1.jpg
Айрат Тагиров: «В Челнах сложно заработать деньги, будучи творческим человеком. Это в Москве легко. Показал, на что ты способен, заключил контракт, и все — ты звезда! У нас совсем не так»

«ВПЕРВЫЕ В ЧЕЛНАХ ПРИМЕНИЛИ ЦВЕТОМУЗЫКУ!»

Попасть в шоу-бизнес Айрат Тагиров мечтал с юношеских лет. В 90-х годах занимался каратэ — мечтал сделать карьеру на ролях в популярных тогда боевиках, однако путь профессионального актера ему не подходил:

— Нереально было поехать учиться на актера, потом в Голливуд и встать в конец километровой очереди. Нет-нет, я хотел за пару лет стать чемпионом мира, а потом меня пригласят сами! — признался Тагиров.

Но судьба свела его не с Голливудом, а привела в КВН. Там-то у него и включились «некие кнопочки, которые открывают творческие сверхспособности». Тагиров понял, что будет организовывать шоу, и именно на этом делать деньги. Айрат считает время, когда ему было 18 лет, самым лучшим. Тогда, впоминает он, была куча энергии, желания, амбиций. Много чего хотелось, а главное — делалось. Именно тогда он организовал в ДК «Автозаводец» армрестлинг-шоу. По тем временам это было суперсобытие! При том, что спортсмены были самыми обычными здоровыми мужиками, впервые(!) в Челнах была применена цветомузыка и даже запрещенный тотализатор был! Но главная фишка — каждому участнику соревнований придумали образ и прозвища, по подобию американского реслинга.

— Тогда шоу было делать легко. Был дефицит мероприятий, вот народ и валил на любое, — рассказывает Айрат. — Это сейчас назовут как-то громко, а придешь — одно название, содержания никакого. Мы же решили: если уж делать, то первоклассно. Неслабые деньги вкладывали, декорации строили.

«НЕ УСПЕВАЛ ПОДНИМАТЬ ЦЕНУ ЗА СВОЮ РАБОТУ»

И все-таки Тагиров снялся в кино. Точнее, в роликах легендарного «Татарского проекта», которые сам же и придумывал. Поэтому он считает, что мысль материальна: раз ты чего-то хочешь, жизнь обязательно тебе это даст. А внешне все было просто. Отойдя от спорта, Айрат поступил в Институт культуры и искусств. Там буквально за год понял, что такое режиссура. Все остальное время, по его словам, преподавали общеобразовательные дисциплины и «воду». Сразу захотелось что-то снимать. А тогда, в середине 90-х, в Набережных Челнах только-только начали появляться телекомпании. В их коллективах царил энтузиазм. И Айрату дали шанс — разрешили творить. Так и появился «Татарский проект».

— Работали бесплатно, — уточняет шоумен. — В смысле мы не платили... и нам не платили. Но это нормально.

Айрат не стал вспоминать, что «Татарский проект» родился на волне суперпопулярного «Русского проекта» Первого канала (возможно, он тогда еще назывался ОРТ). Ну, помните, Нонна Мордюкова и Римма Маркова играли в одном из сюжетов бабушек-путейщиц, и героиня Мордюковой ругала подругу: «Дурра ты! И муж у тебя дурак, хоть и помер. И шурин дурак, и коза у тебя дурра! Психопатка чертова!» Эти ролики были призваны поднять оптимизм в народных массах в депрессивные 90-е годы. В принципе, тем же самым, только на региональном уровне занялся и Тагиров. Получалось талантливо!

Ролики «Татарского проекта» начали снимать в 1996 году. А через пару лет стали пытаться делать рекламу, чтобы зарабатывать. И тут ударил экономический кризис. Но для Тагирова это был замечательный период! У производителей резко упали продажи, и чтобы хоть как-то продвигать товар, они стали заказывать рекламу. «Татарский проект», уже раскрученный и популярный в то время, пользовался повышенным спросом. Тагиров признается, что не успевал поднимать цены за свою работу. За ролик «проекту» тогда платили по 50 тыс. рублей — космический уровень! Конкуренты тоже делали свои деньги.

— Хотя какие они конкуренты? — без лишней скромности заметил Айрат. — Делали цену на 20 - 30 процентов ниже, чем у нас. И это не стоило того, что они производили — за 30 тысяч продавали свою туфту.

«ТАТАРСКИЙ ПРОЕКТ» УБИЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ

«Татарский проект» плотно засел в телекомпаниях почти всех городов Татарстана, кроме Казани, где Тагирову предложили слишком низкую цену — 50 долларов за час (а один ролик «проекта» длится около полутора минут). А вот с челнинским «Эфиром» у Айрата были особые отношения. Пока существовал «Татарский проект», в телекомпании сменились 7 директоров. И каждый новый руководитель, изучая договор между сторонами, приходил в ярость. По документу «Татарский проект» завершался рекламным роликом, за который лишь 30% получала телекомпания. Остальные 70% — Тагиров и его команда. «Наглые условия во все времена!» — не спорит Айрат. Каждый директор хотел изменить договор, но посмотрев ролики... оставлял все, как есть.

Проект прекратил существование лишь при Армандо Диамантэ. Но Тагиров считает, что на самом деле его убил последовавший за кризисом экономический подъем. Обстановка в телекомпаниях изменилась, и руководители видели: ролик «Татарского проекта» крутится бесплатно полторы минуты, а если это время порезать, то можно запустить шесть рекламных роликов за серьезные деньги. К слову, за время своего существования «Татарский проект» получил около 10 призов на различных фестивалях. Тагиров говорит, что сегодня ему регулярно поступают предложения о возрождении проекта.

— Сделать это несложно, — уверен Айрат. — Если начать, проект сразу поднимется — он уже раскручен. Тем более что есть новые технологии, новое оборудование, но нет главного — амбиций. А без них и желания ничего не получится.

Кроме того, по словам Тагирова, «Татарский проект» принес ему столько известности, звездности (путь даже только в пределах региона), что она уже стала его тяготить.

— У меня был такой переходный период, когда я уже был известен, но еще не богат. Ведь недаром говорят, что сначала ты работаешь на имя, и лишь потом оно — на тебя. А быть известным и ездить в автобусе — это реально стремно, — смеется Айрат. — Все ведь тебя узнают. Даже когда машину купил, все равно несколько лет ездил с глухой тонировкой.

А потом Тагиров для того, чтобы его забыли, и вовсе разработал целую кампанию. Например, сбрил бакенбарды — неизменный атрибут звезды «Татарского проекта». Это был символ отказа от известности. Но особо не помогло. Тагирова и ныне везде узнают и помнят «Татарский проект».

«РОДИЛСЯ БЫ НА ПЯТЬ ЛЕТ РАНЬШЕ, СТАЛ БЫ ХОЗЯИНОМ «СИНАЯ». ЕСЛИ БЫ ОСТАЛСЯ ЖИВ...»

В 90-х годах в России было легко делать деньги. Тагиров признается, что иногда жалеет, что не родился лет на пять раньше.

— Тогда же тупо царила коммерция, без какого-либо творчества. Впрочем, и я ее вкусил. В те годы у меня родня жила в Таджикистане. Там был некий текстильный комбинат, который выпускал супердешевые ткани. Ну, и не избежал соблазна, купил пару сумок, привез в Челны, передал торговкам под реализацию. Покупатели все смели в считанные дни — дефицит на ткани был жуткий! Потом я какому-то бондику местному предложил вложиться в этот бизнес. У меня же денег не было. Мол, привезем вагон, продадим. Но он не понял прибыльности дела. Если бы он не оказался придурком, мы бы сейчас были хозяевами «Синая» (известный в Челнах магазин по продаже тканей авт.) или еще какой-нибудь сети. Я хотел еще какое-то время в одиночку поездить с сумками, но там война началась — помешала. А те, кто начал заниматься бизнесом раньше, сейчас действительно реально богатые люди. И я мог бы быть таким. С другой стороны, мог бы быть и мертвым. В 90-х было легко делать деньги, но тяжело жить с большими деньгами.

Кстати, Тагиров считает, что метод ведения бизнеса мозгами, а не сердцем, надежнее. Изучил рынок, определился со стоимостью оборудования, просчитал срок окупаемости — сплошная математика! Если же действовать сердцем, то слишком велика роль интуиции, а она может и подвести.

«НУ, НЕ СМОГЛИ МЫ!»

Идею фастфудного бизнеса «Сытный лопс» Тагирову предложил его друг детства. Человек он был немного «летящий», но коммерческая жилка Айрата подсказала, что проект-то он предлагает правильный. В общем, решил вложить в это дело средства, доход договорились делить пополам, организацией работы занимался друг, а Тагиров контролировал финансы. Поначалу дела пошли в гору. Продукт получился очень хороший, народ брал и нахваливал. Но компаньон все же подвел.

Тагиров настаивал на расширении сети, увеличении продаж, наращивании объемов выпуска продукции, а тот увлекся внешними мелочами: как коробочку изменить и так далее. Затем и вовсе продукт испортился, а Тагиров это точно знает, поскольку «Сытным лопсом» почти каждое утро завтракал. Дал указание — разобраться с рецептом. Время шло, вкус продукта не улучшался, проект терял клиентов. Начал разбираться сам, выяснилось, что из рецепта исключили куриный жир, который добавлял сочности и вкуса. Якобы не смогли купить.

— Ну как не смогли? — и сейчас удивляется Тагиров, — Надо было купить! Не в одном месте, так в другом, не в другом, так в третьем. В общем, понял я, что мне с этим компаньоном дел лучше не иметь. Дождался выгодного момента и продал бизнес.

Тагиров_v-chelny.ru.jpg
«Знаю многих творческих людей, которые тоже организовывали свои проекты. И в итоге оказывались недовольными результатами. Поэтому многие из них запили, кто-то ушел из жизни... А мне что-то помогло, но не знаю что»

РАЗДЕРБАНИЛИ РЫНОК

В институте Айрат учился на режиссера театрализованных представлений и праздников. Но в конце 90-х, когда он окончил вуз, эта услуга еще не была востребована. Но прошло шесть лет, и к Тагирову вдруг стали обращаться с просьбой организовать то или иное мероприятие или корпоратив. Это был сигнал — рынок готов. И Тагиров создал event-агентство «Правила праздника». Обошлось ему это, кстати, в 20 тыс. рублей — оформить документацию, снять офис и закупить мебель.

Начали устраивать мероприятия. С большим успехом. Оборот доходил до 1 млн. рублей в месяц. Принципы работы были те же самые: делать все на высшем уровне, но, при этом, конечно, за немалые деньги. Но тут грянул другой кризис — 2008 года. В отличие от случая с «Татарским проектом», он сработал против Тагирова. Организации сократили расходы, заказов стало гораздо меньше.

— А потом появились конкуренты, которые берут не качеством, а количеством. У них по два ведущих и диджей на мероприятии. Но главное, что по большому счету, если на мероприятии народ употребляет спиртное, то людям все равно, как все было организовано. Конкуренты этим и пользовались, делали все так себе, но зато по низким ценам. В общем, раздербанили рынок, удешевили, — расстраивается Айрат.

ТАГИРОВ НЕ СМОГ ВЗЯТЬ КАЗАНЬ

На платном пляже Тагиров впервые поработал в Нижнекамске. Организовал и провел там open-air. Результат превзошел все ожидания владельца пляжа — народу было тьма, выручка зашкаливала. Но тогда Айрат был доволен сиюминутным результатом и не предполагал, что нечто подобное можно организовать в Челнах. В автограде он хотел купить загородную базу, чтобы проводить свадьбы и корпоративы. Заехал к хозяину одной из них проконсультироваться. Тот и выдай правду-матку: мол, в выходные да, мест нет, а все остальные дни шаром покати. А в довесок и предложил: «Зачем тебе база? Вон пляж бери!» Тем более, тогдашний мэр Челнов Ильдар Халиков кинул клич: отдам часть берега в частные руки, только порядок наведите!

Вспомнился тут Айрату успех open-air Нижнекамска, и решил: почему бы и нет? Так и появился платный пляж SunDale. Однако с самого начала Тагиров делал ставку не на плату за посещение, а на клубную часть бизнеса — проведение мероприятий под открытым небом, на берегу. Проект заработал и существует до сих пор.

Tagirov_2.jpg
Пляж Айрата Тагирова

Логичным продолжением было открытие ночного клуба: летом деньги приносит пляж, в холодное время года — клуб. Если бы его удалось открыть в Челнах, считает Айрат, даже рекламировать бы особо не пришлось — дать информацию на пляже, те же люди и приходили бы в клуб. Но в автограде заломили слишком высокую цену аренды. Изучил рынок аренды Казани. Был вариант всего за 375 рублей за квадрат. При этом помещение почти готово, надо было только стены перекрасить и оборудование завезти. Но этот проект оказался единственной в карьере Тагирова неудачей. Его сгубили несколько факторов. Главный — ошибка с выбором города, считает Айрат.

— В Казани такое понятие, как развитие клубов, отсутствует, — высказывает он довольно парадоксальную мысль. — У нас «Батыр» задал планку, остальным нужно было подтягиваться. И клубный уровень у нас достаточно высокий. Я ездил по областным и краевым центрам. Везде клубы, по сравнению с нашими, как деревенские. Казань приподнялась, но... Там есть, скажем так, «золотая тысяча». Это молодежь с деньгами, которая ходит в несколько клубов, куда привыкла ходить. И неважно, как там все оборудовано. Вот есть клуб «Ленин» — ни интерьера, ничего. Пол кафельный. Но народу там всегда битком. На этой «золотой тысяче» ряд клубов и зарабатывает, а остальные пытаются выйти в прибыль — не получается, закрываются.

Тагиров же, как человек творческий, надеялся построить бизнес на уникальном предложении — дискотека в наушниках. Два диджея, стиль музыки на выбор, пол со специальным покрытием — с пружинящим эффектом, чтобы ноги не уставали. Вроде должно было сработать. Да и место, как он думал, проходимое. А оно оказалось проездным. Машин — море. Люди едут, видят, что открылся новый клуб, здорово оформлен, можно сходить, но на деле получается, что проезжают мимо и забывают.

— Но проблема даже не столько в том, что народу ходило мало, — уточняет Тагиров. — Бывали же дни, когда битком. Но в Казани много халявщиков. Там вход в клубы бесплатный, а алкоголь стоит дорого. И многие сначала выпьют, зайдут-потанцуют, потом понимают, что трезвеют. Уходят, опять выпивают там, где дешевле, и идут в другой бесплатный клуб. Поэтому даже в дни, когда в диско-баре было много народу, он приносил выручки меньше, чем VIP-зона в обычный день в SunDale. А там всего четыре столика и четыре кабинки. И тут главное в какой-то момент надо понять, что проект пора закрывать. А ведь жалко вложенные деньги! Когда 3 миллиона рублей уже потратил, думаешь: "Еще один миллион вложу, и дело пойдет. Потом еще один миллион вкладываешь, но в итоге все равно пришлось закрыть. Но больше всего жалко даже не деньги, а два потерянных года. Два года буксования на одном месте!

«ТЕПЕРЬ ДЕЛО НАМНОГО УСЛОЖНЯЕТСЯ»

Тут необходимо отметить, что, возможно, Айрат кое-чего недоговорил. Газета «БИЗНЕС Online» около года назад сообщала о том, что Тагиров выставил на продажу в Казани клуб Silent Disco Club, который проработал чуть меньше года. Стоимость объекта оценивалась в 8 млн. рублей.

— Этот проект я продаю как стартап. В Казани клуб оказался довольно востребованным. Клубный сезон только начался, поэтому сейчас очень хорошая посещаемость. Но управлять им из другого города оказалось не совсем удобным, — объяснил тогда свое решение Тагиров. Между тем, именно тогда, в начале 2012 года в Казани было совершено покушение на жизнь Тагирова. Правда, сам Айрат назвал случившееся «умышленным наездом» и признался, что он просто повздорил с казанскими гопниками. Когда Тагиров, посчитав, что «разборка» уже окончена, вышел на улицу и садился в свой автомобиль, на полном ходу перпендикулярно в его машину врезалась LADA. Айрат не успел полностью сесть в машину, левая нога еще стояла на асфальте, поэтому она от удара сломалась. Нападавший выскочил из машины и убежал.

— Мне очень повезло, что я почти успел сесть в машину. Если бы стоял на улице возле машины, последствия были бы куда более серьезные. Что касается планов по собственному клубу в Казани, то теперь дело намного усложняется, — признался тогда Тагиров.

«ЗАПАРИЛИ ЛЮДИ ИЗ ВЛАСТИ!»

Участники мастер-класса задали Тагирову вопрос о причинах, по которым он согласился его провести. Дескать, первая мысль, что занялся самопиаром, и не собирается ли в политику? Бизнесмен ответил уклончиво.

— Нет, дело не в политике, хотя, конечно, политика — нужная тема для бизнеса, но запарили люди из власти, с которыми можно разговаривать, только имея значок. А в том, что я успешный человек, занимался чем-то, всегда был №1 (разве что с клубом в Казани получилось неудачно), кроме того, я ведь еще и известный. И старенький уже стал. Так что для кругозора можно послушать и меня, — улыбнулся Айрат.

А вот причины успеха своих творческих проектов Тагиров назвать не смог (или не захотел?).

— Сам, если честно, удивляюсь! В Челнах сложно заработать деньги, будучи творческим человеком. Это в Москве легко. Показал, на что ты способен, заключил контракт, и все — ты звезда! У нас совсем не так. Я знаю многих творческих людей, которые тоже организовывали свои проекты. И в итоге оказывались недовольными результатами. А это тяжелый удар для творческой личности. Поэтому многие из них запили, кто-то ушел из жизни... А мне что-то помогло, но не знаю что.