На сцене действует юный Миллиган, катающийся на скейте, танцующий диско и страдающий от нехватки родительской ласки. Это, по мысли авторов, привело его к психическому расстройству — в балете у подростка оказывается шесть разных личностей На сцене действует юный Миллиган, катающийся на скейте, танцующий диско и страдающий от нехватки родительской ласки. Это, по мысли авторов, привело его к психическому расстройству — в балете у подростка оказывается 6 разных личностей

«Мы побуждаем задуматься о том, как нужно относиться к родным и близким»

Мировая премьера балета в стенах театра им. Джалиля — событие диковинное. Подогревало интерес и то, что «Личности Миллигана» уже успели обрасти неожиданным скандалом, поскольку некие защитники традиционных ценностей в соцсетях минкульта РТ потребовали отменить спектакль об американском преступнике-психопате. Авторы сообщений угрожали обращением в правоохранительные органы, в итоге возрастной ценз постановки подняли с 12+ до 18+. И отметим, что перед премьерой на входе у молодых зрителей проверяли паспорта и даже разворачивали отдельных матерей с детьми.

Впрочем, ревнителям морали переживать не стоило. Никакой пропаганды насилия, убийства или однополой любви в балете нет. Напротив, спектакль (точнее, его первый акт) вполне себе гуманистичный. На сцене действует юный Миллиган, катающийся на скейте, танцующий диско и страдающий от нехватки родительской ласки. Это, по мысли авторов, привело его к психическому расстройству — в балете у подростка оказывается «6 разных личностей». Звучит модно. Что это значит на самом деле  — вопрос сложный, тут даже не каждый психиатр ответит на этот вопрос, скорее священник или мулла. По всей вероятности, таким образом авторы постановки подыграли мировой «повестке», действительно агрессивно продвигающей сегодня самые различные перверсии. И тут с организаторами не поспоришь — они попали в данный тренд. Хорошо это или плохо, пусть каждый решит сам.

«Показывая сложные взаимоотношения Билли с отчимом, мы затрагиваем тему дискриминации, побуждаем родителей любить и ценить своих детей, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ продюсер и исполнитель главной роли, премьер казанского балета Олег Ивенко. — Зритель может заглянуть в подсознание героя и задуматься о том, как нужно относиться к своим родным и близким».

«Хотелось сделать триллер-балет»: Олег Ивенко сыграет в Казани знаменитого психопата

Удел Билли — замкнуться в своей маленькой комнатке с потертым диваном, который он активно осваивает. Там подросток открывает в себе первые 6 личностей (к концу жизни у него их было 24) и прячется от жестокого отчима. Миллиган пытается покончить с собой, а в финале «отключает» отчима. Гнетущую атмосферу балета дополняют серые обои на стене-трансформере, неработающий телевизор и тусклая лампочка на веревке (сценограф — Елисей Шепелев).

Однако лаконизм антуража не мешает разнообразию действия. Не зря Ивенко задумывал именно кинобалет — эпизоды сменяют друг друга с динамикой хорошего  триллера. Монологи героя оттеняют контрастные ансамбли (особенно удачен дуэт-поединок Билли и отчима) и финальный балабиль, где личности расправляются с унижающим подростка родственником. Удачна и идея с контровым светом (автор световой партитуры — Владимир Коваленко) — тени на заднике рождают дополнительные личности героя и подчеркивают рельеф силуэтов.

На основе балета смело можно писать учебник по танцу модерн. Здесь тебе и выраженный партер — неспособный освободиться (воспарить) Билли почти прикован к полу На основе балета смело можно писать учебник по танцу модерн. Здесь тебе и выраженный партер — неспособный освободиться (воспарить) Билли почти прикован к полу

«Я только начинаю свой путь как хореограф»

«Мне хотелось показать, насколько ранима подростковая психика, как безразличие взрослых может привести к психологической травме ребенка и заставить его внутренний мир расслаиваться, — признался балетмейстер, солист театра Бориса Эйфмана Олег Габышев. — Я только начинаю свой путь как хореограф, и опыт больших мастеров — моего учителя Бориса Яковлевича, а также Иржи Килиана, Матса Эка — волей-неволей добавляет что-то к моей стилистике. Работать с казанскими артистами было приятно — я увидел в них желание, помимо классики, танцевать что-то еще».

Как прилежный ученик, Габышев вставил в действие все фишки гуру contemporary dance. На основе балета смело можно писать учебник по танцу модерн. Здесь тебе и выраженный партер — неспособный освободиться (воспарить) Билли почти прикован к полу, и классический для модерна принцип «сжатия и расслабления» — герой то нервно мечется по комнате, то меланхолично рефлексирует, и эйфмановское слияние неклассичных па с динамичным темпоритмом классики в финале.

При этом личного голоса хореографа-Габышева пока, увы, не слышно и не видно. Возможно, за счет излишнего натурализма и изобразительности пластики. В какой-то момент устаешь от бесконечных хватаний за голову, тряски ног, заламываний рук и жаждешь танцевальных обобщений. А их в балете немного: «килиановский» бесцензурный дуэт Билли и его альтер эго Аделаны (где дама берет на себя мужские функции и наоборот) в исполнении прима-балерины МАМТа Ксении Шевцовой. И гротескный регтайм Алена, еще одного альтер эго героя. Для 40-минутного спектакля этого, согласитесь, мало.

Эльмир Низамов (справа): «Я стремился создать необходимые для танцовщиков динамику, ритмы, атмосферу и при этом сделать партитуру многогранной и симфоничной» Эльмир Низамов (справа): «Я стремился создать необходимые для танцовщиков динамику, ритмы, атмосферу и при этом сделать партитуру многогранной и симфоничной»

«Мне хотелось, чтобы музыка следовала драматургии балета, но также в будущем могла звучать самостоятельно»

Гораздо больше в этом плане преуспел казанский композитор Эльмир Низамов, для которого «Миллиган» тоже первый балет. Электронно-акустическая партитура превращает киношное монодействие в общемировую философскую притчу. Не гнушаясь изобразительности (безумие героя иллюстрирует стук сердца и зловещий шепот), композитор сочетает ее с чистым звучанием. Оно аккумулировано в лейтмотиве Билли, оборачивающимся то щемящим соло скрипки, то экспрессивным плачем виолончели, то минималистично-трепетной фигурацией рояля.

«Олег [Ивенко] предоставил мне конкретные образы, которые нужно было музыкально услышать и прочувствовать, — отметил Низамов. — Я стремился создать необходимые для танцовщиков динамику, ритмы, атмосферу и при этом сделать партитуру многогранной и симфоничной: главная тема Билли по ходу действия преображается, переосмысляется в разных жанрах и формах. Мне хотелось, чтобы музыка следовала драматургии балета, но также в будущем могла звучать самостоятельно».

Несмотря на слова Ивенко о том, что «Личности Миллигана», возможно, войдут в афишу ТАГТОиБ им. Джалиля (и станут отправной точкой в освоении труппы модерна), конкретных заявлений от руководства театра пока нет Несмотря на слова Ивенко о том, что «Личности Миллигана», возможно, войдут в афишу ТАГТОиБ им. Джалиля (и станут отправной точкой в освоении труппой модерна), конкретных заявлений от руководства театра пока нет

В жизнеспособности музыки сомневаться не приходится, а вот сценическое будущее балета, по крайней мере в Казани, остается под вопросом. Несмотря на слова Ивенко о том, что «Личности Миллигана», возможно, войдут в афишу ТАГТОиБ им. Джалиля (и станут отправной точкой в освоении труппой модерна), конкретных заявлений от руководства театра пока нет. И очень жаль — на добротном материале артистам вполне реально научиться иначе чувствовать свое тело. Пока что это удается не всем и не всегда. Даже Ивенко, блестящий классический премьер, неоднократно танцевавший за рубежом, в ансамблях оказался недостаточно пластичен. Особенно это видно в дуэте с солистом МАМТа Георги Смилевски – младшим (Ален), где они зеркально повторяют движения друг друга. Зато еще один казанский солист, брутальный Антон Полодюк (отчим), продемонстрировал удивительную для своей фактуры гибкость.

Радуют планы, по словам Ивенко, показать спектакль в театре с живым оркестром — на премьере он шел под фонограмму. И, конечно, дать продолжение балета — его второй акт авторы представят на следующем фестивале #StagePlatforma.