Оперативный штаб республики образован накануне указом президента РТ. Непосредственным руководителем является сам Рустам  Минниханов, его заместители — премьер-министр РТ Алексей Песошин и руководитель администрации президента республики Асгат Сафаров. Всего в составе штаба 25 человек, включая руководителей министерств и ведомств Оперативный штаб республики образован накануне указом президента РТ. Непосредственным руководителем является сам Рустам Минниханов, его заместители — премьер-министр РТ Алексей Песошин и руководитель администрации президента республики Асгат Сафаров. Всего в составе штаба 25 человек, включая руководителей министерств и ведомств Фото: president.tatarstan.ru

«Необходимо посетить каждую семью, понять, какая им нужна помощь»

Исполнение последних решений Владимира Путина началось сегодня в Казани. В пятницу президент Татарстана Рустам Минниханов провел первое заседание оперативного штаба республики, организованного по мотивам указа президента России об особых режимах реагирования в регионах. Напомним, согласно указу Путина, в республике с 19 октября действует режим базовой готовности. Документ дает главам регионов с таким режимом дополнительные полномочия для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ, других войск и нужд населения.

Новый региональный штаб был образован накануне указом президента РТ. Непосредственным руководителем стал сам Минниханов, его заместители — премьер-министр РТ Алексей Песошин и руководитель администрации президента республики Асгат Сафаров. Всего в составе штаба 25 человек, включая руководителей министерств и ведомств. С учетом «текущей ситуации и возникающих рисков» штабу предстоит готовить предложения:

  • по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • по мерам для удовлетворения потребностей ВС РФ и населения;
  • по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность, работу транспорта, объектов энергетики;
  • по введению особого режима работы объектов, указанных в предыдущем пункте. 

«Каждый должен осознавать ответственность за реализацию поставленных руководством страны задач», — заявил сегодня на заседании Минниханов. Как пояснили в пресс-службе президента РТ, участники совещания обсудили темы общественного порядка и бесперебойной работы транспорта, системы ЖКХ и энергетики. На вопрос «БИЗНЕС Online», приняты ли какие-то решения по итогам заседания, руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова не ответила. Лишь пояснила, что информация из открытой части опубликована. Понятное дело, что был и закрытый разговор не для лишних ушей. Судя по снимкам, выступил, например, глава МВД по РТ Артем Хохорин. Активно вел записи начальник Казанского танкового училища генерал-майор Кирилл Кулаков.

На заседании был и закрытый разговор не для лишних ушей. Судя по снимкам, выступил, например, глава МВД по РТ Артем Хохорин На заседании был закрытый разговор не для лишних ушей. Судя по снимкам, выступил, например, глава МВД по РТ Артем Хохорин (справа) Фото: president.tatarstan.ru

Чуть позже Минниханов провел совещание по поддержке семей мобилизованных. «Необходимо посетить каждую семью, понять, какая им нужна помощь, организовать работу волонтерских штабов, предусмотреть адресные меры поддержки. Вопрос должен быть на личном контроле руководителей городов и районов республики», — сказал президент республики.

Параллельно штабы проходят в других регионах, правда, конкретики пока немного. В Краснодарском крае, где теперь действует режим среднего уровня реагирования, каких-либо дополнительных ограничений не планируется, сообщил сегодня глава региона Вениамин Кондратьев. В похожем «успокоительном» ключе выступил губернатор Брянской области Александр Богомаз. «Какие полномочия? Если появится необходимость переселять жителей, принимать меры по финансированию, это можно будет сделать безотлагательно, в тот же день», — пояснил глава региона. По словам Богомаза, защита критических объектов усилена. Главная задача — обеспечить надежную работу экономики и социальной сферы, указал накануне на заседании штаба глава Башкортостана Радий Хабиров. Координатор регионов, мэр Москвы Сергей Собянин пояснил, что обычный ритм жизни города сохраняется. Сегодня Путин включил Собянина в состав координационного совета при правительстве РФ для обеспечения потребностей, возникающих в ходе спецоперации.

Начальник управления Росгвардии по РТ Рустем Гумеров (слева) Начальник управления Росгвардии по РТ Рустем Гумеров (слева) Фото: president.tatarstan.ru

Силовики обязаны слушаться президента Татарстана

Напомним, на этой неделе указом президента РФ на территории ряда субъектов страны ввели военное положение — коснулось это четырех новых регионов России. Наряду с ними, по указу Путина, на территории остальных субъектов введены особые режимы, для Татарстана это «уровень базовой готовности».

И вот здесь присутствует некоторая интрига. А именно, в соответствии с президентским указом (п. 8), решения глав регионов «являются обязательными» в том числе и для федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют деятельность на территории этих регионов. К таковым, напомним, относится и пул региональных силовых управлений — МВД, СКР, прокуратура, Росгвардия, ФСБ и т. д. Перекладывая эти положения президентского указа на Татарстан, получается, что теперь Минниханову подчиняются начальник управления Росгвардии по РТ Рустем Гумеров, глава СУ СКР по РТ Валерий Липский, прокурор РТ Илдус Нафиков, глава МВД по РТ Артем Хохорин, начальник УФСБ по РТ Игорь Хвостиков и т. д. Собственно, все они вошли в оперштаб РТ.

Прокурор РТ Илдус Нафиков (справа) Прокурор РТ Илдус Нафиков (справа) Фото: president.tatarstan.ru

Одна оговорка — полномочия высшего должностного лица региона распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти только в компетенции президентского указа об особом режиме региона. Для Татарстана, попавшего в «лайтовый» режим готовности, такие полномочия касаются лишь ситуаций по защите населения от ЧС и всего, что связано с обеспечением нужд Российской армии. Но трактовать эти «нужды» можно широко. Например, может ли быть увязано с интересами фронта возбуждение или девозбуждение уголовного дела в отношении какого-нибудь крупного чиновника или управленца? Вопрос открытый. 

«Я бы сравнил с ВЧК Дзержинского»: зачем Путин создал спецсовет Мишустина?

В этом смысле над Татарстаном впервые за долгое время вновь замаячил лучик надежды на расширение правосубъектности республики и в каком-то роде на возрождение федерализма в стране. Еще в 2012 году Минниханов произнес наделавшую много шума фразу: «Стране нужен царь». Но на той же пресс-конференции он дал понять, что один хозяин, как бы он ни назывался, необходим и региону: «Я вообще в республике даже не представляю, что вот это федеральные полномочия, а это — республиканские. Все полномочия наши. Я, как президент республики, отвечаю здесь за все, кто бы что ни делал… Если у нас что-то случилось, не министра МВД спрашивают, а меня!» 10 лет после этого система управления в стране двигалась скорее в обратном направлении: все меньше полномочий у регионов, все больше — у Москвы. Разворот произошел в 2020 году, когда случилась пандемия коронавируса и тяжесть борьбы с ней возложили в первую очередь на регионы. Но и тогда до подчинения местным властям силовиков дело не дошло.

Минниханов провел совещание по поддержке семей мобилизованных: «Необходимо посетить каждую семью, понять, какая им нужна помощь. Вопрос должен быть на личном контроле руководителей городов и районов республики» Фото: president.tatarstan.ru

«То, что сейчас происходит, не предмет политологических изысканий»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают последние инициативы главы государства.

«Создание штабов нужно прямо понимать, никакой подоплеки скрытой здесь нет, — считал политолог Алексей Мухин. — Штабы организовывают основные общественные процессы, чтобы они были централизованы и подчинялись единой системе. Их появление должно задать нужное направление, совместить усилия, которые предпринимают администрации на недавно присоединенных территориях и на „материковой“ части России. Это создание единого организма взаимодействия для нейтрализации внешних вызовов и угроз». 

«Смысл указа Путина в том, что борьба переносится вглубь России. Террористы не станут воевать в Курске — они будут в Казани, Уфе, Самаре, — говорит Дмитрий Журавлев — генеральный директор института региональных проблем. — Там войны нет, у людей совершенно другое восприятие действительности. Штабы должны это восприятие изменить и организовать работу так, чтобы возможность террористического воздействия была сведена к минимуму. Ее нельзя полностью исключить, но можно сделать вероятность терактов убывающе малой. Штабы необходимы не просто для организации работы МВД — оно по-любому будет работать. Нужно, чтобы между силовыми ведомствами, органами госвласти и муниципального управления не оставалось зазора, в который могут попасть террористы».

А еще один политолог, Илья Гращенков, предполагает, что оперативные штабы в регионах будут решать прежде всего экономические задачи. «Власти распечатали ФНБ и прочие резервы для того, чтобы решать проблемы в ситуации санкций и военного положения, повышенной готовности. Для этого нужно четкое взаимодействие по линии губернаторского корпуса, которым руководит Собянин. Все не очень понимают, как свои полномочия реализовывать. Поэтому взаимодействие будет по схеме, действовавшей при ковиде, когда Москва выступала в качестве примера и координатора», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». Также Гращенков подчеркивает, что в нынешних документах полномочия штабов еще не полностью прописаны, причина, по мнению эксперта, спонтанное решение по их созданию. 

Что касается усиления глав регионов, то здесь мнения опрошенных нами политологов несколько расходятся. «Этот путинский указ никак не скажется на отношениях федеральной и региональной власти. Полномочия есть, но в реальности они не повышают вес губернаторов. Главы регионов только получают обязанность предоставлять новую отчетность центру. Чем больше возможностей, тем больше ответственности. Скорее это лишняя головная боль», — считает Гращенков. А подчинение региональных силовиков губернаторам — «это не возвращение федерализма, а скорее следствие разочарования в силовых структурах». Вместе с тем собеседник газеты не исключает конфликтов на местном уровне, которые могут возникать в этих условиях между главой субъекта федерации и правоохранителями.

«Роль региональных глав автоматически повышается с появлением дополнительных полномочий, — подтверждает Мухин. — Но без поступающих из федерального центра ресурсов их будет очень сложно исполнять. Одна из главных задач штаба — организация доставки этих ресурсов по месту применения». Что касается возвращения федерализма, то, по словам эксперта, Россия сейчас находится в слишком специфической ситуации. «Сегодня размышления о том, как плыть, чреваты тем, что ты утонешь. Нужно просто плыть к ближайшему берегу. То, что сейчас происходит, не предмет политологических изысканий. Это попытка выжить в очень непростых условиях, в которые нас поставили страны НАТО», — констатирует Мухин.

«Это похоже на возвращение федерализма, но может кончиться противоположным образом, — заявляет, в свою очередь, политолог Журавлев. — Сейчас усиливается федерализм, но, если это не сработает, будет усиление вертикали. Военное положение — это когда главы регионов лишаются значительной части власти, а властью наделяются военные. Если после усиления федерализма ситуация изменится в лучшую сторону, он останется, но прежде должно пройти не меньше полугода. Главная задача губернаторов — чтобы ничего плохого не случилось. Китайским врачам в XVII веке платили за то, что у них нет больных, и мы приходим к той же ситуации. А если что-то будет, достанется всем — и регионалам, и федералам».