Обвиняемых, которые имеют авторитет и связи на определенной территории, разрешат судить в других регионах, чтобы обеспечить беспристрастное разбирательство. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Согласно уголовно-процессуальному кодексу (УПК), сейчас менять регион без согласия обвиняемых можно только в двух случаях: когда все судьи суда, где должно рассматриваться дело, подлежат отводу и когда дело касается семи определенных статей УК РФ, а обвиняемые угрожают жизни и здоровью участникам процесса. Теперь Конституционный суд разрешил Верховному суду передавать дела обвиняемых по ходатайству Генпрокуратуры в другие регионы, если у этих обвиняемых есть возможность влиять на власть, контролировать коммерческие предприятия через членов семьи, а также распространять через подконтрольные СМИ сведения, направленные на дискредитацию следственных органов.
Такое решение КС РФ принял в ответ на жалобу экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Дело о взятках, злоупотреблении полномочиями и подкупе, по которому проходят Пушкарев, его брат экс-директор ООО «Востокцемент» Андрей Пушкарев и экс-глава МУП «Дороги Владивостока» Андрей Лушников, рассматривается в Москве. Обвиняемые оспаривали в суде передачу дела, заявив, что оно передано в Москву при отсутствии в УПК «точных оснований и правил определения компетентного суда».
При этом «Ъ» напоминает, что в 1998 году КС признал такую практику неконституционной. Теперь же суд отнес к «экстраординарным основаниям» для изменения подсудности влияние и авторитет обвиняемого на территории совершения преступления, таким образом, признав спорную практику конституционной.
Эксперты отмечают противоречивость такого решения. Руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан полагает, что теперь нужно четко определить, куда будет передаваться дело, иначе уголовные дела могут переезжать из одного суда в другой за тысячи километров помимо воли подсудимых и потерпевших. Адвокат Александр Гуканов говорит, что решение поставило обвиняемых в ненасильственных преступлениях в более суровые условия, чем совершивших вооруженный мятеж или захват власти. Руководитель практики уголовного права и процесса юрфирмы «Инфралекс» Артем Каракасиян говорит, что «КС скорее создал поле для произвола, нежели обеспечил гарантии независимости судебной власти, поскольку не установил четких критериев для изменения подсудности». Также открытым остался вопрос о том, каким образом доказать авторитет обвиняемого.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.