ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАВЕРШИТ МОДЕРНИЗАЦИЮ КТЭЦ-2 ДО КОНЦА 2014 ГОДА

В начале года минэнерго РФ утвердило схему теплоснабжения Набережных Челнов до 2028 года, ОАО «Генерирующая компания» (ГК) определено единой теплоснабжающей организацией. Таким образом, планы генерального директора ГК Раузила Хазиева по созданию внутри компании мощной теплосетевой структуры приобрели завершенные черты. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему компания решилась объединить под своим крылом сети и сбыт тепловой энергии, какую пользу от этого могут получить потребители, а также объяснил, зачем ГК поощряет общественно активных жильцов.

IMGM6945_.jpg
Раузил Хазиев

«УШЕЛ ПОТРЕБИТЕЛЬ — ТУРБИНУ НА ПОЛОВИНУ НЕ ОТРЕЖЕШЬ»

– Раузил Магсумянович, чуть более года назад вы задумали создать в Генерирующей компании систему полного цикла генерации и сбыта тепловой энергии. И сегодня в двух крупнейших городах республики — в Набережных Челнах и Нижнекамске — мы имеем законченную схему теплоснабжения. Если вернуться в то время, когда только возникло это решение, чем оно было продиктовано?

– К этому подтолкнула жизнь. Генерирующая компания занималась только генерацией тепловой и электрической энергии. Станции в Набережных Челнах, Заинске, Казани, Елабуге предназначены именно для выработки и продажи энергии на общероссийском рынке. А тепловая энергия — это локальный рынок республики. По электроэнергии и мощности мы неплохо играем, но на рынке тепловой энергии сработали на ноль, без прибыли. Во-первых, на нас давят прежние долги. Во-вторых, регулятор держит в жестких рамках. Но и это не самое главное: мы начали терять рынок тепловой энергии, а в когенерации не может одно существовать без другого. И уменьшение тепловой нагрузки обязательно влечет удорожание электроэнергии. Поэтому мы обратили внимание на тепловой рынок, который в объемах не должен уменьшаться. Ушел потребитель — турбину на половину не отрежешь, она так и будет работать. И все затраты на нее останутся в полном объеме. Мы не можем моментально реагировать на рынок, быстро переводить станции на какие-то «полумощности». И тогда было принято решение заниматься не только генерацией, но и транспортировкой тепла, чтобы дойти до каждого потребителя. Для этого в первую очередь в управление Генерирующей компании был передан «Таттеплосбыт».

— Этот вопрос решался на уровне правительства Татарстана?

— Да, на уровне премьер-министра республики Ильдара Халикова. Это был первый шаг, чтобы выйти напрямую на потребителей. Для нас было крайне важно получить ответ на вопрос: почему они уходят от нас? А для этого нужно было узнать их проблемы. Первое, что мы сделали, — взяли на себя функции сбытовой компании. Второе — создали теплосетевые организации. Их у нас четыре: Казанская теплосетевая компания с января текущего года преобразована в филиал Генерирующей компании Казанские тепловые сети, Набережночелнинские тепловые сети, Нижнекамские тепловые сети. В Заинске в состав Заинской ГРЭС вошли Заинские тепловые сети.

— Все эти организации ранее были акционерными обществами. Насколько сложно было «переформатировать» их юридически?

— Во-первых, все они находятся в государственной собственности. Так что решение государства, в разных местах держать эти компании или в одном месте, принималось недолго. Де-юре это несложно. Сложность была в другом: существовал вопрос передачи людей, все-таки менялась форма собственности — ранее это были самостоятельные акционерные общества, а стали филиалами. Я неоднократно встречался с каждым коллективом, мы обсуждали условия работы, заработную плату, социальный пакет — ничего не должно было ухудшаться. Именно этот процесс был растянут по времени — на него ушло где-то полтора года. И сегодня, начиная от генерации, заканчивая конечным потребителем, все это одна цепочка в Генерирующей компании. И мы стали ближе к потребителю и знаем его проблемы. А 83 процента потребителей — это население. В первую очередь мы провели плотные переговоры с управляющими компаниями, которые и представляют население.

УПРАВЛЯТЬ ДОМОМ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО

— Да, вы даже премию в прошлом году управляющим компаниям выплачивали за работу по сборам платежей. Неужели денежное вознаграждение жилищным компаниям принесло какой-то эффект?

— Мы создали механизм заинтересованности для управляющих компаний: если они обеспечивают полноту сбора оплаты населения от 96 - 98 процентов, получают от Генерирующей компании вознаграждение — процент от сбора. Причем стопроцентный сбор оплаты и в мире мало где существует. Разве только в таких странах, как Дания, Швейцария, Германия. А в Америке, Италии, Греции где-то 1 - 2 процента не добирают. Как у них, так и у нас в России есть определенная категория населения, которая не может оплачивать счета.

Макет-Елабужской-ПГУ_1445.jpg
Макет Елабужской ПГУ

— А за счет чего это вознаграждение выплачивается, оно что, в тариф заложено?

— Нет, в тарифе это ни в коем случае не отражено! У Генерирующей компании есть прибыль в части электрической энергии и мощности от успешной работы на оптовом рынке. И мы используем ее долю для мотивации управляющих компаний.

Хочу особо отметить: мы на тепловой энергии прибыли не имеем, компания зарабатывает на рынке электрической энергии и мощности. Но чтобы там заработать, нам нужно реализовать тепло. Поэтому, чтобы его не терять, мы выстроили всю цепочку реализации тепловой энергии.

— Сколько управляющих компаний вы поощрили?

— Это половина компаний Заинска, крупные УК в Набережных Челнах, в Казани три крупные управляющие компании. В 2013 году более 11 миллионов рублей мы направили им в качестве поощрения по работе с населением.

— А вы контролируете, куда они направляют это вознаграждение? А если на эти деньги директор УК просто купит очередной Mercedes?

— Средства конкретно направляются на работу с населением: на поощрение старших по домам, общественных организаций. Вот вы сейчас копнули проблему, которая упущена в России. От управления жильем отошли все структуры власти: федеральные, региональные, ни одно министерство не влияет на управляющую компанию. Мало того, и муниципалитеты тоже никакого влияния не имеют. Законодатель прописал: дом — коллективная собственность, как хочет, так и живет. Конечно, в чисто рыночных условиях это нормально, наверное, кондоминиумы в Великобритании вполне комфортно существуют на таких условиях. Но с нашим жилым фондом, с нашим самосознанием мы к этому не готовы. Попробуйте собрать жителей и прийти к единому мнению! Тем более если дом на тысячу квартир. Да жильцы одного подъезда не могут договориться, как убирать лестничные площадки, не то что решить серьезную проблему. Когда течет кровля, в первую очередь страдает последний этаж, а первому этажу по барабану. Когда парит из подвала, то волнуются жители с первого этажа, тогда как на последнем жильцов эта проблема совершенно не беспокоит. Кто-то ведь должен уравновешивать все это! А куда люди идут, если у них проблемы в доме? В муниципалитет! А у него рычагов нет. Надо было оставить влияние муниципалитетов хотя бы в режиме контроля: к примеру, при выборе управляющих компаний и ТСЖ, для того чтобы в управление не проникли жулики. Там же огромные деньги собираются! Как вы считаете, почему идут битвы за дома? Там крутятся миллиарды, поэтому желающих запустить туда руку немало. Поэтому создаются институты старших по домам, хотя такого института в законодательстве нет вообще. Хотя справедливости ради нужно сказать и это мое глубокое убеждение: сегодня в управлении жилым фондом работает много профессиональных и порядочных людей. А между тем управлять домом очень и очень непросто, прибавьте к этому большое число неурегулированных вопросов. Ведь очевидно же, что когда сложность возникает у одной-двух управляющих компаний, то это можно объяснить, отформатировать, но когда у большинства — это свидетельствует о системной ошибке, исправлять которую необходимо на законодательном уровне. И чем больше будет общественных структур, тем более прозрачной станет система ЖКХ, тем более очевидными станут системные проблемы. Поэтому мы пошли на поощрение активных людей, которые контролируют содержание и расходы дома. И предлагаем подключиться к этому проекту и всем остальным ресурсоснабжающим организациям.

ВЫ БУДЕТЕ БРАТЬ ТЕПЛА СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ВАМ НУЖНО

— Генерирующая компания получила статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в Нижнекамске и Набережных Челнах. Готовы ли вы побороться за этот статус в других городах?

— В начале 2014 года минэнерго России утвердило схему теплоснабжения Набережных Челнов до 2028 года, где Генерирующая компания определена единой теплоснабжающей организацией. Кроме того, утверждена схема теплоснабжения в Нижнекамске — одном из городов присутствия компании, где также в качестве единой теплоснабжающей организации определена Генерирующая компания.

1.jpg
Панорама строительства ПГУ

Эта идея не наша, того требует законодатель: в городах должны быть единая теплоснабжающая организация, единая схема теплоснабжения. Почему законодатель этого требует? Потому что появилось множество теплоснабжающих организаций. К примеру, в Казани жители оплачивали за тепло по разным тарифам. Народ живет в одном и том же городе, пользуется одними и теми же услугами. Но в одном доме тариф — 500 рублей, а в доме через дорогу — 700. Законодатель говорит: в населенных пунктах должна появиться единая теплоснабжающая организация, должен быть единый тариф и единая схема теплоснабжения. Эта работа в Татарстане проведена уже во многих городах. Например, в Заинске схема ЕТО завершается, это будет Заинская ГРЭС со своими сетями. В Нижнекамске, где один источник принадлежит «Татнефти», другой — ТАИФу, мы выиграли конкурс на ЕТО. В Набережных Челнах схему утверждал федеральный центр, так как это город с населением свыше 500 тысяч. Сегодня схема теплоснабжения разрабатывается в Елабуге. Пока не завершена работа в Казани, где не менее 70 процентов тепла в зоне нашей ответственности (это вместе с учреждениями бюджетной сферы), обеспечиваем мы. Здесь еще не было конкурса и сама схема в работе. Если будет объявлен конкурс, то мы будем в нем участвовать.

— Очевидно, уже сегодня можно говорить о том, что структура, задуманная чуть более года назад, приняла четкие очертания. Но что она дает потребителю?

— В первую очередь мы поняли проблемы потребителя. Если, к примеру, руководитель компании просит отсрочку платежей, потому что запланировал модернизацию производства, мы идем ему навстречу. Для работы с потребителями в Генерирующей компании создан специальный блок специалистов. Мы сами для себя должны осознать, что потребитель — наш самый надежный партнер. Другой момент. Большие надежды возлагаются на программу перехода от центральных тепловых пунктов (ЦТП) на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Это позволило бы подогревать воду до нужной температуры в непосредственной близости от конечного потребителя и дало бы населению возможность экономить на коммунальных платежах. Положительный опыт перехода на АИТП уже наработан в Набережных Челнах и Альметьевске.

— Когда начнется реализация данной программы?

— Она уже началась. В этом году на нее будет направлено 256 миллионов рублей, средства заемные, но мы пошли на такой шаг. Совместно с жилищными организациями и властями районов Казани составлен список из 317 наиболее проблемных по теплу и горячему водоснабжению домов. Вы можете спросить: а с чего это у вас такая любовь проснулась к этому вопросу? Здесь выгода есть и для нас, потому что переход на ИТП автоматически решает вопрос бесконечных ремонтов сетей (от ЦТП к домам), потерь в сетях. В Казани 125 ЦТП, физический износ которых составляет более 80 процентов, к ним подключены порядка 1500 многоквартирных домов.

Чтобы перевести такое количество потребителей на ИТП, потребуется более 1,5 миллиардов рублей. Но мы надеемся за три года полностью завершить этот проект. Что он даст населению? Преимуществ множество: это и возможность погодного регулирования, и обеспечение качества ресурса. Но главное — сейчас вы как потребитель берете тепла столько, сколько мы вам даем, а после установки ИТП будете брать столько, сколько вам нужно. Соответственно, и платить только за потребленный ресурс. И тогда вам уже не придется отапливать (и еще оплачивать это!) улицу при изменении температуры за окном.

IMGM1541.jpg
Презентация елабужской ТЭЦ на международной выставке «Энергетика. Ресурсосбережение-2014»

ТЕХНИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО УЙТИ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

— На страницах нашего издания неоднократно звучали призывы о переходе на прямые договоры между населением и ресурсоснабжающей организацией. Вы готовы к такому переходу?

— Это невозможно. Даже энергосбыт в другом положении. Как мы можем выстроить отношения с квартирой с пятого этажа, когда ее труба идет вертикально через другие этажи? У нас же не горизонтальная схема. Ни учета, ни контроля, ни рычагов в данном случае у нас нет. И это технически невозможно. Мы будем улучшать теплоснабжение домов теми параметрами, о которых я говорил.

— Перейдем от локальных вопросов к глобальным. На какой стадии сейчас находятся переговоры с КЭС о переводе площадки ДПМ на территорию Татарстана?

— С КЭС все договорные отношения выполняются, постановление правительства России о переносе площадки ДПМ вышло. Мы обязаны ввести КТЭЦ-2 в конце 2014 года. Многие в этом сомневаются. Тем более что ранее перед нами стояли другие сроки введения станции — сентябрь 2015 года. Конечно, достаточно сложно «ужать» строительство такого объекта в 9 месяцев. Но объект будет запущен к концу 2014-го. Единственное, мы оставляем люфт на пуск-наладку до 1 марта 2015 года. Но станция будет находиться в режиме эксплуатации, выдавать энергию и мощность. Все оборудование на станцию уже поступило, кроме одного компрессора и турбины. Компрессор в пути из США, он поступит в апреле. Турбина едет из Франции, она уже находится в порту Санкт-Петербурга.

В результате в этом году на КТЭЦ-2 будет введена в эксплуатацию парогазовая установка мощностью 220 мегаватт и мощность станции возрастет более чем в два раза. КПД установки составит 52 процента при существующих на действующем оборудовании 33. Как результат­ — энергодефицит по Казани снизится на 30 процентов. Но все же проблему энергодефицита это полностью не решит. Поэтому компания также рассматривает вопрос об удвоении мощности Казанской ТЭЦ-1 1933 года постройки. Серьезные задачи перед нами стоят в Елабуге — там мы намерены ввести на Елабужской ТЭЦ блок паро-газовой установки на 230 мегаватт.

— На ваш взгляд, как участие в программе ДМП может повлиять на дальнейшие планы компании?

— Сама схема ДПМ подразумевает возврат уже вложенных инвестиций в течение 10 лет. Первый транш пойдет после того, как мы выполним свои обязательства по вводу КТЭЦ-2. Давайте подождем 2015 года, когда вернутся первые инвестиции, тогда и обсудим дальнейшие планы компании.

IMGL1821.jpg
Строящаяся ПГУ на КТЭЦ-2