Марат Фаттиев: «Мы имеем статус международной школы, но при этом сохраняем культурную идентичность, национальные традиции, и это тоже было высоко оценено» Марат Фаттиев: «Мы имеем статус международной школы, но при этом сохраняем культурную идентичность, национальные традиции, и это тоже было высоко оценено»

Эксперты VBE* одобрили сохранение национальных традиций в международной школе

 Марат Минтагирович, ваша школа успешно прошла международную сертификацию по программе «Образование, основанное на ценностях» — в чем ее суть?

— Мы создаем среду, в которой дети через собственный опыт познают важные позитивные общечеловеческие основы. В их числе — уважение, поддержка, ответственное отношение к другим, честность, сострадание, мир, справедливость … Концепция Values-based Education (VBE) появилась несколько лет назад, и ее сразу назвали тихой революцией в образовании, настолько удивили результаты. А сейчас, когда перед нами встают острейшие вызовы, набирают силу деструктивные течения, именно традиционные ценности могут дать опору нашим детям на всю жизнь.

Решение о сертификации принимает международная комиссия, которая посещает учебное заведение. Их интересует все: программа, система оценок, среда, межличностные отношения. Из-за пандемии процесс проходил удаленно — эксперты подключались онлайн к урокам и собраниям, мы высылали видеозаписи. Брали интервью у родителей, детей и учителей. Мы имеем статус международной школы, но при этом сохраняем культурную идентичность, национальные традиции, и это тоже было высоко оценено.

— Как вы включаете эти ценности в образовательный процесс?

— У нас в школе учебный год делится по триместрам: пять недель учебы — одна неделя отдыха. Каждый из триместров посвящается определенной ценности. Сейчас это ответственность. Она красной нитью вшита всюду — в утренние и вечерние круги в часы наставничества, в ассамблеи, тренинги с родителями в рамках клуба «Родительская академия», общешкольные мероприятия и оформление классов. Словом, изо дня в день фокусируем внимание ребят на этом качестве и применяем в ежедневных обычных ситуациях. Малыши начинают осознавать, что ответственность — не абстрактное понятие, а то, с чем они встречаются постоянно: в уходе за питомцем, отношениях с друзьями и семьей, обязанностях по дому. Позитивные ценности формируют характер. Если просто заставлять ребенка соблюдать правила, например, в школе, то в других местах, где установки не прописаны, он может решить, что все, что не запрещено, то разрешено. Но если в него вложить общие этические принципы, золотое правило нравственности, которое лежит в основе всех мировых религий, психологии и педагогики, он в любой ситуации будет поступать по совести.

— Какова цель такого необычного подхода?

— Воспитать людей будущего, которые изменят мир к лучшему. Детей, которые родились после 2010 года, в эпоху всеобщей цифровизации, называют «поколением альфа». Существует надежда, что именно они смогут спасти человечество от глобальных экологических проблем, политических, экономических кризисов. И для этого мы должны заложить в них чувство справедливости, созидания, социальной ответственности. Параллельно новым поколениям потребуется множество софт-навыков и умение периодически оперативно получать новые hard skills, чтобы осваивать сферы и профессии, которым пока даже нет названия. Поэтому мы внедряем инновационные технологии и методы, которые формируют у наших учащихся конкурентоспособность, критическое мышление, управленческие и коммуникативные навыки, обучаем финансовой грамотности и основам бизнеса.

«В каждом классе максимум 16 детей, с ними в течении дня работают учитель и тьютор. Такая формула — один педагог на 8 учеников — считается очень высоким уровнем по международным стандартам» «В каждом классе максимум 16 детей, с ними в течение дня работают учитель и тьютор. Такая формула — один педагог на 8 учеников — считается очень высоким уровнем по международным стандартам»

Три года — возраст активного усвоения правил и интереса к учебе

 — Чтобы справляться с такими непростыми задачами, нужны подготовленные специалисты и, полагаю, в достаточном количестве… 

— Alta School — школа полного дня, она рассчитана на пребывание ученика с восьми утра до шести вечера пять дней в неделю. Есть и группы выходного дня. Обучение ведется в соответствии с ФГОСами, а после обеда проводятся дополнительные и развивающие занятия.

В каждом классе максимум 16 детей, с ними в течение дня работают учитель и тьютор. Такая формула — один педагог на 8 учеников — считается очень высоким уровнем по международным стандартам, мы в этом отношении уже приблизились к Оксфорду, где соотношение составляет один к 6.

Небольшое количество детей позволяет успешно внедрять технологию CLIL, предметно-языковое интегрированное обучение. .Билингвальный метод, при котором часть предметов преподается на английском, широко распространен в передовых странах — к примеру, в Финляндии, известной высоким уровнем школьного образования.

Мы постепенно погружаем детей в языковую среду. Наставники-тьюторы свободно владеют русским, татарским, английским языками, имеют педагогическое образование, и они после обеда общаются с ребятами только на английском. Освоив разговорный язык, дети смогут легко воспринимать информацию на школьных уроках. Такой переход тоже происходит органично. Например, мы приняли учителя физкультуры, который ведет уроки на английском, и так, в игре, ребята усваивают новые слова, ведут короткие диалоги.

— Почему вы принимаете детей не как обычно, с 7 лет, а с трех?

— Мы ориентируемся на возрастные особенности детей, в три года у ребенка формируется мотив к обучению и усвоению правил поведения и общения. Сегодня Alta School располагает двумя кампусами в Казани. Здание на улице Тулпар полностью отдано в распоряжение дополнительного образования. Детки посещают занятия с логопедом и нейропсихологами, уроки английского, кружки робототехники, джиу-джитсу, арт-терапии. А просторное здание на проспекте Победы позволяет нам зачислять учащихся подготовительной школы и работать в режиме полноценной начальной школы, имеющей государственную аккредитацию и лицензию.

«Отвели много времени на прогулки на свежем воздухе, разминки на уроках и подвижные игры на переменках, занятия физкультурой» «Отвели много времени на прогулки на свежем воздухе, разминки на уроках и подвижные игры на переменках, занятия физкультурой»

— Не трудно ли малышам адаптироваться к школьному режиму?

— Мы учитываем физиологические особенности развития ребенка, поэтому разработали здоровьесберегающий распорядок дня. Отвели много времени на прогулки на свежем воздухе, разминки на уроках и подвижные игры на переменках, занятия физкультурой. Кстати, будущим летом возле кампуса на проспекте Победы у нас начнется строительство нового спортивного зала.

Мы видим, что, даже находясь более 8 часов в школе, дети не переутомляются — им здесь психологически и физически комфортно. Учебные комнаты и развивающие пространства спроектированы так, чтобы сама учебная среда стала третьим учителем, воспитывая и развивая: открытые свободные пространства, brain-friendly (дружелюбные мозгу) мебель и освещение, системы очищения воздуха и воды. Есть творческая мастерская, зона конструирования и дизайна, биоинженерная лаборатория, передвижной IT***-класс, гимнастический зал, кабинет музыки и сценических выступлений и многое другое.

Ребята обеспечены полноценным четырехразовым питанием. С этого учебного года у нас появился свой пищеблок, где повара готовят разнообразные блюда из качественных продуктов в соответствии с принципами халяль, а также для ребят с непереносимостью отдельных продуктов — глютена, лактозы.

— Вы упомянули нейропедагогический компонент в работе школы. Что это такое?

— При приеме опытный нейропсихолог на основе тестов и упражнений выявляет уровень готовности ребенка к обучению и социализиации, его возможности и сильные стороны, уровень эмоционального интеллекта и разрабатывает рекомендации как для родителей, так и для учителей. Кроме того, дважды в неделю все дети посещают групповые занятия с нейропсихологом.

Нейропсихология — направление в науке, которое изучает формирование и развитие познавательных процессов, способность к запоминанию информации, например числовых упражнений и иностранного языка. Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т. д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии. Доказано, что успешность ребенка в школе и жизни связана с уровнем сформированности структур головного мозга, который является своеобразным фундаментом для освоения знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая коррекция эффективна с детьми в возрасте от 3,5 до 12 лет, пока мозг ребенка еще развивается и есть возможность скорректировать, сгладить некоторые моменты. 

Мы придерживаемся принципов развивающего обучения. Наш подход состоит в том, что каждый ребенок — уникальная и талантливая личность, развитие которой происходит по индивидуально составленному треку в тесном сотрудничестве семьи и школы. Создать возможности для ситуации детского успеха — важная часть работы педагогов Alta School. Наши ребята активно участвуют и побеждают в олимпиадах на городском и республиканском уровнях, к которым их готовят педагоги отдельно, в этом году у нас уже почти 30 победителей и призеров.

«И как педагог, и как отец четверых сыновей, не раз убеждался, что самое важное — найти школу, где будут разделять ваши ценности и ориентиры» «И как педагог, и как отец четверых сыновей, не раз убеждался, что самое важное — найти школу, где будут разделять ваши ценности и ориентиры»

Выпускников Alta School нацелят на поступление в престижные учебные заведения

— В следующем году у вас состоится первый выпуск начальной школы. Куда они перейдут из такой дружелюбной адаптивной среды?

— Мы нацеливаем наших выпускников на продолжение образования в престижных учебных заведениях Казани, куда принимают по результатам вступительных испытаний. И для этого в четвертом классе введем дополнительный курс подготовки к их тестам, возможно, с привлечением педагогов из топовых школ.

— Можете посоветовать, каким образом родителю выбрать подходящую школу для своего ребенка?

— Я стал директором Аlta School в 2022 году, до этого 14 лет руководил инновационной гимназией для девочек. И как педагог, и как отец четверых сыновей, не раз убеждался, что самое важное — найти школу, где будут разделять ваши ценности и ориентиры.

«Мы школа, предлагающая родителям альтернативу — возможность давать ребенку качественное образование и воспитание в комфортных условиях по разумной цене» «Мы школа, предлагающая родителям альтернативу — возможность дать ребенку качественное образование и воспитание в комфортных условиях по разумной цене»

— В этом учебном году состоялся ребрендинг школы — какие перемены это событие принесло?

— Они заложены уже в наше новое название — Alta School. Мы школа, предлагающая родителям альтернативу — возможность давать ребенку качественное образование и воспитание в комфортных условиях по разумной цене. У нас, к примеру, предусмотрены скидки на обучение второго и последующего детей, скидки при продолжении обучения, рассрочки на оплату, акция «месяц в подарок» при оплате годового курса и многое другое.

Каждые две недели в Alta School проходит День открытых дверей, уточнить график и записаться можно по телефону и на сайте. Кроме того, приглашаем всех желающих побывать летом в наших лагерях на базе школы — мы проводим языковые, спортивные, IT***- и арт-смены. Это отличная возможность погрузиться в дружелюбный мир Alta School и, возможно, надолго стать его частью. Запись в первый класс и летний лагерь началась — ждем всех!