«Недостаточная урегулированность сферы обращения с жидкими бытовыми отходами оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды», — беспокоятся депутаты Фото: eco.tatarstan.ru

Только в Татарстане ежегодный ущерб от «черных ассенизаторов» оценивается в 1,4 миллиарда

«Социальный дисбаланс» в выгребных ямах татарстанцев (да что там, всех россиян!) обнаружили парламентарии Татарстана. Завтра два профильных комитета — ЖКХ и экологии — соберутся, чтобы рассмотреть обращение парламента к спикеру Госдумы РФ Вячеславу Володину и премьеру РФ Михаилу Мишустину.

Авторы обращения со ссылкой на Росстат отмечают, что в России лишь 65,4% жилфонда оборудовано центральной канализацией. На селе и вовсе беда — канализация есть в 18,3% поселений. В Татарстане ситуация чуть получше, но именно что чуть: около 70% жилфонда подключено к центральной канализации, на селе канализовано 22,2%. И не только частные дома, но и многоквартирные на селе зачастую подключены к септикам и выгребным ямам.

Госсовет обращает внимание на то, что в сфере вывоза твердых коммунальных отходов проблему решают на государственном уровне. «Существенные изменения… положили начало новой системе обращения с отходами, которые позволили в значительной степени наладить работу отрасли», — отмечается в обращении. А вот выгребные ямы остаются за пределами регулирования. Конечно, бизнес золотарей живет и процветает: вывоз ЖБО осуществляется спецтранспортом. Но не все тут гладко — в чем проблемы?

  • На законодательном уровне нет даже однозначного понятия, что такое эти самые жидкие бытовые (коммунальные) отходы.
  • Не регламентируются методики определения объемов ЖБО.
  • Нет установленных тарифов.

«Недостаточная урегулированность сферы обращения с жидкими бытовыми отходами оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды и создает угрозу здоровью населения, поскольку их сброс нередко осуществляется непосредственно в водные объекты (пруды, озера, реки) или иные места, не оборудованные и не приспособленные для этих целей», — беспокоятся депутаты.

Ранее руководитель ассоциации операторов обращения с промышленными отходами России, депутат Госсовета РТ Марат Галиев, продвигавший инициативу госконтроля в сфере ЖБО, отмечал, что только в республике около 2 млн кубометров содержимого выгребных ям ежегодно сливается абы куда, но только не в очистные сооружения.

Ущерб от незаконного сброса только одной ассенизационной машины на 10 кубов достигает 1 миллиона рублей. Это по тем же официальным данным минэкологии. А ежегодный ущерб от всего объема жидких отходов, поступающих в окружающую среду, оценивается приблизительно в 1,38 миллиарда рублей! 
Марат Галиев Президент Ассоциации операторов обращения с промышленными отходами РФ, депутат Госсовета РТ
Марат Галиев президент ассоциации операторов обращения с промышленными отходами РФ, депутат Госсовета РТ

На всю республику всего 21 сливная станция, а одних лишь районов насчитывается 43. Но это, вероятно, тоже одно из следствий того, что сфера никак не регулируется: нет инвестиций в инфраструктуру, нет источников для финансирования. Причем в свое время правила предоставления услуг по вывозу ЖБО в России были, но они утратили силу с 1 января 2021 года.

Депутатов беспокоит, что стоимость услуг по сбору и вывозу ЖБО устанавливается теми, кто оказывает услуги, и теми, кто эти услуги получает. Но в условиях неурегулированности тарифов цену диктует бизнес. «Граждане вынуждены оплачивать указанные услуги по произвольным (завышенным) ценам, что приводит к социальному дисбалансу», — делают вывод депутаты. И Госсовет просит Мишустина и Володина сформировать полный цикл обращения с жидкими бытовыми отходами — от тарификации до очистки и утилизации. И ввести госрегулирование тарифов на эти услуги.

«Утилизация и переработка ЖБО просто отсутствуют, но к этому снаряду надо подходить»

По мнению депутата Госдумы РФ, председателя комитета по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, сам вопрос, который поднимается коллегами из Татарстана, абсолютно правильный и своевременный.

«Проблема такая есть, и ее надо решать. У нас сфера жидких отходов не то что слабо урегулирована — утилизация и переработка практически на сегодняшний день отсутствуют. Если брать современные требования, в том числе экологические, необходимы гигантские средства. Но все равно к этому снаряду надо подходить. Правильно коллеги из Татарстана сделали, что поднимают этот вопрос в публичную плоскость», — отметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Установить тарифы можно по той же схеме, по которой установлены другие тарифы, считает Пахомов. Вряд ли с этим будут какие-то сложности. Важно принять решение, что сфера ЖБО так же, как и ТКО, подпадает под тарифное регулирование. Пахомов согласен с тем, что в данном сегменте рынка активно работает бизнес, а государство здесь является крайне слабым игроком. Поэтому роль государства нужно усиливать.

«Порядок наводить надо в тарифном образовании — это точно, и я тут поддержу, если будет такая законодательная инициатива, — говорит председатель комитета ЖКХ Госдумы РФ. — Наша задача своим решением сделать так, чтобы соотношение цены и качества находилось в балансе. Всегда желающие найти лазейку в законе были и будут — это логика бизнеса многих. Но это не значит, что мы не должны попробовать принять такое решение, которое не убьет тот рынок и не станет тяжелым обременением для граждан».

Инициативу депутатов ввести госрегулирование на рынке предприниматели-ассенизаторы считают бессмысленной, т. к. ввести единый тариф невозможноФото: Вова Жабриков/URA.RU/TASS

Ценовой скачок: как плата за негативное воздействие спровоцировала рост тарифов

Напомним, что проблема вывоза ЖБО в Казани ярко проявила себя летом прошлого года. Тогда «Водоканал» в соответствии с требованиями постановления правительства выставил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ. Эта плата установлена для бизнеса — и, в принципе, все, кто работает с населением, могли бы ее избежать.

«Проще слить все в овраг!»: в поселках Казани в разы подорожала откачка выгребных ям

Сами ассенизаторы в разговоре с «БИЗНЕС Online» были возмущены: многим предпринимателям насчитали сотни тысяч выплат. А доказывание того, что ты работаешь с населением, требует документального подтверждения. Да и сами ЖБО нынче не те, что были лет 30 назад. «Сейчас какой только химии ни льют, а за вред надо платить», — сходились во мнении опрошенные бизнесмены. В общем, проще выставить повышенные счета населению, чем возиться с бумажками. В результате плата в казанских поселках просто выросла примерно на треть.

Кроме того, тогда звучало и альтернативное мнение депутата от ЛДПР Эдуарда Шарафиева, позиция которого — в том, что это «Водоканал» должен был бы доказать обратное: что в бочках ассенизаторов именно токсичные отходы с предприятий, а не содержимое выгребных ям частного сектора.

Средняя стоимость вывоза ЖБО по Казани — 4 тыс. рублей. И она зависит от тарифов «Водоканала». Если там повышают ценник за прием стоков, то предприниматели также вынуждены повышать тариф Средняя стоимость вывоза ЖБО по Казани — 4 тыс. рублей. И она зависит от тарифов «Водоканала». Если там увеличивают ценник за прием стоков, то предприниматели также вынуждены повышать тариф Фото: «БИЗНЕС Online»

Ассенизаторы о контроле рынка: «Это как с мусоровозами получится: отрегулировали, а получили монополию»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с несколькими предпринимателями-ассенизаторами. Об инициативе депутатов ввести госрегулирование на рынке они не слышали, но уже считают ее бессмысленной, т. к. ввести единый тариф, по их словам, невозможно. В разных домах откачка ЖБО происходит с разной периодичностью. У компаний разный тип машин и объем откачки. К тому же количество прописанных в частном секторе не всегда известно.

«В домах даже разные колодцы. У кого-то бетонированные, у кого-то нет. У некоторых яме сливной и 20 лет, и она без откачки работает. А у кого-то и каждые две недели нужно откачивать, потому что грунт такой. Как здесь можно расписать график, а тем более тариф?» — говорит владелец фирмы «Водовозсервис» Александр Архипов.

С позицией депутатов по поводу завышенных ассенизаторами цен Архипов не согласен. По его словам, средняя стоимость по Казани — 4 тыс. рублей. И она зависит от тарифов «Водоканала». Если там увеличивают ценник за прием стоков, то предприниматели также вынуждены повышать тариф.

«Кто как хочет, тот так и работает. Если людям не нравится, пусть ищут дешевле. Сейчас цены за услуги и так низкие, — отмечает он. — Мы качаем Приволжский район за 4 тысячи, Авиастроительный — за 3,5 тысячи. И то люди не соглашаются, говорят, что дорого. А у нас утилизация на „Водоканале“ только тысячу рублей стоит за одну машину 10-кубовую — за слив и экологический вред… Смысла в этой инициативе не вижу. Вот если цена на утилизацию будет дешевле, тогда и мы за услуги можем снизить расценки».

Руководитель компании «Экомастер-Казань» Инсаф Давлиев рассказал, что цены за услуги рассчитываются с учетом расходов. Это по большей части топливо, зарплата сотрудников, обслуживание и покупка техники. Порой в одну сторону приходится ехать по 20 км, от этого зависит и стоимость откачки. За один рейс «КАМАЗ» может обслуживать один-два вызова. «В прошлом году „Водоканал“ сильно поднял цены — только за слив машины мы платим 950 рублей», — отмечает он.

Марат Галиев: «Отходы «топят» Татарстан, а с ними утекают деньги населения»

По оценке Архипова, в Казани работает около тысячи ассенизаторских машин и бизнес привлекательный для тех, кто обходит официальные договоры с «Водоканалом». И те предприниматели, что работают легально, такой конкуренцией тоже недовольны. Скорее надо думать о том, как быть с проблемой «черных ассенизаторов», а не о том, как бы залезть в карман к честно работающему бизнесу.

«Придумывают, куда сливать, минимизируют свои затраты, стараются максимально заработать, выкручиваются как могут», — говорит он о сером рынке. Предприниматель считает, что, для того чтобы покрыть потребности всего частного сектора Казани, нужно закупить около 1,5 тыс. машин. «Но это как с мусоровозами получится. Отрегулировали, а в итоге сейчас монополия на рынке. Одна компания сегодня вывозом занимается, а всех остальных убрали и никому заниматься не дают», — подытожил Архипов.