Общественная организация пока не имеет аналогов в России и этот феномен спикеры объяснили так — «судьба такая быть первыми, мы же татары» Общественная организация пока не имеет аналогов в России, и этот феномен спикеры объяснили так: «Судьба такая — быть первыми, мы же татары»

На что обижены продюсеры?

Отцы-основатели, как они сами себя называют, союза продюсеров Республики Татарстан собрали в четверг свою первую пресс-конференцию для обозначения целей и задач новой организации. Во главе стола восседали учредители — директор Вагаповского фонда Рифат Фаттахов, теперь по совместительству председатель нового союза, руководитель продюсерского центра «Аксу» Рустам Сарваров, продюсер и солистка трио «Болгар кызлары» Айгуль Зайнуллина, композитор и продюсер Жаудат Гильманов («Татарская фабрика звезд»). Общественная организация пока не имеет аналогов в России, и этот феномен спикеры объяснили так: «Судьба такая — быть первыми, мы же татары».

В первую очередь Фаттахов обозначил, что такое явление, как продюсерство, только начинает входить в сферу татарского шоу-бизнеса. Однако, по его мнению, в республике еще нет цивилизованной музыкальной индустрии, из-за чего возникают проблемы как у исполнителей, так и у продюсеров из-за неисполнения договорных обязательств. Поэтому спикер считает нужным заняться их правовым просвещением, возможно, это будут курсы, чтобы потом артисты «не включали дурака и не говорили, что не знали, не читали договор». По словам Сарварова, в народе сложилось негативное отношение к продюсерам, якобы они только «пьют кровь» певцов, хотя ситуация как раз наоборот. «Певцы говорят: „Вы нас выведете, дальше мы сами“», — посетовал он.

По словам Рустама Сарварова, в народе сложилось негативное отношение к продюсерам, поскольку те думают, что они только и пьют кровь певцов, хотя ситуация как раз наоборот По словам Рустама Сарварова, в народе сложилось негативное отношение к продюсерам, поскольку думают, что они только и пьют кровь певцов, хотя ситуация как раз наоборот

«Главная цель создания союза продюсеров — защита интересов нашего профессионального сообщества, — заявил Фаттахов. — В настоящее время в татарском шоу-бизнесе сложилась такая ситуация, что на продюсеров идет оголтелое, агрессивное давление и со стороны исполнителей, и со стороны СМИ. Татарские продюсеры нуждаются в защите! Кто нас защитит?! Конечно, мы сами! Некоторые продюсера принимают за спонсора, ярдам итеүсе абзый тип анлый (дядя, который помогает, — прим. ред.). Однако в основе продюсирования лежит предпринимательство. Во всех наших договорах написано о получении прибыли. Это же не просто сделать звездой какого-то чужого ребенка, у него тоже есть свой интерес. Это объяснить бывает сложно».    

В целом боль собравшихся продюсеров кратко можно обозначить так — музыканты пользуются их услугами, но, став знаменитыми, «кидают». Отсюда и обида у менеджеров, т. е. звезда на сцене, а кто его туда продвинул, никто не в курсе. Данный тезис больше походил на многолетнюю обиду, которую члены союза хотели закрыть в первую очередь для себя.

«Не раз сталкивалась с такой проблемой: артиста берешь, вкладываешь очень много средств, времени и ресурсов, но остаешься у разбитого корыта, — подключилась Зайнуллина из „Болгар кызлары“. — Нет системы продюсирования. Часто многие артисты думают, что это только их заслуга, что стали знаменитыми и востребованными. На самом деле это огромная работа продюсера, руководителя. Хотелось бы, что эта система нормально заработала».

Жаудат Гильманов: «Когда я начинал в 1995 году, то начинал как слепой ребенок, который не знал куда, что и как» Жаудат Гильманов: «Когда я начинал в 1995 году, то начинал как слепой ребенок, который не знал, куда, что и как»

В чем сложность продюсирования?

Из-за вышеозначенной проблемы, со слов спикеров, вытекает следующая — потенциальные продюсеры не идут в профессию, поскольку в каких-то сложных ситуациях ни у кого не находят поддержку. «Наша организация смогла бы сказать свое жесткое слово», — отметил Фаттахов. Кроме того, у кого-то может не хватать опыта, которым в союзе готовы поделиться, чтобы молодые специалисты не набили те же шишки, что и старшее поколение.

«Когда я начинал в 1995 году, то был как слепой ребенок, который не знал, куда, что и как. Тогда это было в новинку, никто практически этим не занимался. Нам говорили: „Зачем продюсеры нужны?“ Этот союз те моменты, которые у нас возникали, непонимание с артистами закроет. Уже будем знать, как с ними работать, как общаться. Станем помогать тем молодым людям, которые хотят заняться продюсированием. Потому что у нас есть опыт в этой сфере, мы многого добились в ней», — высказался ГильмановПо его словам, у всех артистов, которые чего-то достигли, есть человек, который их подталкивал, помогал. «И у Салавата Фатхетдинова, Фирдуса Тямаева, Филюса Кагирова», — перечислил Гильманов и после добавил, что «они просто иногда забывают о таких людях». Но, по его наблюдениям, многие знаменитости исчезли со сцены, как только прекратили сотрудничество со своими продюсерами.  

В союзе пока всего четыре человека, однако, спикеры уверяют, что есть желающие вступить в их ряды, даже из других регионов В союзе пока всего четыре человека, однако спикеры уверяют, что есть желающие вступить в их ряды, даже из других регионов

В союзе пока всего четыре человека, однако спикеры уверяют, что есть желающие вступить в их ряды, даже из других регионов. Будут ли взиматься оргвзносы — вопрос открытый. Как и то, станут ли принимать только музыкальных продюсеров или из смежных отраслей культуры тоже. Известно то, что устав позволяет организации заниматься предпринимательской деятельностью. Как объяснил Фаттахов, они претендуют на организацию концертов, фестивалей, в том числе грантовых мероприятий, и готовы стать партнерами для властей в решении многих задач. «Будем активным игроком музыкального рынка», — резюмировал он. А что касается государственного финансирования организации, то однозначного ответа председатель не дал, лишь заметив, что, прежде чем что-то просить, нужно что-то показать. 

Рифат Фаттахов: «Мы говорим, что эстрада болеет непрофессионализмом — самодеятельность лезет, колхозный уровень. Но надо же смотреть вглубь, откуда это началось» Рифат Фаттахов: «Мы говорим, что эстрада болеет непрофессионализмом — самодеятельность лезет, колхозный уровень. Но надо же смотреть вглубь, откуда это началось»

Кто подрывает уровень татарской эстрады?

На пресс-конференции не могли обойти тему состояния татарской эстрады, т. к. еще в начале обсуждения Фаттахов задал тон высказыванием об отсутствии цивилизованной музыкальной индустрии в Татарстане. Главной проблемой является низкий профессиональный уровень артистов, поскольку последние 20–30 лет национальная эстрада идет по пути самодеятельности, посетовал он.

«Мы говорим, что эстрада болеет непрофессионализмом — самодеятельность лезет, колхозный уровень. Но надо же смотреть вглубь, откуда это началось. Это началось в 90-е годы с вашего любимого Салавата Фатхетдинова, — сказал директор фонда им. Вагапова. — В начале 40-х годов на эстраду пришел Рашид Вагапов и сделал революцию, подняв эстраду на уровень профессионализма. Потом такие глыбы, как Ильгам Шакиров, Хайдар Бигичев… И в 90-е годы пришел Салават (это, конечно, говорит о его силе и мощи) и все, что было создано нашими титанами, уничтожил». Можно сказать, что подобным образом Фаттахов ответил Фатхетдинову, который недавно так высказался о шефе Вагаповского фонда: «Я Рифатом не интересуюсь. Для меня этого человека просто не существует, не тратьте свое время, говоря о нем».

По мнению солистки трио «Болгар кызлары» Зайнуллиной, проблема также кроется в том, что на радио и телевидение можно попасть, заплатив деньги, а не как раньше, через талант и одобрение худсовета. «Уровень — это уже отдельная тема… Часто смотришь и думаешь: „Боже мой, как такое можно было допустить?“ Есть очень хорошие исполнители, но у них нет финансовой возможности попасть на телевидение и радио. Раньше талантливые люди могли как-то пробиться — могли увидеть на конкурсах, концертах. Сейчас все упирается в деньги. Поэтому я буду инициатором, чтобы наш союз поддерживал талантливых исполнителей, чтобы мы повышали уровень нашей национальной культуры», — прокомментировала артистка.

По мнению солистки трио «Болгар кызлары» Зайнуллиной, проблема кроется в том, что на радио и телевидение можно попасть, заплатив деньги, а не как раньше через талант и одобрение худсовета По мнению солистки трио «Болгар кызлары» Зайнуллиной, проблема кроется в том, что на радио и телевидение можно попасть, заплатив деньги, а не как раньше, через талант и одобрение худсовета

Обсуждение коснулось и подготовки самих продюсерских кадров. Участники пресс-конференции однозначно заявили, что потребность в таких специалистах есть. Однако при упоминании Казанского института культуры, где есть продюсерское направление, Фаттахов оборвал тему, сказав, что не знает ни одного выпускника, который кого-то продвигал. «У нас лет 5 назад с помпой был открыт продюсерский центр при Татарской филармонии. Где их звезды? Кого они открыли? Чем они занимаются? Хоть одно имя назовите. В свое время я продюсировал Филюса Кагирова, Ришата Тухватуллина. Вы говорите, нужен продюсер или нет. Артиста по имени Ришат Тухватуллин не то что в Казани, в Уфе не знали до Рифата Фаттахова», — напомнил он. Кстати, в свое время и Кагиров, и Тухватуллин довольно болезненно расставались с продюсером, уходя на вольные хлеба.

Подводя итог встречи, члены организации напомнили, что инициативу по созданию союза продюсеров РТ поддержала министр культуры Ирада Аюпова, с которой они должны встретиться для обсуждения сотрудничества по совершенствованию музыкальной индустрии Татарстана. Фаттахов добавил, что они могут предложить трехсторонний договор (минкульт – продюсер – артист), по которому продюсер занимается продвижением, а ведомство покрывает эти расходы.

«Мы в свое время очень тесно общались с Бари Алибасовым. Он говорил, что все продюсеры друг другу конкуренты, но если артист кидает своего продюсера, то все российские продюсеры объединяются и этот артист становится нерукопожатным в музыкальной индустрии. А у нас наоборот — если кто-то хорошо начинает работать с Фаттаховым, другой начинает его подстрекать. Это менталитет татарина. Потому такой союз нам нужен для объединения», — еще раз напомнил о необходимости нового профессионального сообщества его председатель.