«Бахетле» с июня обеспечивает питанием работников «Нижнекамскнефтехима»Фото: Олег Спиридонов

Как СИБУР и «Бахетле» меняют вкусовые привычки бывших таифовцев

С конца ноября «Бахетле» будет обеспечивать питание в периметре «Казаньоргсинтеза». Одна столовая готова к открытию, еще одна готовится к эксплуатации. Всего планируется обновить четыре помещения. Сотрудников ждет интерьер в светлых тонах, увеличится количество посадочных мест, появится новое меню. Опыт уже обкатали в Нижнекамске — «Бахетле» с июня обслуживает работников «Нижнекамскнефтехима». Таково следствие политики управления СИБУРа: компания концентрируется на основной деятельности, передавая на аутсорсинг несвойственные ей функции, но оставляя за собой контроль за их качеством. Например, помимо питания, СИБУР также отдал на сторону вопросы транспорта, клининга и техменеджмента офисных площадей.

«Бабушкины» жирные пирожки и жареные блюда в столовых, которые ранее были в рационе бывших таифовцев, СИБУР на всех своих заводах меняет на правильное питание. Сами нефтехимики в шутку говорят: «Раньше было: выпечка с завода — это „о-го-го“. Ради нее только стоило жить и работать», но теперь курс — на полезное меню. Логику сотрудничества «БИЗНЕС Online» объяснила генеральный директор ООО «Бахетле» Муслима Латыпова

«Компания внимательно относится к комфорту своих сотрудников. У них очень жесткие стандарты качества, и нам это подходит, — отметила Латыпова. — Они (СИБУР прим. ред.) назначили руководителей по безопасности питания, которые контролируют столовые (в Нижнекамске это Татьяна Лисютина — прим. ред.). Мы пошагово согласовываем цикличность изменения блюд в меню по техзаданиям компании. Контроль ведется ежедневно, проводится дегустация, оценка состояния помещений столовых, внешнего вида сотрудников. Вплоть до чистоты оборудования и наличия в необходимом количестве салфеток и так далее. У СИБУРа очень высокие требования».  

У «Бахетле» же богатый опыт обеспечения питанием больших групп персонала, не говоря уже о том, что компания ежедневно производит 25 т продукции ручной работы. Достаточно вспомнить, что именно супермаркет домашней еды во время Универсиады обеспечивал питание клиентских групп и спортсменов в Казани на правах генерального подрядчика — тогда ежедневно питались десятки тысяч человек. Во время чемпионата водных видов спорта компания консультировала подрядчиков и направляла команды своих сотрудников, обеспечивавших питание участников. 

Интерьер столовой выполнен в светлых тонах, увеличилось количество посадочных мест, появилось новое менюФото: Олег Спиридонов

Сейчас структуры Латыповой обеспечивают обедами детей Нижнекамска и Нижнекамского района. Поэтому ниша корпоративного питания для компании хорошо знакома. Кроме того, это направление работы отличается стабильностью: если в магазинах трафик подвержен различным влияниям — от настроений людей до погоды на улице, — то в корпоративном питании объем заказов стабилен. Это означает, что компания может заранее законтрактовать поставки продуктов, обеспечить их хранение. А за счет оптовых закупок удается удерживать стоимость блюд на приемлемом уровне. 

Спортсменов Универсиады вместо французов будет кормить «Бахетле»

«Посмотрев на все наши плюсы — ресурсы, транспорт, склады, кадры, — мы поняли, что, в принципе, можем занять еще одну нишу, такую как корпоративное питание. Мы кормим Нижнекамск. Все школы, все детские сады, у нас там свой филиал, свой распределительный центр, лаборатория. В Закамской зоне у нас широкий круг заказчиков. Договоренности с СИБУРом мы достигли в том числе и за счет того, что имеем в Нижнекамске мощную производственную базу, поваров в штате, ресурсы для запуска проекта. Все карты сошлись», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» исполнительный директор компании «Бахетле» Гузель Ананьева

Количество питающихся в столовых выросло с 3,5 тыс. до 5 тыс. человекФото: Олег Спиридонов

Ранее заводские столовые обслуживало ООО «Управление общественного питания (УОП) „Нефтехим“». Его 100-процентный учредитель — «Нижнекамскнефтехим». С июля 2022 года компания находится в стадии ликвидации. А команда «Бахетле» с февраля готовилась к работе в столовых «Нижнекамскнефтехима». Столовые укрупнили, оставив 10 помещений из 17, четыре из них уже отремонтировали, увеличив зону рассадки обедающих и пропускную способность, проработав график движения шаттлов от цехов до столовых. Все оборудование было отревизировано, дополнено новым. Номенклатуру оборудования кухни и линий раздачи, логистику движения людей в столовых разрабатывали специалисты «Бахетле», а закупали и монтировали сибуровцы. Кроме того, обновлена вся посуда и столовые приборы, мебель.

Такие же процессы стартовали в июне на «Казаньоргсинтезе». СИБУР сознательно взял небольшой временной лаг, чтобы учитывать собственный опыт — провести работу над ошибками и сформировать лучшие практики, а также для повышения качества управления этими проектами. 

С лета количество питающихся в столовых НКНХ выросло с 3,5 тыс. до 5 тыс. человек, и это не случайно. На «Казаньоргсинтезе» питаются 1,2 тыс. человек — предполагается, что в результате смены формата питания их будет 2 тысячи. Ключевая задача — максимально увеличить количество питающихся на предприятии: такую задачу ставит СИБУР, и она отвечает интересам «Бахетле» с точки зрения увеличения выручки. 

Муслима Хабриевна рассказала, что обедают сотрудники НКНХ обычно всего один раз в смену. Если проголодался — на территории есть буфеты и кофейные автоматы, которые тоже обслуживает «Бахетле» Муслима Хабриевна рассказала, что обедают сотрудники НКНХ обычно всего один раз в смену. Если проголодался — на территории есть буфеты и кофейные автоматы, которые тоже обслуживает «Бахетле» Фото: «БИЗНЕС Online»

Лечебно-профилактическое питание, скидки и салат-бар с элементами шведского стола

Муслима Хабриевна рассказала, что обедают сотрудники НКНХ обычно всего один раз в смену. Если проголодался — на территории есть буфеты и кофейные автоматы, которые тоже обслуживает «Бахетле». Также сотрудники получили два усовершенствованных мини-маркета, которые раньше назывались «Калинка». Один из них находится на остановке напротив завода. «Очень удобно — люди выходят с работы на остановке, когда ждут, там у них магазинчик есть. Берут выпечку, готовые блюда», — объяснила Латыпова. Питание в столовых организовано двухразовое — есть обед с 10:00 до 14:00 и ужин с 19:30 до 23:00 — для тех, кто работает в ночную смену.

Первое, что бросается в глаза в обновленной столовой, — светлые стены, живые цветы по всему залу, обновленные белые столы и цветные стулья. На входе установлен флипчарт для отзывов — можно написать фломастером, вкусно сегодня поел или нет, есть ли другие замечания или предложения. Также есть книга отзывов, небольшие анкеты. Реакции от посетителей положительные: чисто, уютно, вкусная еда, много предложений с просьбой ввести любимые блюда. Сотрудники также глубоко признательны за привитие культуры обратной связи СИБУРом: можно сразу оставить отзыв и получить ответ, реакцию на свое обращение. 

Очень большие изменения произошли в меню. СИБУР разработал лечебно-профилактическое питание (ЛПП) для тех, кто работает на вредных производствах. Рабочим выдаются талоны на питание. Все, что входит в рекомендованный диетологами перечень, для них бесплатно. В день, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на заводе, в ЛПП-1 входила гречка с двумя тефтелями, крем-суп, капустный салат и компот. В ЛПП-2 — макароны с паровой котлетой, суп харчо, салат из помидоров и компот. Один талон эквивалентен 250 рублям. Учет простой: все, кто имеет право на оплаченное предприятием меню, протягивают кассиру пропуск и загружают подносы. И, кстати, это тоже инновация СИБУРа: оплата питания пропуском. Не надо тратить время на поиск денег по карманам или кошелькам, ожидать получение сдачи и т. д. Все максимально просто и быстро. 

«Мы понимаем, что на таких заводах есть категория трудящихся, которая работает в негативных условиях. Для них очень важно обеспечить сбалансированное питание. Сейчас на КОС [пока] такого меню нет. Да, люди получают бесплатное питание, но они идут через линию раздачи и выбирают все, что хотят. В этом случае тут как раз будет комплекс. Для нас питание не просто насыщение человека, это один из элементов здоровья. Мы делаем два вида меню. Человек может сегодня выбрать одно, а завтра другое. Это бесплатно, все оплачивает компания. Плюс мы делаем ассортимент на выбор параллельно тем людям, которые идут за оплату, которым бесплатное питание не полагается», — рассказала Ананьева. Средний чек, отмечают наши собеседники, остался прежним — 167–180 рублей. 

Политика в сфере питания СИБУРа преследует цель стимулировать людей к выбору полезных блюд. Для всех сотрудников, которые питаются за свой счет, скидка на меню — 15%. Но на полезные блюда скидка 30%. Подрядчики СИБУРа в этих столовых тоже питаются, но для них скидок нет. «Подход такой, что людям не просто говорят, что питаться надо правильно, но и мотивируют рублем. У нас в техзадании обязательно присутствует ассортимент, где нет майонеза, а пища не подвергается обжарке», — объясняет Ананьева.

Еще одна фишка — салат-бар с элементами шведского стола. Эта опция активно пользуется спросом у нефтехимиков, отмечает исполнительный директор «Бахетле». Салат-бар представляет собой несколько позиций меню. Все это совершенно бесплатно — можно накладывать столько, сколько хочешь. Когда мы были в столовой, нам предложили нарезанную вареную свеклу, вареную морковь кубиком, свежие огурцы брусочком, укроп и яблоки дольками. Это все могут взять бесплатно и все те, кто не питается по талонам ЛПП. Также в их распоряжении плодово-ягодный напиток без сахара, ягодный чай и оливковое масло. «Канцерогены и вредящие здоровью ингредиенты минимизированы», — добавила Ананьева к описанию нового меню. 

Состав меню разрабатывает «Бахетле» — компания не первое десятилетие изучает предпочтения татарстанцевФото: Олег Спиридонов

«Сейчас еда полезнее — много блюд на пару, жареного нет…»

На входе в столовую размещен график питания. На основании этого графика каждый из цехов подходит в определенное время, для того чтобы не создавать очередь на кассах. В тот день на обед в одну из них пришли 505 человек. Из них 299 получили лечебно-профилактическое питание, салат-баром воспользовались 357 человек. Революция СИБУРа, как выяснилось, способствует выбору горячего питания сотрудниками в столовых заводов. 

«Раньше люди не обедали. Им давали талон за вредность на 6 тысяч рублей, они за эти 6 тысяч не ели. У нас были магазины „Калинки“ — „уоповская“ сеть магазинов, — и сотрудники просто отоваривали талоны там. Они брали там торты, печенье, выпечку, колбасы производства собственного цеха. То есть люди просто не ели в столовых, — объяснила нам администратор столовой Светлана Ахмадеева; вряд ли это на пользу здоровью, но, конечно, какая-то свобода выбора. — А сейчас человек на 250 рублей должен обедать каждый день. Поэтому у нас теперь такая высокая проходимость. Раньше такого не было». 

Кроме того, самим работникам столовых стало гораздо проще работать. Все организовано таким образом, чтобы доставить в столовую готовую выпечку и полуфабрикаты, обеспечивая одинаковые стандарты качества готовки блюд. «Раньше приходилось самим лепить котлеты, все печь-жарить-парить, — продолжает собеседница „БИЗНЕС Online“. — Сейчас и еда полезнее. Много блюд на пару, жареного нет. Раньше в столовых у нас были мини-буфеты, холодильник с мороженым, холодильники с колой и пепси стояли всегда. А сейчас люди жалуются: мол, нет тортов: „Я хотя бы мог на талоны тортик купить!“» В общем, сладенького просят, но пирожных нет — зато есть выпечка. А вместо газировок — морсы и компоты с ягодами, травами, медом. 

Заход «Бахетле» сопровождался переменами для сотрудников столовых. Всех желающих взяли в штат компании, никого не увольняли — так было сделано в рамках договоренности с СИБУРом. Кроме того, организовано переобучение, освоение современного оборудования — например, раньше не было пароконвектоматов, теперь они появились. Конечно, на линии раздачи выросла нагрузка: наплыв в столовые стал больше, и кто не был готов к этим переменам, тот ушел. Но ушли немногие: привлекает хорошая зарплата, которая выросла примерно на 25%, четкий график работы, которого не найдешь в кафе на свободном рынке. Средняя зарплата — 30–35 тыс. рублей «белыми», полные социальные выплаты. Плюс осталась возможность работать для того же предприятия, для которого работал и ранее. 

Состав меню разрабатывает «Бахетле» — компания не первый год, не первое десятилетие изучает предпочтения татарстанцев. И они отличаются от тех, что в Сибири. «СИБУР не связывает нам руки, — говорит Ананьева. — На их сибирских предприятиях своя специфика питания у людей. У нас же больше потребляют говядину, нежели свинину. В Татарстане любят выпечку — на сибирских предприятиях компании в меню ее нет, а у нас люди просят. Есть довольно много пожеланий в сторону халяля, присутствует акцент на национальные блюда». Для СИБУРа важно соблюдать установленную калорийность и баланс белков, жиров и углеводов, рекомендованный лечебно-профилактическим направлением питания. А специалисты «Бахетле» разрабатывают состав меню по этим параметрам, учитывая местные предпочтения.   

Возвращаясь к началу повествования о жирных пирожках, которые были брендом УОПа, — теперь тех, что с пылу с жару доставлялись рабочему прямо с кухни, уже нет.

Сейчас «бахетлевские» пирожки выпекаются в духовых шкафах с минимальным количеством масла. Люди, говорят сибуровцы, уже отмечают эту разницу — и отмечают, что кое у кого даже прошла изжога. Терапевты заводских центров здоровья, также недавно открывшихся в новом формате работы, наблюдают снижение частоты обращений по проблемам с ЖКТ. Полезные ржаные пирожки с тыквой вообще разлетаются на ура. А главное, ассортимент достаточно широкий и одинаковый во всех точках питания.