Олег Ивенко: «Очень важно приобщать Казань и всю Республику Татарстан к танцевальному модерну. Каждый год я прошу балетмейстеров ставить новую хореографию, тем самым развивая и фестиваль, и танцовщиков, и постановщиков» Олег Ивенко: «Очень важно приобщать Казань и всю Республику Татарстан к танцевальному модерну. Каждый год я прошу балетмейстеров ставить новую хореографию, тем самым развивая и фестиваль, и танцовщиков, и постановщиков» Фото: Альбина Королева

«Возможно, «Билли Миллиган» станет отправной точкой на пути расширения афиши ТГАТОиБ»

— Олег, всего неделя осталась до старта нового сезона фестиваля #StagePlatforma — важной для Казани точки поисков в области современного танца. С каким багажом вы, как художественный руководитель, пришли к пятому по счету форуму?

— Это наша первая круглая дата, и мне нравится знакомить казанскую публику с современной хореографией. Очень важно приобщать Казань и всю Республику Татарстан к танцевальному модерну. Каждый год я прошу балетмейстеров ставить новую хореографию, тем самым развивая и фестиваль, и танцовщиков, и постановщиков. Ежегодно форум представляет как минимум по 10 премьер. #StagePlatforma — это мой ребенок, и я хочу растить его счастливым и здоровым. Кстати, скоро фестиваль будет называться просто Platforma.

В этом году у нас особенная программа гала-концерта. Сначала покажем зрителю 8–9 танцевальных номеров, а затем представим мировую премьеру «Билли Миллигана» — моего первого продюсерского балета. Его создали солист театра Бориса Эйфмана Олег Габышев и композитор Эльмир Низамов. Я задумал этот спектакль еще в 2020 году, общался с разными хореографами, пока Олег не предложил мне потрясающий сюжет. Я верю, что современный балет может раскрывать такие глубокие душевные истории. Вместе с Berin Iglesias Art (крупное международное агентство, подписавшее с Ивенко контракт, — прим. ред.) мы хотели показать премьеру в Берлине, но из-за пандемии все застопорилось. Тогда я решил выступить продюсером.

Олег Ивенко — российский танцовщик, хореограф, актер и продюсер, художественный руководитель фестиваля современного танца #StagePlatforma.Заслуженный артист Республики Татарстан.

Обучался в Харьковской хореографической школе (2006) и Белорусском государственном хореографическом колледже (2010) на артиста классического балета.

В 2010 году принят в труппу Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, где служит по сей день в статусе премьера. В репертуаре Ивенко ведущие балетные партии — Базиль («Дон Кихот» Людвига Минкуса), Солор («Баядерка» Минкуса), Франц («Коппелия» Лео Делиба), Принц («Щелкунчик» Петра Чайковского) и др. Как приглашенный солист сотрудничает с зарубежными театрами.

В 2012 году вместе с танцовщицей Кристиной Андреевой участвовал в программе телеканала «Россия-Культура» «Большой балет». В 2018 году основал и возглавил фестиваль современной хореографии #StagePlatforma, где сотрудничает с известными танцовщиками, хореографами и композиторами.

В 2017 году дебютировал в кинематографе, снявшись в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон» (главная роль — Рудольф Нуриев). В 2022 году сыграл ведущую мужскую в фильме Джеймса Робертсона «Джойка».

Ивенко — лауреат премии Леонида Мясина в Позитано (Италия) за 2020 год в номинации «Лучший танцовщик года на международной сцене». Победитель IX Корейского международного конкурса балета (Сеул, 2016). Лауреат I премии международного конкурса балета «Гран-При Сибири» (Красноярск, 2014).Обладатель Гран-при международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, 2014).

Два лета мы с авторами, казанскими и московскими танцовщиками, готовили спектакль. Думали, показать его в прошлом году, но решили глубже осмыслить и лучше отрепетировать. Наш проект одобрила министр культуры РТ Ирада Аюпова, фонд культурных инициатив, театр им. Джалиля, который предоставил сцену и позволил записать музыку. Почувствовав поддержку со всех сторон, я понял, что машина двинулась вперед.

— #StagePlatforma идет всего три дня в году. Достаточна ли, на ваш взгляд, такая порция современной хореографии для казанского зрителя?

— В Казани мало качественной современной хореографии, и я хочу ее грамотно показывать — так, как это делают на крупных российских и зарубежных фестивалях. О коррекции репертуара театра лучше спросить руководство. Но, возможно, «Билли Миллиган» станет отправной точкой на пути расширения афиши ТГАТОиБ, он покажет, что и модерн может быть очень интересным.

«В балете мы показываем его юность, сложные взаимоотношения с отцом, который бил и закрывал Билли в коробке. Таким образом, затрагиваем тему дискриминации, побуждаем родителей любить и ценить своих детей» «В балете мы показываем юность Билли Миллигана, сложные взаимоотношения с отцом, который бил и закрывал Билли в коробке. Таким образом, затрагиваем тему дискриминации, побуждаем родителей любить и ценить своих детей» Фото: Альбина Королева

«Мне нравится, что у Билли в балете 6 личностей»

— В новом балете «Личности Миллигана» по мотивам романа «Множественные умы Билли Миллигана» вы исполняете главную роль. О чем этот спектакль?

— О знаменитом психопате Билли Миллигане, страдающем расстройством личности. В балете мы показываем его юность, сложные взаимоотношения с отцом, который бил и закрывал Билли в коробке. Таким образом, затрагиваем тему дискриминации, побуждаем родителей любить и ценить своих детей. Зритель сможет заглянуть в подсознание героя и задуматься о том, как необходимо относиться к своим родным и близким.

Мне нравится, что у Билли в балете 6 личностей (каждая со своей музыкой и пластикой): за 40 минут я могу побыть мальчиком, девушкой, доктором, студентом, убийцей… Это как попробовать 6 разных десертов. Не терпится увидеть готовый спектакль. Я очень волнуюсь.

— Музыку для спектакля написал модный казанский композитор Эльмир Низамов. У него уже большой опыт работы в музыкальном театре, но балет, кажется, написал впервые.

— Он справился фантастически, хотя в процессе работы я часто его корректировал. Мне хотелось сделать киноспектакль — своеобразный триллер-балет с яркой музыкальной звукописью, обилием лейтмотивов, темами- и тембрами-персонажами. До Эльмира я общался с Хансом Циммером, Максом и Кириллом Рихтерами, Атли Орварсоном, Олафюром Эрнальдсом, Иланом Ишкери, уже почти договорился с Циммером (автором саундтреков к «Гладиатору» и «Королю Льву» — прим. ред.), но пандемия внесла свои коррективы.

Эльмир — выдающийся композитор, автор превосходной вокальной музыки, но в этот раз на нем лежала бо́льшая ответственность. Я как продюсер хотел, чтобы балет жил после фестиваля, поэтому активно корректировал оркестровку, просил добавить тревожности, ярче очертить лейтмотивы и с каждым днем партитура становилась все лучше. Творческие люди очень ранимы, поэтому я старался понять, когда надо похвалить Эльмира, а когда направить, чтобы он полностью раскрылся.

— Вы говорили, что спектакль, который мы увидим на фестивале, — лишь первый акт большого проекта. Планируете продолжение?

— Да, второй акт уже почти готов. У нас есть идея, музыка, хореография, последовательность сцен и даже концепция декораций. Но сначала я бы хотел познакомить публику с первым отделением спектакля — его можно смотреть как законченный балет. А что дальше — надеюсь, увидите в следующем году.

— Что будет с «Личностями Миллигана» после окончания фестиваля? Говорят, вы мечтаете поехать с ним в мировой тур.

— Мы уже планируем показать балет в Астане и Алма-Ате, а возможно, и внедрить в репертуар их театров. Это будет некая точка пуска — затем «Личности Миллигана» отправятся в Европу и страны СНГ. Время сейчас непростое, поэтому нужно грамотно все рассчитать. Для этого каждый член команды должен видеть зону своей ответственности. Моя задача — ярко представить Билли на сцене и порадовать публику, растворить ее в хореографии, заставить ненадолго забыть о своих нуждах. Раньше балеты ставили именно для этого.

«Эльмир — выдающийся композитор, автор превосходной вокальной музыки, но в этот раз на нем лежала большая ответственность. Творческие люди очень ранимые, поэтому я старался понять, когда надо похвалить Эльмира, а когда направить, чтобы он полностью раскрылся» «Эльмир — выдающийся композитор, автор превосходной вокальной музыки, но в этот раз на нем лежала бо́льшая ответственность. Творческие люди очень ранимы, поэтому я старался понять, когда надо похвалить Эльмира, а когда направить, чтобы он полностью раскрылся» Фото: Альбина Королева

«Идея следующего спектакля уже есть, но сейчас я очень вдохновлен историей Билли»

— Ваш коллега по театру Алессандро Каггеджи рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online», что в последние годы ТГАТОиБ не контактировал с крупными современными российскими и западными хореографами и не обсуждал возможности новой постановки или переноса спектаклей. Как вы думаете, почему?

— Наш театр весьма достойный, поверьте, мне есть с чем сравнить (например, в ТГАТОиБ в одной гримерке готовятся к спектаклю 2–3 солиста, а в иных труппах — по 15–20). Но и есть над чем работать. Наследие классического балета сегодня очень сложно удержать, и иметь такой богатый академический репертуар, как у нас, — настоящая сказка. Пока театр имени Джалиля хочет двигаться в классическом направлении. Эта ниша успешна и проверена временем — на спектаклях у нас почти всегда аншлаги, что бывает далеко не везде.

«Почему-то этих шедевров у нас нет»: английский итальянец из Казани о своих мечтах и чужих страхах

При этом казанская публика должна привыкать к современной хореографии. Не зря Рауфаль Сабирович (Мухаметзянов — директор театра им. Джалиля — прим. ред.) регулярно приглашает к нам с гастролями балет Эйфмана. Зритель видит качественный модерн, и это уже маленький шаг к будущему. Надеюсь, их будет все больше. Возможно, и «Личности Миллигана» войдут в афишу театра, после фестиваля мы хотим показать спектакль с живым оркестром. Посмотрим, как сложится ситуация, к сожалению, не все зависит от нас.

— Топ-3 спектаклей, которые вы хотите станцевать на сцене театра имени Джалиля?

— «Маргариту и Армана» Фредерика Аштона. «Баядерку» Рудольфа Нуриева — два года назад я уже вел переговоры с Парижской оперой и расстроился, что из-за пандемии все сорвалось. И, конечно, хочу танцевать в ТГАТОиБ свои балеты. Идея следующего спектакля уже есть, но сейчас я очень вдохновлен историей Билли.

— Может быть, уже знаете, кто напишет музыку для нового балета?

— Пока нет. Возможно, кто-то из перечисленных выше авторов. Это мэтры киномузыки, и я мечтаю с ними поработать. Циммер очень дорогой, но в тот раз он пошел нам навстречу.

— Вы сказали, что театр имени Джалиля позиционирует себя как классический. Однако балетная классика тоже может быть разной — тот же Рудольф Нуриев выступал за ее непрерывное обновление. Выполняют ли классические редакции худрука труппы Владимира Яковлева эту функцию? Например, на премьере «Щелкунчика» в рамках последнего нуриевского фестиваля он полностью сохранил хореографию Василия Вайнонена, трансформировав лишь сцену боя игрушек с мышами.

— Мне понравилось, как Яковлев трансформировал бой мышек и солдатиков (а ведь я оцениваю спектакль не только как артист, но и как руководитель балетного фестиваля). Несмотря на возраст Владимира Алексеевича, я не считаю его хореографию старой. Да, он придерживается классики, но грамотно ее корректирует — убирает устаревшие жесты и позы, вместе с постановочной командой преподносит зрителю классическое наследие с помощью качественных декораций и видеопроекции.

«Живые на этом великосветском рауте лишь дети»: как открывали Нуриевский фестиваль – 2022

— В последние годы вы пробуете себя как хореограф. Не предлагали ли руководству ТГАТОиБ заказать вам одноактный или полновечерний спектакль?

— Пока нет. Я ставил пятиминутный номер с Владимиром Яковлевым и Марселем Нуриевым для юбилея Анны Нетребко. Потом на его основе мы сняли клип в театре, надеюсь, уже в следующем году вы его увидите. Но сейчас у меня нет цели активно развиваться как балетмейстер. Мне больше нравится работать с топовыми хореографами в качестве артиста и продюсера.

«Для современной хореографии этого достаточно: хоть наш директор Рауфаль Сабирович Мухаметзянов и любит массовые балеты, наподобие «Золотой Орды», у contemporary dance совсем другая эстетика» «Для современной хореографии этого достаточно: хоть наш директор Рауфаль Сабирович Мухаметзянов и любит массовые балеты наподобие «Золотой Орды», у contemporary dance совсем другая эстетика» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я бы создал в Казани театр современного танца»

— В рамках вашего фестиваля впервые пройдет региональный детско-юношеский конкурс исполнителей современной хореографии. Насколько ребята из РТ подкованы и конкурентноспособны в этой области? Так, уже не раз говорили, что в Казанском хореографическом училище уделяют мало внимания модерну и его выпускники не готовы исполнять авангардные спектакли.

— Конкурс все покажет. Я не занимаюсь заявками, но ко мне подходили руководители танцевальных школ и спрашивали, что нужно для участия. Думаю, чтобы исполнять качественную современную хореографию, мы должны начать с наших детей. В жюри конкурса будут профессионалы в области contemporary dance — Олег Габышев, Артем Белов, Алессандро Каггеджи. Они оценят потенциал ребят и при случае что-то подскажут

В ТГАТОиБ модерн хорошо танцуют человек 15–20 (не кордебалет и не молодые выпускники училища). Для современной хореографии этого достаточно: хоть наш директор Рауфаль Сабирович Мухаметзянов и любит массовые балеты наподобие «Золотой Орды», у contemporary dance совсем другая эстетика. Однако мы должны создавать больше возможностей для самореализации танцовщиков в Казани, возможно, увеличивать в училище часы современной хореографии, приглашать педагогов из-за рубежа, хотя сейчас это делать непросто.

Не только чай со слоном: на площади Свободы наступил XXI век?

— В Казани много говорят о том, что городу нужен еще один национальный музыкальный театр. Как вы считаете, действительно ли это так и какое место в нем может занять национальный балет? Ведь тот же «Шурале» в ТГАТоБе идет редко, а из относительно новых спектаклей есть только «Золотая Орда».

— Я бы создал в Казани театр современного танца, где зрители смогут насладиться качественным модерном. Не в обиду другим коллективам, но у нас очень много любителей, и хотелось бы это исправить. Можно открыть театр наподобие NDT (Нидерландский театр танца — прим. ред.), собрать труппу из классических танцовщиков, владеющих contemporary dance. В России много талантливых хореографов: Владимир Варнава, Олег Габышев, Александр Могилев, в Казани — Маша и Марсель Нуриевы (Марсель делал мне номер для корейского конкурса, где я получил «золото»). Плюс есть топовые зарубежные хореографы: Уэйн МакГрегор, Кеннет Макмиллан. Для начала можно составить репертуар театра из 10–12 одноактных спектаклей. Это вполне выполнимо, если кто-то захочет, я готов пообщаться. Да, у меня есть фестиваль, съемки в кино и о полноценном руководстве труппой говорить рано. Но дать отправную точку проекту — почему бы и нет? Такой театр очень украсит город.

— В театре вы пропустили концовку прошлого сезона, восстанавливались после травмы. Как чувствуете себя сейчас?

— Все хорошо, хотя весна действительно выдалась непростой. Я перевез в Казань своих родителей с Украины, затем долго залечивал травму. Было тяжело морально и психологически, но сумел с этим справиться. Меня очень поддерживает моя семья. С женой Региной до сих пор хотим сыграть пышную «концертную свадьбу» (два года назад мы просто расписались), но каждый раз что-то случается… У нас есть хорошая знакомая в итальянском городе Комо, хорошо бы провести танцевальную церемонию там. Построить сцену, пригласить друзей-артистов, общаться, петь, танцевать для того, чтобы расслабить и порадовать зрителя.


«Мечтаю поработать с Paramount и 20th Century Fox»

— Пять лет назад вы вышли на новый уровень популярности, снявшись в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон». После премьеры вам поступали многочисленные предложения от кинорежиссеров, но вы их отметали. А в этом году согласились сняться в фильме Джеймса Робертсона «Джойка». Почему?

— У меня были предложения от компаний Netflix, Amazon, Disney+ и даже Marvel Entertainment. Но тогда я был молод и должен был пережить момент славы. Да, «Белый ворон» не «Мстители» и не «Бондиана» (в которой я бы очень хотел сняться), но это был мой первый опыт в кино и он мог вскружить голову. Я старался вести себя хладнокровно, потому что перед глазами был пример моего «старшего брата» Сергея Полунина. Он отказался от театра, и я понял, что не хочу поступать так же. Когда ты уходишь из труппы, сразу теряешь в качестве.

А через два года моя подруга и партнерша по сцене Джой Вомак написала, что о ней снимают кино, и предложила ведущую мужскую роль. Я прочел сценарий и согласился. Гонорар не был баснословным, но меня впечатлила история, а также возможность усовершенствовать английский язык и сняться с Дианой Крюгер — актрисой мирового класса. Я готовился к съемкам около пяти месяцев, даже согласился стать блондином. (Смеется.) Очень рад новому актерскому опыту.

— Расскажите, о чем этот фильм и как проходили съемки?

— Это картина о юной американской балерине, которая хотела учиться в России. Но из-за сложной политической ситуации маленькой девочке пришлось пройти через большие трудности — к ней относились неподобающе, не давали роли, ссылаясь на то, что она американка. Я знаю историю Джой лично. Естественно, в фильме все утрировано, но в целом он получился достойным. Еще не видел конечный вариант, но то, что недавно озвучивал в Лондоне, мне понравилось.

Атмосфера на съемках была доброжелательной, но немного серьезной. Поэтому все 1,5 месяца я старался приносить с собой легкость и веселье. Джеймс ждал, когда я выйду на площадку, и каждый раз выдыхал: «Слава богу, ты пришел!» Окунувшись в процесс, я получал большое удовольствие. 19-летняя Талия Райдер (Джой) играла просто восхитительно. Думаю, она восходящая звезда кинематографа.

— А как вам работалось с Дианой Крюгер, звездой культового фильма «Бесславные ублюдки»?

— Потрясающе. На площадке Диана показывала всем, как нужно играть. Я подсматривал, как она переходит из образа в образ, как меняет свой акцент на русский, и понимал, сколько мне еще нужно работать, чтобы приблизиться к ней. Не только точить актерское мастерство, но и совершенствовать English. Сейчас я занимаюсь английским три раза в неделю, параллельно смотрю телепередачи и фильмы в оригинале, приобщил к процессу жену. (Смеется.) Если мы не освоим язык сейчас, потом это сделать будет сложно.

— От каких еще знаменитых кинорежиссеров вы бы хотели получить предложение? И кого сыграть на экране?

— Мне нравятся Тим Бертон, режиссеры «Бондианы», кинокомпании Marvel Entertainment и Netflix. Мечтаю поработать с Paramount и 20th Century Fox. В детстве я часто воображал себя Спайдерменом, Капитаном Америкой или Железным человеком, поэтому хочу сыграть супергероя. Хоть актеры и говорят: «Хочешь зарубить карьеру, сыграй супергероя», — думаю, я справлюсь. Не был бы я танцовщиком, стал бы актером. Мне легко общаться с публикой и играть на камеру — это естественная часть моей жизни.

«Иногда я звоню нашему репетитору Ире, а она говорит: «Подожди, я занимаюсь с Рэйфом». Я пишу Рэйфу: «Заканчивай». Он мне: «Через 10 минут». А после обязательно звонит и мы болтаем» «Иногда я звоню нашему репетитору Ире, а она говорит: «Подожди, я занимаюсь с Рэйфом». Я пишу Рэйфу: «Заканчивай». Он мне: «Через 10 минут». А затем обязательно звонит и мы болтаем» Фото: Felix Hörhager/dpa / www.globallookpress.com

«Встреча кинопапы и киносына»

— После «Белого ворона» вы очень сдружились со знаменитым Рэйфом Файнсом. Сейчас поддерживаете с ним отношения?

— Конечно. Я советовался с ним по поводу драматургии «Личностей Миллигана», а недавно мы встретились в Лондоне, где я танцевал на гала-концерте па-де-де из «Гаяне» Хачатуряна с солисткой Голландского балета Майей Махатели. Вечер был посвящен Нуриеву, и Рэйф его вел. Это была встреча кинопапы и киносына. Я очень ценю наши отношения, ведь могу позвонить или написать Рэйфу в любой момент, нам всегда есть о чем поговорить. Несколько раз был у него дома: Рэйф показывал, как Джеймс Бонд (в последних фильмах Бондианы Рэйф Файнс играет Гарета Мэллори — главу МИ-6 и начальник Бонда — прим. ред.) делает текилу. Он всегда за меня переживает, и это приятно.

— Говорят, раньше вы с ним занимались у одного репетитора: Рэйф учил русский язык, а вы — английский.

— Мы до сих пор так занимаемся! Иногда я звоню нашему репетитору Ире, а она говорит: «Подожди, я занимаюсь с Рэйфом». Я пишу Рэйфу: «Заканчивай». Он мне: «Через 10 минут». А затем обязательно звонит и мы болтаем.

— В театре имени Джалиля вы служите 12 лет и уже исполнили все ведущие партии. Что удерживает вас здесь, поступали ли предложения от других театров перейти к ним на постоянную работу?

— Последнее предложение поступило неделю назад от Римского театра оперы и балета. Но я очень люблю Казань и ТГАТОиБ, мне нравится воплощать здесь свои проекты и по поводу отъезда разговора не завожу, но предложения всегда есть. Чтобы зарекомендовать себя в новом театре, нужно около трех лет. Я не хочу тратить на это время, так как уже долго танцую на зарубежных площадках. Сейчас разговариваю с Римским балетом и балетом Торонто о работе приглашенным артистом — все же там много интересной хореографии, которую хочется попробовать. Но не знаю, возможно ли это в наших реалиях. Надо быть умным артистом, чтобы не попасться на какую-то уловку. Говорят, балет вне политики, но она все равно нас касается. Это обиднее всего, ведь жизнь балетного танцовщика очень коротка. С другой стороны, сегодня в мире происходят глобальные вещи и они важны для будущего.