Казанская "Мелита" в кризис столкнулась с серьезнейшими проблемами: компания еще в январе вынуждена была прекратить производство до мая, поскольку продажи ее резко упали и на складах скопился двухлетний запас непроданных меховых изделий. Недавно стало известно, что в самый разгар кризиса у компании сменился основной акционер, им стала компания "Союз меховщиков". О подоплеке таких изменений и о состоянии, в котором находится одна из крупнейших меховых фабрик России, рассказал гендиректор "Мелиты" Раис Гумеров.

"МЕЛИТУ" НИКТО НЕ ПРОДАВАЛ

—   Раис Хафизович, на днях стало известно, что соб­ственником ОАО "Мелита" теперь является ООО "Союз Меховщиков". В связи с чем была произведена продажа 84,26% акций "Мелиты"?

— На самом деле "Мелиту" никто не продавал. Дело в том, что в прошлом году я как акционер, приобретший более 30% акций ОАО "Мелита", полу­чил предписание от Региональ­ного отделения Федеральной службы по финансовым рын­кам (РО ФСФР). Согласно ему должен был сделать обязатель­ное предложение по покуп­ке акций другим акционерам и дать банковскую гарантию на сумму порядка 90 миллионов рублей. Задача, в принципе, нерешае­мая, так как ни один банк фи­зическому лицу гарантию на такую сумму не дает. Проде­лав предписанную процедуру, я добился гарантии лишь на один миллион рублей. Этой суммы хватило для удовлетворения запросов желающих продать акции, но последовало повторное пред­писание. Это и подтолкнуло нас в начале этого года создать новое юрлицо — ООО "Союз меховщиков", куда я и ряд дру­гих крупных акционеров ком­пании внесли свои акции. Но­вая компания получила необ­ходимую гарантию со стороны ОАО "ИнтехБанк". Таким об­разом, требования РО ФСФР были удовлетворены. Фактиче­ски же ничего не изменилось в руководстве и собственниках компании: "Союз меховщи­ков" никак не влияет на дея­тельность "Мелиты", являясь просто держателем акций. Это те же самые акционеры, кото­рые являются как бы долями в этом новом юридическом лице. Акции ни на один процент не перешли ни от кого. Измени­лась чисто юридическая форма.

ПРОДАЖИ У ИГРОКОВ МЕХОВОГО РЫНКА СОКРАТИЛИСЬ В ПЯТЬ РАЗ

— Как вы можете оценить прошедший сезон для мехо­вого бизнеса?

- Все участники россий­ского мехового рынка считают прошедший сезон крайне неудачным. Зафиксировано очень существенное падение продаж, многие производители уходят с рынка, закрывают свои мага­зины. По моему мнению, основ­ная причина таких плачевных результатов в том, что до сере­дины декабря стояла теплая погода. Обычно в конце дека­бря сезон заканчивается, а тут только началась зима. В итоге у некоторых игроков рынка про­дажи сократились в пять раз.

— Как шли дела у самой "Мелиты"?

— Если проанализировать торговлю, получается следую­щая картина. В 2008 году наши продажи сократились в сравне­нии с 2007 годом менее чем на 10 процентов. В первом квартале этого года ситуация сравнима с пер­вым кварталом 2008-го. Тем не менее, хотя у нашей компа­нии, в отличие от других игро­ков рынка, продажи практиче­ски не падают, готовой продук­ции на складах "Мелиты" ско­пилось намного больше, чем было год назад. Мы это расце­ниваем как ухудшение положе­ния компании. Если бы похо­лодало с октября месяца, мы бы кризиса и не заметили. А так получилось, что продукция среднеценового сегмента вооб­ще выпала из продаж. Пользу­ются спросом лишь элитные и дешевые изделия.

— Как дело обстоит с по­купками в кредит?

— Сейчас продаж вообще нет, сезон закончился, поэтому по­купки в кредит не оформляют­ся. В сезон четыре банка рабо­тали с нами. Отказов в этот раз было несколько больше, где-то на 20 процентов, в сравнении с прошлым сезоном. Значительно больше сократилось обращение самих людей в банки за кредитом — сейчас у некоторых банков про­центные ставки по кредитам со­ставляют 40-50 процентов годовых! Поэтому если мы раньше продавали треть продукции в кредит, то в прошлом сезоне лишь 12 процентов.

ПАДЕНИЕ СПРОСА НА МЕХОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ

— Какие прогнозы?

— Мы считаем, что падение спроса еще продолжится. Воз­можно, объемы производства в этом году упадут на 40 процентов. Гото­вой продукции с прошлого се­зона осталось достаточно мно­го, в связи с чем мы приостано­вили производство на 4 месяца (оно возобновилось с 12 мая). В прошлые сезоны паузу мы не делали. Однако мы все равно считаемся сильным звеном на рынке и кризис нам легче пе­реживать, чем другим. Одним из главных наших преимуществ являются низкие цены в Каза­ни, которые устанавливаются за счет отсутствия транспортных и арендных издержек. К тому же "Мелита" является обще­признанным лидером по каче­ству изделий из меховой овчи­ны и бобра.

— Планируется ли что-то менять в производстве?

- Производство у нас меняет­ся регулярно, в соответствии с модой и покупательскими потребностями. Соответствен­но, мы регулярно обновляем оборудование. Например, в этом году закупили технику для красильного производства более чем на 6 миллионов рублей. Также в этом году мы начали шить из­делия из кожи.

— Какие антикризисные меры, осуществляющиеся на "Мелите", вы можете отметить как наиболее эффек­тивные?

- Сейчас "Мелита" трансфор­мируется, становится компак­тнее, мобильнее. С декабря прошлого года многие цеха были переведены на юридическую самостоятельность. Фактиче­ски "Мелита" сегодня — это   холдинг и технопарк в одном лице. Теперь все эти неболь­шие предприятия, составля­ющие "Мелиту", занимают­ся заказами не только для нас, но и других сторонних компа­ний. Соответственно, производительность труда повышает­ся, к тому же растет экономия энергетических ресурсов, ведь об этом теперь болит голова не только у директора "Мелиты", но и у руководителя каждого отдельного цеха

— Не боитесь, что это при­ведет к распаду "Мелиты"?

—   Нет, цехам экономиче­ски невыгодно обособляться от "Мелиты". Прежде всего, мы их самый крупный заказ­чик, к тому же "Мелита" пре­доставляет им арендные пло­щади для производства по низ­ким ценам (первоначально, что­бы они смогли встать на ноги). Хотелось бы отметить, что та­кой вид работы принят во всех мировых меховых производствах. "Мелита" долгое время была чуть ли не единственной из крупных компаний по изго­товлению меховых изделий, ко­торая осуществляла весь цикл производства самостоятельно.

— Планируется ли сокра­щение сбытовой сети?

— Сокращение сети не пла­нируется, наоборот, мы будем ее расширять. Если в 2008 году мы продавали порядка 66 процентов про­дукции через фирменные магазины, то в этом году планируем продавать уже около 90 процентов. Планируем также прекратить практику выездной торговли - оказалось, что затраты на ее организацию заметно превышают получаемые доходы.

где Деньги

Справка

Объем реа­лизованной продукции ОАО "Мелита" в 2008 году составил 449,5 млн. рублей, что на 85,9% меньше аналогичных показателей 2007 года (522,9 млн. рублей) При этом объем выпущенной товарной продукции в 2008 году составил 482,1 млн. рублей (104,1% к 2007 году в денежном выражении). Ком­пания выпускает более 25% всех меховых изделий, из­готовленных в России. Убыток ОАО "Мелита" в 2008 году составил 4,647 млн. рублей (2007 год компания завер­шила с прибылью в размере 7,722 млн. рублей).