Продолжая рассказ о том, как жители швейцарского Церматта поддерживают марку элитного курорта, постоянный блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов рассуждает о спорных для российской ментальности моральных нормах: контроле со стороны соседей, которые могут сдать в полицию за несортированый мусор, балансе гражданских прав и обязанностей.
Горнерграт
У КОГО ДОРОГА ВЫШЕ
Одна из главных туристических приманок Церматта – горная зубчатая железная дорога, поднимающаяся на хребет Горнерграт высотой более 3 тыс. метров. Те, кто не может позволить себе ночевку в Церматте с его отелями, дорогими даже по швейцарским меркам, ограничиваются однодневными заездами сюда с подъемом на Горнерграт. Для конца XIX века, когда эта дорога была открыта, она стала чудом инженерной мысли. Сейчас это интересный аттракцион, поднимающий туриста на 3-километровую высоту ради панорамы ледников и снежных вершин. Желающих воспользоваться этой возможностью немало.
В 1898 году, когда железная дорога «Горнерграт» открылась, она стала самой высокогорной в Европе (конечная станция на высоте 3089 м). Позже, впрочем, она уступила первенство еще одной швейцарской горной зубчатой железной дороге – «Юнгфрау» (ее конечная станция открыта в толще горного хребта у перевала Юнгфрауйох на высоте 3454 м). Жители Церматта не согласились с утратой статуса, ведь любой рекорд является хорошей приманкой для туристов. Многим приятно побывать и сфотографироваться на самом высоком, самом большом, самом глубоком или самом древнем объекте любого рода. Особенно если этот объект удостоен и других отличий – например, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В сети можно найти немало туристических сообществ, «коллекционирующих» путешествия по таким объектам. Недолго думая, владельцы железной дороги «Горнерграт» изобрели новый маркетинговый титул – самая высокогорная открытая железная дорога в Европе, поскольку большая часть пути их конкурентов проходит по пробитому в толще горы тоннелю.
Одна из промежуточных станций горной железной дороги «Горнерграт»
Такая состязательность напомнила мне случай из нашей истории. Когда несколько лет назад наконец выпустили самый большой Коран в мире – тот, что размещен в Болгаре, – оказалось, что к моменту своего выпуска он таковым уже не являлся. В Афганистане какой-то умелец выпустил рукописный Коран большего размера, чем наш. Недолго думая, наши предприимчивые татары, не желавшие терять первенства, придумали «болгарскому» Корану новый титул – самый большой печатный Коран в мире. Пока он таковым и остается. Хотя неизвестно, надолго ли?
Конечная станция канатной дороги на вершине Кляйн Маттерхорн (высота, по-версии швейцарцев, 3883 м)
В Церматте, помешанном на рекордах (местные, например, утверждают, что их городок – самый экологически чистый в Швейцарии), есть еще одна достопримечательность, которую преподносят как уникальную. Это конечная станция одной из канатных дорог – та, что на вершине Кляйн-Маттерхорн. Здесь на высоте 3883 м даже в летний период можно кататься на лыжах, хотя снег в эту пору уже достаточно тяжелый. Самое интересное, что во многих справочниках первенство Кляйн-Маттерхорна в этой номинации подвергается сомнению, швейцарцев обвиняют в фальсификации и приписках (ну прямо как у нас!). Оспаривают первенство у Церматта жители французского городка Шамони-Монблан, где расположена канатная дорога на вершину Эгюий-дю-Миди, официальная высота которой – 3842 метра. Недавно к спору присоединились и россияне, построившие на склоне Эльбруса очередной высокогорный участок канатки, конечная станция которой, «Гара-Баши», находится на высоте 3847 метров. Естественно, наши считают эльбрусскую канатную дорогу самой высокогорной в Европе. Когда я, будучи в Церматте, сказал об этом, местный сотрудник на Кляйн-Маттерхорне мне уверенно заявил, что Россия – это вообще не Европа. Претензии французов были отвергнуты на том основании, что они, дескать, не так считают. В общем, мне это живо напомнило давнюю «битву» русских и французских историков по поводу того, кто же в итоге одержал победу при Бородино. Каждая из сторон использует свои аргументы, которые «неопровержимо доказывают» обоснованность их версии.
Контейнер для утилизации несортируемых отходов
КАК ШВЕЙЦАРЦЫ СЛЕДЯТ ЗА НЕЧИСТОПЛОТНЫМИ СОСЕДЯМИ
Чья бы дорога ни была высокогорнее, тот факт, что Церматт является одним из самых экологически чистых городков Швейцарии, у меня сомнений не вызывает. Может быть, не самый-самый, но, по крайней мере, в числе самых. За несколько дней пребывания здесь я не встретил ни одной мусорной кучки, даже брошенных окурков нигде не заметил. То ли здесь все такие культурные, то ли не курят вообще. В Цюрихе как-то, проходя по Банхофштрассе мимо трамвайной остановки, я обратил внимание, как молодой человек в перчатках аккуратно собирал разбросанные по земле окурки в специальный пакет. В Церматте я не видел ни окурков, ни их сборщиков. Везде чисто, местами вылизано, ровная без изъянов брусчатка, ухоженные газоны. Как любит говорить один мой знакомый, настолько чисто, что даже противно.
Понятно, что такая чистота – это и результат грамотно организованной системы удаления отходов, чем Швейцария справедливо гордится. Гуляя по Церматту, я регулярно наталкивался на контейнеры для раздельного сбора мусора, причем их конструкции весьма разнообразны, а места дислокации, вероятно, регулируются какими-то особыми правилами. В отличие от других швейцарских городов, в Церматте я не увидел, чтобы на одной площадке стояли контейнеры для нескольких видов отходов. В одном месте – трехсекционный контейнер для сбора бумаги и картона, в другом – два толстых бочонка для сбора алюминиевых банок и стеклянных бутылок, в третьем – контейнеры для сбора отходов зеленых насаждений и так далее. На одном из контейнеров для стекла я увидел надпись: «Загрузка стеклянных отходов с 07:00 до 22:00», а ниже было обращение: «Пожалуйста, соблюдайте эти часы. Уважайте своих соседей».
Трехсекционный контейнер для сбора бумаги и картона в Церматте
Ремарка об уважении к соседям далеко не праздная. Некоторые туристы жалуются на громкий шум при вывозе мусора в утренние часы, хотя лично я с такой проблемой не сталкивался. Но вот характерный отзыв одной нашей соотечественницы: «Только уснула, с пяти утра, еще по темноте начинают ездить мусорные машины. Мусор в Церматте сортируют. Стеклотара идет в отдельных контейнерах. И вот, когда бутылки из этого контейнера начинают пересыпать в мусорные машины… Представляете, какой грохот стоит на узких улочках?»
Кстати, еще один момент на ту же тему. В Церматте иногда можно увидеть плакаты, призывающие следить за соседями, которые не соблюдают правила раздельного сбора мусора. При выявлении подобных фактов разговор обеспечен серьезный, а при отсутствии понимания в дело вмешается полиция, и это как минимум крупный штраф. Вот такая она, демократия по-швейцарски: соседи вас контролируют, и, если вы страдаете отсутствием самоконтроля, они это быстро компенсируют. Соседская солидарность проявляет себя не только протянутой рукой помощи, но и кулаками. Это, наверно, правильно. Только таким образом можно сформировать реальное самоуправление, при котором права уравновешиваются обязанностями. Впрочем, есть отходы, которые по разным причинам не поддаются сортировке. Их следует собирать в специальные мешки, которые продаются в магазинах в среднем по 2 франка. В Церматте мешки с такими отходами собирают в специальный металлический контейнер с рычагом. Стоит надавить на рычаг, как открывается цилиндрический отсек для мешка. Положив туда мусор, следует вернуть рычаг в исходное положение и дело сделано. Собранные таким образом мешки с мусором отправляются на утилизацию.
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.