ЛУЧШИЙ БРЕНД 2012 ГОДА ТАК И НЕ СТАЛ БЮДЖЕТНЫМ АВТО

Почти четыре года назад, в октябре 2010-го, общественности впервые представили «автомобиль будущего» от владельца группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Одна модель — пятидверный городской хэтчбек — предназначалась для семейного использования. Вторая — внедорожное спорткупе — была ориентирована на молодежную аудиторию.

«Ё-мобиль» позиционировался как экологически чистый инновационный бюджетный гибрид, который обеспечивал водителю и пассажирам не только комфорт и салон, оборудованный по последнему слову техники, но и небывалую экономичность. Энергоэффективность автомобиля должна была составлять 3,5 - 4 л бензина на 100 километров! И это при 8 - 10 секундах на разгон до заветной сотни.

Проект быстро набирал популярность. К октябрю 2011 года на «Ё-мобиль» уже было оформлено 120 тыс. заявок. По версии Forbes бренд «Ё» занял третье место среди самых ярких российских брендов новейшей истории. А в апреле 2012-го он получил первую премию «Бренд года».

В ноябре 2011 года с «Ё-мобилем» смогли познакомиться казанцы — в ТРК «МЕГА» были выставлены «Ё-фургон» и «Ё-концепт». Их инициатор оптимистично заявлял, что выпуск этих авто предполагается начать в 2012 году.

Модельный ряд ё-мобилей включал в себя не только семейные, но и гибриды для перевозок
Модельный ряд «Ё-мобилей» включал в себя не только семейные, но и гибриды для перевозок

Но дальше презентаций дело не пошло. Годы шли, проект старел. По стране колесили прототипы «Ё-мобиля», однако выпуск этих машин все не начинался. Обещанный на 2012 год запуск производства плавно «съехал» на 2014-й. Но! В нынешнем году подуставшие от ожидания «подписанты» вместо «Ё-мобиля» получили «ё-пока». Проект закрыт. Информация об этом вчера облетела все СМИ страны.

Основная причина (во всяком случае, обнародованная) столь печального конца — рост затрат. Это означает, что по ходу работы над мобилем возникло много непредвиденных проблем и в результате его цена выросла настолько, что на корню убила концепцию «ё-проекта», как бюджетного автомобиля.

ПРОЩАНИЕ С «ПРАВЫМ ДЕЛОМ»

Особую пикантность ситуации с «Ё-мобилем» придает ее почти что зеркальное отражение в политической деятельности Прохорова. Ну, просто тот же сценарий, разве что более сжатый по времени. Вспомним сенсационную историю с партией «Правое дело».

Сначала в мае 2011 года олигарх Прохоров, входящий со своим состоянием в $18 млрд. в списки миллиардеров от журнала Forbes, громогласно заявляет, что он готов возглавить партию «Правое дело». Это, естественно, стало сенсацией, причем не только российской. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда скептически заявляли, что «московский Кремль подобрал великолепного лидера для «Правого дела» — это олигарх первой волны, который вместе со своим партнером Потаниным придумал залоговые аукционы, на которых за бесценок олигархи приобретали сырьевые ресурсы страны. В частности, этим двум господам, если не изменяет память, за пару-тройку сотен миллионов долларов США достался «Норильский никель», чья реальная стоимость миллиарды и миллиарды долларов. С таким бэкграундом лучше не высовываться, а сидеть тихо, как это делают Фридман, Алекперов, тот же Потанин...» Припомнили Прохорову тогда и другую громкую историю, навсегда ставшую частью его имиджа: «Куршавель с его пьянками-гулянками, которые так достали местное население, что полиция была вынуждена арестовать русского миллиардера с компанией юных дев...» Вывод был сделан жесткий: «Политтехнологи Кремля сделали все, чтобы правые в России имели минимальные шансы на попадание в Госдуму».

Однако российские оппозиционеры придерживалась другой точки зрения. Так, занимавший в 2011 году должность председателя исполкома «Правого дела» в Татарстане, управляющий группой компаний «Райдэн» Марсель Шамсутдинов заявил, что «приход Прохорова — хорошая новость для нас, потому что нынешнее состояние партии вообще самое плохое, что было на моей памяти». И хотя Марсель оговорился, что «до выборов в Думу России Прохорову, наверное, не очень удастся раскрутить нашу партию», но посчитал, что «все-таки шансы попасть в Думу у «Правого дела» очень неплохие».

25 июня на съезде партии Прохоров был избран лидером «Правого дела» причем почти единогласно: 107 за и всего 2 против. Лидер татарстанских «правых» Павел Сигал рассказал тогда «БИЗНЕС Online» о чрезвычайных полномочиях, которыми съезд наделил Прохорова. Павел Абрамович был настроен в те дни оптимистично: «Главный лейтмотив, главная мысль Прохорова, которая везде звучала и звучит: мы партия власти. Мы! То есть «Правое дело» не оппозиция, и нас 2, 3, 5 процентов на выборах не интересуют. Мы будем бороться за победу, за власть. Прохоров провозгласил этот принцип — и я считаю, что он является новым словом в политике».

К сожалению, «новое слово» оказалось пустышкой. Уже 14 сентября на съезде «Правого дела» разразился громкий скандал. А на следующий день Прохоров, не пробывший на посту лидера партии даже трех месяцев, громко хлопнул дверью, назвал правую партию «кремлевским проектом» и призвал своих сторонников выйти из нее. Заодно пообещал приложить все силы, чтобы отправить замглавы администрации президента Владислава Суркова в отставку, открыто заявив: «В нашей стране есть кукловод, который приватизировал всю политическую систему. Это Сурков».

Вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин тогда грустно заявил: «Как серьезный политический проект, думаю, «Правое дело» закончилось». Иными словами, за эту партию уже никто не дал бы и ломаного гроша. И даже одного евро...

ДОРОГА В КРЕМЛЬ: НЕТ, Я НЕ ПУТИН, Я ДРУГОЙ

От «правого удара» Прохоров оправился довольно быстро — и уже в декабре 2011-го решил, что примет участие в выборах президента России, которые были назначены на 4 марта 2012 года. Это решение тоже стало сенсацией и громко обсуждалось в прессе.

Уже в конце декабря 2011-го Прохоров опубликовал тезисы своей предвыборной платформы. При этом учел многотысячные декабрьские «болотные» митинги, пообещав в случае своей победы распустить Думу и провести новые «свободные демократические выборы» 12 декабря 2012 года. И принять целый набор мер для повышения прозрачности выборов, в том числе усиление уголовной ответственности за нарушения процедуры выборов, оснащение автоматическими устройствами для голосования всех избирательных участков в стране и снижение проходного барьера до 3%...

Свой предвыборный тур по России кандидат в президенты начал с Казани (!), где побывал 21 января 2012 года. В зале ГТРК «Корстон» Прохоров заявил: «У меня два главных оппонента: Путин и коллективные Миронов, Жириновский, Зюганов. На сегодняшний день Путин фаворит, но жизнь быстро меняется. Все сейчас находятся в таком мифическом заблуждении: примеряют на меня рубашку, какой я буду Путин. Эти ярлыки мне, конечно, сильно мешают. Я не Путин, у меня другая биография абсолютно...»

Прохоров тогда дал интервью «БИЗНЕС Online», рассказав о своем отношении к президенту РТ, к Сигалу, Алексею Навальному, а также оценив степень вероятности «цветной» революции в России.

Надо сказать, в российской прессе в ту предвыборную кампанию было высказано немало предположений о том, что участвовать в выборах президента РФ Прохорова попросил московский Кремль, что Прохоров — «обманка», «проект Кремля», что он заложник своих капиталов и полностью лоялен Путину.

На выборах 4 марта сенсации не случилось: Прохоров, конечно, набрал около 8%, но Путин набрал свыше 63%. Что интересно, в целом по Татарстану у Прохорова не было даже 3%.

«Я хочу не просто создать еще одну новую партию. Я хочу создать партию — движение открытого типа»
«Я хочу не просто создать еще одну новую партию. Я хочу создать партию — движение открытого типа»

«ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА», АУ!

После выборов олигарх ушел в тень. О нем ничего не было слышно почти два месяца. Но уже в апреле 2012-го Прохоров заявил о создании собственной партии. Естественно, уникальной (как «Ё-мобиль»): «Я хочу не просто создать еще одну новую партию. Я хочу создать партию — движение открытого типа. В такой партии нет привычной иерархии. Все руководящие посты, включая посты региональных лидеров, будут заниматься путем праймериз и открытых выборов. Кандидат от партии на пост президента страны и участники думских выборов определятся на основе общепартийного голосования не ранее чем за полгода-год до выборов. Членство в политическом совете будет ротационным, политсовет будет обновляться и пополняться новыми людьми. Новая партия будет структурой политического участия и влияния с самыми широкими возможностями для граждан. Она восстановит и такую полузабытую нами ценность, как политическая репутация».

Конечно, на этот раз сенсационных материалов в прессе замечено не было, но все-таки про обещанную принципиально новую партию СМИ писали немало. 7 июля прошел съезд партии «Гражданская платформа», на котором утвердили (причем за закрытыми дверями) программу партии. А 19 июля 2012 года партия Прохорова была зарегистрирована в минюсте РФ.

Однако особой активности «Гражданской платформы» на политическом поле России не видно. Хотя на выборах главы города Екатеринбурга 8 сентября 2013 года кандидат этой партии Евгений Ройзман одержал победу, получив 33,31%. Партия также провела несколько депутатов в заксобрание Иркутской области, в Красноярский горсовет, в Тольяттинскую Гордуму... Тем не менее партия Прохорова не стала таким уж ярким явлением, а практически затерялась среди почти семи десятков других российских партий. Так что этот проект олигарха тоже (пока?) вряд ли можно назвать очень успешным.

НЕУДАЧНИК, ХОТЯ И МИЛЛИАРДЕР

Газета «БИЗНЕС Online» попросила своих экспертов оценить «политико-автомобильные» новости.

Руслан Зинатуллин — председатель регионального отделения партии «Яблоко»:

— Считаю, что Михаил Прохоров вообще неудачник, хотя и миллиардер. Ни один проект, который он затевал, ни к чему хорошему не приводил. Можно вспомнить его политическую деятельность: сколько было пиара по поводу партии «Правое дело» и чем все кончилось?! Потом он поучаствовал в президентских выборах. Заявил о том, что создаст партию нового типа, которая будет опираться больше на гражданские идеи, нежели на политическую практику. Ничего не получилось... А уж сколько было пиара по поводу этого «Ё-мобиля»: что это чуть ли не самый прорывной проект в автомобилестроении, что нигде в Европе такого и близко нет, потому что нефтяным компаниям невыгодно, чтобы в автомобилестроении переходили на новые технологии... В СМИ показывали какие-то прототипы «Ё-мобиля», которые толком даже ездить не могли. Прохоров говорил, что якобы уже какие-то заводы строятся вовсю. Но все закончилось пшиком.

Марсель Шамсутдинов — председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС), управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Проект «Ё-мобиля» имел шансы на успех. Но только в том случае, если бы им занимался не Михаил Прохоров, а кто-то из сильных конструкторов. То есть не тот, кто просто деньги вкладывает в это дело, а человек увлеченный, который бы всей душой болел за новый автомобиль, рвался к успеху. А что касается Прохорова... Я к нему немножко скептически отношусь. Он и в политике, думаю, действует не самостоятельно, а по просьбе московского Кремля, и проект «Ё-мобиль» закрутил больше для пиара.

Михаил Котляров — коммерческий директор ООО «Акос».

— Чем раньше свернешь — тем меньше денег потратишь. Я всегда думал, что это мертворожденный проект, потому что прихоть миллиардера. Что-то я не видел образования по воле кого-то там новых автомобильных компаний. Тем более вопрос с гибридностью — это на самом деле пустая трата времени. Все этот момент муссируют, тратят на него деньги, а толку от этого никакого, потому что альтернативы бензиновому и дизельному двигателю нет.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:

— Думаю, здесь комплекс причин. Во-первых, естественно, экономическая ситуация в мире и в стране. А кроме того, такого рода автомобили бесперспективны. Ближайшие лет пять точно. И плюс раскрутка нового бренда, доведение его до потребителя... Скорее всего, маркетинговый план дал отрицательные показатели и Прохоров, естественно, отказался от проекта. Хотя он и так не двигался. Четыре года ждем результатов, но ничего.