Такое на Волге увидишь не каждый день. Пусть, конечно, «Волгодонск» и малый, но все-таки настоящий, полностью готовый к боевой службе корабль, и вблизи даже с зачехленными стволами артиллерийских установок производит сильное впечатление. Собственно, на такой эффект и рассчитывало руководство ЗПКБ: одно дело рядовому инженеру бюро работать над какой-то частью проекта, другое – увидеть свой и коллег труд «во плоти».

Сотрудников ЗПКБ двумя катерами отправили на борт МАКа. «Главная цель этой прогулки – воспитательная, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков. - Технология проектирования сегодня такова, что мы корабль в 3D можем увидеть «один в один» - виртуально зайти в любую каюту, осмотреть какой угодно закоулок. Но ощутить себя внутри можно только на «живом» корабле». И прежде всего это должна почувствовать молодежь, чтобы осознать важность своей работы: «Я хожу по городу и вижу: вот молодой человек раньше был у нас начинающим специалистом, сегодня работает дворником, - продолжает Волков. - Почему не остался? Трудно сказать. Беда! Конечно, есть те, кто нашел хорошую работу. За них радуюсь».

Молодежь всеми силами стараются «закрепить» на предприятии, в том числе и отправляя на учебу в судостроительные вузы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – сегодня там учатся 16 человек, еще шестеро поступят в этом году. Но чем еще завлечь молодого человека, помимо интересной и благородной работы корабела? «С жильем сегодня очень и очень сложно, - рассказывает Волков. - Вместе с Объединенной судостроительной корпорацией прорабатываем возможность обеспечения сотрудников квартирами, но это в основном вариации ипотеки. Да, хотелось бы, чтобы зарплата была побольше, но это зависит и от загрузки бюро работой. С ее повышением, думаю, все-таки сможем платить достойные деньги».

Между тем увеличение загрузки, по словам руководства ЗПКБ, ожидается серьезное: «Сегодня прорабатываем участие в двух крупных гражданских проектах для России», - сообщил Волков, но от обсуждения подробностей уклонился.

DSCF3395.jpg
Виталий Волков уверен, что загрузка ЗПКБ в ближайшее время существенно увеличится
DSCF3335.jpg
«Волгодонск» встречает гостей-создателей

«БУЯНЫ» ПОЛНЫ АВТОМАТИКИ

В бюро весьма рассчитывают и на экспортный потенциал кораблей типа «Волгодонска». Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Волков, сегодня ОАО «Рособоронэкспорт» прорабатывает один вариант: «Есть конкретная страна, которая по линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сделала официальную заявку на МАК этого проекта (экспортный вариант «Буяна» называется «Торнадо» - авт.)».

«Волгодонск» - первый серийный корабль проекта 21630 «Буян», который начал прорабатываться ЗПКБ по заказу ВМФ РФ в 2002 году. Это первый проект боевого корабля, созданный и реализованный в России после развала СССР. «Буяны» создавались именно для службы на Каспийском море. Головной корабль (имя - «Астрахань») был заложен 30 января 2004 года на стапелях петербургского ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и спущен на воду 7 октября 2005-го, вступил в строй 1 сентября 2009 года. «Волгодонск» заложили 25 февраля 2005-го и спустили на воду в мае 2011 года, 29 июня в Санкт-Петербурге на нем был поднят военно-морской флаг РФ. Осенью должен быть сдан третий МАК – «Махачкала» (заложен 24 марта 2006 года, спущен на воду 27 апреля 2012-го).

На этом серия «Буянов» для российского ВМФ пока закончится, рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный конструктор проекта Яков Кушнир. По его словам, отличия «Волгодонска» от «Астрахани» незначительны и в основном касаются электроники. Вообще же, «Буяны» от более ранних проектов советско-российских боевых кораблей отличает большая автоматизация. В ходовой рубке – сплошь дисплеи (жаль фотографировать запретили). «Астрахань» на сегодня считается лучшим кораблем Каспийской флотилии по боевой подготовке, оснащению - по всему, - подытожил Кушнир.

Вот кое-что о базовых тактико-технических характеристиках кораблей проекта 21630 «Буян». Водоизмещение – 500 т, длина – 62 м, ширина – 9,6 м, высота – 6,57 м, осадка – 2 м, скорость – 28 узлов, дальность плавания – до 1500 миль, автономность – 10 суток, экипаж – 29 - 36 человек. Вооружение. 100-мм артиллерийская установка А190-01 «Универсал», две 14,5-мм пулеметных установки МТПУ, 122-мм РСЗО А-215 «Град-М», зенитная артиллерия - 2х6 30-мм ЗАК АК-306, зенитное ракетное вооружение - 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-С».

DSCF3377.jpg
Яков Кушнир: «Волгодонск» отличает большая автоматизация управления»

МОРЯКИ ПРОСЯТ УЧЕСТЬ ПОЖЕЛАНИЯ

Впрочем, не все гладко. Еще одна цель поездки сотрудников ЗПКБ на борт своего детища – услышать от самих моряков критику проекта. И надо сказать, она была. Проблемы возникали со многим, разъясняли сотрудникам ЗПКБ в ходовой рубке МАКа: с надежностью электроники, программным обеспечением, гидравликой, электрикой. Есть жалобы на плохую слышимость команд по корабельной громкой связи: «Когда работают хотя бы насосы рулевого управления, команда слышна, как издалека, - говорит один из офицеров, - а если еще что-то работает - просто труба! Если идешь на высоких оборотах, узлов хотя бы 15 - 16, слышимость - ноль. Поэтому было решение закупить ларингофоны, но и в них плохо слышно». По словам офицеров, на «Волгодонске» выдавали максимум 26,2 узлов при заявленных 28. Кстати, на другой малый (но уже ракетный) корабль ЗПКБ – проекта 21631 «Буян-М» - будут установлены немецкие двигатели. «Сейчас это разрешается, - объяснил Кушнир. - Дело в том, что качество наших двигателей не соответствует запросам ВМФ, немецкие лучше, поэтому мы их, слава Богу, и ставим».

Зато, кажется, нет проблем с обитаемостью. «Все удобно, продумано, во всяком случае, по сравнению с кораблями прежних, еще советских, проектов», - рассказал газете «БИЗНЕС Online» мичман Рахим Джасымов. Матросы здесь живут в кубриках по 8 человек, старшины – в каютах на четверых, офицеры – по двое. «Плохо только, что в каютах нет иллюминаторов, - посетовал мичман и объяснил. - Это потому, что корабль сделан по стелс-технологиям». В небольшом кубрике – телевизор, портрет министра обороны Анатолия Сердюкова. Спрашиваю Джасымова, знает ли он об инициативе министра об установке на всех российских кораблях новых проектов мебели и сантехники британского производства. Мичман удивляется и говорит, что вроде пока на гальюны не жалуются.

Отметим, что помимо офицеров служат на «Волгодонске» одни контрактники, только кок - срочник. Но, как говорят в команде, на «Махачкалу» контрактников уже не хватает. Странная у нас все-таки военная реформа.

«Волгодонск» должен вступить в состав ВМФ до 29 июля этого года.