Сегодня стало известно, что косметика и парфюмерия Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase не будут ввозиться по параллельному импорту, так как бренды сами готовы возобновить поставки Сегодня стало известно, что косметика и парфюмерия Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase не будет ввозиться по параллельному импорту, т. к. бренды сами готовы возобновить поставки Фото: Рюмин Александр / ИТАР-ТАСС

«В отношении них невозможен параллельный импорт»

С начала СВО на Украине жители России, кажется, привыкли к новостям об уходе тех или иных известных зарубежных брендов с рынка. Власти даже придумали выход — параллельный импорт, т. е. ввоз товаров без разрешения владельцев торговых марок. Однако сегодня стало известно, что косметика и парфюмерия Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase (часть относится к люксовому сегменту, а другие — к профессиональной косметике) не будет ввозиться по параллельному импорту, т. к. бренды сами готовы возобновить поставки.

«Указанные бренды <…> внесены в исключения, и, соответственно, в отношении них невозможен параллельный импорт. Это стало возможным благодаря готовности компаний возобновить поставки своей продукции в Россию», — сообщили РБК в пресс-службе минпромторга и уточнили: исключения вступят в силу через три месяца. Это позволит тем, кто приобрел продукцию по схеме параллельного импорта, ввезти ее на территорию страны.

Отметим, перечисленные бренды косметики и парфюмерии объединяет французский гигант L’Oreal Groupe. Сама компания пока не комментировала перспективы своего возвращения. Между тем история L’Oréal в России началась с 1990 года, когда было создано совместное советско-французское предприятие. В 2010-м состоялось открытие первого на территории РФ завода L’Oréal, расположенного в Калужской области, который производит продукты для марок L’Oréal Paris и Garnier. Французская компания традиционно занимала ведущие позиции на косметическом рынке Российской Федерации, так, по итогам 2018 года ее доля в сегменте масс-маркета оценивалась в 25% и 11% в люксе. В целом оборот рынка косметики и парфюмерии в нашей стране составляет более чем 800 млрд рублей.

Денис Мантуров сообщал о переговорах по возобновлению поставок косметической продукции ведущих производителей Денис Мантуров сообщал о переговорах по возобновлению поставок косметической продукции ведущих производителей Фото: «БИЗНЕС Online»

О приостановке работы магазинов и инвестиций в РФ компания сообщила еще в начале марта, осудив российскую спецоперацию. «L’Oréal прекратила продажу всех продуктов, кроме товаров первой необходимости. В то же время мы продолжаем поддерживать наших 2,5 тысячи сотрудников», — отмечала компания. При этом в сообщении не говорилось о продаже калужского завода. Agence France-Presse писал, что производство продолжит работу, здесь выпускают краску для волос, шампунь и средства личной гигиены.

В СМИ звучала информация, что до начала СВО около 60% всего косметического рынка РФ занимали зарубежные компании, а с учетом их предприятий в России эта цифра была еще больше (80%), кроме того, в нынешних условиях отечественные производители столкнулись с проблемой недоступности импорта сырья, необходимого для парфюмерно-косметической продукции.

В начале августа минпромторг внес Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Helena Rubinstein, Valentino, Giorgio Armani, Kerastase в список параллельного импорта. Ведомство объясняло это тем, что в торговые сети страны сейчас «поступает недостаточное количество товаров этих производителей». Однако, как напоминает РИА «Новости», глава ведомства Денис Мантуров сообщал о переговорах по возобновлению поставок косметической продукции ведущих производителей.

Вместе с тем тогда же из перечня министерство исключило другой французский бренд — Renault. Это объяснили тем, что поставлять необходимые запчасти для автомобилей этой марки будет АвтоВАЗ. «Важным изменением стало исключение бренда Renault из списка параллельного импорта, поскольку АО „АвтоВАЗ“ приняло на себя обязательства по обеспечению гарантийного обслуживания данной марки, включая торговлю запчастями», — говорилось в сообщении министерства.

Тогда же из перечня министерство исключило другой французский бренд — Renault. Это объяснили тем, что поставлять необходимые запчасти для автомобилей этой марки будет АвтоВАЗ Тогда же из перечня министерство исключило другой французский бренд — Renault. Это объяснили тем, что поставлять необходимые запчасти для автомобилей данной марки будет АвтоВАЗ Фото: Vasilii Smirnov/Russian Look / www.globallookpress.com

«Для многих зарубежных брендов в России просто нет аналогов»

Комментируя сегодняшние новости от ведомства Мантурова, эксперты «БИЗНЕС Online» оговариваются, что пока подтверждения данной информации от самих французов не было, но положительно относятся к потенциальному возвращению глобальных брендов.

«Сегодня утром мы связались с компанией L`Oreal, дистрибьютором марок Redken и Kerastase (бренды продукции по уходу за волосами — прим. ред.), и у них пока информации нет, — говорит Ляля Садыкова, генеральный директор сети парикмахерских „Бигуди“, член совета ассоциации предпринимателей индустрии красоты. — Эти бренды нужны… Я думаю, все видят, что параллельным импортом (больше из Казахстана и Армении) вся та же продукция все равно сюда идет. Но через параллельный импорт все поступает по очень высоким ценам, в частности на косметику на 30 процентов выше тех, по которым мы брали у официальных дистрибьюторов».

Также эксперт «БИЗНЕС Online» подчеркивает, что параллельный импорт не закрывает довольно широкий спектр вопросов. «Бренд косметики — это не просто бренд, а атмосфера, обучение мастеров, маркетинговые планы, совместные маркетинговые акции, поддержка от компании (бюджеты, которые выделялись на салоны красоты), — напоминает Садыкова. — Думаю, бизнес пострадал от ухода этих брендов. Наше правительство считает, что это просто тюбики и баночки, но за ними стоит целая структура. Мы узнавали от них тренды и новинки. Уходят не просто компании, а развитие рынка парикмахерского искусства». Для многих зарубежных брендов в России просто нет аналогов, сетует наша собеседница, и в ближайшее время они вряд ли появятся. «Та же Wella — это краситель с мировым именем и историей, и ни один бренд не смог качество красителя скопировать, несмотря на доступность технологий, — констатирует член совета ассоциации предпринимателей индустрии красоты. — Если во всем мире не смогли это сделать, то откуда возможность появится у нас? Даже наши производители, например Estel, говорили, что их продукция на 90 процентов состоит из импортного сырья».

Для многих зарубежных брендов в России просто нет аналогов, сетует наша собеседница, и в ближайшее время они вряд ли появятся. Та же Wella — это краситель с мировым именем и историей и, ни один бренд не смог качество красителя скопировать, несмотря на доступность технологий Для многих зарубежных брендов в России просто нет аналогов. Например, Wella — это краситель с мировым именем и историей, но ни один бренд не смог его скопировать, несмотря на доступность технологий Фото: Victor Lisitsin/Russian Look / www.globallookpress.com

Эксперт в области индустрии красоты Анна Дычева-Смирнова указывает, что для западных компаний РФ была серьезным рынком: «Когда они его покидали, то практически все говорили, что на Россию приходится 4–5 процентов от оборота. Конечно, рынок важный — несколько десятков миллионов активных пользователей». О том, насколько вырастут цены на продукцию французов, если те полноценно вернутся, говорить пока рано, считает собеседница «БИЗНЕС Online». «Но мы видим, что бо́льшая часть транснациональных компаний на протяжении последнего года у себя на локальных рынках подняла в среднем цену продукции на 5–7 процентов. Это вызвано возрастающими ценами на энергоносители, логистику и сырье», — добавляет Дычева-Смирнова. 

Но не пострадает ли отечественный производитель? «Действительно, российское производство сейчас сильно нарастило свои мощности, — указывает эксперт. — По данным Росстата, на 3 процента выросло количество произведенных единиц косметики за последние 6 месяцев». Однако Дычева-Смирнова констатирует, что российские производители сделали большой рывок в категории масс-маркета и миддл-маркета. «Мы не говорим о брендах категории люкс. У нас нет люксовых брендов, которые существуют десятилетиями, с определенной легендой и определенным культурным наследием», — говорит эксперт индустрии красоты.