1. Жемчужиной нового технопарка им. Башира Рамеева в Казани, созданного на месте старой обувной фабрики «Спартак», стал Детский ИТ-парк. Пространство площадью 2 тыс. кв. м поделено на 19 кабинетов-лабораторий, оборудованных всем необходимым для освоения самых востребованных цифровых навыков — от робототехники до цифровых медиа, от управления дронами до запуска собственного стартапа или виртуальной реальности. Направления подобраны таким образом, чтобы дети любого возраста — от 5 до 18 лет — могли найти для себя что-то полезное, интересное и отражающее основные треки развития IT-отрасли в мире.

  2. «Детский ИТ-парк в мини-формате работал и в первом ИТ-парке Казани, на Петербургской. Поэтому при строительстве нового технопарка имени Башира Рамеева на месте бывшей обувной фабрики „Спартак“ мы сразу решили отдать значительную площадь под обучение детей цифровым профессиям, — рассказывает гендиректор ИТ-парка Руслан Власов. — Во-первых, для нас важен комфорт тех, кто работает в стенах ИТ-парка и приводит детей в игровую комнату или на курсы (а когда ребенок во второй половине дня на занятиях в одном здании с работой родителей — это и правда удобно). Во-вторых, мы стремимся быть в авангарде развития IT-отрасли. Мы в постоянном контакте с руководителями компаний и проектов, стараемся учить тому, что будет актуально не сегодня, а завтра, опережать время и упаковывать тренды цифровизации в востребованные компетенции и образ мышления наших детей. И, в-третьих, мы уверены в качестве образования». 

  3. Сейчас дети учатся по 10 направлениям: мультипликация, робототехника, прототипирование, биотех, цифровые медиа, предпринимательство, молекулярная кухня, VR и AR, программирование и блогинг. Еще 6 курсов готовятся к запуску в январе – феврале, а всего в плане охватить 38 различных технологических векторов.

  4. Возглавил Детский технопарк  Дамир Ахметзянов. Его задача не просто познакомить юных посетителей с миром цифровых технологий, но сделать так, чтобы ИТ для них стали нормой. «Проекты, которыми мы занимаемся здесь, еще 10 лет назад казались чем-то фантастическим, необычным и нереальным, а сегодня дети при помощи искусственного интеллекта создают произведения искусства, программируют роботов, основывают технологические компании, обзаводятся первыми корпоративными клиентами», — формулирует он миссию Детского ИТ-парка «БИЗНЕС Online» в ходе экскурсии по новой площадке. Сам Ахметзянов человек в образовании неслучайный. Он работал в лицее-интернате для одаренных детей, в школе и университете Иннополиса, в Британской высшей школе дизайна, был директором школы гармоничного развития им. Рената Ибрагимова Ipro school в Ялте, участвовал в конкурсе «Лидеры России». Так что на Детский ИТ-парк он смотрит одновременно взглядом и учителя, и воспитателя, и директора.

  5. Для самых юных посетителей есть детская игровая комната, в которой работают аниматоры. Малыши от 2 до 8 лет под внимательным присмотром наставников играют в цифровой песочнице, собирают конструкторы, знакомятся с разными профессиями. Сюда любят приводить детей резиденты ИТ-парка и посетители коворкинга, а также родители, у которых старшие дети в это время постигают цифровые технологии в соседних помещениях. Пока детская игровая работает только до обеда, но уже с января здесь стартуют развивающие курсы для малышей.

  6. Неподалеку дети от пяти лет постигают азы мультипликации. С ними занимается член союза художников СНГ, куратор арт-выставок, победитель фестиваля компьютерного искусства Владимир Муртазин. Здесь малыши, которые никогда раньше этим не занимались, за два часа делают полноценный мультфильм протяженностью 20–25 секунд. Они самостоятельно создают сценарий, отрисовывают персонажей, используют готовые игрушки или лепят фигуры из пластилина, и под руководством Муртазина истории оживают. 

  7. Но мастерская в Детском ИТ-парке — это куда больше, чем просто столы для анимации. В ней есть все оборудование по классическим инженерным направлениям: ручные инструменты, паяльные станции, монтажные столы, сушильные шкафы и т. д. Сюда приходят ребята постарше, чтобы собрать свой прототип — механический, электрический — любой. «К нам на днях пришел парень, четыре часа делал статуэтку на подарок и резко убежал, даже не убрал за собой рабочее место, — разводит руками Ахметзянов. — Иногда просят задержаться после занятий — мы готовы идти навстречу и давать детям такую возможность. ИТ-парк работает с 9 утра до 9 вечера, но если детям надо доделать свои проекты, то мы выписываем специальные пропуска — охрана работает круглосуточно. Главное, чтобы родители были не против!» Все базовые материалы и расходники, кстати, входят в стоимость курса — ничего дополнительно покупать не нужно. 

  8. С 6 лет стартует обучение азам программирования. Причем Ахметзянов планирует снизить возрастную планку до четырех лет — с той только разницей, что вместо мышки и клавиатуры малыши будут использовать планшеты, на которых пальцами смогут передвигать объекты. «Перемещая блоки графического программирования, дети собирают мультфильмы и программы, начинают хорошо осознавать причинно-следственную связь, понимать, что такое последовательность, алгоритмы. Это им очень помогает и в жизни», — говорит директор Детского ИТ-парка. Сам курс длится год — на выходе дети создают собственную видеоигру и готовы к изучению любого языка программирования. Разумеется, многое зависит и от возраста: основами программирования под руководством Любови Симоновой занимаются дети от 6 до 15 лет, они разбиты на разные группы, чтобы все были на одном уровне и всем было интересно. 

  9. Работает в ИТ-парке и аэрокосмический клуб. Он занимается несколькими направлениями. Самое привычное — коптеры: детей учат строить дроны и управлять ими. Мастерство передает Ильяс Хисамиев — один из чемпионов WorldSkills по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. На фото он на своем занятии показывает, как пользоваться реальным пультом управления дронами. На первом этапе они подключены к компьютерному симулятору, но есть у Детского ИТ-парка и настоящие беспилотники. К тому же технопарк планирует собирать дроны вместе с детьми. 

  10. «Зачем детей учить летать? Это интересно! — смеется Хисамиев. — А если серьезно — за беспилотниками будущее. Это и большой спорт, и технологии, и рабочие специальности. Убежден, что в будущем появится много вакансий, связанных с управлением и созданием беспилотников: это и доставка, и съемка фильмов, и транспортные задачи, и аэромониторинг. А прямо сегодня для детей это очень эффективное развитие реакции и мелкой моторики. К тому же сейчас стираются возрастные границы: в прошлом году в Казахстане второе место на чемпионате страны по гонкам дронов занял 8-летний мальчик!»

  11. Будут в Детском ИТ-парке изучать и аэрокосмические технологии. Ахметзянов вообще видит одним из перспективных направлений строительство… спутника. Тем более что сегодняшние спутники, в том числе небольшие устройства, вполне доступны для изучения и воссоздания. «Дети редко могут придумать с нуля что-то новое, но они не боятся объединять направления, смело пробуют что-то неординарное и необычное», — объясняет он.

  12. Робототехнику ведет Никита Шакиров, студент-четверокурсник КАИ. Он увлекается роботами со школы и мечтает стать изобретателем. Под руководством Шакирова из конструкторов ребята собирают уникальные машинки, которые умеют ездить по линиям на специальном полигоне или проходить лабиринты. «Детям очень нравится, что можно собрать с нуля машинку, которую ты придумал сам, оснастить разными датчиками, запрограммировать и она будет сама двигаться. Было бы у меня такое в детстве!» — улыбается молодой наставник.

  13. Отдельное направление — виртуальная реальность. Это и игры, и искусство: дети оживляют картины, рисуют их в объеме, чтобы человек мог зайти к мишкам в сосновый бор или повертел работу Пикассо. По словам руководителей Детского ИТ-парка, этим лучше всего занимаются дети с 11 лет — они хорошо понимают объем, программирование. А в целом шлемы виртуальной реальности лучше надевать не раньше 6–7 лет, нервная система детей помладше может быть к такому не готова.

  14. Переходим в мастерскую прототипирования. Там недавно были занятия по 3D-моделированию. «Мы выяснили, что в коробке передач автомобиля одна из шестеренок делалась специально бумажной, чтобы через 100 тысяч километров она выходила из строя и автомобиль уходил на капремонт. Мы с детьми начали печатать эти шестеренки на обыкновенных бытовых 3D-принтерах, отправили их в автосервисы, и нам там рассказали, что у них срок службы в 3 раза дольше, чем у оригинальных запчастей», — говорит Ахметзянов. К слову, некоторые занятия по 3D-моделированию он проводит и сам.

  15. Кроме 3D-принтера, в мастерской стоят две лазерные установки, фрезерный станок, плоттер для резки, гильотина и множество ручного инструмента. И здесь дети не просто учатся, но и решают прикладные задачи. Так, команда девочек из одной из казанских школ увлеклась процессом и стала создавать массово сувенирные деревянные домики — первым корпоративным клиентом стал сам ИТ-парк. Заказ оплачивается: правда, не деньгами, но бесплатным обучением и неограниченным доступом к оборудованию и материалам. Так что, по словам Ахметзянова, сейчас школьницы (под его руководством) экспериментируют с лазером, пробуют сами делать сережки и продавать их на маркетплейсах.

  16. Собственный коворкинг позволяет школьникам стать резидентами Детского ИТ-парка и развивать свои проекты. Кроме девочек, занимающихся сувенирной продукцией, статус резидента обрела еще одна команда, которая разрабатывает аналог Avito для учебников. Они обратили внимание, что каждый год одним детям учебников не хватает, а другие их выбрасывают или пытаются продавать, и создали вполне рабочее решение, которое 25 ноября презентовали вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко и президенту РТ Рустаму Минниханову. Кроме того, в этом коворкинге запустилась первая в России лаборатория «ВКонтакте», получившая название DreamLab. Проект охватил около 60 детей, которые работали над медиапроектами, например, решали задачу, как популяризировать музеи среди школьников, и разрабатывали приложения для платформы ВК. Сейчас Детский ИТ-парк ведет переговоры, чтобы DreamLab работал на этой площадке на постоянной основе.

  17. Кроме обычных станков, есть и настоящий промышленный робот, который компания «Эйдос» создала специально по заказу Детского ИТ-парка. И это открывает серьезные возможности. «Мы планируем с детьми, у которых уже есть определенные навыки, выезжать на заводы, знакомить их с процессом производства. Они в общении с инженерами и рабочими будут собирать данные о конкретной линейке и, вернувшись в ИТ-парк, попытаются автоматизировать фрагмент работы завода. Им предстоит разобраться, что может и не может делать машина, получить прототип, просчитать его экономику — сколько будет стоить процесс замены, сколько потребуется роботов, сколько займет процесс переоборудования, сколько рабочей силы освободится, какова окупаемость. Дети смогут предложить заводу рабочее решение под ключ!  В это очень сложно поверить, но это вполне реально: технологии открывают новые возможности и очень сильно снижают возрастной ценз», — говорит директор Детского ИТ-парка.

  18. Ахметзянов рассказывает, что дети уже работают над реальными проектами действующих резидентов ИТ-парка. «Мы даже договорились с технопарком, что если наши дети предлагают решение технологических вызовов, ничем не уступающее резидентам, то они будут на тех же условиях претендовать на бюджеты», — объясняет он. По его словам, после Детского ИТ-парка к концу 11-го класса ученики уже будут иметь портфолио проектов, профессию, технопарк в этом смысле где-то даже дублирует функции техникума. «Мы показываем, что новые технологии — более качественный инструмент решения насущных задач. У нас дети, не умеющие рисовать, генерируют изображения. Те, кто никогда не занимался лепкой, спокойно делают скульптуры на 3D-принтере. Раньше к лазерному станку подпускали только самых опытных инженеров, которые знают сопромат, прошли технику безопасности, а сейчас ими пользуются дети в 11 лет», — говорит директор.

  19. Кроме чисто цифровых направлений, в Детском ИТ-парке работают и смежные — например кулинарные курсы для всех возрастов. Через них дети в том числе получают представление о технологиях умного дома и даже в какой-то мере об интернете вещей: как устройства могут взаимодействовать друг с другом без участия человека.

  20. Пока дети постигают цифровые технологии, родители могут подождать их в зоне ожидания с диванчиками, чаем, гардеробом и даже изолированной переговорной, если нужно срочно поработать. Там же установлен игровой мотоцикл для детей и цифровой аэрохоккей со встроенными играми. Кроме того, Детский ИТ-парк имеет два входа-выхода — один на улицу, а второй — в общий холл технопарка им. Башира Рамеева, где за соседней дверью находится киберарена (чем многие папы и мамы с энтузиазмом пользуются). Через этот же холл, не выходя на улицу, можно попасть в кафе и рестораны и воспользоваться услугами других сервисных резидентов — от химчистки до «Почты России» (где пока нет очередей). Периметр безопасности надежно защищен: турникеты «Инфоматики» и магнитные замки на дверях запрограммированы таким образом, что каждый посетитель по своему коду доступа сможет попасть только в определенные кабинеты и только в определенное время.

  21. Стоимость занятий вполне демократичная. Разовые мастер-классы тарифицируются в диапазоне от 300 до 1,8 тыс. рублей в зависимости от длительности и уровня сложности. Например, в стоимость 3D-моделирования входит не только 4–5 часов работы педагога, но и печать и расходники. На длительных курсах в среднем стоимость обучения составляет 550 рублей за академический час, эта цифра варьируется в зависимости от количества часов. Первое занятие — пробное, если вдруг не понравилось, платить за него не придется. Таким образом детский технопарк дает возможность попробовать самые разные направления — и остановится на том курсе, который ближе всего ребенку.

  22. В штате Детского ИТ-парка 12 преподавателей, но он сотрудничает и с другими образовательными организациями, например «Роболендом», «Корпорацией „Знание“», институтом культуры. Ахметзянов не требует, чтобы преподаватели имели педобразование: ему важнее, чтобы дети (особенно старшие школьники) получали прикладные навыки от человека с реальным опытом разработки. «Человек должен гореть тем, чем он занимается. Если он приходит просто отвести занятие — он не то что не задержится у нас, он в принципе сюда не попадет. Нам важно, чтобы был опыт работы с детьми, при этом бывают и исключения. Например, у нас есть несколько студентов — со своим портфолио, со своими разработками, которые доказали, что умеют работать с малышами», — подчеркивает он. По словам директора, все образовательные программы проходят лицензирование на соответствие требованиям минобрнауки. Их разрабатывают методисты в диалоге с реальными компаниями, которые ставят задачу, что интересно потенциальному работодателю — эти навыки уже адаптируются под возраст ребенка.

  23. Родителей на занятия не пускают, но дети могут им показать, чем они занимались, после урока. Более того, все стены и двери Детского ИТ-парка абсолютно прозрачные, так что весь ход учебного процесса виден из коридоров. Это важно не только для особо тревожных мам и пап, но и для самих детей: они видят, как все устроено на разных занятиях и могут заинтересоваться чем-то еще. Родители отмечают, что в этом плане Детский ИТ-парк здорово выигрывает по сравнению с другими кружками.

  24. «Мы очень хотели попасть на программирование, но немножко не успели, набор туда уже закрылся, так что записались на второй поток в январе. А с октября ходим на робототехнику, ему очень нравится. Стараемся мастер-классы не пропускать — они интересные, и все лучше, чем дома смотреть телевизор, — говорит Дамир Ибатов, отец 8-летнего сына. — Я мельком посматриваю, как проходят занятия, мне нравится, что все в игровой форме, что очень доступно все объясняют. Мелкая моторика развивается, память. Тем более сын всегда любил играть с „Лего“, но дома конструктор просто так валяется, а тут собирает целую машинку». 

  25. В январе – феврале количество курсов Детского ИТ-парка должно заметно увеличиться. Один из них сейчас прорабатывается совместно с минздравом РТ — технопарк запустит программу медицинских IT-классов. Будущие врачи станут параллельно с медициной осваивать робототехнику, лазерные технологии, 3D-моделирование, искусственный интеллект, чтобы использовать все это в своей работе, стать агентами изменений и специалистами нового времени. «Пределов у Детского ИТ-парка нет. По всем нашим 38 направлениям мы хотим добиться прорывов. Сейчас обсуждаем с уполномоченным по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане Булатом Замалиевым проект по поиску бездомных животных в городе. Мы не делаем курсы, чтобы поиграть и забыть, для нас важно, чтобы они приносили осязаемую пользу. В конце концов, если у нас есть курсы по технологическому предпринимательству, нормально, если у нас появятся дети-миллионеры, которые реализуют свои проекты и заработают на них», — убежден Ахметзянов.