Основатель казанской школы Aurora gymnasium Диляра Залялиева Основатель казанской школы Aurora Gymnasium Диляра Залялиева

«Если ребенок учился, ему не составит труда за полгода утрамбовать знания в тест»

— Диляра Рустамовна, около двух лет назад вы рассказывали, как создавалась Aurora Gymnasium. Какой путь вы прошли за это время, как завершаете текущий учебный год?

— Главное достижение — в этом году мы переехали в историческое отреставрированное здание и получили лицензию. Очень гордимся этим. Есть и академические успехи: дети отлично сдают аттестации, недавно наши ученики участвовали во всероссийском конкурсе предпринимательства. Среди 180 команд со всей страны заняли 15-е место. Для молодой школы это высокий результат!

Учебный год для наших ребят еще не закончен. В мае мы завершаем академический модуль, а в июне ученики занимаются проектной работой. Это одна из наших «фишек»: дети берут в разработку проблему и самостоятельно решают ее, применяя на практике полученные знания, оттачивая навыки командной работы. Ребята могут развиваться в кулинарии, разрабатывать дизайн одежды или зданий, издают книгу рассказов и стихов. Задача — помочь ребенку осознать, что он может самостоятельно вести проект от задумки до реализации. 

Например, у нас есть проектный модуль «финансовая грамотность». В рамках модуля ученики выбрали проект открытия в парке культурной аллеи. Дети делают все: рисуют эскизы проекта, расписывают этапы работы, рассчитывают сметы, планируют этапы согласования проекта в инстанциях и так далее. 

Для административной команды май — также «горячее» время. Каждый день у нас проходят собеседования с родителями, которые планировали сменить школу в будущем учебном году и выбрали «Аврору». Мы предлагаем им прийти к нам в конце мая: ребенок успеет «зацепить» несколько учебных дней, познакомиться с ребятами и педагогами, а в июне проявить себя в рамках проектного модуля. Фактически это может быть заменой городского лагеря, только с прикладным значением и мягкой адаптацией к коллективу.

«Сейчас у нас десять классов, с нулевого по девятый, в каждом — не более 18 ребят» «Сейчас у нас десять классов, с нулевого по девятый, в каждом не более 18 ребят»

— Вам удалось занять свою нишу сегменте платных школ в Казани, набрать учеников?

— Конкуренция в этой сфере не высокая, потребность в частных школах не закрыта. Да, есть семейные школы, есть большие частные школы, популярные, но найти школу, которая бы подходила не просто ребенку, но всей семье, сложно: у каждой семьи свой запрос на школу, а у школ — своя риторика, требования к ученикам и даже к родителям.

Флагманское направление нашей школы — развитие креативного мышления. И в этом мы отличаемся и от госшкол: у них задача — вырастить послушного, удобного исполнителя, который заучивает наизусть, не всегда понимая, что именно учит и каково практическое применение этих знаний. Оценочная система это закрепляет.

Мы, наоборот, любим детей с неординарным, творческим мышлением, которые не вписываются в общие стандарты, но при этом увлеченные, интересующиеся. Наше расписание и подача учебного материала построены с расчетом на развитие креативного мышления. Поэтому нам так важно сходиться в этих ценностях с родителями. Есть родители, которые после знакомства со школой говорят: «Да, давайте развивать креативное мышление, но вот математики бы побольше. Добавьте нам часа три в неделю!» Но есть масса школ, «заточенных» на такой подход! У нас другие ценности. Все должно быть гармонично!

При этом родителей-единомышленников у нас много, детей мы набрали практически сразу. Сейчас у нас десять классов, с нулевого по девятый, в каждом не более 18 ребят. Мест осталось совсем мало: часть классов укомплектована, а в некоторых еще можно успеть занять последние места сейчас.

«Мы, наоборот, любим детей с неординарным, творческим мышлением, которые не вписываются в общие стандарты, но при этом увлеченные, интересующиеся» «Мы, наоборот, любим детей с неординарным, творческим мышлением, которые не вписываются в общие стандарты, но при этом увлеченные, интересующиеся»

— Расскажите, как проходит обычный день в «Авроре»?

— Поколениями в России воспитывали детей, за которых принимались «правильные» решения. Повзрослев, они не научились слышать себя, не знают, чего хотят. Наша задача — вырастить ребенка – «созидателя» и «творца», который к 9-му классу понимает, в чем он хочет развиваться, и помочь ему в этом, дать возможность многое попробовать.

Для этого мы создали в «Авроре» особую атмосферу. Мы отказались от «классической» разбивки дня, когда до обеда идут «важные» предметы вроде математики, русского, физики, а после — «развлекаловка». Для нас математика и история Мировой Художественной Культуры (ИМХК) важны одинаково, поэтому в расписании рядом с физикой стоит хореография, рядом с английским — столярная мастерская, в которой занимаются и мальчики, и девочки. Это важно для гармоничного развития ребенка. 

Каждый предмет мы «протаскиваем» через креативный компонент. В той же математике можно прийти к решению задачи с разных сторон, материал по истории подать несколькими способами. Креативное мышление — это умение видеть и решать задачу с разных сторон. Система дает свои плоды, наши дети очень эрудированы. Какие батлы они устраивают по ИМХК, по математике, литературе — это надо видеть! А когда учиться не скучно, у ребенка появляется любовь к знаниям и навык самообучения, который сохраняется на протяжении всей жизни. Главная задача школы — научить ребенка учиться.

Еще одна наша фишка — мы учим детей выбирать. Не идти за готовым решением, а искать, что ему подходит. Ученик сам выбирает направление электива, проектной деятельности, выбирает, как изучить тему урока, участвовать в мероприятии (и в какой роли) или не участвовать вообще, что съесть на обед, ужин (дети в школе с 8:00 до 18:00 часов). Выбор — важная составляющая для думающего человека.

— Вы говорите о нестандартном подходе к обучению, но при этом учите детей по ФГОС. Как совмещать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ и хореографию?

— Это миф, что дети перегружены! Они устают не потому, что материала много, а потому, что им скучно: нужно огромное количество энергии, чтобы запомнить то, что тебе неинтересно. Или чтобы выучить тему, когда весь материал урока тебе задают изучить самостоятельно на дому. Но когда ребенок мотивирован и ему интересно учиться, программа усваивается легко и просто! Дети на семейном образовании уже доказали, что школьный курс можно освоить значительно быстрее. А вот такой социализации там никогда не получить.

А к ОГЭ и ЕГЭ как к форме сдачи экзамена реально подготовить за полгода. Если ребенок все это время учился, интересовался, углублялся, ему не составит труда за полгода утрамбовать свои знания в формат теста. 

«Еще одна наша фишка — мы учим детей выбирать. Не идти за готовым решением, а искать, что ему подходит» «Еще одна наша фишка — мы учим детей выбирать. Не идти за готовым решением, а искать, что ему подходит»

«Психологи обсуждают с детьми их мотивацию, будущее. Это не формальная работа!»

— В последнее время много говорят о развитии у детей софт скилс, мотивации. Вы как относитесь к такой риторике?

— Развитие софт скилс — одно из наших приоритетных направлений.

У нас нет директивных, манипулятивных методов обучения, нам важно, чтобы дети сами хотели обучаться. Взять час самоподготовки: с детьми работает наставник, но не в качестве репетитора. Дети ищут решения самостоятельно, учатся организовывать свою работу, объясняют задачи друг другу, проявляются. Дети могут вместо учителя объяснить классу тему прямо в ходе урока. Это и есть софт скилс. 

Ребята активно участвуют в разработке мероприятий. В этом году всю Масленицу, например, организовали ребята из младших классов. Они устроили квест по всей школе, разработали квизы, конкурсы — все делали сами. Педагог был на подхвате.

Вопросы мотивации, самоощущения детей обсуждаются на уроках психологии, они встроены в расписание. В «Авроре» работают три психолога. Это не формализм: психологи наблюдают за детьми в классах, на мероприятиях, регулярно проводят личные встречи, на которых обсуждается мотивация ребенка, его самоощущение, задачи на будущее, они коучат детей, ресурсируют педагогов.

У нас балльно-рейтинговая система оценивания. Домашняя, контрольная работы, работа на уроке — все эти активности оцениваются по отдельности. Получается, каждый ребенок видит свои сильные и слабые стороны, он не сравнивает себя с другими, только с самим собой.

— Как вы видите свою школу через 5–10 лет?

— В ближайшем будущем, похоже, получить образование можно будет только в частных школах. Увы, это тенденция последних 20 лет. Система государственного образования не меняется, она не соответствует запросам общества и родителей. Очевидно, что школа будущего — это школа выбора, школа общей эрудиции и деятельности, когда дети тут же применяют на практике полученные знания, учатся через проекты. Важно и то, что потребность в креативном мышлении будет расти во всех областях. Искусственный интеллект наступает на пятки, но единственное, на что не способны роботы, — создавать нечто новое через проживание опыта и чувствование. Этому мы и должны научить наших детей, причем через живое общение с учителем, не через компьютер. Уверена, мы выбрали правильный путь и продолжим двигаться по нему.