Антон Демидов: «В нашей клинике в данный момент все хорошо: если после пандемии мы держали запас медикаментов и расходников на три месяца, то с марта мы его увеличили до 6 месяцев»

«Весной могут начаться проблемы»

— Антон Владимирович, ведущие западные компании из разных отраслей покинули отечественный рынок. Какова обстановка в сфере глазной медицины? Есть ли о чем переживать?

— Здравоохранение долгое время представляло собой островок безопасности, но и здесь начались существенные перемены. Часть иностранных игроков, которые помимо оборудования и препаратов для офтальмологии также занимались производством средств гигиены и даже выпускали бытовые приборы, стали покидать рынок. Другие производители начали испытывать проблемы с поставками: прежде их товары завозились к нам через Европу и Беларусь, но начиная с весны логистические маршруты стали перестраиваться. Во многих случаях это привело к увеличению количества посредников и, следовательно, к более высокой стоимости конечной услуги. Те, кому удается найти пути доставки, не могут гарантировать прежние сроки: товар, который ранее можно было получить за несколько дней, сейчас может ехать 2–3 месяца или не приехать вовсе. Несмотря на это, в нашей клинике в данный момент все хорошо: если после пандемии мы держали запас медикаментов и расходников на три месяца, то с марта мы его увеличили до 6 месяцев. Но все же я не исключаю, что в следующем году, весной могут начаться проблемы по некоторым направлениям.

— В Россию перестанут поставлять определенные виды оборудования?

— Не только оборудование, но и расходные материалы. По мелочам мы уже перестраиваемся: привыкли работать с одним производителем пакетов с раствором для проведения операций — теперь его нет. По некоторым подобным позициям есть альтернатива и вопрос удается быстро решить. А вот, к примеру, с мультифокальными хрусталиками, которые используются при лечении катаракты и возрастной дальнозоркости, все сложнее: многие из них невозможно заменить, потому что нет аналогов. По оборудованию главная сложность — в обслуживании. Медицинская отрасль работает по аналогии с автомобильной: разные страны изготавливают комплектующие, которые потом собираются на одном заводе производителя. Сейчас может случиться так: вы получаете оборудование, но не можете получить какие-то запчасти для него.

— Вы уже столкнулись с такой проблемой?

— Да, одна из деталей для аппарата коррекции зрения ехала к нам три месяца вместо недели. Пришлось на время отключить оборудование, потому что ресурс блоков подходил к концу. Отмечу, что правильный подход к обслуживанию медицинской аппаратуры — и мы его придерживаемся с самого открытия клиники — замена блоков по истечении определенного времени, а не после поломки. У нас есть прямые договоры с производителями, представители которых каждые несколько месяцев приезжают, проводят необходимые «чекапы», меняют детали. И если раньше это был отработанный процесс, то сейчас в нем есть загвоздка — у сервисной компании может не оказаться в наличии нужных блоков, и их придется ждать неопределенное время.

Но есть и более сложные случаи. Современный тренд медицинского оборудования — работа по подписке. Например, некоторые лазерные аппараты имеют счетчики и производителю отправляют данные о том, сколько было проведено процедур. По выполнении определенного количества производитель выставляет счет через интернет, если не оплатили — оборудование может отключиться и превратиться в «кирпич». И такой подход не только в офтальмологии. Например, таких аппаратов сейчас очень много в косметологии.

Еще подобное оборудование следит за степенью изношенности расходных материалов и заранее предупреждает о проведении технического обслуживания, которое могут провести только аккредитованные производителем сервисные компании. Если этого не произойдет, оборудование работать перестанет. По факту его не отключат дистанционно, через интернет, во время операции, это небезопасно, однако в определенный момент оно просто перестанет включаться, предупредив об этом заранее.  

— Много ли в вашей клинике оборудования, которое могут отключить дистанционно?

— В нашей клинике есть один аппарат, который работает по принципу дистанционного контроля. Но, к счастью, швейцарский производитель дал нам гарантии, что их нейтралитет к геополитической обстановке сохранится. Следовательно, перебоев в работе быть не должно.

«Учитывая тот факт, что предсказать все наверняка невозможно и правда может оказаться где-то посередине, я настоятельно рекомендую всем, у кого были запланированы какие-то манипуляции на глазах, не откладывать этот вопрос в долгий ящик» «Учитывая тот факт, что предсказать все наверняка невозможно и правда может оказаться где-то посередине, я настоятельно рекомендую всем, у кого были запланированы какие-то манипуляции на глазах, не откладывать этот вопрос в долгий ящик»

«Не ждите! Делайте операцию сейчас, пока материал есть в наличии»

— В автомобильной сфере, которую вы упомянули ранее, у оригинальной запчасти всегда есть какая-то альтернатива. В офтальмологии это правило работает?

— Безусловно, в медицине существует рынок альтернативных расходников, но в большинстве случаев они отличаются по качеству. Соответственно, и результаты с такими расходными материалами будут иными. В отличие от стоматологии, где у вас есть шанс перепробовать без риска для здоровья с десяток разных пломб, большинство операций на глаза делается один раз. И полученный результат — пожизненный. Наша клиника против подобных экспериментов, мы используем только оригинальные запчасти и расходные материалы. Поэтому, если вы видите стоимость услуги, которая существенно отличается от рыночного предложения, стоит задуматься, ведь у каждой экономии есть обратная сторона.

«Один глаз – один шанс сделать операцию правильно. Или вы готовы рискнуть ради скидки?»

Сейчас, когда многие клиники находятся в непростом положении, они будут вынуждены искать какие-то способы удержаться на плаву. В первую очередь это касается тех, у кого не было возможности сформировать достаточный запас расходных материалов, необходимых для лазерного оборудования. Больше всего я переживаю, что кто-то будет использовать одноразовые расходные материалы повторно, не предупреждая об этом пациента.

— Есть ли у вас оптимистический и пессимистический сценарий о том, как будет складываться ситуация в будущем?

— Оптимистичный: все будет примерно так же, как и сейчас, — сохранится текущая номенклатура услуг, мы сможем получать расходные материалы, но с задержками. В таком режиме мы легко проживем весь период геополитической напряженности.

Пессимистичный: все ведущие европейские и американские производители от нас отвернутся, у нас начнутся проблемы с поставкой запчастей, расходных материалов и обслуживанием оборудования. Новые логистические маршруты увеличат время поставок, и стоимость услуг вырастет еще больше. Часть из них мы и вовсе не сможем оказывать.

Учитывая тот факт, что предсказать все наверняка невозможно и правда может оказаться где-то посередине, я настоятельно рекомендую всем, у кого были запланированы какие-то манипуляции на глазах, не откладывать этот вопрос в долгий ящик. До марта 2022 года я всегда говорил пациентам: «Планируйте процедуру тогда, когда вам будет удобно». А сейчас моя главная фраза звучит так: «Не ждите! Делайте операцию сейчас, пока материал есть в наличии». На протяжении ближайших 6–8 месяцев в нашем арсенале есть все инструменты для решения большинства заболеваний в офтальмологии. Что будет дальше — покажет время.

«Замена хрусталика в нашей клинике одна из самых популярных процедур. Она позволяет в любом, даже солидном возрасте забыть о существовании всех типов очков — как для дали, так и для работы вблизи»

Пациенту пришлось лететь за границу, чтобы поставить такой же хрусталик…

— Ранее вы отметили, что есть проблемы с поставками мультифокальных хрусталиков. Каковы масштабы?

 95–98 процентов мультифокальных хрусталиков, которые мы используем в работе, — иностранные. Пока нам еще удается закупать их у 7–8 производителей. Но из-за напряженной геополитической ситуации они могут нам «перекрыть кислород». Да, еще при зарождении эры хрусталиков в России появились отечественные производители, но они предлагают большей частью монофокальные варианты, которые в сути своей менее технологичны и не способны решить весь спектр вопросов, в отличие от мультифокальных. К сожалению, такие дружественные нам страны, как Китай, Индия, пока не преуспели в этом направлении, потому здесь аналогов достойного уровня не найти.

— Скопировать технологию иностранных производителей возможно?

— Скопировать — вряд ли, в технологии есть множество тонких нюансов. Можно создать полностью свой продукт, но надо понимать, что для этого потребуются годы, а может быть, и десятилетия — ровно такой же путь прошли иностранные компании. Ведь кроме производства в медицине очень много времени занимают лабораторные и клинические испытания.

— Кому требуется замена хрусталика?

— Замена хрусталика в нашей клинике одна из самых популярных процедур. Она позволяет в любом, даже солидном возрасте забыть о существовании всех типов очков — как для дали, так и для работы вблизи. Для этого используются мультифокальные линзы (хрусталики). Если же задача — просто повысить качество зрения и сменить очки с большими диоптриями (минус 10–15) на простые очки с диоптриями в минус 1–2, то применяются монофокальные линзы. Также замена хрусталика позволяет избавиться от катаракты — помутнения хрусталика. С этой процедуры и началась когда-то эра искусственных хрусталиков.

— Замена идет сразу в обоих глазах?

— Нет, замена всегда делается с небольшим интервалом: от недели до месяца. Если изначально планируем делать операцию на два глаза, то резервируем хрусталик для второго, чтобы, когда пришло время, линза была в наличии. Но так происходит не везде: клиники, у которых очень большой поток клиентов, откладывать на неопределенное время линзу не могут. План расходников у них максимум на неделю вперед.

«В нашей клинике работает жесткое правило — пациент должен точно знать, что мы планируем сделать, какие результаты и каким способом мы достигнем»

— То есть где-то могут поставить хрусталики от разных производителей?

— И даже из разных стран — хрусталиков более 100 видов. Я наблюдал множество подобных реальных случаев: к примеру, пациент из России улетел за границу, чтобы поставить такой же хрусталик, как ему ставили в одной из клиник города, потому что, когда он пришел делать второй глаз, эти линзы закончились. А еще был кейс в практике нашей клиники: пришел мужчина, у которого в одном глазу иностранная линза, а в другом — отечественная. Хотя в его случае в обоих глазах должны были стоять аналогичные хрусталики.

— Можно ли под видом дорогого иностранного хрусталика поставить дешевый?

— Вполне возможно, ведь пациент сам никогда их не отличит. Но это может легко сделает опытный офтальмолог, и, к слову сказать, в нашей клинике мы нередко встречаемся с такими вопросами. Причем на осмотре мы, скорее всего, точно определим и производителя и модель линзы. Поэтому подобная практика, хоть и встречается, чаще имеет непреднамеренный причины, либо это была необходимость, о которой пациента не информировали. В нашей клинике работает жесткое правило — пациент должен точно знать, что мы планируем сделать, какие результаты и каким способом мы достигнем. Доверие очень легко потерять и крайне сложно восстановить.