Развитие отрасли общественного транспорта считается основным в «Стратегии развития транспортного комплекса Татарстана» до 2030 года — но стратегических действий не видно. А это то самое благо цивилизации, без которого города и поселения теряют привлекательность Развитие отрасли общественного транспорта считается основным в Стратегии развития транспортного комплекса Татарстана до 2030 года, но стратегических действий не видно. А это то самое благо цивилизации, без которого города и поселения теряют привлекательность Фото: «БИЗНЕС Online»

Маски сброшены: общественный транспорт в РТ получает в 200 раз меньше дорожников

Завтра исполнится ровно год с начала продлившегося три месяца эксперимента властей Татарстана с антиковидными QR-кодами в общественном транспорте. Республика стала единственным регионом РФ, в котором пошли на такую крайнюю меру, получив в ответ мордобой в салонах автобусов и разгон митинга. К тому моменту «коронавирусные» локдауны 2020–2021 годов снизили пассажиропоток на 30%, а «куардаун» окончательно обозначил контуры системного кризиса пассажирских перевозок Татарстана.

Задачу исправить ситуацию на январской коллегии миндортранса РТ поставил президент республики Рустам Минниханов: «В муниципалитетах нет системной работы. А министерство факультативно занимается этим вопросом! Наверное, без каких-то серьезных решений поправить ситуацию в общественном транспорте будет трудно. Давайте посмотрим на этот вопрос по-другому, с учетом привлечения бюджетных инвестиционных кредитов. Пока по общественному транспорту много жалоб».

Какова же позиция миндортранса РТ во главе с Фаритом Ханифовым? В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в ведомстве напомнили о том, что перевозки в пределах муниципального образования относятся к компетенции органов местного самоуправления. Но и назвали главные направления работы министерства:

  • сохранение автодорожной сети, повышение ее транспортно-эксплуатационного состояния за счет работ по модернизации, ремонту и содержанию;
  • совершенствование и развитие сети автомобильных дорог.

Как видим, общественного транспорта среди приоритетов нет. Такую дорожно-строительную политику подтверждают и расходы бюджета. В этом году на ремонт и строительство дорог в Татарстане направили рекордные 170 млрд рублей, из которых 101 млрд рублей — на стройку М12. На реконструкцию Горьковского шоссе, стройку Вознесенского тракта тратят бюджетные инфраструктурные кредиты под 3% годовых до 15 лет. Это выбор республики: регионы сами решают, на что брать госкредит, — в Татарстане отдают предпочтение ремонту и стройке дорог. «Сегодня работать легко и весело», — искренне радовался такому раскладу Ханифов.

Власти оказывают городскому и районному общественному транспорту исключительно паллиативную помощь. Иными словами, отрасль защищают от тягостных проявлений болезни полумерами, временными решениями, но не лечат саму болезнь Власти оказывают городскому и районному общественному транспорту исключительно паллиативную помощь. Иными словами, отрасль защищают от тягостных проявлений болезни полумерами, временными решениями, но не лечат саму болезнь Фото: «БИЗНЕС Online»

Прямая бюджетная поддержка перевозчиков РТ в 200 раз меньше, чем у дорожников. На нее направили в общей совокупности 775 млн рублей. Эти деньги в 2022 году потратили так:

  • Альметьевск — там купили 10 троллейбусов и 8 «Газелей» за 244,6 млн рублей.
  • Сельские маршруты. Субсидия составила 300,7 млн рублей.
  • Поддержка казанских перевозчиков на 195 млн рублей.
  • Разработка новой транспортной модели для Альметьевского, Зеленодольского, Лениногорского и Бугульминского районов за 35,6 млн рублей. По итогу миндортранс РТ обещает определить «оптимальные потребности в обновлении подвижного состава каждого района».

Власти продолжают оказывать городскому и районному общественному транспорту исключительно паллиативную помощь от случая к случаю. Иными словами, отрасль защищают от тягостных проявлений болезни полумерами, временными решениями, но не лечат саму болезнь.

Запчасти не только подорожали вплоть до 300%, но и стали дефицитом, рынок наводнили подделки. Как следствие, появились автобусы-доноры для ремонта, растет число сходов машин с маршрутов Запчасти не только подорожали вплоть до 300%, но и стали дефицитом, рынок наводнили подделки. Как следствие, появились автобусы – доноры для ремонта, растет число сходов машин с маршрутов Фото: «БИЗНЕС Online»

Хроника гибели общественного транспорта: закрытые маршруты и расцвет бомбил

Итог капельного финансирования и невнятной транспортной политики закономерный. Сферу пассажирских перевозок продолжает лихорадить. Обозначим контуры продолжающегося кризиса пассажирских перевозок в РТ:

  • Казань не смогла обновить 250 автобусов, как планировала в конце 2021 года. Закупать новые машины хотели по программе «Безопасные качественные дороги» (БКД), но минтранс РФ изменил условия 60-процентной скидки от федерального бюджета. Теперь на такую поддержку могут рассчитывать только депрессивные регионы, а не доноры, к каким относится Татарстан. Предполагается, что последние способны позаботиться о себе сами.
  • В Казани только за октябрь сгорело два автобуса 2012 года выпуска.
  • Пассажиропоток не вышел на доковидные показатели 2019-го. Это отголоски «куардауна» января – февраля этого года, которые и обеспечивают провал.
  • Углубляется недоремонт трамвайных и троллейбусных кабельных сетей. Только Казани надо на это 5 млрд рублей. Ситуация также характерна для Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска.
  • Запчасти не только подорожали вплоть до 300%, но и стали дефицитом, рынок наводнили подделки. Как следствие, появились автобусы – доноры для ремонта, растет число сходов машин с маршрутов, увеличились интервалы движения в дневное время, не говоря о вечернем. Казанью после 21:00 правят таксисты, наземного общественного транспорта не дождаться.
  • Укрепили позиции бомбилы и в малых городах РТ. 7-местные Largus, сервисы поиска попутчиков берут на себя междугородние перевозки. Итог плачевный — в мартовском ДТП под Чистополем погибли 6 пассажиров и водитель. После таких аварий власти объявляют охоту на бомбил, которая затем утихает до следующего происшествия с жертвами.
  • Без автобусов остается 80-тысячная Бугульма — местные пазики растерзали на металл в 2021-м после проверок правоохранительных органов. На маршруты вышли автобусы пригородного перевозчика, но за год ситуация не улучшилась, интервалы большие, поэтому городские перевозки опять же закрывают бомбилы.

Казанью после 21:00 правят таксисты, наземный общественный транспорт не дождаться Казанью после 21:00 правят таксисты, наземного общественного транспорта не дождаться Фото: «БИЗНЕС Online»

Стали нормой новости об отмене рейсов. Из-за поломки автобусов и нехватки водителей отменены, к примеру, рейсы Лениногорск – Альметьевск. В Заинске с 2020 года закрыт автовокзал из-за снижения пассажиропотока — власти планируют снести объект, чтобы построить там торговый или фитнес-центр. Из-за нехватки водителей закрыли и рейсы Лениногорск – Бугульма. Остановлено регулярное автобусное сообщение между Пестречинским районом и Казанью — перевозчик расторг контракт.

«Боремся за выживание, — так говорит о ситуации с перевозками владелец зеленодольского ПАТП Дмитрий Грузков и описывает обострение проблем с запчастями: — Оригинальные электронные детали для газовых двигателей подорожали в 5 раз до 750 тысяч рублей! Приходится перепаивать микросхемы, заказывать на AliExpress».

Техника с высокой долей импорта. Например, на белорусских трамваях стоят украинские подшипники, китайских аналогов нет. «Кое-как купили через третьи руки, — рассказал генеральный директор МУП „Метроэлектротранс“ Айдар Абдулхаков. — По остальным позициям ситуация к середине года нормализовалась, нашли параллельные закупки, меняем на китайские аналоги. Но и это ведет к росту расходов на 10–15 процентов. Аналог — неродная деталь с понятным сроком службы, ремонтопригодностью, гарантией».

В 2021 году подъемные на транспорт  получил глава Нижнекамского района Рамиль Муллин. Бюджет РТ выделили району 218 млн рублей на покупку 50 автобусов. Правда, Муллин оценивал решение проблемы в 500-700 млн рублей В 2021 году подъемные на транспорт получил глава Нижнекамского района Рамиль Муллин. Бюджет РТ выделил району 218 млн рублей на покупку 50 автобусов. Правда, Муллин оценивал решение проблемы в 500–700 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Общественный транспорт — это разменная монета» в аппаратных играх

Общественный транспорт стал в Татарстане предметом споров властей разных уровней. Стоит в районе смениться руководителю, как новому назначенцу республика разово выдает деньги на покупку транспорта — для подъема рейтинга. Так произошло с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым, который после назначения затеял впоследствии провалившуюся реформу с покупкой автобусов «НЕФАЗ». К 2021 году город вернулся к маршруткам, а репутацию чиновника спасли допдоходы горбюджета, на которые купили 21 «НЕФАЗ». Помог и мэр Москвы Сергей Собянин, передавший городу 80 списанных «ЛИАЗов» — правда, запчастей к ним нет и на рейсах автобусов второй партии не видно.

Подъемные на транспорт в 2021 году получил и глава Нижнекамского района Рамиль МуллинБюджет РТ выделил району 218 млн рублей на покупку 50 автобусов. Правда, Муллин оценивал решение проблемы в 500–700 млн рублей. В этом году аппаратную победу одержал глава Альметьевского района Тимур Нагуманов, выбив для города нефтяников 244,6 млн рублей. А вот глава Бугульминского района Линар Закиров пока лоббистских успехов не демонстрирует.

Общественный транспорт — разменная монета, рычаг. Чиновники, депутаты охотно входят в эту область, чтобы набрать политических очков.
Михаил Якимов Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета
Михаил Якимов профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

В предыдущем электоральном цикле главную роль играло дорожное строительство с нацпроектом «Безопасные качественные дороги». Ситуация с дорогами улучшилась, а вот к общественному транспорту остаются вопросы. «Система транспорта общего пользования в крупных городах, агломерациях является своего рода хабом, где концентрируются все существующие и нерешенные по сей день проблемы взаимодействия между властью, бизнесом и жителями агломераций», — к такому выводу приходит Михаил Якимов.

«Вопрос очень сложный и хитрый, — говорит политолог Павел Салин о роли общественного транспорта во взаимоотношениях властей. — Сложность его в том, что это соотношение сфер ответственности муниципалитета и региона. Нельзя дать „средний ответ за всю Россию“, потому что одни и те же муниципальные проблемы с транспортом в отстающем регионе и такие же сложности с транспортом в передовом регионе — это две большие разницы для федерального центра, а соответственно, и для губернаторов. Если проблема с транспортом большого региона попадет в федеральную повестку, то федеральный центр поставит на вид губернатору».

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Анатомию нарастающего транспортного коллапса в РТ «БИЗНЕС Online» детально разобрал в конце 2021-го, и за минувший год причины системного кризиса только углубились. Рассмотрим ниже три главные проблемы.

Сегодня госкомитет РТ по тарифам рассматривает 6 заявлений о росте цены проезда, среди которых Казань, Челны, Нижнекамск, Заинск, Агрызский и Нижнекамский районы Сегодня госкомитет РТ по тарифам рассматривает 6 заявлений о росте цены проезда в Казани, Челнах, Нижнекамске, Заинске, Агрызском и Нижнекамском районах Фото: kzn.ru

Проблема №1: тарифные «качели» и низкая компенсация за льготников

Власти республики в 2021-м регулировали тарифы пассажирских перевозок в 33 муниципалитетах, в том числе в Казани. В этом году список пополнился Актанышским, Агрызским, Тюлячинским и Рыбно-Слободским районами. Сегодня госкомитет РТ по тарифам рассматривает 6 заявлений о росте цены проезда в Казани, Челнах, Нижнекамске, Заинске, Агрызском и Нижнекамском районах. Перевозчики Казани предлагают госкомитету увеличить цену билета на 2 рубля до 33 рублей за безналичный расчет и до 38 рублей за наличку.

«Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности перевозчиков Казани за 2019–2021 годы», — сообщили изданию в госкомитете. Там же объяснили причины, по которым ведомство отказывает перевозчикам в желаемой стоимости проезда:

  • в состав затрат включают экономически необоснованные расходы;
  • затраты на топливо превышают норматив расхода горючего на 100 км пробега из-за несоблюдения расчетов;
  • не предоставляют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие произведенные расходы. Например, по статье затрат «Техническое обслуживание и ремонт автобусов» отсутствуют договоры, накладные на покупку материалов, акты выполненных работ, о списании материалов для ремонта.

Уставшие от ежегодной борьбы за выживание автотранспортные предприятия Татарстана потеряли интерес к текущей тарифной кампании.

В этот раз перевозчики считают, что правительство Татарстана должно подсчитать и определить сумму поддержки. Предстоит решить, будет ли дан импульс развитию транспортной отрасли или наступит рецессия? От принятого решения зависит, появятся ли у автотранспортных предприятий средства на закупку запчастей, ремонт автобусов. Будут ли новые автобусы или количество общественного транспорта сократится? Удастся ли сохранить кадры на автотранспортных предприятиях?
Сергей Темляков Председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ
Сергей Темляков председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ

Компромиссный вариант — полновесная компенсация за льготников. Решает это правительство РТ. Перевозчикам Казани правительство республики компенсирует за поездку льготника только 23 рубля при установленной цене билета в 31 рубль, по Татарстану компенсация — 20 рублей. Суммарно такая монетизация льготы обходится бюджету РТ в 1,6 млрд рублей.

«Когда тариф — 30 рублей, а компенсация за льготника — 20 рублей, то о чем вообще говорить? При этом минимальный экономически обоснованный тариф в Зеленодольске — это 37 рублей! — говорит владелец зеленодольского ПАТП, успешно оспоривший в Верховном суде РТ постановление республики, по которому перевозчики обязаны перевозить льготников. — Если компенсацию не увеличат, то тариф в Зеленодольске вырастет с 30 до 35 рублей. Если увеличат, то тариф для остальных пассажиров поднимется до 32–33 рублей. Кто-то же должен заплатить за льготника. Не хочет платить республика? Значит, придется платить другим пассажирам».

В Татарстане действует система нетто-контракта перевозок. Это договор между пассажиром и перевозчиком: пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса. Чем больше пассажиров перевез, тем больше заработал В Татарстане действует система нетто-контракта перевозок. Это договор между пассажиром и перевозчиком: пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса. Чем больше пассажиров перевез, тем больше заработал Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблема №2: «африканская» модель перевозок в Татарстане

В Татарстане действует система нетто-контракта перевозок. Это договор между пассажиром и перевозчиком: пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса. Чем больше пассажиров перевез, тем больше заработал, отсюда и «гонка моторов» на подъезде к остановкам. Урбанисты называют такую схему перевозок «африканской».

В 2023 году в Казани истекают действующие пятилетние муниципальные контракты с пассажирскими перевозчиками. Новые условия заключения контрактов и форму построения отношений с перевозчиками разработают к апрелю 2023-го, сообщили в исполкоме столицы РТ. Судя по опыту других городов, у Казани три варианта:

  1. Брутто-контракты. В этом случае выручку собирает бюджет, который затем платит перевозчику за пройденные километры. Один человек в салоне или 100, для перевозчика не имеет значения. К текущей плате перевозчикам Казани тогда надо добавить не менее 4,5 млрд рублей. Понятно, что этот вариант активно лоббировали сами перевозчики.
  2. Нетто-контракты с иным условием — выручка остается перевозчику, а недополученные доходы оплачивает бюджет.
  3. Субсидирование убытков перевозчиков. В этом случае тариф регулируется, но убытки покрывает бюджет. Правда, убытки еще надо подтвердить, что сделать в Татарстане непросто. Напомним, 100 млн рублей за QR-коды в транспорте перевозчикам РТ выплатили только по итогам ноября и декабря 2021 года, «забыв» о январе и феврале 2022-го.

«В законе „Об организации регулярных перевозок пассажиров“ нет обязанности перехода на брутто-контракт. Города продолжают заключать и нетто-контракты, — говорит Якимов, участвовавший в подготовке новой схемы с нетто-контрактом в Архангельске. — Брутто-контракт упрощает администрирование: легче управлять, контролировать и регулировать перевозки, проще сбор выручки. Картинка становится лучше: обновляется подвижной состав, выполняется расписание, но увеличивается нагрузка на бюджет. Удобство брутто-контракта для перевозчика в том, что он ориентируется на одометр, не думая о числе пассажиров в салоне. А при нетто-контракте ситуацию контролировать сложнее, труд организатора перевозок серьезнее. Ключевые показатели эффективности нарушаются, падает интерес к оказанию надлежащей услуги».

Моделей брутто-контрактов в России две: условно, тверская и пермская. В первом случае организацию перевозок передали региону, во втором — регулирует муниципалитет. Разницу между объемом транспортной работы и собранной выручки с пассажиров платит бюджет. По итогам 2021 года эта разница в обоих случаях составила 2 млрд рублей, рассказал Якимов.

Финансовые институты рвутся в транспортную сферу, но остановятся на этапе субсидирования, лизинга Финансовые институты рвутся в транспортную сферу, но остановятся на этапе субсидирования, лизинга Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблема №3: нет региональной программы поддержки обновления транспорта

Как обновлять общественный транспорт в условиях вылета Татарстана из программы «Безопасные качественные дороги» (БКД)? Вариантов опять же три:

  1. Субсидии бюджета РТ. По программе БКД республика софинансировала часть расходов казанских предприятий, но только муниципальных. Не охватывала БКД и пассажирские предприятия других муниципалитетов РТ.
  2. Расходовать федеральные госкредиты не на стройку дорог, а на покупку общественного транспорта.
  3. Привлекать инвесторов вроде Сбера, ВЭБ.РФ, Государственной транспортной лизинговой компании. Главное условие у них — переход на брутто-контракт. С этим требованием согласились Пермь, Тверь, а также Таганрог, Верхняя Пышма (город – спутник Екатеринбурга) и Новокузнецк.

Рулевой КАМАЗа Сергей Когогин публично хвалит пассажирские перевозки Твери и Перми. Однако схема владения перевозчиками в Твери и Перми весьма непростая. Они ведут к группе «Мовиста» с региональными «дочками» в регионах РФ. Шеф «Мовисты» Александр Советников ранее работал гендиректором «РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператора системы «Платон», у истоков которой стояли миллиардер Игорь Ротенберг, а также «Ростех» Сергея Чемезова и совладелец «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов. Не готовится ли их приход и в Татарстан, как в свое время это произошло с вывозом мусора?

«Если бы в Татарстане был брутто-контракт и бюджет платил полным рублем за льготников, то можно было бы обойтись и без концессионных соглашений с федеральными структурами, — комментирует последний пункт эксперт нашего издания на условиях анонимности. — Главное условие инвесторов — это выплаты из бюджета. Кредиты-то они берут хоть и долгосрочные, но возвратные».

Финансовые институты рвутся в транспортную сферу, но остановятся на этапе субсидирования, лизинга, полагает Якимов. «В операционную работу не полезут — это уже водители, гаражи, техника. Перевозчики останутся, Сбербанк не будет нанимать водителей», — продолжает собеседник издания.

Парадоксально, но для пассажиров приход федералов стал бы плюсом: вооружившись административным ресурсом, они бы выкрутили властям Татарстана руки, заставив раскошелиться. Местным перевозчикам такое, конечно, не под силу.

В Казани в этом году скорректировали трамвайную маршрутную сеть, длина которой выросла на 69% до 247 км, а число маршрутов вдвое — до 8 В Казани в этом году скорректировали трамвайную маршрутную сеть, длина которой выросла на 69% до 247 км, а число маршрутов вдвое — до 8 Фото: «БИЗНЕС Online»

Резюме. В Татарстане нет внятной транспортной политики

Определенный потенциал есть в оптимизации маршрутной сети городов и районов. Например, в Казани в этом году скорректировали трамвайную маршрутную сеть, длина которой выросла на 69% до 247 км, а число маршрутов вдвое — до 8. «В итоге интервалы движения сократились на участках с большим пассажиропотоком, а на участках с низким — интервал увеличился не более чем на две минуты. Вырос и пассажиропоток», — говорит о результатах реформы Абдулхаков.

За счет муниципального бюджета готовят и новую транспортную схему Казани. Контракт на 15 млн рублей заключили с московским ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта». По техзаданию рассматривают три варианта маршрутной сети:

  • идеальный для пассажиров. С оценкой стоимости и финансовой возможностью воплощения;
  • реальный. Соответствует федеральным стандартам, но менее удобен для пассажиров из-за роста пересадок, привязке автобусных маршрутов к метро;
  • промежуточный. Сочетает сокращение транспортной дискриминации районов и минимальные затраты на бюджет.

«Ерунда, красивые слова, — оценивает идею «автобуса по вызову» Михаил Якимов. — Общественный транспорт ходит по заранее утвержденному маршруту, останавливается на оборудованных остановках. Индивидуализация должна остаться в сегменте персонального транспорта, такси»Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

По три варианта и в проектах новых транспортных моделей для Альметьевского, Зеленодольского, Лениногорского и Бугульминского районов. С деталями лениногорской концепции удалось познакомиться «БИЗНЕС Online» — там разработчики в одном из вариантов рассматривают работу маршрутов по четным и нечетным дням, есть вариант одного автобуса на двух маршрутах сразу. «Подобное нормально, это как самолет, который не привязан к одному маршруту, — считает Якимов. — Четные и нечетные дни — тоже ничего страшного, законодательство позволяет так делать».

Но это опять-таки местный уровень, а где политика республики? Миндортранс РТ, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online» об общественном транспорте, всячески подчеркивает важность ремонта и строительства новых дорог, ведь это позволит:

  • построить 7,6 млн кв. м жилья до 2037 года — без стройки новых дорог жилая застройка будет изолирована;
  • снизить дорожно-транспортные происшествия в среднем на 29%;
  • обеспечить пассажиропоток свыше 3 млн человек ежегодно;
  • создать 100 тыс. рабочих мест в период строительства;
  • увеличить валовый региональный продукт к 2037 году на 252 млрд рублей.

Где среди этих преимуществ общественный транспорт? На чем будут ездить упомянутые 3 млн человек? Напомним, что развитие отрасли общественного транспорта считается основным в Стратегии развития транспортного комплекса Татарстана до 2030 года, но стратегических действий не видно. А это то самое благо цивилизации, без которого города и поселения теряют привлекательность, стоят в пробках и дышат выхлопами.

О громких успехах не слышно, зато процветают вербальные интервенции. В 2020 году Ханифов обещал малым городам 1,1 тыс. новых автобусов, озвучивал планы купить новые трамваи, троллейбусы, автобусы для Казанской, Нижнекамской и Набережночелнинской агломераций. Не получилось. В начале 2022-го новый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Тимур Никонов представил черновик реформы пассажирских перевозок. И тишина — набело переписанный вариант публике не продемонстрировали.

В Челнах появился гибрид общественного транспорта и такси — «Челнок» В Челнах появился гибрид общественного транспорта и такси — «Челнок» Фото: «БИЗНЕС Online»

Общественный транспорт мутирует. Кроме бомбил, например, в Челнах появился гибрид общественного транспорта и такси — «Челнок». Проектом руководит 26-летний пасынок Когогина Даниял Гарифуллин. Планируется, что в будущем сервис заработает и в других городах России, а Никонов уже видит такой сервис в казанских пригородах. Но это не новый шаг в отрасли. «Ерунда, красивые слова, — оценивает идею „автобуса по вызову“ Якимов. — Общественный транспорт ходит по заранее утвержденному маршруту, останавливается на оборудованных остановках. Индивидуализация должна остаться в сегменте персонального транспорта, такси».

На фоне транспортной разрухи поутихли и амбиции властей, пару лет назад всерьез мечтавших о робомобилях и прочей футуристике — электробусах, метробусах, чтобы как в Москве, Париже, Праге или Мюнхене. Но базовые вопросы отрасли по-прежнему не решены. Как ездить людям? Как работать предприятиям? Миндортранс РТ за муниципальные перевозки не отвечает, у муниципалитетов денег нет, а правительство РТ даже за поездки льготников не готово платить 100%, как за обычных пассажиров.

На отсутствие продуманной политики общество отвечает ростом автомобилизации. Последствия уже вкушаем в виде перегруженных дорог, пробок, забитых машинами дворов и бедой с парковкой на узких улицах. Например, площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч. На 1 тыс. жителей в городе приходится 375 автомобилей. Растет число авто и в Челнах — там на 1 тыс. жителей приходится 415 машин. И запас прочности широких проспектов автограда не вечен. В ответ власти выделяют десятки миллиардов на новые дороги и развязки. Цикл повторяется, а общественный транспорт все глубже погружается на дно.