Рустем Гарипов: «Огромная благодарность средствам массовой информации, без поддержки которых просто немыслимо снижение аварийности на дорогах республики» Рустем Гарипов: «Огромная благодарность средствам массовой информации, без поддержки которых просто немыслимо снижение аварийности на дорогах республики» Фото: Алексей Белкин

Аварийность, смертность, социальный риск

 До конца 2022-го осталось всего ничего, поэтому, нам кажется, можно уже говорить о каких-то предварительных итогах. Расскажите, с какими результатами мы подходим к концу этого года?

— Оценить динамику основных показателей аварийности и дорожно-транспортного травматизма пока можно только по итогам 10 месяцев. Количество дорожно-транспортных происшествий сократилось с 3 017 до 2 760, получивших травмы — с 3 750 до 3 386. К сожалению, число погибших в течение года увеличивалось, только в последние несколько месяцев эту тенденцию удалось остановить и даже добиться некоторого снижения, практически до уровня прошлого года. В текущем году мы потеряли 256 человек, сравнимый итог прошлого — был 251. По состоянию на 15 ноября 2022-го число погибших в ДТП сократилось на 3 человека.

Особую боль вызывает застывшее на уровне 10 месяцев прошлого года количество детских смертей — 11. С этим никак нельзя мириться — динамика детского транспортного травматизма в эпоху технологического и социального прогресса должна стремиться к нулю!

— Как все это отразилось на таком ключевом параметре федеральной целевой программы, как социальный риск? Из года в год Татарстан в лидерах по этим цифрам…

— С лета текущего года мы не допускаем превышения целевых показателей. Показатель социального риска с 2021-го вырос незначительно — с 6,40 до 6,59 погибших на 100 тысяч населения республики, что остается по-прежнему одним из лучших результатов среди регионов ПФО и все так же ниже прогнозного значения — 8,07.

— За счет чего удалось добиться таких результатов?

— Это итог общего настроя на достижение программных целей и системной работы при стопроцентной поддержке президента Республики Татарстан, правительства, активных общественных организаций и, конечно, прессы. Вы сами прекрасно знаете, какого уровня вопросы и проблемы поднимаются и решаются на правительственной комиссии по БДД.

Огромная благодарность средствам массовой информации, без поддержки которых просто немыслимо снижение аварийности на дорогах республики. Я об этом могу сказать на любом уровне и говорю. Мы прекрасно понимаем, что ДТП происходят в том числе из-за того, что мы вовремя не донесли что-то важное до участников дорожного движения, транспортников, дорожников, школьных педагогов, родителей. Вот те же самые ремни безопасности. Мы постоянно говорим: «Нужно пристегиваться, нужно пристегиваться». Объясняем, что это спасает жизни вне зависимости от того, было столкновение или нет, либо какие-то другие причины. Но, увы, до сих пор многие нас не слышат, значит, нам нужна еще бо́льшая информационная поддержка всех средств массовой коммуникации.

— Может, все дело в форматах донесения информации? Вы работаете над этим? Появились ли новые проекты?

— Мы трансформируем свои пресс-конференции, уже не только приводим сухие цифры статистики, но и разбираем конкретные примеры, пытаемся оживить общественные дискуссии, расширить фронт агитации во всех ее формах, усилить напор на общественное сознание.

У нас появился свой телеграм-канал, выкладываем в общий доступ информацию о тех или иных показательных происшествиях. Не для того чтобы продемонстрировать, какая трагедия произошла, а чтобы люди сами видели, анализировали и понимали, что данное ДТП не где-то в ином мире происходит, не на другой планете, а что это все здесь, на наших дорогах, по которым каждый день передвигаются наши жители.

Кроме того, никто не отменял такой формат работы дорожно-патрульной службы, как контрольные проверки в любое время дня и ночи: результаты, а они иногда впечатляют даже бывалых сотрудников Госавтоинспекции, представляем на всеобщее обозрение. И наша цель не только предотвратить ДТП, но и предупредить сам порыв сесть за руль в состоянии опьянения.

«Что касается тех, кто чаще всего нарушает ПДД — это водители в возрасте от 30 до 40 лет, они имеют уже некоторый опыт и чаще новичков поддаются соблазну скорости» «Что касается тех, кто чаще всего нарушает ПДД, — это водители в возрасте от 30 до 40 лет, они имеют уже некоторый опыт и чаще новичков поддаются соблазну скорости» Фото: «БИЗНЕС Online»

Культура вождения, штрафы

— Как вы оцениваете общую подготовку наших водителей? Часто от соседей, жителей других регионов, можно услышать критику за опасный стиль вождения.

— Я бы так не сказал. Все дело в том, что в Татарстане просто качество дорог намного лучше — это раз. Во-вторых, у нас насыщеннее транспортные потоки, больше современного большегрузного транспорта, транспорта общего пользования, средств индивидуальной мобильности, много современных зон общественного притяжения. Что касается качества подготовки в автошколах, мое личное мнение — оно у нас удовлетворительное. Анализируем работу автошкол постоянно. По статистике, число тех, кто совершает ДТП в первые два года с момента получения водительских удостоверений, меньше того же количества опытных водителей, отметившихся в серьезных авариях. Это показатель качества обучения. Автошколы у нас на постоянном контроле в том плане, что мы всегда с ними в диалоге. Да, их деятельность отличается от нашей, это прежде всего бизнес, чисто коммерческие интересы по снижению издержек, но так или иначе мы с ними идем бок о бок. Что же касается тех, кто чаще всего нарушает ПДД, — это водители в возрасте от 30 до 40 лет, они имеют уже некоторый опыт и чаще новичков поддаются соблазну скорости и резкого маневрирования на многополосной дороге или в тесноте плотного медленного потока, соответственно, за ними и бо́льшая часть дорожных инцидентов.

— Сколько водителей в республике с начала года уже оштрафовано?

— Количество штрафов к настоящему времени (я напомню: мы говорим о 10 месяцах текущего года) превысило 6 миллионов. Из них более 5 миллионов постановлений вынесено на основании данных автоматических комплексов фотовидеофиксации, остальные — на основании визуального контроля инспекторами дорожно-патрульной службы.

— 6 миллионов — это много или мало?

— Скажу сразу: мы принципиально не оцениваем и не обсуждаем финансовую сторону вопроса. Мы отслеживаем исполняемость обязательств по вынесенным нами постановлениям, поскольку заинтересованы, как и все законопослушные пешеходы и водители, в неотвратимости наказания нарушителей. Если водитель получил уведомление об административном штрафе, но вовремя его не оплатил, то к нему применяются санкции по статье 20.25 КоАП — либо штраф в двойном размере, либо арест до 15 суток. Для нас работа по этой статье — отдельный фронт, плотно сотрудничаем с судами. Инспекторы ДПС сегодня имеют возможность выявлять водителей, которые не оплачивают штрафы вовремя, прямо в потоке. У нас есть программно-аппаратная база, которая позволяет точно и быстро выявить неплательщика и принять адекватные меры, вплоть до запрещения дальнейшего движения.

Взять вот последний случай, когда остановили водителя, у которого оказалась сотня неоплаченных административных штрафов. Остановили, проверили, автомобиль поместили на спецстоянку. В дальнейшем уже собственник машины оплатил все административные штрафы.

На Mercedes с белорусскими номерами: футболист Лисакович попался с 200 неоплаченными штрафами

— Это не футболист ли случайно?

— Нет, не футболист (смеется). Но футболиста тоже остановили с белорусскими номерами. Он сразу признался, что виноват. И я бы не сказал, что это был злостный нарушитель. Просто заехал на территорию России с номерами своей страны, вовремя не оформился. В результате передвижения и появились административные штрафы, которые в последующем были оплачены.

«Штраф — это про чувство собственной ответственности перед всем обществом» «Штраф — это про чувство собственной ответственности перед всем обществом» Фото: «БИЗНЕС Online»

Камеры, хитрости, наезды

— По всей видимости, эти штрафы «накапали» ему в ходе движения благодаря камерам. Сколько у нас в республике сегодня таких комплексов?

— Около тысячи. Казань — большой город, основная концентрация камер здесь. Как я и говорил на последней пресс-конференции, еще дополнительно будут закупаться комплексы фотовидеофиксации, порядка 60 единиц. Вопрос, где мы их будем устанавливать, в настоящий момент решается. Размещаться они будут на наиболее аварийных участках, там, где они необходимы для предотвращения ДТП. Там, где после установки камер аварийность снизилась, мы их демонтируем и перебрасываем на другие проблемные участки.

— А статистику по этим участкам вы собираете в течение года или какого-то иного периода? Как понять, что на конкретно взятом участке дороги камеры больше не нужны?

— В течение года мы ведем мониторинг. После анализа его данных прорабатываем полностью новые схемы установки камер с учетом их замены. Бывает и так, что конца года тоже не ждем. Если замечаем, что на участке чаще стали происходить ДТП с пострадавшими, то сразу же меняем схему расположения приборов. Тем, кто считает, что камеры стоят даже там, где нет аварий, отвечу просто: потому там и нет аварий.

— Какие виды нарушений сегодня считывают приборы фотовидеофиксации?

— Всего 12 категорий:

  • скорость;
  • пересечение стоп-линии при запрещающем красном сигнале светофора;
  • движение и остановка на автобусной полосе;
  • остановка и стоянка запрещены;
  • проезд ж/д переезда на красный сигнал светофора;
  • несоблюдение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • непристегнутый ремень безопасности;
  • выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД;
  • несоблюдение требований дорожных знаков «Движение прямо», «Движение прямо и направо»;
  • несоблюдение требований дорожной разметки (разворот и поворот);
  • несоблюдение требований ПДД грузовыми транспортными средствами «Движение грузовым транспортным средствам запрещено»;
  •  несоблюдение правил расположения грузовых транспортных средств на проезжей части.

Когда мы только начали устанавливать комплексы фотовидеофиксации в 2008 году, то они фиксировали лишь два вида нарушений, среди них основное — превышение установленного ограничения максимальной разрешенной скорости. Сегодня фиксируется уже 12 типов нарушений, система постоянно модернизируется.

После пресс-конференции заметил, что даже журналисты шутят на эту тему, что, мол, «давайте еще вот за это [будете штрафовать], за то»… Еще раз повторю, что эти камеры не для заработка! Некоторые говорят: «Нигде не проедешь, в Татарстане особенно. Везде камеры, одни штрафы приходят». Цель фотовидеофиксации не пополнение бюджета, а выработка у участников дорожного движения устойчивой привычки никогда и нигде не нарушать ПДД. Взять тот же телефон (за рулем) — разве это не серьезное правонарушение? Сколько аварий происходит из-за потери водителем концентрации внимания. Таких фактов немало, не говоря уже о превышении установленного ограничения скорости. Все последние ДТП с пострадавшими — это результат превышения скорости. Или вот возмущаются по поводу автобусной полосы: «Нам надо быстро доехать». Это единичные факты, но все же. Как часто такие водители задумываются: а сколько в автобусе людей? Если нужно быстрее доехать — можно заказать и такси. Но мы прекрасно понимаем, что никому не хочется стоять в пробках, что есть разные категории.

— Об автобусах хотелось бы поговорить еще отдельно. Возвращаясь к камерам, почему произошел скачок в октябре? Жаловались, что резко начали приходить штрафы.

— Ряд комплексов фотовидеофиксации был на ремонте. Они были исправлены и в последующем дополнительно установлены. Только в связи с этим. Они установлены, повторюсь, там, где есть необходимость, где образуются заторы и поступают обращения. Нет цели наказать как можно большее число водителей, задача одна — освободить эти проблемные полосы.

Когда я общаюсь с людьми, то периодически говорят: «Я всю жизнь там ездил, сейчас стали штрафы приходить». Это не говорит о том, что, значит, ты все время на данном участке ездил правильно. Взять любую улицу, где поворот направо осуществляется по зеленой стрелке светофора. Часто на таких перекрестках образуются громадные колонны из тех, кому надо проехать прямо. И никто из них не думает о тех, кому нужно повернуть направо. Не задумываются, что неправильно заняли полосу, что кто-то из-за них вынужден тратить свое время. Водителям необходимо взаимное понимание и уважение.

— У нас пытаются «обходить» эти камеры?

— Ухитряются. Из буквы С на номере, например, делают букву О. Подтирают либо докрашивают. Либо полностью закрывают свои регистрационные номера. Но мы в этом направлении точечно работаем. В базе все фиксируется. Просматриваем, выявляем такие автомобили, проверяем и в случае выявления нарушения привлекаем к ответственности, вплоть до лишения права управления на срок от 6 месяцев до года. Такие примеры, к сожалению, тоже есть. Совсем недавно любителя гримировки номерных знаков лишили права управления на 7 месяцев. Приборы фотовидеофиксации постоянно совершенствуются. Раньше мы не могли уверенно фиксировать скрытые или иностранные номера. Сегодня это возможно даже в ночное время. Современные комплексы с подобным отлично справляются, и предела техническому совершенству нет.

В целом сегодня мы отмечаем снижение числа выявляемых нарушений как автоматическими комплексами, так и инспекторским составом. Это не значит, что мы стали хуже или лучше работать. Для себя объясняем такое тем, что в республике меняется правосознание водителей. Штраф — это про чувство собственной ответственности перед всем обществом. Мы прекрасно видим, сколько возмущаются стоящими на проезжей части автомобилями, из-за которых образуются пробки, сколько водителей двигается по обочине, поднимая пыль. Это все вопрос персональной ответственности человека, его отношения к другим. Каждый водитель должен думать не только о себе, но и обо всех участниках дорожного движения. Вот те же самые пешеходы. Что мешает водителю снизить скорость перед пешеходным переходом? Надо же всегда держать в голове, что медленно бредущий пешеход может оказаться не в добром здравии и ребенок может внезапно выбежать на дорогу. В осенне-зимний период пешехода на проезжей части можно и вовсе не заметить: асфальт темный, одежда темная, деревья и ограждения на тротуарах темные, а в лобовом стекле — огни встречных и попутных машин, справа и слева — яркие пятна рекламных витрин: не то что человека, слона не увидишь. О пешеходах на обочинах дорог вне населенных пунктов и вовсе говорить не хочется. К сожалению, плохая видимость, а я бы сказал точнее, различимость на окружающем фоне — основная причина наездов на пешеходов. Поэтому, обращаясь к пешим участникам дорожного движения, хочу акцентировать внимание на обязательности использования в темное время суток светоотражающих элементов в одежде и крайней опасности пешего движения по обочинам дорог.

Пробуждение «Большого Брата»: казанских водителей заваливают штрафами за выезд на автобусную полосу

— Так это уже вроде предусмотрено законом.

— Предусмотрено, если человек передвигается вне населенного пункта по проезжей части. Если без светоотражающих элементов, то пешеход привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей. Но мы обращаемся ко всем пешеходам, чтобы они не только вне населенного пункта, но и в городах и селах — везде использовали светоотражающие элементы.

Последний наезд в Тукаевском районе с тяжкими последствиями был совершен именно по этой причине. В Верхнеуслонском районе произошел наезд на пешехода с летальным исходом. И он тоже был без светоотражающих элементов на одежде!

Мы к этой теме постоянно обращаемся в школах, детских садах, беседах в трудовых коллективах. Любой маленький светоотражающий элемент спасает жизни. Любой! Их видно даже на расстоянии до 150 метров. Почему у сотрудника вся форма в светоотражающих лентах? Это же все из практики, из жизни, чтобы водитель издалека увидел нашего сотрудника. У любых спецслужб одежда со светоотражающими элементами.

В Беларуси всех обязали в темное время суток иметь светоотражающие элементы на одежде, и в населенных пунктах в результате смертность снизилась на 70 процентов, вдумайтесь — на 70!

— Вы считаете, что эту норму необходимо оформить на законодательном уровне?

— Думаю, надо. Светоотражающие элементы должны быть везде и у всех пешеходов.

«Вы знаете, наверное, сами автобусы всегда в зоне внимания, потому что это всегда большой поток людей» «Вы знаете, наверное, сами автобусы постоянно в зоне внимания, потому что это всегда большой поток людей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Автобусы, «шестое чувство», гражданская инициатива

— Почему наши автобусы постоянно оказываются вовлечены в скандалы? Вас это беспокоит?

— Действительно, у нас в республике в этом году уже двое погибших в инцидентах, связанных с автобусами. В прошлом году был один. Слава Всевышнему, абсолютные цифры малые, но относительные — рост вдвое! В этом направлении работаем, проводим целенаправленные рейды именно по автобусам.

— Как следят за недобросовестными кондукторами и водителями?

— Вы знаете, наверное, сами автобусы постоянно в зоне внимания, потому что это всегда большой поток людей. Мы оперативно реагируем на любые сообщения, в том числе на сигналы в средствах массовой коммуникации. Все факты отрабатываются и не только в формате административного штрафа — проводится комплексная работа с водителями и руководством предприятий по профилактике подобных нарушений. Совместно вырабатываются меры реагирования на возникающие проблемы.

— А какие у них проблемы?

— Это движение индивидуальных транспортных средств по полосам движения транспорта общего пользования и не только. Люди паркуют свои автомобили вблизи автобусных остановок, затрудняя водителям автобусов и троллейбусов заезд и выезд, посадку и высадку пассажиров. Это все примеры того самого правового нигилизма и отсутствия культуры взаимоотношений водителей, которые мешают всем законопослушным участникам дорожного движения. Транспортники указывают нам места частых нарушений, мы принимаем соответствующие меры.

— А какие вы фиксируете правонарушения среди водителей автобусов и кондукторов?

— Здесь мы обращаем внимание на телефон, ремень безопасности, отвлечение от дороги. Их транспорт почти полностью оборудуется видеорегистраторами, выходящими не только на улицу, но и в салон, и в сторону водителя. Не только с автобусами, которые по городу передвигаются, работаем и с междугородными, и вахтовыми, и школьными автобусами. К сожалению, есть случаи, когда водители находятся на рабочем месте в состоянии опьянения. Последний факт зафиксирован 7 ноября. Вахтовый автобус перевозил рабочих. При остановке инспекторы ДПС выявили у водителя все признаки алкогольного опьянения. Направили его на освидетельствование, в больнице от медосвидетельствования он отказался, был составлен протокол со всеми вытекающими последствиями.

— Какими знаниями и качествами должен обладать инспектор, чтобы на дороге среди огромного потока машин выявлять такие «опасные элементы»?

— Сотрудники Госавтоинспекции с годами становятся психологами. У них большой опыт распознавания состояния и поведения водителя. Кто-то начинает разворачиваться, останавливаться, кто-то траекторию своего автомобиля резко меняет, у кого-то начинают дворники работать, кто-то быстро проверяет, включены ли у него фары. Есть даже факты, когда начинают перепрыгивать с водительского на пассажирское сиденье. Рекомендую всем водителям, имеющим вредные пристрастия, усвоить раз и навсегда: инспектор замечает практически все не адекватные ситуации действия.

Если останавливаться на этой теме, то не столько выявляют водителей в состоянии опьянения, сколько тех, кто перевозит наркотические средства. Если говорить о сотрудниках Госавтоинспекции Татарстана, то это очень большая цифра: количество, которое они выявляют, исчисляется килограммами. После каждого факта, когда большую партию инспекторы задерживают, я связываюсь и задаю вопрос: «Как? Кто-то сообщил, может, какая-то наводка была?» А мне четко и точно отвечают: «Водитель начал нервничать, прятать глаза или, наоборот, активно суетиться». Инспекторы наблюдают, начинают задавать вопросы, проводят досмотровые мероприятия и, как правило, выявляют такие преступления. Даже в большом салоне автобуса, когда инспектор заходит проверить техническую исправность автобуса или пристегнутых пассажиров, наркокурьеры сами начинают себя выдавать. Сотрудник принимает решение провести досмотр при понятых и обнаруживает подозрительные упаковки.

— Правильно ли мы понимаем, что люди могут и сами сообщить о странном поведении водителей?

— У нас есть телеграм-канал, куда можно сообщить. Люди могут обратиться и на 112, и в полицию, и в дежурную часть Госавтоинспекции. Телеграм-канал в этом плане очень удобен — обратившийся при желании сохраняет анонимность. На самом деле мы призываем всех сознательных граждан проявлять бдительность, о подозрительных попутчиках, агрессивно ведущих себя водителях незамедлительно сообщать в полицию. Даже если по открытой связи позвонит человек в 112, мы не будем афишировать его данные. Любой житель нашей республики, любой гражданин может предотвратить беду. Это все должны понимать. Проявленная вовремя инициатива может предупредить большое несчастье. Нельзя, я бы сказал, даже преступно оставлять без внимания ситуации, когда у вас на виду граждане, находящиеся в состоянии опьянения, садятся за руль… На их пути может оказаться ваш ребенок, близкий вам человек, беспомощные старики, да вообще кто угодно, не подозревающий, что на его пути — потенциальный убийца.

— Вы говорили, что проверяете техническое состояние автобусов, выходящих на маршрут. Есть ли какие-то хронические нарекания?

— Техническое состояние автобусов мы проверяем на постоянной основе. Если инспектор в ходе несения службы видит, что транспортное средство технически неисправно — не работают в штатном режиме рулевая либо тормозная системы, то в ходе проверки данные автомобили помещаются на специальную стоянку. Есть автобусы, на которые даже визуально посмотришь и спросишь себя: как они вообще доехали до этого места? Вам смешно, но, к сожалению, есть и такие факты. Мы должны понимать, что любой автомобиль вне зависимости от количества мест для пассажиров должен быть всегда технически исправен. Вот последнее ДТП в Елабуге. Мы, к сожалению, потеряли человеческую жизнь, когда водитель грузовика совершил столкновение с автобусом. И эта ситуация могла закончиться еще более трагично, могло быть больше погибших и травмированных. У соседей в Башкортостане в этом году было крупное ДТП с автобусом, в Ульяновской области, посмотрите, какая крупная авария случилась. Это все происходит не на другой планете, а рядом с нами.

Школьные автобусы на особом контроле. Перед учебным годом мы их все досконально проверяем — осматриваем, через станции технических осмотров их прогоняем. Все системы проверяем, ремни безопасности, потому что мы понимаем, что они каждый день будут перевозить наших детей.

— По ощущениям лучше или хуже стало в этом плане?

— Вы знаете, могу сказать, что с каждым годом ситуация в сфере перевозки детей улучшается. Те же самые школьные автобусы в свое время, когда они только появились, — каждый год перед 1 сентября был очень большой список нарушений по техническому состоянию. На сегодняшний день, когда мы их проверяем к началу учебного года, ни одного автобуса с техническими недостатками уже не имеем. В течение года они на постоянном контроле. Не побоюсь этого слова — на постоянном контроле. Ужесточилась проверка и разовых групповых перевозок детей — творческих, спортивных команд, туристических групп.

«Портал с помощью возможностей дополненной реальности уже размещен у каждого гражданина России на обложке паспорта и на водительском удостоверении» «Портал с помощью возможностей дополненной реальности уже размещен у каждого гражданина России на обложке паспорта и водительском удостоверении» Фото: Алексей Белкин

Инновации

— Неоднократно заявлялось о такой технологии, как «Паутина». Объясните, что это и как работает?

— Это специальная программа МВД. Так называемая база для выявления преступлений, пресечения административных правонарушений. По сути, это фотовидеофиксация нарушений, связанных друг с другом в одну единую систему. Ее внедрение началось с 1 марта этого года. За короткий промежуток времени она уже помогла нам решить многие вопросы, в том числе и по тем же самым подложным, измененным номерам, движению без номеров.

— Как анализируют собранные данные? Можете ли озвучить статистику по этой программе?

— Мы проводим совместные совещания, где обсуждаем, как работаем, в каком формате, на что делаем акценты. К примеру, водители, которые попались на управлении транспортным средством в состоянии опьянения, уже есть в базе Госавтоинспекции. И когда мы их останавливаем и проверяем такого водителя, то можем сразу выявить факт управления транспортным средством будучи лишенным права управления, а зачастую и рецидив управления в состоянии опьянения. Все это выявляем благодаря системе «Паутина». Конкретно таких случаев сотрудниками Госавтоинспекции зафиксировано уже четыре.

— Какие еще инновации следует ожидать в ближайшее время?

— У нас появился портал безопасности, который разработали наши сотрудники. Работает он через приложение для смартфона по технологии дополненной реальности в формате «меморис». Это такой новый вид привлечения внимания участников дорожного движения к теме безопасности. Основной акцент делается, конечно, на детях. Как это работает? Скачиваешь приложение, открываешь, наводишь камеру на паспорт, автомобильный номер или дорожный знак. На экране запускается социальный ролик о безопасности дорожного движения, а также различные разделы, где можно посмотреть свою налоговую задолженность, проверить регистрацию автомобиля, что будет полезно, например, при его покупке. Есть раздел с детскими видеороликами, где доступным языком в игровой форме объясняются правила дорожного движения.

Как вы знаете, текущий 2022-й объявлен в республике Годом цифровизации. В рамках реализации поставленных задач нами совместно с ГБУ «Безопасность дорожного движения» с использованием специального программного обеспечения разработан портал «Безопасность».

Портал объединяет вместе основные сервисы для участников дорожного движения. Например, можно бесплатно проверить историю регистрации автомобиля, участие в ДТП и ограничения — это очень удобно при покупке подержанного автомобиля. Можно посмотреть свою налоговую задолженность. На портале «Сакла» ребенок сможет познакомиться с обучающей игрой, комиксами, караоке, серией мультфильмов, а также общаться со сверстниками.

На главной странице портала после ознакомительного видео транслируются социальные ролики.

Самое интересное, портал с помощью возможностей дополненной реальности уже размещен у каждого гражданина России на обложке паспорта и водительском удостоверении. На улице портал размещен на дорожных знаках «Пешеходный переход» и на госномерах с регионом 116. Для его активации требуется уникальный ключ, он представлен в виде QR-кода.

Нужно отсканировать QR-код с помощью смартфона и скачать приложение. Портал работает и без установки приложения, надо следовать рекомендациям смартфона.

Целью проекта является привлечение внимания участников дорожного движения через новый способ передачи информации с использованием дополненной реальности.

«Я бы не сказал, что нагрузка чрезмерно высокая, но служба в Госавтоинспекции дело не простое и ответственное» «Я бы не сказал, что нагрузка чрезмерно высокая, но служба в Госавтоинспекции — дело непростое и ответственное» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кадры, нагрузка, взятки

— Извечная проблема правоохранительных органов — это кадровый голод. Республиканская ГИБДД ощущает его на себе?

— Некомплект в ГИБДД вполне «рабочий», некритический и постепенно восполняющийся. Но, действительно, если мы говорим о небольших подразделениях, где, например, 5–6 сотрудников, отсутствие даже двух из них вызывает опасения за эффективность этого подразделения.

В данном направлении мы работаем. У нас есть сотрудники, закрепленные за кадровым направлением, есть кураторы каждого района. Если возникает кадровая проблема, то мы выезжаем на места, встречаемся, вникаем в ситуацию и принимаем адекватные меры по ее устранению.

— А почему уходят из ГИБДД? Наверное, из-за высокой нагрузки?

— Я бы не сказал, что нагрузка чрезмерно высокая, но служба в Госавтоинспекции — дело непростое и ответственное. С кем-то начинаешь общаться, говоришь: «Палочной системы нет». Некоторые на это смеются: «Как уж нет, я же общаюсь…» До сих пор кто-то в это верит. Я сам выходец из строевого подразделения и знаю, о чем говорю. Мы четко отслеживаем рабочие дни каждого сотрудника, его выходные, чтобы был отпуск по графику. Это вообще позиция нашего министра, чтобы права сотрудников органов внутренних дел, Госавтоинспекции никак не нарушались. Отпуск должен весь отгулять, в выходные должен быть с семьей, а не на службе. Если даже где-то сотрудник выходит на работу, то переработка обязательно учитывается. Сказать, что маленькие зарплаты, тоже нельзя, они стабильно хорошие и, что самое главное, выплачиваются без задержек.

У сотрудника Госавтоинспекции, ДПС при подсчете выслуги (рабочего стажа по гражданской терминологии) год за полтора идет. Об этом мы тоже не должны забывать. Отработав 13 лет, можно выйти на пенсию. Но ребята, которые дослуживаются до пенсионного возраста, не торопятся уходить, потому что зарплата стабильная, соцзащита надежная. Захотел он обучиться — есть образовательные учреждения, где он может это сделать бесплатно, высшее, среднее образование получить. Каждый год сотрудников проверяют врачи. Разве это не благо в нашей жизни? Отличные условия. И вообще, для сотрудников МВД созданы все условия для полноценной службы и достойной семейной жизни. Сотрудники работают, а сильные руководители держат коллектив. Сотрудники сплоченные и дружные как одна семья. Многие даже не столько обращают внимание на финансовый вопрос, сколько на хорошие условия службы и профессионального роста.

Глава ГИБДД на форуме «Дорога-2022»: «Чем хуже дороги, тем для нас лучше. Извините за такой сарказм…»

А то, что кто-то увольняется, конечно, и такое есть. С ними разговариваем, общаемся. К тем, кто принял твердое решение уходить, относимся с пониманием.

— Меньше ли сотрудники стали брать взятки?

— К сожалению, такие факты есть. Контрольно-профилактическую работу не ослабляем, Госавтоинспекция — это все-таки передовая линия общения с широкими массами, а значит, соблазнов и угроз — масса.

Во-первых, все фиксируют нагрудные регистраторы, которые инспекторы применяют в ходе несения службы. Во-вторых, в автомобилях ДПС есть как наружные, так и внутренние камеры в салоне. Одно из требований при осуществлении административной деятельности — при составлении протоколов проводить фото- и видеофиксацию. Чтобы и нарушения фиксировались, и разговор с потенциальным нарушителем. В управлении работает контрольно-профилактический отдел, где проверяют записи с видеорегистраторов. И проверяют не только они, но и командиры, мы перепроверяем. Все это сделано для того, чтобы сотрудник понимал, что он под контролем, чтобы с его стороны каких-то противоправных действий не было. Но, конечно, в первую очередь эти камеры созданы, для того чтобы защитить права самих сотрудников.

— Есть ли шансы вернуться у сотрудников, которые один раз оступились?

— Хорошо ли оно, плохо ли, но это наше нерушимое правило. Если сотрудник привлечен к уголовной ответственности, то он не может больше нести службу. Но если в отношении сотрудника проводилась проверка, его вины нет, то он продолжает работу. Без разбора люди не увольняются.

«Многие задавались вопросом: «Почему ты перешел, вроде старший следователь, а сейчас стоишь на дороге». А вы знаете, у меня даже мысли не было, что кто-то что-то скажет. Мне всегда служба очень нравилась» «Многие задавались вопросом: «Почему ты перешел, вроде старший следователь, а сейчас стоишь на дороге?» А вы знаете, у меня даже мысли не было, что кто-то что-то скажет. Мне всегда служба очень нравилась» Фото: Алексей Белкин

Мечта, семья, судьба

— В открытых источниках информации о вас почти не найти. Расскажите о себе, своей семье.

— Тут все просто. Родился в Чистополе. Там пять лет отработал в следственных органах, затем перешел в Госавтоинспекцию, в ДПС, «на дорогу», как у нас говорят. После этого перевелся в чистопольскую Госавтоинспекцию в административную практику, затем — в экзаменационное подразделение.

В 2014 году Рифкат Нургалиевич Минниханов направил меня в город Нурлат начальником Госавтоинспекции. В Нурлате проработал до 2018-го. Очень благодарен этому коллективу, городу. Действительно можно сказать, что и Чистополь, и Нурлат, и в последующем Нижнекамск стали моими родными городами. В Нижнекамск меня перевели в 2018 году. Там проработал до декабря 2020-го. Затем был переведен в Казань в отдельный спецбатальон. В этом году назначили на должность начальника управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан.

Что касается семьи — женат, трое детей. Семья вместе со мной прошла всю географию службы, меняли рабочие места, жилье, школы, круг общения. Сохраняли только любовь и привязанность друг к другу.

— Следствие и Госавтоинспекция все-таки разные сферы. Почему решились на смену профиля?

— В следствии у меня похожая специфика была. Я бы сказал, что она была связана очень плотно с Госавтоинспекцией. Я расследовал уголовные дела, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. В тот период это причинение среднего, тяжкого вреда здоровью и гибель в ДТП. Наверное, поэтому у меня и сформировалось осознанное желание связать свою судьбу со службой в Госавтоинспекции.

Многие задавались вопросом: «Почему ты перешел, вроде старший следователь, а сейчас стоишь на дороге?» А вы знаете, у меня даже мысли не было, что кто-то что-то скажет. Мне всегда служба очень нравилась. И мои ожидания оправдались полностью. Да, зимой на дороге холодно, летом жарко, ну а дождь, снег, пыль, выхлопные газы, аромат раскаленного асфальта и неумолчный шум моторов — эти «удовольствия» доступны круглогодично, но оказалось, что привыкнуть можно и к ним, потому что трудности закаляют и заставляют чувствовать себя вечно молодым. А на сегодняшний день все условия для сотрудников Госавтоинспекции созданы. Какая экипировка, техника! Когда я начинал работать, моим первым автомобилем был «ВАЗ-2106», о сотовых телефонах, электронных алкотестерах и радарах, автоматизированных рабочих местах инспекторы даже понятия не имели…

— Какие задачи вы ставили перед собой после назначения на должность главного госавтоинспектора?

— В первую очередь это снижение аварийности. На сегодняшний день, пока с вами общаемся, такая цель выполнена. Но если говорить о снижении, то запас небольшой. Мы и нынешней ситуации не очень радуемся, потому что мы вообще не должны допускать ДТП с погибшими. Каждая смерть, каждая травма — это большая трагедия. Подводя итоги года, будем ставить новые задачи, идти вперед и не останавливаться.

— Вы получили «в наследство» команду от Ленара Габдурахманова. Планируете ли в ближайшее время ее менять? Есть ли в этом потребность?

— Потребности нет, уверенно об этом говорю. Личный состав, начиная от заместителей до руководителей и кадров в районах, — сильный, профессиональный, грамотный. Коллектив слаженный, готовый ко всему. Его я бы не хотел менять. Мне с ними легко работать. Все поставленные задачи выполняются практически безупречно, взаимопонимание полное.

Фундамент Госавтоинспекции Татарстана очень крепкий. Он сложен годами теми, с кем мне пришлось поработать, — это Рифкат Нургалиевич Минниханов, Ленар Ринатович Габдурахманов. Служебные биографии, профессиональные знания и моральные принципы наших руководителей — это образцовый пример следования по правильному пути, данный нам на годы вперед.