Казанская "Мелита" в кризис столкнулась с серьезнейшими проблемами: компания еще в январе вынуждена была прекратить производство до мая, поскольку продажи ее резко упали и на складах скопился двухлетний запас непроданных меховых изделий. Недавно стало известно, что в самый разгар кризиса у компании сменился основной акционер, им стала компания "Союз меховщиков". О подоплеке таких изменений и о состоянии, в котором находится одна из крупнейших меховых фабрик России, рассказал гендиректор "Мелиты" Раис Гумеров.
"МЕЛИТУ" НИКТО НЕ ПРОДАВАЛ
— Раис Хафизович, на днях стало известно, что собственником ОАО "Мелита" теперь является ООО "Союз Меховщиков". В связи с чем была произведена продажа 84,26% акций "Мелиты"?
— На самом деле "Мелиту" никто не продавал. Дело в том, что в прошлом году я как акционер, приобретший более 30% акций ОАО "Мелита", получил предписание от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам (РО ФСФР). Согласно ему должен был сделать обязательное предложение по покупке акций другим акционерам и дать банковскую гарантию на сумму порядка 90 миллионов рублей. Задача, в принципе, нерешаемая, так как ни один банк физическому лицу гарантию на такую сумму не дает. Проделав предписанную процедуру, я добился гарантии лишь на один миллион рублей. Этой суммы хватило для удовлетворения запросов желающих продать акции, но последовало повторное предписание. Это и подтолкнуло нас в начале этого года создать новое юрлицо — ООО "Союз меховщиков", куда я и ряд других крупных акционеров компании внесли свои акции. Новая компания получила необходимую гарантию со стороны ОАО "ИнтехБанк". Таким образом, требования РО ФСФР были удовлетворены. Фактически же ничего не изменилось в руководстве и собственниках компании: "Союз меховщиков" никак не влияет на деятельность "Мелиты", являясь просто держателем акций. Это те же самые акционеры, которые являются как бы долями в этом новом юридическом лице. Акции ни на один процент не перешли ни от кого. Изменилась чисто юридическая форма.
ПРОДАЖИ У ИГРОКОВ МЕХОВОГО РЫНКА СОКРАТИЛИСЬ В ПЯТЬ РАЗ
— Как вы можете оценить прошедший сезон для мехового бизнеса?
- Все участники российского мехового рынка считают прошедший сезон крайне неудачным. Зафиксировано очень существенное падение продаж, многие производители уходят с рынка, закрывают свои магазины. По моему мнению, основная причина таких плачевных результатов в том, что до середины декабря стояла теплая погода. Обычно в конце декабря сезон заканчивается, а тут только началась зима. В итоге у некоторых игроков рынка продажи сократились в пять раз.
— Как шли дела у самой "Мелиты"?
— Если проанализировать торговлю, получается следующая картина. В 2008 году наши продажи сократились в сравнении с 2007 годом менее чем на 10 процентов. В первом квартале этого года ситуация сравнима с первым кварталом 2008-го. Тем не менее, хотя у нашей компании, в отличие от других игроков рынка, продажи практически не падают, готовой продукции на складах "Мелиты" скопилось намного больше, чем было год назад. Мы это расцениваем как ухудшение положения компании. Если бы похолодало с октября месяца, мы бы кризиса и не заметили. А так получилось, что продукция среднеценового сегмента вообще выпала из продаж. Пользуются спросом лишь элитные и дешевые изделия.
— Как дело обстоит с покупками в кредит?
— Сейчас продаж вообще нет, сезон закончился, поэтому покупки в кредит не оформляются. В сезон четыре банка работали с нами. Отказов в этот раз было несколько больше, где-то на 20 процентов, в сравнении с прошлым сезоном. Значительно больше сократилось обращение самих людей в банки за кредитом — сейчас у некоторых банков процентные ставки по кредитам составляют 40-50 процентов годовых! Поэтому если мы раньше продавали треть продукции в кредит, то в прошлом сезоне лишь 12 процентов.
ПАДЕНИЕ СПРОСА НА МЕХОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ
— Какие прогнозы?
— Мы считаем, что падение спроса еще продолжится. Возможно, объемы производства в этом году упадут на 40 процентов. Готовой продукции с прошлого сезона осталось достаточно много, в связи с чем мы приостановили производство на 4 месяца (оно возобновилось с 12 мая). В прошлые сезоны паузу мы не делали. Однако мы все равно считаемся сильным звеном на рынке и кризис нам легче переживать, чем другим. Одним из главных наших преимуществ являются низкие цены в Казани, которые устанавливаются за счет отсутствия транспортных и арендных издержек. К тому же "Мелита" является общепризнанным лидером по качеству изделий из меховой овчины и бобра.
— Планируется ли что-то менять в производстве?
- Производство у нас меняется регулярно, в соответствии с модой и покупательскими потребностями. Соответственно, мы регулярно обновляем оборудование. Например, в этом году закупили технику для красильного производства более чем на 6 миллионов рублей. Также в этом году мы начали шить изделия из кожи.
— Какие антикризисные меры, осуществляющиеся на "Мелите", вы можете отметить как наиболее эффективные?
- Сейчас "Мелита" трансформируется, становится компактнее, мобильнее. С декабря прошлого года многие цеха были переведены на юридическую самостоятельность. Фактически "Мелита" сегодня — это холдинг и технопарк в одном лице. Теперь все эти небольшие предприятия, составляющие "Мелиту", занимаются заказами не только для нас, но и других сторонних компаний. Соответственно, производительность труда повышается, к тому же растет экономия энергетических ресурсов, ведь об этом теперь болит голова не только у директора "Мелиты", но и у руководителя каждого отдельного цеха
— Не боитесь, что это приведет к распаду "Мелиты"?
— Нет, цехам экономически невыгодно обособляться от "Мелиты". Прежде всего, мы их самый крупный заказчик, к тому же "Мелита" предоставляет им арендные площади для производства по низким ценам (первоначально, чтобы они смогли встать на ноги). Хотелось бы отметить, что такой вид работы принят во всех мировых меховых производствах. "Мелита" долгое время была чуть ли не единственной из крупных компаний по изготовлению меховых изделий, которая осуществляла весь цикл производства самостоятельно.
— Планируется ли сокращение сбытовой сети?
— Сокращение сети не планируется, наоборот, мы будем ее расширять. Если в 2008 году мы продавали порядка 66 процентов продукции через фирменные магазины, то в этом году планируем продавать уже около 90 процентов. Планируем также прекратить практику выездной торговли - оказалось, что затраты на ее организацию заметно превышают получаемые доходы.
где Деньги
Справка Объем реализованной продукции ОАО "Мелита" в 2008 году составил 449,5 млн. рублей, что на 85,9% меньше аналогичных показателей 2007 года (522,9 млн. рублей) При этом объем выпущенной товарной продукции в 2008 году составил 482,1 млн. рублей (104,1% к 2007 году в денежном выражении). Компания выпускает более 25% всех меховых изделий, изготовленных в России. Убыток ОАО "Мелита" в 2008 году составил 4,647 млн. рублей (2007 год компания завершила с прибылью в размере 7,722 млн. рублей). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.