Это довольно интересно, если учесть, что настоящей ближневосточной кухней Казань не избалована, а, как известно, арабы знают толк в хорошей еде и относятся к ней, как к одному из дарованных Аллахом сокровищ. Не случайно к закускам подается хлеб, называемый хобз или айш, что в переводе значит «жизнь». Даже в хрестоматийной пещере Али-Бабы наряду с деньгами и драгоценностями хранились и всевозможные кушанья. Не забудем также, что Сирия – колыбель многих древних цивилизаций мира, а Дамаск – одна из древнейших столиц планеты. От Семитской империи до вавилонян, от египтян до ассирийцев, от крестоносцев до татаро-монгол – кто только не завоевывал эту территорию, не привносил сюда свои законы и обычаи… В новое время значительное для дня сегодняшнего влияние оказали турки-османы и французы. И все эти цивилизационные волны органично впитала в себя сирийская кухня, так что при желании обед в «Дамасе» можно превратить в разгадывание исторического детектива: откуда в меню суп «Буанез», закуска «Папагануж», хоммус «Бейрути» или баранина «Давуд Паша»?

Расположение. ГУМ на кольце для казанцев – это центр в квадрате. Да, торговля здесь раскачивается туговато (анализировать, почему и кто виноват – тема для другого материала), но само место знаковое. Если площадь Свободы – это воплощение Казани официальной, холодноватой, если Кремль – это часть историческая и туристская, куда просто так зайти в голову особо не приходит, то кольцо, то бишь площадь Тукая – центр самый что ни на есть демократический, народный, проходной. Между прочим, богатый на подземные парковки. В ГУМе с такой вот парковки можно на лифте подняться прямо в «Дамас». Кстати, на третьем этаже кондитерская «Дамаса» предлагает отдельно восточные сладости. Не перепутайте! Нам на шестой этаж. И, как уже было сказано, единственный путь туда – лифт. Так что народу (могу судить по своим двум визитам, один из них – в выходной день) здесь, мягко говоря, немного. 90%, пояснил официант, – постоянные клиенты. Мне показалось, что остальные об этом заведении в ГУМе просто не знают.

2.jpg

Оформление. Зал, куда попадаешь сразу из лифта, выдержан в розово-коричневой гамме. Здесь вы не найдете дворцовой роскоши, и персидским султаном себя вряд ли почувствуете. Восточные мотивы представлены аскетично, если не сказать, схематично. Традиционные занавеси и интересный мозаичный триптих с изображением Дерева соседствуют с лестницей и мебелью в стиле, больше напоминающем хай-тек. Хромированные ножки столов и перила, глянцевая плитка на полу, белые пластиковые двери и неопределенные светильники тоже нельзя назвать визитной карточкой сирийской культуры. Туалетная же комната оформлена в незабвенных советских традициях и легко могла бы принадлежать любой заводской столовой.

Впрочем, второй уровень ресторана, на который ведет витая лестница, действительно поражает воображение. Своим видом из окна. Точнее, практически весь зал – одно большое окно. Это стеклянный купол, через который видны крыши центральной части Казани (еще бы его вымыть хорошенько!). Такому обеду любой Карлсон позавидует, особенно если на десерт восточные сладости. За это можно простить даже вытершуюся обивку на подлокотниках уже давно не новых диванчиков и прохладную температуру в зале. Кстати, летом для посетителей открыта веранда на крыше. На ней установлена сердцеобразная арка, подсветка которой наверняка понравится любителям ярких фотографий. Не трудно догадаться, что одним из приоритетных направлений ресторана является проведение свадеб.

дамас460.jpg

Кухня. В меню входят блюда сирийско-ливанской кухни, несколько разбавленные европейскими (если не считать гибрида под названием «Разносолы-ассорти»). Частично французскими – как суп «Буанез» (Ливия была французской колонией аж до 1920 года), частично – итальянской классикой (похоже, почти все казанские рестораторы считают, что без салата «Цезарь» трапеза не состоится). Если же вы, как и мы, придерживаетесь позиции, что в национальном ресторане надо есть более или менее национальную еду, то не бойтесь утонуть в море витиеватых названий – пояснения вполне исчерпывающие, да и официанты способны помочь с выбором.

Наш заказ выглядел так:

Салат «1000&1 ночь» (220 г) – 235 рублей
Хоммус «Бейрути» (200 г) – 199 рублей
Папагануж (200 г) – 190 рублей
Арабские лепешки (2 шт) – 25 рублей
Суп «Буанез» (300 г) – 225 рублей
Сирийский плов «Маклуба» – 299 рублей
Молочный улун (чайничек 450 мл) – 119 рублей

Средний чек (без учета алкоголя) – меньше 1 тыс. рублей на человека.

Заказ приходится ждать ровно столько времени, чтобы почувствовать, что блюдо готовят, а не разогревают, и при этом не умереть с голоду. Традиционно трапеза начинается с закусок, которые в средиземноморской и арабской кухне называются меззе. Как и в привычном нам варианте, меззе бывают холодные и горячие. Свой выбор мы остановили на двух разновидностях холодных закусок – хоммус «Бейрути» и «Папагануж». Хоммус – традиционное арабское блюдо, в основе которого лежит пюре из нута со всевозможными добавками. Так, в нашем случае он представлял собой светлую пастообразную массу, в которой отчетливо угадывались нотки кунжута, чеснока и зелени, заправленную оливковым маслом с добавлением лимонного сока.

«Папагануш» (переводимое некоторыми людьми, не лишенными чувства юмора, как Баба Гануш) – тоже меззе, на этот раз на основе копченого баклажана, декорированное веточками петрушки (как и хоммус). Оно менее острое, чем предыдущее, но от этого не менее привлекательное. К ним в корзиночке подается арабская лепешка, замаскировавшаяся под лаваш, разрезанный на небольшие квадратики. Именно с помощью них и следует есть меззе, вилки и ножи – от лукавого. Секунд 30 практики и вы можете наслаждаться по-своему очень простой и очень вкусной прелюдией к основному гастрономическому действу.

1.jpg

Салаты сирийцы едят нечасто, что неудивительно при таком разнообразии закусок. Однако даже полувосточную –полуевропейскую модификацию попробовать стоит. Так, салат «1000&1 ночь» – это дольки сельдерея, яблока и ананаса с куриным филе, осыпанные зернами граната и заправленные соусом шафран. Во всяком случае, так заявлено в меню. В реальности же ананаса на кухне, видимо, не оказалось, и его без предупреждения заменили дольками более распространенного на нашей широте грейпфрута. (Забегая вперед, замечу, что такая подмена, очевидно, не считается большим грехом в «Дамасе». Когда я посетила этот ресторан второй раз, то второе «Масхан», которое, если верить меню, подается с гарниром из кукурузы, помидор «Черри» и китайской капусты с чесночным кремом, мне принесли с красным перцем и какой-то зеленью. Ни кукурузой, ни «Черри», ни китайской капустой даже и не пахло! Чесночный крем очень походил на майонез с перцем. А само блюдо горячим назвать было невозможно…)

Суп «Буанез» – французское наследие, порекомендован официантом. Вариация на тему ухи – прозрачный бульон с кусочками лосося и судака, в котором для убедительности плавает парочка раковин с мидиями. Воображение не потрясает, но вполне достойно.

Гораздо интереснее второе. Казалось бы, что может быть ординарнее и будничнее плова? У узбеков (пожалуй, самых авторитетных изготовителей этого блюда на сегодняшний день) есть такая пословица: «Если у тебя есть деньги – ешь плов. Если у тебя нет денег – ешь только плов». Но сирийский вариант – «Маклуба» – в корне отличается от знакомых нам его собратьев. Начать хотя бы с того, что это название часто истолковывается совсем не как плов, а как баклажанная перевернутая запеканка. Перевернутая – потому что ее принято после приготовления переворачивать из сковороды на блюдо вверх тормашками. Действительно, поданный плов (все-таки будем называть это так) сформирован таким образом, словно его главная задача – повторять очертания сковороды, а баклажаны (выложенные то ли в виде буквы С, то ли в виде полумесяца), красный болгарский перец и зелень делают его весьма нарядным (увесистые кусочки курицы обнаружили себя позже, в процессе «раскопок»). Самое удивительное – плов не такой жирный, как узбекский, но и не сухой. И его полагается поливать йогуртовым соусом с зеленью! Странно, но неожиданно хорошо. Соусник, напоминающий лампу Алладина, ставится прямо на тарелку с пловом – и выглядит наряднее, и нести удобнее, и сомнений, для чего он нужен, не возникает.

3.jpg

Места для восточных сладостей в желудке уже не остается совсем, и для того, чтобы их все-таки отведать, я прихожу в «Дамас» еще раз. На сайте ресторан обещает роскошные медовые изделия с зелеными фисташками и розовой водой из Сирии. Реальность, как водится, беднее мечты: розовой воды, которая раньше шла на приготовление нуги, уже нет, как нет и самой нуги. Нет и таких сладостей, как баллурия или «Пальчики невесты». Но пахлава есть – правда, на мой вкус, слишком сухая, чтобы восхищенно цокать языком.

_dsc0027дамас460.jpg

Сервис. «Дамас», пожалуй, первый ресторан, попавший в обзоры «БИЗНЕС Online», в котором обслуживание – сильная позиция. Компетентность и доброжелательность персонала не вызывает никаких сомнений, тарелки на столе возникают и исчезают в самый подходящий момент, да и рекомендации относительно блюд не разочаровали.

Напоследок – маленькое историческое отступление. О Дамасе и о еде. Одного из римских пап тоже звали Дамас. Он вел такую роскошную жизнь, что его обеды, по мнению многих современников, роскошью превосходили императорские приемы. И именно к папе Дамасу были обращены слова богатого римского аристократа Претекстата, который был жрецом многих языческих культов: «Назначьте меня римским епископом, и я завтра сделаюсь христианином»… Вот она, сила хорошего обеда!

Характеристика

Мнение автора

Кухня

✰✰

Интерьер

Обслуживание

✰✰✰

Читайте также: