print_258769_153149.jpg
Тимур Нагуманов и Рустам Минниханов

ПРЕЗИДЕНТ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТ

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказался протокол итогов круглого стола (прошел в Казани в рамках сентябрьского нефтехимического форума), на котором обсуждалось увеличение доли республиканской продукции в капитальном строительстве. Жаркие дебаты развернулись по вопросу, почему татарстанские производители с трудом попадают (а чаще и не попадают) на внутренний строительный рынок? В результате был составлен протокол, который в конце октября подписал президент РТ Рустам Минниханов. В этом документе дается указание обязать (!) исполнителей госконтрактов закупать продукцию предприятий строительного, химического и нефтехимического комплексов РТ на конкурсной основе на ЭТП «Биржевая площадка». Причем это условие должно быть прописано в заключаемых контрактах. Более того, документ настоятельно рекомендует руководителям муниципальных районов и городов прописывать аналогичные условия и в своих договорах с исполнителями на ремонт и строительство подведомственных учреждений. Проще говоря, отныне закупки, необходимые для исполнения контрактов госзаказа в сфере строительства, должны проходить через биржевую площадку.

Напомним, что данную площадку еще в апреле прошлого года презентовал глава агентства госзаказа РТ Яков Геллер (биржа — разработка агентства). Минниханов тогда дал агентству, а также республиканским минстрою и минтрансу поручение обеспечить закупки строительных материалов надлежащего качества на биржевой площадке ЭТИС. Биржа была призвана привлечь конкурентоспособных поставщиков — производителей качественного или так называемого валидного товара — и отсечь перекупщиков и аффилированные структуры. Напомним, тогда опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» игроки рынка отнеслись к этой затее скептически. Например, коммерческий директор ООО «СтройХолДинг» Алексей Зайцев так прокомментировал ситуацию на рынке госзаказа: «У нас свое производство, репутация годами наработана. А толку? Заказчики берут у кого угодно, только не у местного производителя. Почему? А я вам объясню: нам нужно все официально показывать, а там можно просто отмывать деньги, это вопрос коррупции. Вот из Кирова привозили продукцию, они заявлялись по одним ценам, а здесь у них берут по другим, и не проверишь никак! С местными-то номер не пройдет, мы же друг друга знаем, внутренний рынок знаем. Самое обидное, что мы работаем на всю Россию, а на родной Татарстан не можем — все лезут в нашу республику, и она все «съедает». А мы на своем рынке — никто!» А директор ЗАО «Альтаис» Эдгар Шамсутдинов разочарованно констатировал: «Мы очень ждали, когда откроется эта биржа, больше года, наверное. В свое время проходили так называемую аттестацию для участия в ней. Вошли в «зеленую зону», и... все — биржа так и не была организована. А мы рассчитывали расширить рынок сбыта через электронную площадку... Полагаю, биржа нужна в первую очередь для того, чтобы избавиться от перекупщиков, которые постоянно звонят, просят «сдвинуться».

1.jpg
Отныне закупки, необходимые для исполнения контрактов госзаказа в сфере строительства, должны проходить через биржевую площадку

«НЕ ХОТЯТ ПОКАЗЫВАТЬ ПУБЛИЧНО СВОИ ЗАКУПКИ»

Однако за полтора года биржа так и не развернулась: за это время на ней было проведено всего 135 торгов. Возможно, повлиял ажиотаж вокруг Универсиады — было не до биржи. А возможно, столь удобный инструмент (по мнению его разработчиков) для организации цивилизованного рынка, наоборот, показался кому-то совсем неудобным. Отчасти это в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил и Геллер: «Никого не хочу обвинять, но биржа заглохла потому, что не размещались заказы. То есть продавцы были, покупателей не было».

Ну а если откровенно, то покупать на бирже невыгодно многим заказчикам: «Аукцион в госзаказе определяет исполнителя в госконтракте, где цена — фактор победы, а качество — одно из заданных условий, — поясняет суть работы биржи Геллер. — Аукцион на госзаказе — это способ получения контракта, наша же биржевая площадка говорит о том, что каждый поставщик продукции для исполнения данного контракта должен иметь равные права на рынке закупки второй руки. Вот вы получили на аукционе право проводить ремонт. Теперь вам нужно купить унитазы, трубы, краску, плитку, линолеум, светильники. У кого вы покупаете? Как правило, у своих устойчивых поставщиков! И даже если у нас в республике все это производится, не могут эти производители попасть на рынок, потому что вас ничто не обязывает устраивать равный доступ. У вас уже есть поставщик, вы у него всю жизнь покупаете по каким-то ценам, которые и вас, и его устраивают, а в это время местные производители не могут пробиться на этот рынок. И данный процесс до сих пор никто не контролирует».

яков геллер.jpg
Глава агентства госзаказа РТ Яков Геллер: «Никого не хочу обвинять, но биржа заглохла потому, что не размещались заказы. То есть продавцы были, покупателей не было»

С Геллером согласен и уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов: «Не хотят показывать публично свои закупки. У нас во многих организациях есть отделы снабжения, а если полноценно использовать эту площадку, то можно вообще эти отделы не использовать или частично сократить. И вообще, там масса нюансов, в непубличном поле».

Отметим, что закон не обязывает подрядчика госконтракта покупать необходимую для исполнения заказа продукцию на условиях тендера. Он объявляется, только если заказчик по собственной инициативе включил в контракт данное условие. В остальных случаях исполнитель контракта может покупать что угодно и где угодно, и никто не следит, на каких условиях делается закупка.

2.jpg

(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

ЕСЛИ СХЕМА НЕПРОЗРАЧНА, МЕСТНЫЙ БИЗНЕС ПРОИГРЫВАЕТ

По мнению Геллера, протокол, который подписал Минниханов, в корне меняет дело: «Президент произвел революцию: открыл конкурентный рынок второй руки! Можно сколько угодно говорить о поддержке бизнеса, к примеру, гранты раздавать... Но здесь — реальная поддержка! Бизнес будет видеть, что он может попасть на этот рынок — именно на конкурентной основе! Никто не создает преимущество. Преимущество только в одном: иди и добивайся, делай так, чтобы твоя продукция была качественной, и оптимизируй цену, чтобы она была конкурентной».

Один из разработчиков протокола — помощник президента РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Ринат Сабиров полагает, что биржевая площадка — это гарантированный сбыт сегмента «цена-качество»: «Это расширение инструментария по вовлечению малого и среднего бизнеса», — отметил он. Сабиров не сомневается, что предприятия активно начнут выставляться на бирже: «Ведь за госзаказ все бьются».

Конечно, госзаказ — лакомый кусок для любого производителя и, конечно, достается он далеко не каждому и не всегда на конкурентной основе. Судя по подписанному президентом документу, власти, наконец, прозрели: местный производитель, оказывается, не в фаворе у госзаказа. А помогло прозрению обращение в адрес республиканского бизнес-омбудсмена компании SafPlast Innovative («СафПласт») — высокогорского производителя листов поликарбоната. «Обращение компании стало основанием, неким катализатором», — подтвердил газете «БИЗНЕС Online» Нагуманов.

Как рассказал нашему изданию заместитель генерального директора компании «СафПласт» по продажам Марсель Ханукаев, обратиться к Нагуманову за поддержкой заставила уже ставшая стандартной практика, когда заказчик приобретает продукцию у стороннего предприятия, невзирая на отсутствие необходимых качественных характеристик: «В Татарстан зачастую завозят продукцию из регионов, но она не имеет необходимой сертификации. Скажем, сертификата пожарной безопасности, который обязателен при строительстве объектов, предназначенных для эксплуатации с массовым скоплением людей, к примеру переходов. На одном из объектов мы столкнулись с такой ситуацией: половина перехода была изготовлена с применением нашей продукции, половина сделана из чужой, от компании из другого региона, у которой и в помине не было документов по пожарной сертификации. Но что интересно, когда контролирующие органы прибыли принимать объект, подрядчик предъявил и на ту, вторую половину, документы нашей компании!»

ринат сабиров.jpg
Помощник президента РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Ринат Сабиров полагает, что биржевая площадка — это гарантированный сбыт сегмента «цена-качество»

Впрочем, этот факт собеседника издания хоть и возмутил, но не особо удивил. Потому что, по его мнению, подобное не редкость на татарстанских объектах — из-за желания заказчика сэкономить (а может, и привлечь «своего» поставщика?). «Производитель, что играет по правилам, обязательно проводит необходимые сертификационные испытания, а они очень дорогостоящи. Априори у него будет выше себестоимость, чем у тех компаний, которые этим не занимаются. Компании, которые работают по правилам, иногда оказываются неконкурентными», — посетовал Ханукаев и добавил, что если удается получить доступ к первым лицам генподряда, пояснить, в чем же конкретно конкурентное преимущество их продукции, то вопрос решается в пользу компании «СафПласт», но «если схема непрозрачная, мы уже проигрываем».

В РЕСПУБЛИКУ ВЕЗУТ СТАРЬЕ

В аналогичной ситуации оказываются многие татарстанские производители. Генеральный директор ООО «СМП-Механика» (единственная в РТ компания, производящая базальтовое волокно) Азат Фархутдинов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что продукция его предприятия пользуется устойчивым спросом у нефтехимиков, энергетиков, в строительной отрасли. Но легко ли войти в госзаказ? Здесь Фархутдинов вздохнул: «Вопрос непростой... Нам, к примеру, трудно конкурировать с монополистами, у которых 20 - 30 предприятий по всей стране. Конечно, себестоимость их продукции дешевле, они же гонят конвейер». С другой стороны, сказал он, «СМП-Механика» берет более высоким качеством. Однако это для госзаказчика сегодня не определяющий фактор: «Понимаете, что плохо: аукционные площадки не учитывают качество продукции. К примеру: стул соломенный стоит 2 рубля, а железный — 50 рублей. И на том, и на этом можно сидеть. Но аукцион предполагает только цену, а сколько выдержит этот соломенный стул?» Идея с биржей, как полагает Фархутдинов, неплоха, но только при условии, если это будет «правильная биржа, а не какая-то аффилированная».

С долей скептицизма относится к проекту «Биржевая площадка» директор ООО «ТатИнтерЛифт» (производство лифтов и лифтовых систем) Игорь Кузнецов, компания которого также оказалась не в чести у местных госзаказчиков: «Эта площадка должна быть интересна, но я не знаю, насколько будет действенным данный механизм. Потому что, честно говоря, на ЭТИСе у меня ни один продукт куплен не был. Почему? Потому что лоббируются интересы других производителей, не республиканских. Как сверху сказали, они так и сделали. Поэтому мы и не попали ни в программу капремонта, ни в ипотечные дома». Кузнецов привел пример того, как «сказали сверху»: в рамках капремонта в Казани была заменена 1 тыс. лифтов, и все — производства ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Хотя они и на 10% дешевле татарстанского конкурента, но производятся по «лекалам» 30-летней давности, сообщил Кузнецов: «Московские лифты дешевле, но лифтовая отрасль ушла далеко вперед. Причем по новому оборудованию отказов в работе вообще не бывает. Наша продукция на 5 - 10 процентов дороже, но это все равно республике выгодно. Потому что все налоги и так далее остаются здесь, а не выводятся в другие регионы. Вот Башкортостан пошел другим путем: на уровне правительства совместно с Торгово-промышленной палатой, с передовыми лифтовыми организациями они написали что-то типа техусловий — каким требованиям должна продукция соответствовать. И они искусственно ограничили ввоз оборудования разработки 30-летней давности, барьер поставили. У нас в республике такого барьера нет, поэтому сюда везут все старье. Дальнейшие издержки-то от этого старья никто не считает».

Замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Рашид Нуруллин (в недавнем прошлом — начальник ГИСУ) в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» был откровенен: «Сама идея хорошая, но подход, я считаю, не совсем верный. Потому что в первую очередь эта площадка должна стать выгодной самим строителям. Только в этом случае она будет нужна. Если она станет приносить реальную экономию, когда хоть какая-то часть денег будет оставаться у строителей, тогда она будет «живая» и будет работать». По мнению Нуруллина, на бирже должны действовать рыночные законы, а не навязанные силовыми методами. Только тогда работать на ней будет интересно и заказчикам, и поставщикам: «Идея сама правильная, но нужно ее подкрепить, чтобы экономические интересы были для всех сторон. Над этим надо подумать и обязательно к этому вопросу привлечь самих строителей».

КТО БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ?

Однако и Нагуманов, и Геллер уверены, что существующий механизм биржи вполне годится, чтобы уже сегодня запустить его «на полную катушку», в том числе и по другим направлениям. «На биржевой площадке есть два окошка: в одном можете совершать простые закупки типа запроса котировок, а во втором — закупать тикеры, — поясняет глава агентства госзаказа. — Тикер — это такая продукция, которая имеет 10-значный код, а не 6-значный, как по общероссийской классификации. 6-значный заканчивается словом «кирпич», а 10-значный — это кирпич таких-то характеристик. И второе: тикер должен иметь подтверждения валидности, сделанные одним из трех способов: либо это ТУ производителя, либо добровольная сертификация, либо декларация качества. В качестве тикера может попасть только определенный товар. К примеру, заказчику нужна труба полипропиленовая. Только в РТ ее делают 6 компаний и еще 10 — за пределами республики. Так продавайте на этой биржевой площадке! Если победите вы, очень хорошо, если победит, к примеру, свердловский производитель, надо анализировать почему».

Здесь Геллер еще раз уточнил, что вышеуказанный протокол никого не обязывает покупать исключительно продукцию местных производителей, бизнесу просто предоставляется возможность попасть на рынок: «Революционность этого протокола в том, что бизнес получит возможность конкурировать, но никто не обещает, что будут брать априори татарстанскую продукцию. Президент дал возможность всем этим предприятиям участвовать в торгах, получать заказы. А если заказов нет, необходимо анализировать, почему так происходит. Жаловаться надо самим на себя, потому что бизнес — это такая вещь, когда никто ничего никому не обещает. Если ты не аффилирован, конечно. Уже надоела аффилированность... Честное слово, надоела», — откровенно высказался Геллер.

Кажется, что теперь-то уж нашим производителям дан «зеленый свет»: регистрируйся на бирже, предлагай свой товар, тем более что все торговые сессии будут абсолютно прозрачными: на бирже видно, кто, у кого и на каких условиях приобрел продукцию. Осталось дело за малым — пустить дело на поток, а это значит, каким-то образом убедить подрядчиков госзаказа покупать товар на бирже (поставщики-то и сами набегут). Вот тут и возникает проблема, ведь протокол, даже и подписанный президентом, вряд ли заставит заказчиков свернуть привычные схемы закупки товара — мало, что ли, у нас не то что протоколов, но и законов не исполняется?

Похоже, что инициаторам проекта предстоит серьезно призадуматься: кто и как будет контролировать процесс. Это подтвердил и Геллер: «Президент создал рынок. Теперь нужно выполнить его поручение. Или вы думаете, что все кинутся выполнять этот протокол, особенно те, у кого созданы устойчивые связи? Они не кинутся, их надо заставлять».