Владимир Путин провел встречу с председателем комиссии РСПП по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрием Мазепиным Владимир Путин провел встречу с председателем комиссии РСПП по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрием Мазепиным Фото: kremlin.ru

Украинское государство реально обнулить в короткие сроки

Я всегда беру за основу в своих рассуждениях о живых системах тот факт, что мощь и вес цивилизации определяются ее энерговооруженностью. Полагаю, что это применимо и к странам. Какое отношение это имеет к практике? Единственным способом, который позволяет компенсировать преимущества НАТО по спутниковым группировкам и, соответственно, победить в конфликте, является подавление энергетической инфраструктуры. Россия нанесла по ней три серьезных удара, и последний был на этой неделе. Пошли не только официальные заявления политиков Украины, что жителям надо эвакуироваться из больших городов, но и здравомыслящие украинские блогеры советуют это сделать сейчас, т. к. будет очень трудно из-за отсутствия бензина и электроэнергии. 

По оценкам турецких аналитиков, в России на складах порядка 4 тыс. ракет, аналогичных тем, что она применила. Я к тому, что их было задействовано несопоставимо меньше на Украине, а у них уже произошло масштабное падение генерации. Очевидно, можно «обнулить» украинскую энергетическую инфраструктуру (а следовательно, украинское государство) в короткие сроки, однако эта неделя по факту показала, почему этого не происходит.  

Владимир Путин провел встречу с председателем комиссии РСПП по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрием Мазепиным. Президент, в частности, говорил о том, что Россия обращалась в Африканский союз и в ООН по поводу аммиакопровода через Одессу, который мог бы качать миллионы тонн аммиака из РФ. Пока у нас нет таких терминалов, и быстро они не появятся. 

Дальше об этом же. «Транснефть» получила письмо «Укртранснафта» о подорожании транзита нефти в 2023 году. Теперь «Транснефть» готовит обращение в правительственные структуры по поводу требований, о чем заявил официальный представитель компании Игорь Демин, как передает ТАСС. Bloomberg же со ссылкой на текст письма украинского оператора сообщает, что повышение произойдет с 1 января 2023 года. О газе «Газпрома» говорили, что все соответствующие объемы через Украину он посылает. Но для прокачки аммиака нужно много электричества, как и для любых трубопроводов, для любых мероприятий. Получается, что это трудносовместимые вещи — обнулить энергетические инфраструктуры и возобновить, расширить поставки, в том числе через аммиакопровод. Скорее всего, задача будет решаться наполовину: где-то энергетику Украины обнулят, где-то — нет. Хотя все экспериментальные факты показывают, что, в принципе, это было возможно. 

По газу Еврокомиссия обсуждала потолок в $275 за мегаватт-час — это примерно $3 тыс. за 1000 кубометров. Это на самом деле потолок, который ничему не мешает и который заведомо выше реальной рыночной стоимости на сегодня По газу Еврокомиссия обсуждала потолок в $275 за мегаватт-час — это примерно $3 тыс. за 1 тыс. кубометров. Это на самом деле потолок, который ничему не мешает и который заведомо выше реальной рыночной стоимости на сегодня Фото: © Frank Hammerschmidt/dpa / www.globallookpress.com

Потолок цен на газ в $275 не навредит России

Тогда что еще значимо в среднесрочной перспективе? Одно из наиболее важных событий — обсуждение странами ЕС потолка цен на энергоносители. Само по себе вмешательство государства при излишней волатильности — вещь правильная и разумная. Правильно также, что Запад отказался от нереалистичного потолка в $40–60 за баррель. Обсуждалось около $65 ($60–70). Кипр, Греция и Мальта заявили, что установление предела цен повредит их экономике, в частности, судоходной отрасли. Но все же под давлением ЕС и опасаясь санкций США, как сообщает информационный портал Euractiv, Греция и Кипр сняли возражения.  Венгрия, напоминаю, ранее заявляла, что не хочет присоединяться к решению о потолке цен, пусть для нее сделают исключение.

По газу Еврокомиссия обсуждала потолок в $275 за мегаватт-час — это примерно $3 тыс. за 1 тыс. кубометров. Это на самом деле потолок, который ничему не мешает и который заведомо выше реальной рыночной стоимости на сегодня. Если бы его ввели, России бы это не навредило.

Экономический рост стран (красная линия - экспериментальная, синяя - эталонная) бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,1 Экономический рост стран (красная линия — экспериментальная, синяя — эталонная), бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,1

Тогда что она могла бы в сложившейся ситуации сделать? Обращусь к моделям, к рисункам. Высокий уровень неопределенности означает высокую волатильность и большие ошибки оценивания рыночной стоимости. Если при обычной жизни неуникальные товары оцениваются с ошибкой примерно в 10%, то сейчас товары типа нефти, газа, продуктов питания могут оцениваться с ошибкой в 100%.Что при этом происходит? Это отражено на рисунке 1 (модель рыночной экономики для стран, бедных ресурсами). Показано, что если они вместе с тем сохраняют чисто рыночные механизмы, то гарантированно попадают в катастрофу и их ждет падение производства, уровня жизни. Несмотря на низкий уровень европейских руководителей, они это понимают и начинают искать выходы.  

Дальше, какие могут быть на эту тему решения? На рисунке 2 показано, что будет, если половину обменных операций, половину собственности контролирует государство, которое само частично покупает нефть и газ. В таком случае ситуация принципиально стабилизируется. Да, есть небольшие провалы, но в целом тенденция к росту сохраняется, и никаких катастрофических сценариев при этом нет. Если же государство решит контролировать все или хотя бы 90%, мы видим, что тогда никаких мелких обвалов нет, зато гарантирована рецессия на десятилетия. Этот вариант тоже очень плохой, как и чистый рынок.

Экономический рост стран (красная линия - экспериментальная, синяя - эталонная) бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,5 Экономический рост стран (красная линия — экспериментальная, синяя — эталонная), бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,5

Европа могла бы половину энергоресурсов покупать как единый покупатель 

В практическом плане это что означает? Какая позиция разумна для Европы на данном этапе? Исходя из всей имеющейся информации, разумно определить свои собственные реалистичные оценки как единой структуры (Евросоюз, Еврокомиссия) рыночной стоимости газа, нефти, любых энергоносителей. Для нефти разумная оценка очень простая: определить себестоимость добычи на лимитирующих месторождениях, которыми на сегодня являются сланцевые американские и канадские месторождения — это где-то $70–80 за бочку. Если бы они, грубо говоря, установили потолок цен в $75 (плюс-минус 5), для них это было бы разумно. А дальше половину оборота покупать по этой цене в режиме единого покупателя.

Экономический рост стран (красная линия - экспериментальная, синяя - эталонная) бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,9 Экономический рост стран (красная линия — экспериментальная, синяя — эталонная), бедных ресурсами,  с большими ошибками оценивания (с линейным доходом) доля государства 0,9

У них возникала такая идея: сформировать единого покупателя нефти и газа. Т. е. они должны сосредоточить часть ресурсов, не пытаясь весь оборот, все обменные операции замкнуть на себя. Такое возможно, и им на самом деле это позволило бы идти по сценарию, который изображен на рисунке 2. По сценарию, который дает достаточно устойчивое и хорошее развитие. Соответственно, с этих позиций они, по логике вещей, должны выйти на среднесрочные — а в идеале и на долгосрочные — договоры с российскими фирмами, с Россией. То, что Болгария договорилась насчет покупки нефти в обход санкций, — это частная история. Европа могла бы половину нужных энергоресурсов приобретать как единый покупатель, половину позволить европейским фирмам и отдельным государствам покупать, кто как договорится. 

В этом варианте применять только рыночные механизмы было бы неправильно. C учетом дисконтирования российской нефти, среднесрочное предложение на период неопределенности (как минимум полтора года)… на мой взгляд, такое решение приемлемо и для них, и для нас. При этом оптимально оставить возможность до половины нефти и газа покупать частным структурам без всяких санкций и ограничений опять же по тем ценам, о которых они договорятся.

Минфин США разрешил транзакции связанные с поставками российской нефти. В частности, Вашингтон разрешил проводить финансовые операции, связанные с поставками нашей сырой нефти в Болгарию, Хорватию, а также ряду стран ЕС, не имеющих выхода к морю Минфин США разрешил транзакции, связанные с поставками российской нефти. В частности, Вашингтон разрешил проводить финансовые операции, связанные с поставками нашей сырой нефти в Болгарию, Хорватию, а также ряду стран ЕС, не имеющих выхода к морю Фото: © Yuri Gripas/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Зачем США смягчают позицию по российским энергоресурсам? 

Что могла бы Россия прямо или косвенно пытаться делать? Потихоньку подгонять Европу к разумным ценам (что предлагали на самом деле Греция, Кипр). Во-вторых, предлагать среднесрочные контракты. Раз спотовая «кухня» себе не оправдала в полном объеме, стабилизированные по ценам среднесрочные контракты были бы и для нас, и для них приемлемы. Я думаю, что какая-то скрытая дипломатия бизнеса на эту тему возможна. Если Россия найдет компромиссный вариант, то что было бы и для нас, и для них выгодно на данном этапе? 

Пример того, как разумно поступать в сложившихся обстоятельствах: на неделе Китай и Катар заключили долгосрочный контракт. Детали китайцы скрывают, но известно, что речь о сделке по стабилизированным ценам. Катар немедленно заявил, что будет расширять объем сжиженного газа. Несмотря на какие-то колебания, появление таких долгосрочных контрактов позволяет им спокойно инвестировать в расширение добычи. Это стратегия, которую Россия может применить, чтобы стабилизировать свое положение.

Далее. Минфин США разрешил транзакции, связанные с поставками российской нефти. Об этом писало РИА «Новости». В частности, Вашингтон разрешил проводить финансовые операции, связанные с поставками нашей сырой нефти в Болгарию, Хорватию, а также ряду стран ЕС, не имеющих выхода к морю. Была опубликована генеральная лицензия с разъяснениями. Потолок цен на российскую нефть, как заявили в ведомстве Штатов, не будет применяться в случае ее существенной переработки за пределами России. Например, если она была переработана или прошла иную существенную трансформацию, в результате которой продукт теряет свою идентичность и трансформируется в новый продукт с новым названием, характеристикой. При этом американские лица могут оказывать услуги, которые связаны с российской нефтью, купленной выше ценового лимита, «если они обнаружат это только в процессе аттестации» и получат специальную лицензию.  

Т. е. Соединенные Штаты смягчают позицию. Они понимают, что их изначально жесткое убеждение приведет к катастрофе их самих, т. к. разболтает рынки. Снижение объемов поставок на рынки может быть таким, что приведет к резкому росту цен в соответствии с законом сохранения энергии. Американское министерство финансов это начинает понимать и принимает смягчающие меры. Так что это такая вполне себе рабочая ситуация, которую можно было бы вырулить на взаимоприемлемые решения.