По словам инсайдера, основная мотивация развивать ночную жизнь и сектор электронной музыки в Казани — желание самому отдыхать на таких мероприятиях По словам инсайдера, основная мотивация развивать ночную жизнь и сектор электронной музыки в Казани — желание самому отдыхать на таких мероприятиях Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Наш герой — основатель одной из промогрупп в Казани. Организацией вечеринок он занимается 8 лет. По словам инсайдера, основная мотивация развивать ночную жизнь и сектор электронной музыки в Казани — желание самому отдыхать на таких мероприятиях. Но на момент старта промогруппы в столице Татарстана рынок был пустым, поэтому пришлось брать дело в свои руки. Сейчас герой сотрудничает с востребованными российскими и зарубежными диджеями. Организация вечеринок — его основной доход. 

О развитии электронной музыки в Казани, работе в убыток и выстраивании доверия у аудитории   

  • 6–7 лет назад рынка промогрупп в Казани практически не было. На тот момент электронная музыка оставалась в статусе андерграунда. Считалось, что ее слушают маргиналы, поэтому казанская богема такие мероприятия не посещала. В то же время в Москве уже зародился «электронный» тренд, и, например, московская «Крыша Мира» (московский ночной клуб — прим. ред.) собирала весь цвет общества. Я понимал, что развитие индустрии в Казани — вопрос времени.
  • Мы работали в минус несколько лет. У меня был онлайн-заработок, который позволял терпеть эти убытки. Но иногда новый бизнес в ноль съедал мой доход. Первое время приходится зарабатывать не деньги, а доверие аудитории и артистов.
  • Артистам-диджеям важны люди, с которыми они проводят время. Важны даже больше, чем итоговый гонорар. Поэтому для промогруппы важна репутация среди исполнителей. Хедлайнеры должны понимать, что их встретят и обеспечат необходимым комфортом. Востребованные артисты стараются ездить только к проверенным промоутерам. А для атмосферы вечеринки важна в первую очередь музыка, поэтому без контактов сделать что-то стоящее будет сложно.

Об эффекте спецоперации: европейцы отворачиваются от России, зато приезжают латиноамериканцы

  • Сразу после начала мобилизации 21 сентября люди были встревожены. Но за пару недель успокоились. Единственное — в качестве хедлайнера сейчас сложно привезти иностранца. Например, после сентябрьских событий, ровно за два дня до выступления, испанский диджей отменил свои гастроли в Казань. И мы собрали 300 гостей вместо 600 запланированных.
  • Талантливых артистов хватает и в России, поэтому ввиду новых обстоятельств смотрим внимательнее на российский рынок. Но могу отметить, что все-таки не все страны отвернулись: приезжают артисты из Латинской Америки.
  • Что касается отмены «Инстаграма» (принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации), мы давно уже начали перебрасывать аудиторию в «Телеграм». Сразу после новости [о блокировке] опубликовали несколько постов о том, как пользоваться VPN. Конечно, таргет теперь не используем, но и так народ неплохо собирается.

В Казани еще не совсем принята, скажем так, правильная городская ночная культура. И, если не давать людям щелчок по носу, они могут начать позволять себе лишнего В Казани еще не совсем принята, скажем так, правильная городская ночная культура. И, если не давать людям щелчок по носу, они могут начать позволять себе лишнего Изображение от Freepik

О рейдах и работе в пандемию

  • Если сфера ночной жизни испытывает давление со стороны силовых структур, то люди прекращают в нее вкладываться и рисковать. Раньше работа по наркоконтролю была агрессивной: влетали в клуб и чуть ли не ногами клали всех на пол. Сейчас же полицейские подходят к вопросу профессиональнее и сдержаннее.
  • Но в Казани еще не совсем принята, скажем так, правильная городская ночная культура. И, если не давать людям щелчок по носу, они могут начать позволять себе лишнего. По сути, для регулировки процесса и существуют полицейские рейды.
  • Бывало, что наши мероприятия посещали сотрудники силовых ведомств. В таких случаях я иду навстречу и предоставляю условия для проведения проверок.
  • Пандемия для нас была тестом на прочность. Перешли на приватный формат, снимали загородные дома и организовывали события на открытом воздухе. Без эксцессов тоже не обходилось. Например, летом 2020 года одно из таких мероприятий посетила «наркопроверка». Вечер пришлось свернуть, а мы понесли убытки.

О переполненном рынке и заработке казанских диджеев

  • Азам диджеинга можно научиться очень быстро. Поэтому рынок переполнен. Чем больше людей владеет навыком, тем меньше этому навыку цена.
  • Диджеям заработать довольно сложно. Молодым девочкам они нравятся, потому что витает ореол популярности, но на деле, чтобы прокормить себя, диджею нужны регулярные выступления. А чаще всего получается провести сет пару раз в месяц и заработать около 20 тыс. рублей.
  • Платить диджею начинают только в том случае, если его имя конвертируется в проданные билеты. В ином случае зачем вкладываться? Как сделать так, чтобы твое имя выделялось — другой вопрос. Кто-то, например, топлес играет…
  • Московскую звезду можно привезти за 40–50 тыс. рублей. А наши диджеи чаще всего стоят ровно столько, сколько им заплатит организатор. Как правило, гонорар артиста не превышает 10–15 тыс. рублей.
  • Есть более открытый рынок — коммерческие клубы, свадьбы и праздники. Каждый человек может при желании в него попасть, достаточно наладить сотрудничество с ивент-агентствами.
  • Владельцы коммерческих клубов, как правило, не придают большого значения музыкальному наполнению, поэтому и требования к навыкам диджея существенно ниже. Гонорар таких сотрудников может начинаться от 3 тыс. рублей за сет. Навряд ли такую деятельность можно полноценно назвать творческой, т. к. все упирается в подборку популярных треков. Но, если человек выделяется своей харизмой, его будут приглашать на корпоративы и свадьбы. Здесь опыт не так важен, потому что в клубах и на праздничных мероприятиях играют одно и то же: какой-нибудь кальянный рэп или попсу. Поэтому я бы посоветовал работать над имиджем и подачей.

Диджею нужны годы работы, собственные треки, взаимодействие с продюсерами. В этом случае он становиться по-настоящему ценным участником процесса Диджею нужны годы работы, собственные треки, взаимодействие с продюсерами. В этом случае он становится по-настоящему ценным участником процесса Изображение от master1305 на Freepik

О навыках профессионального диджея 

  • В начале пути необходимо «пропитаться» музыкой и вечеринками, а уже потом начинать создавать свой продукт. Важный навык для диджея — взаимодействие с танцполом. Профессионалы способны охватывать все пространство, впадать в своеобразное медитативное состояние. При этом обостряется ощущение музыки и аудитории. Артисты-профессионалы управляют танцполом, направляют его внимание. Поэтому диджей — словно шаман, балансирующий между отчеканенным ремеслом и белой магией.
  • Есть личности, которые занимаются диджеингом всего ничего, а уже считают, что им все обязаны. Таких в любой профессии достаточно. Но по-настоящему ценный опыт нарабатывается лишь годами.
  • Брать непрофессионалов не вариант. Диджею нужны годы работы, собственные треки, взаимодействие с продюсерами. В этом случае он становится по-настоящему ценным участником процесса. А многие считают, что диджеинг — легкий способ добиться популярности. Но чтобы выступать на вечеринках, недостаточно предложить организатору поставить свой плейлист из «ВКонтакте».
  • Есть и те, кто берет сет известного исполнителя, разбивает его, немного по-другому структурирует и отправляет нам. Хайпа за чужой счет не допускаем. Некоторые хотят побывать на сцене из-за нереализованности и упущенных возможностей, но кормить свое эго у нас тоже не получится. Берем только тех, кто чувствует свою принадлежность к индустрии.

Об особенностях бизнеса промогрупп

  • По деньгам всегда по-разному получается. Например, вечеринка проходит в клубе, где уже есть необходимое оборудование, собственный бар, организованный сервис. Владельцы могут сдать организатору площадку в аренду или забрать процент от выручки бара. От уровня приглашенного артиста тоже многое зависит. Ведь стоимость диджей-сета варьируется от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.
  • Плюс бизнеса в том, что если у промогруппы хорошая репутация и она взаимодействует с одними и теми же подрядчиками, то проекты выходят практически без начальных инвестиций. Получается, что в этом случае организатор рассчитывается со всеми из тех денег, которые получил за проданные билеты.