САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПО ИТОГАМ 2013 ГОДА

Минувший год оказался тяжелым для производителей и продавцов грузовой автотехники в России. В течение 2013 года было продано 109 303 машины различных марок — это, по данным агентства «Автостат», на 14,3% меньше, чем годом ранее. В минусе оказалось подавляющее большинство производителей. Автогигант из Челнов держится лучше рынка, прибавляя символические 0,3%. Между тем его перспективный партнер в лице белорусского МАЗа потерял треть продаж на российском рынке.

48614.jpg
Чемпионские лавры, как и годом ранее, у KAMAЗа. Спрос на продукцию челнинского автогиганта в РФ подрос на символические 0,3% с 31 545 единиц в 2012 году до 31 640 единиц в 2013 году

ИНДИКАТОР НА КОЛЕСАХ

Наряду с традиционным рейтингом продаж легковых автомобилей «БИЗНЕС Online» решил измерить температуру на рынке тяжелых коммерческих автомобилей. Этот сегмент особенно значим с точки зрения понимания ситуации в экономике страны. Спрос на коммерческие автомобили является одним из важнейших индикаторов деловой активности, отражает уверенность бизнеса в росте заказов.

В минувшем году ситуация для автопроизводителей была сложной, рынок грузовых автомобилей в России понес существенные потери. Согласно данным, предоставленным «БИЗНЕС Online» агентством «Автостат», объем зарегистрированных новых грузовых авто снизился на 14,3% со 127 568 единиц за 2012 год до 109 303 единиц за 2013 год. Речь идет о коммерческих авто средней и тяжелой весовой категории (CV, HCV, за исключением коммерческих авто малого класса).

Статистика, которой оперирует «Автостат», имеет в своей основе данные о регистрации автомобилей ГИБДД, в связи с этим в нее не попадают, например, машины, реализованные отечественными производителями (тем же КАМАЗом) за рубежом.

Для более полной картины мы также проанализировали картину по сегментам: CV (массой от 3,5 т до 16 т включительно) и HCV (свыше 16 тонн).

Итак, в сегменте тяжеловесов наблюдается падение на 17,2% с 93 693 авто в 2012 году до 77 616 авто в 2013 году. В сегменте среднетоннажных грузовиков произошло падение на 6,6% с 33 890 авто за 2012 год до 31 670 авто за 2013 год.

Причины спада очевидны: в течение 2013 года неоднократно звучали прогнозы о понижении темпов ВВП, урезании расходов госкомпаний, оттоке капитала с развивающихся рынков. Безусловно, такие факторы ведут к пересмотру инвестиционных программ в целом по стране в сторону снижения затрат, переноса вложений на более поздние сроки. Это ведет к спаду спроса на основные фонды и технику, в том числе грузовые автомобили.

В «Автостате» говорят и о других факторах. «После событий 2008 - 2009 годов российский авторынок, в том числе и грузовой техники, восстанавливался, поэтому и происходил рост в 2010 - 2012 годах, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий аналитик компании Азат Тимерханов. — Но во второй половине 2012 года, после введения утилизационного сбора, продажи грузовиков стали падать, так как импортерам пришлось идти на дополнительные траты. Кроме того, замедление роста российской экономики также давало о себе знать. Как итог: падение продаж грузовых автомобилей происходило на протяжении прошлого года, а серьезных предпосылок для его окончания в этом году нет. Это коснулось многих производителей, как отечественных, так и иностранных».

КАМАЗ ПЫТАЕТСЯ НЕ СБАВЛЯТЬ ОБОРОТЫ

Чемпионские лавры, как и годом ранее, у KAMAЗа. Спрос на продукцию челнинского автогиганта в РФ подрос на символические 0,3% с 31 545 единиц в 2012 году до 31 640 единиц в 2013 году (заметим, что, как ранее сообщал КАМАЗ, было им продано более 38 тыс. машин, с учетом экспорта — 42 585).

Для «БИЗНЕС Online» нюансы статистики разъяснил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. «Расхождение между регистрацией автомобилей в ГИБДД и заявленными продажами бывает каждый год, это стандартная ситуация, — рассказал он. — Тут несколько факторов. Во-первых, не все проданные машины доезжают до ГИБДД до конца календарного года, особенно декабрьские. Во-вторых, не каждый владелец сразу регистрирует покупку, в частности, встречаются и клиенты, которые покупают машины для перепродажи. В-третьих, в объем продаж входят не только готовые машины, но и машкомплекты, которые отправляются, к примеру, на Дальний Восток, на месте собираются и уже после этого ставятся на учет. Шасси, которые мы продаем, тоже не сразу ставятся на учет». Впоследствии все эти автомобили находятся, говорит Афанасьев, их регистрация, как правило, происходит в следующем году.

«Мы продаем тяжелые грузовики в сегменте от 14 до 40 тонн, — также рассказал он. — В CV у нас один продукт — «КАМАЗ-4308», в этом классе мы продаем порядка 2 - 3 тысяч автомобилей в год. Этот сегмент сам по себе очень небольшой, у нас получается доля стабильно 15 - 20 процентов зависимости от года. Кроме среднетоннажников КАМАЗ реализует продукцию в 7 сегментах. Рынок мы считаем с учетом оборонзаказа, для минобороны мы поставили в 2013 году 3 тысячи грузовиков. Наша доля на рынке седельных грузовиков составляет 46 процентов с ростом к прошлому году в 5,9 процента. Магистральные седельные тягачи — 2,8 процента, рост — 1,2 процента. Это традиционно наш самый слабый сегмент, хотя рост есть и тут. Бортовые неполноприводные — 61,2 процента, рост — 10 процентов. Бортовые полноприводные — 72,6 процента, доля осталась на уровне прошлого года. Самосвалы — 71,3 процента, рост — 29,6 процента. Шасси и спецтехника — 62,8 процента, рост — 8,5 процентов. Полноприводные односкатные грузовики — 72,5 процента, рост — 0,9 процента».

Отметим, что ситуация с продажами у КАМАЗа существенно лучше рынка в среднем. Более устойчивому положению KAMAЗа способствуют такие факторы, как относительная доступность продукции, запчастей и сервиса, развитая дилерская сеть, высокое соотношение цена/качество, а также возможности по созданию широкого ассортимента спецтехники в сжатые сроки. При этом значение последнего фактора трудно переоценить: по итогам 2013 года спецтехники было приобретено 11 286 единиц или 35,7% от всего спроса на продукцию KAMAЗа на территории России. Для сравнения: на ведущую модель «KAMAЗ-6511» пришлось только 7 086 единиц или 22,4% регистраций.

С чем сразу хочется сравнить результаты KAMAЗа, так это, разумеется, с итогами работы игрока с близким ассортиментом – белорусским MAЗом. Но, как видим, дела у марки из Беларуси шли гораздо хуже: минус 29,5%, падение до 9 836 единиц в 2013 году.

Безимени-1.jpg

Дилерская сеть в РФ также довольно широкая: более 60 официальных представителей, хотя уступает сети KАМАЗа в разы, у которого только в РТ 17 официальных дилеров. Конечно, здесь напрашивается как один из факторов повышенной стабильности KAMAЗа — госзаказ, на ту же спецтехнику для нужд ЖКХ. Кстати, в январе, выступая в Госдуме РФ, Альфия Когогина призвала скорейшим образом утвердить законопроект о приоритете отечественных производителей при госзакупках техники.

Безимени-2.jpg

==table285==

SCANIA ПОДРОСЛА НА НЕУДОБНОМ РЫНКЕ

Падающий рынок, как правило, бывает очень проблемным для производителей иномарок. Большинство покупателей думает, как бы сэкономить, быстрее «отбить» деньги, и их взоры падают на более доступную технику. И тут за примерами далеко ходить не надо: Man — 15,7%, Volvo — 21,1%, Mercedes — 12,1%. Интересно, что выбивается из этого ряда топовой десятки производителей шведская Scania: рост на 4,7% с 6 116 единиц в 2012 году до 6 406 единиц в 2013 году.

Еще в первом полугодии 2013 года компания Scania удивила своим прорывным ростом в мировом масштабе, к примеру, в Латинской Америке продажи без малого удвоились, а на тяжелом европейском рынке за первые 6 месяцев продажи были увеличены на 5% до 14 212 единиц. Одним из факторов успешной работы стало значительное сокращение времени от заказа до поставки автомобиля клиенту.

Врочем, в «Автостате» осторожно оценивают рост показателей. «Скорее всего, рост Scania связан с низкой сравнительной базой, — считает Азат Тимерханов. — В то время как в 2012 году рынок грузовиков в России показал рост (плюс 15 процентов), который коснулся многих брендов, Scania продемонстрировала падение на 10 процентов».

Безимени-3.jpg

КИТАЙСКАЯ УГРОЗА ПРЕУВЕЛИЧЕНА

Как не раз в последние годы заявляли представители КАМАЗа, угрозу позициям российских производителей представляют производители из КНР. Насколько же она в действительности сильна? Из китайских марок в первой десятке по спросу в РФ присутствует только Shaanxi. Причем этот бренд несет существенные потери — минус 46,2%: с 6 820 единиц за 2012 год до 3 667 единиц за 2013 год. В абсолютном выражении потеря — 3 153 единицы, больше только у белорусского MAЗа.

За пределами Топ-10 игроков из КНР — Hino: рост на 12,7% до 2 061 авто в 2013 году. Но тут есть нюанс, наряду с большегрузами у Hino масса среднетоннажных предложений. В действительности 1 236 единиц (60%) спроса пришлось именно на модель Hino 300 с полной массой 7,5 тонн. Пожалуй, это больше конкуренция для продукции ГАЗа с его «Валдаем». Кстати, у нижегородского завода падение на 2,2% до 11 358 единиц по итогам 2013 года. Однако второе место GAZ по числу проданных авто трагедией никак не назовешь.

Идем дальше, среднетоннажные китайские Foton потеряли 23,7%. Реальную конкуренцию по моделям мог бы составить китайский Howo, но у него жуткий провал: минус 73,9% с 1 898 единиц в 2012 году до 485 единиц в 2013 году.

Для более точной картины мы отобрали все модели HCV (свыше 16 т) от китайских производителей и получили падение на 49,7% с 10 721 авто в 2012 году до 5 391 авто в 2013 году.

Таким образом, угроза со стороны китайских производителей представителями КАМАЗа явно преувеличена.

«ГОД НЕ ОБЕЩАЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ»

Ситуацию в секторе грузовых автомобилей прокомментировали участники рынка.

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— Безусловно, в 2013 году для нас самым главным событием стал запуск серийного производства магистрального тягача нового модельного ряда М1842 (5490). Впервые в истории КАМАЗа был запущен по-настоящему новый, разработанный нами грузовик. С другой стороны, нельзя не упомянуть снижения рынка грузовиков почти на 30 процентов, которое негативно отразилось на всех производителях. В этих условиях нам удалось сохранить продажи на максимально возможном уровне и нарастить долю до 45 процентов, что является несомненным успехом компании.

Сегодня даже невозможно выделить наиболее успешную по продажам модель. Тем более что в течение года, в зависимости от сезона, продажи разных моделей имеют разную динамику. Можно говорить о сегментах, где нам удалось нарастить продажи больше всего. Например, в сегменте самосвалов, где мы были и так традиционно сильны, мы увеличили долю до 71 процента с 41 процента. На 10 процентов увеличилась доля бортовых неполноприводных автомобилей. В целом надо сказать, что наша доля выросла почти во всех сегментах, в том числе и магистральном.

Начавшийся год не обещает быть легким, и первые месяцы это подтверждают. Особенно тревожат наши основные зарубежные рынки: Казахстан и Украина. Серьезная девальвация валют этих стран ставит под угрозу реализацию намеченных планов по продажам. Внутренний рынок также сейчас не демонстрирует оптимизма, хотя это традиционно для первых трех месяцев каждого года. Если говорить о конкурентах, то мы не делим их на главных и второстепенных. Наша главная стратегия — доминирование в каждом сегменте. Мы изучаем конкурентов в каждом сегменте, определяем их сильные стороны, изучаем продукт. На основании этих исследований разрабатывается наша стратегия и тактика.

Эдуард Мухтаров — руководитель дилерского центра ГАЗ в Татарстане компании «Акос»:

— Для рынка средне- и малотоннажных автомобилей России наиболее важным событием в 2013 году, безусловно, стал старт продаж нового детища группы компании «ГАЗ» «Газель Next». Этот автомобиль впитал в себя все достоинства семейства «Газелей», такие как доступность, надежность, недорогой и географически доступный сервис (164 сервисных предприятий на территории РФ и Республики Беларусь). При этом «Газель Next» максимально приближена к европейским аналогам по части комфорта за рулем, мобильности и маневренности. А небольшая разница в цене между «Газелью Next» и «Газелью Бизнес» по-прежнему позволяет оставлять конкурентов ГАЗ далеко позади в самом важном для потребителя вопросе — стоимости автомобиля.

По-прежнему высоким спросом пользуются автомобили из линейки «Газель Бизнес». Они оправдывают ожидания покупателей своей доступностью, надежностью, недорогим сервисом и, как следствие, быстро окупаются, начиная приносить доход своим владельцам. Они максимально адаптированы для дорог России.

Кроме того, нашли своего покупателя и бортовые грузовики «Валдай». В результате доработки, или как это модно называть апгрейду, «Валдай» пополнился зарубежными комплектующими (двигатель Cummins, подвеска двигателя Anvis и так далее). Все эти изменения удалось произвести малой кровью для итоговой цены продукта. В результате срок окупаемости «Валдая» составил всего 15 месяцев, что является рекордно коротким сроком в своем сегменте.

В 2013 году на 3 процента выросла доля покупок автомобилей ГАЗ по лизинговым программам. Кредитные продажи остались на том же уровне и составляют около 40 процентов.

Что касается трудностей, то с июля и до конца 2013 года официальные дилеры ГАЗа практически на всей территории России столкнулись с определенным падением потребительского спроса. Это сказалось и на падении продаж в 9 процентов. При этом в Татарстане нам как официальному дилеру удалось удержаться в пределах 5-процентного снижения продаж, что является неплохим заделом на 2014 год. Также обращает на себя внимание снижение спроса у корпоративных клиентов и госорганов. По итогам 2013 года эта доля продаж снизилась с 33 процентов до 26 процентов.

Что касается перспектив 2014 года, мы уверены, что в текущем году нам как минимум удастся остаться на уровне 2013 года. За счет чего? Этому способствует широкая продуктовая линейка ГАЗ. Особо нужно выделить автомобили с ГБО (газобалонное оборудование). В 2013 году зафиксирован рост продаж на 8,4 процента в сравнении с 2012 годом. ГБО, установленное на «Газелях», позволяет своим владельцам экономить до 85 тысяч рублей в год по сравнению с дизелем или бензином.

В 2014 году очень рассчитываем на «Газель» с газобаллонным оборудованием CNG. Этот автомобиль работает на природном метановом газе, и экономия топлива составляет до 145 тысяч рублей в год по сравнению с бензиновым двигателем.

==table286==

==table287==

==table288==