С сегодняшнего дня запуск беспилотных воздушных судов (БВС) в Татарстане запрещен, за исключением отдельных случаев. Соответствующий указ в пятницу подписал президент РТ Рустам Минниханов С сегодняшнего дня запуск беспилотных воздушных судов (БВС) в Татарстане запрещен, за исключением отдельных случаев. Соответствующий указ в пятницу подписал президент РТ Рустам Минниханов Фото: «БИЗНЕС Online»

Больше не летаем?

С сегодняшнего дня запуск беспилотных воздушных судов (БВС) в Татарстане запрещен, за исключением отдельных случаев. Соответствующий указ в пятницу подписал президент РТ Рустам Минниханов. Как следует из текста, ограничение вводится «в целях усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности объектов промышленности и транспортной инфраструктуры». Согласно указу, теперь беспилотники в республике могут использовать только:

  • органы государственной власти и подведомственные им организации;
  • органы местного самоуправления;
  • иные организации и физические лица по договору с органами власти и подведомственными организациями либо органами МСУ.

Другими словами, теперь ни один беспилотник не может взлететь без разрешения властей. Мера будет действовать до окончания режима базовой готовности, который вступил в силу в Татарстане с 19 октября в соответствии с указом президента России Владимира Путина. Особый режим, напомним, предусматривает усиление охраны общественного порядка и важных государственных и специальных объектов.

Изначально запреты на полеты дронов в России вводили (по понятным причинам) регионы, расположенные недалеко от зоны спецоперации на Украине. К примеру, летом подобное ограничение ввели власти Крыма и Белгородской области. С 24 октября запрет появился в Нижегородской, Тульской и Саратовской областях, в начале ноября — в Подмосковье. В среду предложение Росгвардии ограничить полеты БВС поддержал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. В конце октября правительство России поручило минэнерго проработать вопрос об ограничении полетов беспилотников над наиболее значимыми объектами топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

При этом ни один из регионов, которые ввели запрет, не поясняет, каким образом теперь получать разрешение на полеты и «договариваться» с властями. Вместе с тем сфера и сейчас зарегулирована. Дрон весом от 250 г до 30 кг необходимо поставить на учет через «Госуслуги», а более тяжелый регистрировать в Росавиации. Другое постановление правительства РФ регламентирует зоны и высоту полетов. Для того чтобы был доступ к широким полетным опциям, нужно получить согласование в региональных органах местного самоуправления, дождаться разрешения на использование воздушного пространства и утвердить план полета за три-пять дней в одном из подразделений Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). Для нарушителей предусмотрены штрафы от 30 тыс. до 500 тыс. рублей, в отдельных случаях — изъятие техники.

Теперь ни один беспилотник не может взлететь без разрешения властей. Мера будет действовать до окончания режима базовой готовности, который начал действовать в Татарстане с 19 октября Теперь ни один беспилотник не может взлететь без разрешения властей. Мера будет действовать до окончания режима базовой готовности, который вступил в силу в Татарстане с 19 октября Фото: «БИЗНЕС Online»

Пострадают производители видеоконтента

Напомним, что еще в конце прошлого года небо над большей частью Казани закрыли для авиаторов, перекрыв кислород частникам, которые на легких самолетах устраивали воздушные экскурсии над городом (об этом подробно рассказывал «БИЗНЕС Online»). При этом в запрете сделано специальное исключение для посадочной площадки у Нацбиблиотеки (обслуживает VIP-чиновников).

По оценке профильной ассоциации «Аэронекст», от запрета на беспилотники пострадают нефтегазовая, энергетическая, строительная, горнодобывающая и иные отрасли, а также нелегалы, которые и раньше не получали разрешений на полеты. В начале ноября ассоциация собиралась просить администрацию президента и власти регионов отменить запреты на полеты. Организация утверждала, что при введении запрета во всех субъектах убытки отрасли составят 10 млрд рублей в год. Дозвониться до главы «Аэронекста» Глеба Бабинцева в пятницу не удалось.

Гендиректор «Аэроскрипта» Алексей Хрипунов рассказывал в беседе с «Коммерсантом», что вместо полных запретов целесообразнее усиливать превентивный контроль с помощью цифровых решений. Диспетчеры ОрВД уже сейчас могут в считаные минуты передавать правоохранителям информацию о выданных разрешениях на полеты, а новый запрет — «перестраховка чиновников», говорил гендиректор «Птеро» (производитель беспилотных авиационных систем) Амир Валиев.

«Решение, на мой взгляд, правильное. Поскольку я сам являюсь пилотом воздушного судна, в частности теплового аэростата, и слышал достаточно историй, когда беспилотные летательные аппараты создавали помехи в воздухе. То есть люди запускают свои дроны выше 500 метров и таким образом создают помехи воздушным судам», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании Global Media и основатель агентства по организации полетов на воздушных шарах GMB AERO Андрей Ермолаев. При этом спикер подтверждает, что производители видеоконтента пострадают, в том числе сам предприниматель, который использует дроны при съемках. Ермолаев настроен оптимистично и считает важной оговорку, что летать все-таки будет можно по согласованию с властями: «Это же не полный запрет. Согласовывайте и летайте. Это нормально, я считаю».

Потери могут быть более масштабны: продажи услуг по использованию беспилотников могут сократиться более чем на 10 млрд руб. в год, а самих аппаратов — на 1–2 млрд руб. Потери могут быть более масштабны: продажи услуг по использованию беспилотников могут сократиться более чем на 10 млрд рублей в год, а самих аппаратов — на 1–2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Оглянитесь вокруг! Страна более полугода ведет боевые действия»

В нынешних условиях, когда возможны, например, диверсии, решение запретить использовать беспилотники на территории республики разумное, считает гендиректор «2Т-Инжиниринг», кандидат военных наук, специалист по БПЛА Игорь Табачук. «Когда страна находится в таком состоянии, естественно, будут какие-то ограничения. Они оправданы и абсолютно разумны. Не может быть всем хорошо, когда кому-то сильно плохо», — отметил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Что касается компаний, которые предоставляют услуги с применением беспилотников, то они могут приложить свои умения в других аспектах, где будут востребованы, полагает Табачук. Например, предложить свои услуги тем, кто может ими сегодня воспользоваться и «точно так же зарабатывать деньги дальше». «Вы хотите сказать, что в Татарстане так сильно развито использование беспилотников, что прямо тысячи компаний с миллиардными оборотами вдруг одновременно потеряли эти доходы? <…> Тогда о чем вы говорите? Отряд не заметил потери бойца, вот как все будет», — резюмировал он.

«Мне странно сегодня слышать многочисленные стоны по поводу введения в ряде регионов запрета на полеты беспилотников, типа: „Как же так! Я работаю над тем, чтобы обеспечить доставку пива и пиццы по воздуху, а тут запреты“. Оглянитесь вокруг! Страна более полугода ведет боевые действия», — подчеркнул в разговоре с изданием российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. «И если вы сидите где-нибудь в „Сколково“, попиваете смузи и не видите происходящего, это не означает, что его нет. Существует реальная опасность, и были прецеденты, когда беспилотники атаковали гражданские, промышленные и военные объекты. Надо очнуться, прийти в себя», — отметил спикер. И заочно обратился к разработчикам БВС: «Если у вас имеются перспективные разработки — предложить их военным для использования на фронте сейчас будет наилучшим вариантом».

«Если нам закроют небо, значит, нас считают вредными для государства. Придется ли получать дополнительное разрешение? Вообще-то мы сегодня исполняем федеральное законодательство», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель авиамодельного кружка казанского городского центра детского технического творчества им. Чкалова, чемпион СССР и мира по авиамоделизму Александр Смоленцев.