Нияз Гафиятуллин: «Наши двери всегда открыты, и мы сделаем все, чтобы помочь ребенку раскрыть потенциал» Нияз Гафиятуллин: «Наши двери всегда открыты, и мы сделаем все, чтобы помочь ребенку раскрыть потенциал»

«В 2022-м мы потеряли 30% учителей, они просто бросили все и уехали»

— Нияз Мансурович, прошлый год был очень сложным для всех. Как СВО, санкции, валютные скачки сказались на вашей школе?

— У нас международный состав учителей, детей, есть семьи, которые сильно интегрированы в международное сообщество. Мы были на острие.

У нас выросли валютные расходы, были ограничения с валютными переводами. Некоторые партнеры, которые поставляли нам учебные материалы из-за рубежа, боялись с нами работать, они думали, что из-за переводов из России и в Россию на них наложат санкции. Но мы находили решения.

Часть наших учеников уехали со своими семьями, еще часть решили обучаться в других школах из-за финансовой составляющей.

Сложнее всего ситуация была с учителями. Мы, как и многие международные школы, потеряли в марте 2022 года 30% педагогов, они просто бросили все и уехали. Нам повезло, что дело происходило в конце учебного года, уход специалистов происходил постепенно. Удалось перераспределить нагрузку и доучить детей без серьезных проблем.

«В учебном году 2023–2024 году будут работать 37 иностранцев из 15 стран мира: Америки, Великобритании, Канады, Южной Африки. Половину из них мы привлекли к начальной школе, остальные предметники» «В учебном году 2023–2024 будут работать 37 иностранцев из 15 стран мира — Америки, Великобритании, Канады, Южной Африки. Половину из них мы привлекли к начальной школе, остальные предметники»

— Получилось восстановить штат?

— Не просто восстановить, усилить! Рекрутинг шел тяжело, количество откликов сократилось в 10 раз, но там, где нужны иностранцы, мы нашли отличных учителей. Если в 2022–2023 учебном году у нас работали 30 иностранцев из 10 стран мира, то в 2023–2024 году будут работать 37 иностранцев из 15 стран мира — Америки, Великобритании, Канады, Южной Африки. Половину из них мы привлекли к начальной школе, остальные предметники. Из Британии, например, к нам едет учитель информатики, из Португалии — методист. Это соответствует нашей концепции, мы не американская, не британская, мы международная школа. Нам важно, чтобы у детей была возможность знакомства с разными культурами, точками зрения, акцентами.

Мы смогли найти несколько классных педагогов из хороших российских школ с отличным английским. Привлекли одного из сильнейших учителей физики, несколько очень сильных математиков, информатика. Они работали в казанских школах для одаренных детей. Для меня они все топовые, у всех них есть опыт подготовки стобалльников, участников международных олимпиад. Поэтому если мы говорим о пройденном кризисе, то мы по полной ощутили и сложности, и возможности.

«Наши кампусы — невероятные инфраструктурные решения, мы ими довольны» «Наши кампусы — невероятные инфраструктурные решения, мы ими довольны»

— Что побуждает иностранцев-педагогов оставить свою страну и приехать в Россию? 

— Эти люди приехали в нашу страну с осознанием текущей ситуации, они выбрали не политику, а качество жизни, карьерный рост. Мы спокойны: оттока, как в прошлом году, не ждем.

— Ваша школа «открывает двери» для обучения за рубежом. Изменилось ли отношение к вашим выпускникам с началом СВО? 

— У нас в прошлом году были 20 выпускников, 10 планировали и поступили в зарубежные вузы Америки, ОАЭ, Британии, Италии. Семеро из них уехали учиться, еще трое передумали и остались в России.

С предвзятым отношением уехавшие не встретились, но в частном порядке бывали сложности. Некоторые вузы США, например, перестали выдавать стипендии российским студентам. Но падения интереса к зарубежным вузам нет. А наши студенты начинают задумываться о поступлении в другие страны. Выпускник этого года, например, поступил в Гонконгский университет. Кстати, со стипендией!

Общая зона, где дети проводят время Общая зона, где дети проводят время

«Впервые на моей памяти к нам отдают ребенка, потому что у нас жесткая дисциплина»

— Нияз Мансурович, коллеги по цеху нередко критикуют Международную школу за то, что ее ученикам сложно продолжать обучение в России, где образование заточено на большой объем знаний и баллы ЕГЭ. Так ли это? 

— Давайте смотреть на результат. Мы молодая школа, количество учеников, которые могут участвовать в олимпиадном движении, у нас небольшое. Тем не менее мы в прошлом году попали в десятку в Казани по результатам всероссийского этапа олимпиад. В этом году у нас снова победитель на всероссийском этапе по русскому языку и два призера всероссийского этапа по английскому языку.

Каждый год мы кратно повышаем число победителей и призеров по разным предметам республиканского этапа — это литература, английский язык, экономика, русский язык, физика. Мы уверены, что результаты будут расти, мотивация побеждать в олимпиадах есть и у наших детей, и у их родителей. Кто-то может возразить, что мы грантовиков набрали, они делают все результаты. Но грантовиков у нас всего 10, и не все из них олимпиадного возраста. А победителей и призеров на муниципальном этапе — 52, на региональном — 33. Учеников в школе всего 550, включая трехлеток и учеников начальной школы.

Хорошие результаты и по ЕГЭ. В прошлом году наши дети сдали экзамены по всем предметам лучше, чем в среднем по Казани, были ученики с 98–99 баллами. Очевидно, что хорошо готовить и к всероссийским олимпиадам, и к ЕГЭ невозможно. Мы делаем упор на олимпиады, а по ЕГЭ наша задача — чтобы средние баллы школы были выше средних по Казани показателей и выше наших прошлогодних показателей. Это нам удается. На горизонте двух лет ожидаем первых стобалльников.

Учебные классы Учебные классы

— Есть расхожее мнение, что в частных школах у детей не очень с дисциплиной. Это правда?

— У нас не принято повышать голос, а тем более кричать на ученика, но есть четкая, прозрачная, понятная система требований и правил. Ребенок не готов к уроку, не делает домашние задания, систематически нарушает распорядок — он остается после уроков или отстраняется от уроков, есть академическая нагрузка. Мы отчисляем учеников за серьезные проступки или систематические нарушения режима школы.

Да, мы не кричим на весь свет: «Посмотрите, сколько детей мы отчислили!» Но для тех, кто говорит, что мы детей только по головке гладим, приведу пример. В этом году мне позвонил один известный в республике предприниматель, хотел устроить внука к нам, сказал: «Я навел справки, мне нужна самая строгая школа в Казани. Мне сказали, что это у вас». Впервые на моей памяти к нам отдают ребенка, потому что у нас жесткая дисциплина.

«С открытием кампуса средней школы на Федосеевской мы обогатили учебную программу бассейном, творческими студиями, концертным залом» «С открытием кампуса средней школы на Федосеевской мы обогатили учебную программу бассейном, творческими студиями, концертным залом»

— За неуспеваемость тоже отчисляете? Это же экономически невыгодно.

— Мы находимся в экономических ножницах. С одной стороны, нам вроде нужно больше детей, чтобы оплачивать работу преподавателей, функционирование школы, с другой — нам нужен сильный средний результат и развитие наших учеников. Все дети с 3-го класса проходят академический аудит — «замер» по 7 критериям в начале, середине и конце учебного года. Оценивается прогресс в учебе, дисциплинированность, мотивация. Если ребенок попадает в «красную зону», мы встречаемся с родителями, проговариваем, что можем сделать со своей стороны, на что просим их обратить внимание. В середине года мы выстраиваем план, школа и родители работают сообща. Если положительной динамики у ребенка нет, принимаем решение расставаться с такими семьями, чтобы ребенок не терял времени на обучение по некомфортной ему системе.

Сейчас может показаться, что Международная школа Казани — тюрьма какая-то для детей (смеется). На деле мы год от года вкладываем все больше денег в инициативы детей: ребята тратят их на свои проекты и на благотворительность. Это тоже часть учебной программы. Например, наша ученица разрабатывает проект, который поможет состыковывать волонтеров и пожилых людей, нуждающихся в их помощи. Мне понравился проект на английском: мальчик на своем примере проверил инвестиционную привлекательность ряда компаний. Он изучил их финотчеты, изучил принципы инвестирования Уоррена Баффетта и вложился в эти компании, рассказал о результатах.

«Об учебных и административных планах, наших достижениях подробно расскажем на дне открытых дверей, который проведем в кампусе на Федосеевской. Важно развеять стереотипы, которые ходят вокруг нашей школы» «Об учебных и административных планах, наших достижениях подробно расскажем на дне открытых дверей, который проведем в кампусе на Федосеевской. Важно развеять стереотипы, которые ходят вокруг нашей школы»

«Родители переживают, что у нас отнимут лицензию, аккредитацию, наш международный диплом»

— Сейчас у Международной школы два корпуса. Планируете расширение? Какие задачи ставите на ближайшие год-два?

— Наши кампусы — невероятные инфраструктурные решения, мы ими довольны, а с открытием кампуса средней школы на Федосеевской мы обогатили учебную программу бассейном, творческими студиями, концертным залом. Так что затевать большую стройку не планируем.

Основная задача на следующий год — переаккредитоваться. Родители переживают, что из-за СВО и санкций у нас отнимут лицензию, международный диплом. Но таких рисков нет, переаккредитация — история плановая, подтверждать статус международной школы нужно каждые 5 лет, время подошло.

Об остальных учебных и административных планах, наших достижениях мы подробно расскажем на дне открытых дверей, который проведем в кампусе на Федосеевской. Важно развеять стереотипы, которые ходят вокруг нашей школы. «Мажорская школа без дисциплины, плохо учат, плохие результаты ЕГЭ» — такой флер вокруг МШК сейчас. Мы покажем наше здание, учебные классы, общие зоны, где дети проводят время. Учителя выступят с презентациями, расскажут, как работают с детьми, на что делают упор. Полная открытость!

— Как у вас с набором учеников? Можно ли прийти к вам в среднюю школу или на подготовительные занятия?

— В 2022-м свободных мест в школе было достаточно: много учеников разъехались в другие города и страны. В этом году ситуация наладилась: в начальной школе мест практически нет, начинаем формировать лист ожидания. Больше шансов поступить в среднюю школу, то есть в классы с 5-го по 9-й, там есть по 1–2 свободных места. Но нужно быть готовым к тестированию. Поступающие к нам, вне зависимости от возраста, пишут тест по математике, по английскому языку, проходят разговор с психологом. Наши двери всегда открыты, и мы сделаем все, чтобы помочь ребенку раскрыть потенциал.