ПОЧЕМУ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ О ПОКУПКЕ БИЗНЕСА ПО ФРАНШИЗЕ

Проблемы малого и среднего бизнеса (МСБ) очевидны, но рычагов их решения пока не так много. Государство ежегодно выделяет средства для развития этого сегмента, однако, как показывает практика, этого недостаточно для серьезного сдвига. Между тем нечто подобное было и в США, и в Европе, но там нашли выход, в том числе придумали один из самых востребованных механизмов по развитию бизнеса — франчайзинг. В 1955 году Рэй Крок основал компанию «Мак Дональдс Систем, Инк.» — родоначальницу франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТАТАРСТАНА

Татарстан, как всегда, первым среди регионов использует лучшие мировые практики. Так получилось и в очередной раз – наша Республика создала прецедент по прямой поддержке франчайзинга как технологии развития малого и среднего бизнеса. И, как показывают первые результаты, руководство республики не прогадало. Центром поддержки предпринимательства при министерстве экономики РТ была разработана и реализована программа «Татфраншиза». Ее главной задачей было выявление успешных бизнес-проектов среди МСБ, которые можно тиражировать как на территории Республики Татарстан, так и по всей России.

Всего из бюджетных средств Республики Татарстан было выделено 3,58 млн. рублей, конкурс прошли 13 компаний: от магазина стильных украшений до производства экологически чистых продуктов из сельскохозяйственной птицы. Для каждой компании была создана франшиза. И первые результаты говорят сами за себя: компания «СОЖ Синтез» – производитель автохимии Artctik Line – уже продала более 15 франшиз по всей России, компания «Мясо тут» (розничные магазины мясных продуктов) продала 16 франшиз, компания Sliks (защитное покрытие для телефонов) продала две франшизы, компания «НЕ игрушки» также продала две франшизы, компания Relax cinema (кинотеатр-кальянная) продала одну. На подходе заключение сделок и у остальных участников проекта «Татфраншиза». Итого за три месяца были запущены 36 новых бизнесов по всей России. И эта цифра будет постоянно расти, так как продажи франшиз идут ежедневно. А до конца года количество продаж может вырасти в разы. Такой результат достигнут всего за 3,58 млн. рублей. Руководители остальных регионов уже обратили внимание на опыт Республики Татарстан в теме франчайзинга, а заместитель министра экономики Ростовской области Владислав Есин, чтобы пообщаться на эту тему, проводил телемост с директором Центра поддержки предпринимательства Артемом Наумовым.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

В США и в Европе франчайзинг со временем развился до такой степени, что стал основным видом развития среднего и малого бизнеса, ведь покупать отлаженный механизм, приносящий дивиденды, проще и разумнее, чем «строить» дело с нуля. Например, в Европе на сегодня 10 тыс. франшиз и более 250 тыс. франчайзи. А в Америке фактически новая франшизная точка открывается каждые 8 минут. В России сегодня работают около 750 компаний, развивающихся по франчайзингу.

По словам генерального директора компании «ГудЭксперт» (споры со страховыми компаниями и независимая оценка ущерба авто и автоэкспертиза) Андрея Курамшина идея развиваться по франчайзингу полностью себя оправдала: «Запустить франчайзинг в своем бизнесе мы приняли решение гораздо раньше, чем состоялся проект «Татфраншиза». В определенный момент, когда мы захватили примерно 30 процентов рынка Казани, компания столкнулась с проблемой дальнейшего роста. Открывать собственные филиалы было затруднительно по ряду причин, и тогда мы задумались о создании собственной франшизы. Вложенные средства полностью себя окупили. Наши точки работают от Москвы и Ростова-на-Дону до Барнаула и Владивостока. Доходы компании уже больше чем наполовину состоят из ежемесячных роялти от франчайзи».

ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕХА МНОГОКРАТНО ВЫШЕ

Те, кто решил купить франшизу, должны знать как о плюсах, так и о минусах. Плюсы заключаются в том, что предприниматель получает фактически пошаговую инструкцию по запуску бизнеса и вместе с сотрудниками франчайзера доводит проект до результата. Главный же минус заключается в том, что за технологии придется платить: так называемый паушальный взнос (единоразовый платеж от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов) и роялти (ежемесячные отчисления в виде процентов от дохода). Хотя и тут возможны варианты. Например, некоторые компании не берут ни паушального взноса, ни роялти, но вот товар для полок магазина вы сможете закупать только у них.

Дополнительным фактором в пользу покупки бизнеса по франчайзингу может служить и статистика. Как по общемировой, так и по российской практике, после пяти лет деятельности выживают только 23% предприятий, через 10 лет их остается 18%. За те же сроки из предприятий-франчайзи продолжают успешно работать соответственно 92% и 90%.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ

В интернете сегодня можно найти франшизу, что называется, на любой вкус и кошелек. Однако есть на рынке и сомнительные предложения, поэтому прежде чем принимать окончательное решение, постарайтесь не только получить как можно больше информации, но и лично встретиться с руководством компании — франчайзером. Удобный случай для этого представится 17 апреля в Казани. В этот день в ГТКР «Корстон» пройдет Международный франчайзинговый форум. На мероприятии свои франшизы презентуют более 40 компаний из разных сфер бизнеса: общепит, продуктовый ретейл.

Принять участие на форуме можно с 08:30 до 19:00.

Получите бесплатный билет:

300.jpg

16+