Руслан Шайдуллин: «Сейчас ситуация такая, что я готов взять на работу даже еще студента, без законченного высшего образования — подстраиваться под его график учебы,  отпускать на сессии. И предложить ему, как мастеру котельной, зарплату 40 тысяч» Руслан Шайдуллин: «Сейчас ситуация такая, что я готов взять на работу даже еще студента без законченного высшего образования — подстраиваться под его график учебы, отпускать на сессии. И предложить ему, как мастеру котельной, зарплату 40 тысяч»

О герое

Я пришел в систему теплообеспечения Казани больше 20 лет назад — тогда, в 2000-е, это было как сейчас «войти в айти». Престижно, хорошо оплачиваемо, перспективно, но и непросто попасть. «С улицы» не брали. Для понимания: я, инженер с «корочкой» КФМЭИ, так тогда назывался энергоуниверситет, тогда на заводе ЖБИ получал 1,5 тысячи, а придя в МУП КПТС — сразу в два с половиной раза больше плюс льготы на оплату ЖКХ. При этом далеко не все мои сокурсники пошли работать по диплому. В профессии остались примерно пятеро из группы в 25 человек, при этом сделали неплохую карьеру. Один сокурсник является заместителем директором Челнинской ТЭЦ, другая девушка вошла в состав руководства Заинской ГРЭС, а мой товарищ дорос до управляющего делами Татэнергосбыта.

Сейчас ситуация такая, что я готов взять на работу даже еще студента без законченного высшего образования, возможно, с вечернего отделения, заочного — подстраиваться под его график учебы, отпускать на сессии. И предложить ему, как мастеру котельной, зарплату 40 тысяч с перспективой через год-два, если себя покажет, либо остаться в энергорайоне, стать старшим мастером, либо перейти в управление ведущим инженером. Еще серьезнее ситуация с рабочим персоналом. Разрыв поколений огромный. Пока слесарями дорабатывают мужики предпенсионного возраста, которым уже не хочется что-то менять, такие кадры замотивировать сложно. А сварщиками приходят те, кому надоело мотаться по шабашкам, кто устал от нестабильности — ведь компания им может предложить соцпакет, регулярную зарплату, есть соципотека, путевки в санаторий…

«Сейчас в «Казэнерго» процентов 85 котельных  автоматизированы, оператор только выставляет температуру по заданию Центральной диспетчерской службы и, в случае нештатной ситуации, о ней сигнализирует» «Сейчас в «Казэнерго» процентов 85 котельных автоматизировано, оператор только выставляет температуру по заданию Центральной диспетчерской службы и в случае нештатной ситуации о ней сигнализирует»

Обслуживание энергосистемы — одна из немногих сфер, которая до сих пор остается чисто мужской. И даже не в силу физических ограничений. Если берешь на работу женщину сварщиком или слесарем, то ей придется создавать особые условия — отдельную раздевалку, отдельную душевую. Впрочем, я застал в Кировском районе легендарную женщину-мастера, и она так строила свою мужскую бригаду, другим на зависть. Досконально вникала во все. В 2005 году, когда часть объектов передали в систему Татэнерго вместе с персоналом, стала там начальником ПТО, сейчас уже на пенсии. Но это, пожалуй, был исключительный случай.

Вот операторы у нас в основном дамы. Хотя тенденция такая, что теперь на операторские позиции все чаще претендуют мужчины. И какие! Военные пенсионеры, уволившиеся в запас сотрудники силовых органов, даже бизнесмены. Приходят в котельную со словами «капитал заработал, нервы растратил, теперь хочу что-то спокойное, для души». Не удивляемся уже, когда наши работники котельной в отпуск на теплые заграничные моря уезжают или в Америку, детей навестить.

Вообще, сейчас операторам гораздо легче, чем 10–15 лет назад. Тогда регулировали котлы полностью в ручном режиме, за 12-часовую смену присаживались, только чтобы параметры записать. Сейчас в «Казэнерго» процентов 85 котельных автоматизировано, оператор только выставляет температуру по заданию Центральной диспетчерской службы и в случае нештатной ситуации о ней сигнализирует. Поэтому в компании смогли почти вдвое сократить операторский штат. Есть котельные вообще с полным отсутствием персонала — мастер или дежурный слесарь просто заезжает туда несколько раз за смену, проверяет, закрывает и ставит на сигнализацию.

«Обслуживание энергосистемы — однаиз немногих сфер, которая до сих пор остается чисто мужской» «Обслуживание энергосистемы — одна из немногих сфер, которая до сих пор остается чисто мужской»

Про нештатные ситуации

  • Во второй половине марта обычная история — одним жильцам становится прохладно из-за снижения температуры батарей. В то время как их соседи, у которых квартиры на солнечной стороне, распахивают окна настежь и ругают жилищников — вы зачем улицу топите, мы такие деньжищи платим! В такой ситуации главный арбитр, конечно, узел погодного регулирования. В спорной ситуации можно и нашу службу вызвать. Мы измеряем температуру теплоносителя, приходящего на дом. Если параметры в норме, но в квартире ниже 20 градусов в угловых комнатах и ниже 18 в остальных, актируем, выясняем, чья вина и кто должен сделать перерасчет — УК или «Казэнерго».
  • Иногда ситуации бывают — нарочно не придумаешь. Был у нас дом по Сибирскому тракту — все квартиры жаловались, что нет тепла. Мы уж и давление в котельной на максимум, и в подвале жилищники все трубы обследовали. Холодные батареи, хоть тресни. Решили вскрыть участок теплотрассы, видим — бревно! Видимо, летом, когда неподалеку делали ремонт, кто-то так «пошутил», засунул нам в колодец подарочек. А когда начался сезон, с потоком воды оно пролетело по трубе и просто заткнуло ее в узком месте. Такое периодически случается, и не всегда по умыслу — например, мячик летом дети закинут, а мы с приходом осени его где-нибудь обнаружим.
  • Раньше еще от бомжей на теплотрассах страдали, но сейчас тепловые камеры закрываются на замок, дымовые трубы огораживаем, им уже трудно проникнуть. Я лично к бездомным после одной истории начал по-другому относиться. Как-то утечку искали, наткнулись в подвале на Зур Урам на обжитой уголок — кастрюли, тазы и много-много книг. А хозяин всего этого добра рассказал, что он раньше жил на севере, филологией занимался, преподавал, но в силу обстоятельств лишился квартиры и в наши края подался. Не алкоголик, не опустившийся человек, просто попал в трудные обстоятельства. Интересно с ним было поговорить — и о жизни, и об истории, о литературе. Так что мы его гнать не стали, тем более подвал уже не наша сфера ответственности, просто попросили воды лишнего не лить из тепловой системы. Он там достаточно долго жил, а в 2013 году, перед Универсиадой, исчез куда-то.

«Когда молчат, значит, все хорошо, мы уже воспринимаем это как положительную оценку нашей работы. Но получить письмо со словами благодарности, конечно, приятно» «Когда молчат, значит, все хорошо, мы уже воспринимаем это как положительную оценку нашей работы. Но получить письмо со словами благодарности, конечно, приятно»

Про жалобы и благодарности

  • В отопительный сезон случаются порывы — это еще не авария, а где-то прохудилось, потекло, необходимо укрепить. В этом году, судя по журналу, в моем хозяйстве было 44 аварийные ситуации. Динамика радует, пять лет назад раза в полтора было больше. Но ситуация может в любой момент поменяться Средний срок службы теплотрассы — 20 лет. То есть минимум 5 процентов своих сетей мы должны менять ежегодно, а мы заходим на 2–3 процента в год, то есть износ неизбежно будет прогрессировать.
  • Иногда жильцы подходят с претензиями — почему в нашем дворе каждый год траншею раскапываете? А дело в том, что у нас есть план работ на год на определенную сумму, и превысить метраж трубы, направив все средства на один двор, мы самовольно не можем. Вот и получается — в этом году раскопали, 20 метров заменили, потом в следующем пришли, дальше еще 15 метров обновили.
  • Плюс, помимо плановой опрессовки, нам подкидывает дополнительную работу программа «Наш двор». Благое дело, конечно, приводить в порядок тротуары и детские площадки. Но вот финансирование замены проходящих под двором коммуникаций — тепловых, водопроводных сетей — в программу не входит. Нас извещают примерно за год, что нужно предусмотреть ремонт в обновляемых дворах, и мы вынуждены, как тришкин кафтан, перекраивать уже сверстанные планы. Мало того, программа накладывает на нас определенные ограничения — вся эта красота имеет гарантию, нас предупреждают, чтобы в течение этого времени ничего не трогали, не разрушали асфальт. Но если случится авария, как туда не зайдешь? Жильцы же сами первыми завалят жалобами.
  • Жалуются, вообще, часто — в основном пишут нам под псевдонимами. Регулярно получаем, например, от человека, подписывающегося как «Главный», сигналы на открытый люк, на выросший у теплотрассы кустарник. Можно сказать, наш постоянный контролер и критик.
  • Когда молчат, значит, все хорошо, мы уже воспринимаем это как положительную оценку нашей работы. Но получить письмо со словами благодарности, конечно, приятно — вот, например, от ТСЖ, у которого во дворе асфальт 20 лет лежал, а мы после своих ремонтных работ им новый положили. Или обращение от школы 142 для ребят с ограниченными возможностями. У них не было средств под конец года на ремонт своей системы теплоснабжения, руководство «Казэнерго» приняло решение направить туда своих специалистов в качестве безвозмездной помощи.

«Пару лет назад по личной инициативе генерального директора Рустама Абдулхакова на территории каждого энергорайона поставили собачьи вольеры, чтобы взять собак из «Зооцентра». С двойным умыслом — и для охраны, и для благоприятного микроклимата» «Пару лет назад по личной инициативе генерального директора Рустама Абдулхакова на территории каждого энергорайона поставили собачьи вольеры, чтобы взять собак из «Зооцентра». С двойным умыслом — и для охраны, и для благоприятного микроклимата»

Про технологии и братьев наших меньших

  • Иногда спрашивают, почему мы не используем технологии, которые позволят прокладывать трубы без траншей. Во-первых, оборудование для горизонтально направленного бурения, ГНБ, стоит очень дорого, мы его арендуем для работы на наиболее сложные участки, для проспектов с оживленным движением, которые если перекрыть, весь город встанет. А во дворах — это как микроскопом гвозди забивать. К тому же у нас часть труб стальные, а с помощью ГНБ тянут пластиковые.
  • Я думаю, даже с применением новых технологий котельные остаются в пейзаже современного города какой-то надежной константой (недаром же на улице Музыкальной в Казани не стали разрушать старинное здание, а просто реконструировали котельную изнутри). Остаются местом, где в любые времена уютно, тепло и, если все идет как надо, спокойно. Что притягивает к себе не только людей, но и братьев наших меньших. В том числе весьма экзотических.
  • Как-то звонок раздался из котельной около Советской площади — помогите, у нас тут змея ползает! На дворе причем поздняя осень, все змеи в спячке давно. Посмеялись, что, наверное, дежурство у оператора такое спокойное, что заснул и привиделось. А через пару дней реально один из слесарей змею эту обнаружил, палкой прижал и в мешок закинул. Поскольку никто вроде не искал, передали ее специалистам из зоопарка. Те определили, что змея не из наших широт — скорее всего, из домашнего террариума сбежала и к котельной прибилась.
  • Есть у нас и легальные постояльцы. Пару лет назад по личной инициативе генерального директора Рустама Абдулхакова на территории каждого энергорайона поставили собачьи вольеры, чтобы взять собак из «Зооцентра». С двойным умыслом — и для охраны, и для благоприятного микроклимата. А нам двойной, потому что один пес, Мишка, у нас уже давно живет.
  • Осенью я приехал в «Зооцентр» — думал, возьму какую-нибудь маленькую ручную собачку. А сотрудницы приюта меня подвели к вольеру, где несколько роскошных хаски грустили, с такими голубыми глазами — невозможно мимо пройти. Так у нас Юта поселилась.
  • Но кто думает хаски заводить, советую сто раз подумать. Представители этой породы себе на уме, крайне свободолюбивые и непоседливые. У нас за Ютой специальный сотрудник закреплен, чтобы с ней гулял, присматривал. А на выходные я уже сам забираю к себе домой, везу за город, чтобы побегала на воле, с детьми поиграла.