию — еще в 2007 году. Причем удар по экономике оказался гораздо существеннее, поскольку казахстанские банки бурно развивались на казавшиеся дешевыми и длинными внешние заемные средства. Активно накачивавшие пузыри на собственном рынке недвижимости, после начала ипотечного кризиса в США казахские банки посыпались один за другим. От краха систему спасло государство — вначале кредитной поддержкой из госбюджета, а потом национализацией.

К тому моменту, как ревизоры Нурсултана Назарбаева из фонда «Самрук кызына» пришли в «Банк ТуранАлем», долги банка оценивались примерно в $12 млрд., причем большая их часть должна была быть погашена в 2009 году. При этом банк столкнулся с гигантским ростом просрочки: 74% его кредитного портфеля оказалось невозвратными кредитами. В этих условиях в феврале 2009 правительство Казахстана было вынуждено пойти на национализацию системообразующего банка, влив в его капитал порядка $2 миллиардов. Тогда же стало широко известно, что бывший его глава Аблязов на средства, полученные от казахстанских вкладчиков, и путем заимствований на Западе активно кредитовал собственные компании и проекты за рубежом, в том числе в России.

Чтобы вернуть выведенные из банка и страны миллиарды, казахстанские власти начали судебное преследование олигарха, от которого он бежал вначале в Россию. Здесь Аблязов заранее подготовил запасную площадку. В течение 2008 года при помощи нескольких ООО, зарегистрированных в нашей стране через офшорные компании, Аблязов сумел размыть долю казахстанского БТА в уставном капитале московского БТА и перевести его под личный контроль. Однако Аблязов противостоял не кому-нибудь, а государству в лице Назарбаева. Поэтому неудивительно, что в августе 2009 года уголовное дело на него за вывод денег через кредиты было заведено и в нашей стране.

На этом фоне «БТА-Казань» несколько раз менял акционеров, за которыми, по мнению агентства Fitch, стояли люди опального казахского олигарха. Впрочем, менеджмент банка, который всегда в банке был влиятельнее, чем просто нанятый менеджмент (об этом ниже), эту связь отрицал.

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Во многом судьба «БТА-Казань» связана с именем его председателя совета директоров Мудариса Идрисова, которого относят с 90-х к команде Рустама Минниханова.

Он пришел в ВКАБ в 2000 году из головного для него тогда банка «АК БАРС». Кстати, именно там Идрисов стал банкиром, пройдя без преувеличения крещение огнем. Он был назначен главой крупнейшего банка Татарстана в июле 1998 года, аккурат накануне дефолта, но сумел вовремя сориентироваться, молниеносно избавившись буквально за несколько дней до тотальной катастрофы от тех самых, превратившихся потом в фантики, ГКО. Кстати, сменил он в «АК БАРСе» проработавшего там всего лишь четыре месяца Роберта Мусина, предшественником которого с 1993 года являлся нынешний директор ГЖФ Талгат Абдуллин.

В ВКАБ Идрисов проработал пять лет, прежде чем нашлись люди, выразившие готовность вывести банк на качественно новый уровень. «ТуранАлем» приобрел 19,45% акций ВКАБ в мае 2005 года через свою дочернюю структуру «ТуранАлем Капитал». Иностранные инвестиции в региональный банк были прорывом для середины 2000-х. На открытие штаб-квартиры «БТА-Казань» в портившем облик Казани несколько десятилетий долгострое близ Энергоуниверситета приезжал сам Минтимер Шаймиев. 20 июня 2005 года новые акционеры банка приняли решение об увеличении его уставного капитала банка с 86 млн. до 1 млрд. рублей.

Крутой поворот в банке произошел летом 2012 года, когда Идрисов, как и многие банкиры первого поколения, покинул операционную должность председателя правления «БТА-Казань», уступив ее своему 38-летнему заму Руслану Алимову. Сам же он возглавил совет директоров, сосредоточившись на стратегии банка и лоббизме его интересов...

26592.jpg
Руслан Алимов занял кресло председателя правления банка «БТА-Казань» в 2012 году

«ШАНСЫ НА САНАЦИЮ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКИ»

О процедуре санации «БИЗНЕС Online» рассказали эксперты.

Сергей Ковжаров — управляющий активами финансовой компании AForex:

— По сути, санация — это комплекс мер по «оздоровлению» кредитной организации, способный помочь ей избежать банкротства. Как правило, под этим подразумевается выделение необходимых средств и, что логично, далеко не всегда безвозмездно. Как показывает практика, как правило, санация банков в России предполагает и смену собственника (но не обязательно).

Санация в качестве альтернативы отзыву лицензии, естественно, является более щадящим вариантом развития событий, однако и более дорогим и рискованным, поскольку проблемы банка никуда не исчезают. Учитывая заявления Евгения Богачева, «БТА-Казань» вполне может пройти именно через санацию, поскольку именно социальная значимость кредитной организации, количество вкладчиков и клиентов может сыграть решающую роль в процессе принятия решения со стороны ЦБ. Тем не менее это всего лишь предположения, и решать судьбу «БТА-Казань» будет регулятор. На мой взгляд, шансы на санацию достаточно высоки.

Анастасия Локтионова — исполнительный директор ГК «Народная Казна»:

— Основные причины принятия решения об отзыве лицензии у банка, как правило: неисполнение федеральных законов, наличие нормативных нарушений, недостоверность отчетных данных, недостаточность капитала и неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также подтвержденные факты участия банка в проведении крупномасштабных сомнительных операций.

Функцию санации, или финансового оздоровления банков, согласно 175 ФЗ, выполняет агентство страхования вкладов. Действие закона распространяется только на банки, входящие в систему страхования вкладов, которые еще можно спасти. Суть санации заключается в проведении мероприятий, направленных на восстановление ликвидности банка, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства.

Порядок проведения процедуры санации выглядит следующим образом: сотрудники ЦБ и АСВ проводят совместную оценку финансового положения банка, на основании чего агентство принимает решение об участии в санации либо отказывается от нее. При решении санировать банк составляется план, который утверждается ЦБ и АСВ. Происходит выбор типа санации. Один из вариантов — санация с привлечением частного инвестора или посредством приобретения агентством акций банка (предпочтительный вариант). Второй вариант — частичная санация, предполагающая передачу обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый банк.

После того как санируемая кредитная организация восстанавливает свою финансовую устойчивость, АСВ направляет в ЦБ отчет о завершении проведения мер по предупреждению ее банкротства. Если ЦБ принимает отчет, мероприятия по финансовому оздоровлению банка завершаются, а сама кредитная организация продолжает осуществлять свою деятельность на общих условиях.