Лейла Камалова: «Наша страна вполне имеет право задавать тренды.  У нас интерьерам уделяется гораздо больше внимания» Лейла Камалова: «Наша страна вполне имеет право задавать тренды. У нас интерьерам уделяется гораздо больше внимания» Фото предоставлено Лейлой Камаловой

Кому дизайн, а кому — комфорт

— Лейла, вы работаете не только в Татарстане, но и в Москве, и за рубежом. Как Казань выглядит в плане креативных идей?

— Казань всегда на три-пять лет отстает от Москвы и Европы: именно через такой срок новые тенденции становятся для нас понятными и принимаются большинством. При этом в Казани есть очень продвинутые примеры дизайна: скажем, «Урбан» — один из лучших офисных центров России, очень круто все сделали с точки зрения архитектуры, внутренних пространств.

И вообще наша страна вполне имеет право задавать тренды. У нас интерьерам уделяется гораздо больше внимания. Так, в Европе в большинстве стран климат такой, что инфраструктура классная. Нет такого отношения к отделке, как у нас — не дай бог шов будет виден между обоями! Я поняла, что на первом месте у них не дизайн, а комфорт. Главное требование к дивану — чтобы был удобным, функциональным, а если он еще и красивый, то дизайнеры, скорее всего, итальянцы. Италия — исключение, она, безусловно, номер один в мире интерьера. Там не может быть по-другому — из поколения в поколение живут в такой красоте.

— Как в Казани менялось отношение к дизайну интерьера?

— Раньше дизайнеры были больше про роскошь («дизайнерский ремонт»!), а сейчас к ним обращается едва ли не большинство покупателей даже бюджетных домов и квартир. Люди стали понимать, что дизайнер экономит силы и средства, работа с ним позволяет делать красивое жилье, которое будет служить долгие годы. Да и хорошие рабочие бригады стали настолько избалованными, что без дизайн-проекта не берутся за заказ.

— Где на дизайн тратят больше — в Казани или в Москве? Правда ли, что «татары понтовее»?

— Если в целом, то в Казани готовы больше вкладываться в интерьер. Я всегда удивлялась, что стоимость недвижимости в Москве высокая, но коренные москвичи не особо заморочены обстановкой квартиры — возможно, потому что проводят в ней мало времени. А в Казани другой ритм жизни и, соответственно, отношение к дому.

— Что сейчас актуально?

— В моде экология, здоровый образ жизни, поэтому материалы используют натуральные, интерьер создают в экостиле, ваби-саби, с ассоциациями с Бали. У нас было несколько проектов, где учитывали фэншуй, принципы древней ведической науки об архитектуре васту шастру. Раньше я относилась к подобным условиям клиентов как к помехе, из-за которой приходится делать серьезную перепланировку дома, а теперь смотрю на таких заказчиков и думаю: если такие серьезные и успешные люди в это верят, значит, в этом что-то есть. Даже когда проектировала свой дом, обратилась к специалисту по фэншуй. И сейчас такое время, когда надо не столько следовать канонам, сколько прислушиваться к интуиции, учитывать духовные моменты.

Почему нет существенной разницы между Казанью, Нью-Йорком или Ближним Востоком

— Каких заказов больше — частных или общественных пространств?

— Квартир. Делать общественные объекты интересно, но для этого важны адекватные сроки и определенный бюджет, а такие клиенты бывают редко. Например, помещения ресторанов чаще всего арендуются, и главное требование — подготовить быстро и с минимальными затратами. Поэтому рестораны, за редким исключением, делать не берусь: не хочется потом краснеть за результат, который волей-неволей стал визитной карточкой студии.

Хотя есть редкие исключения. Владельцы кондитерской «Брэдли» оказались готовы воплощать наши идеи. В итоге получился достойный интерьер. А потом к нам обратилась дама с предложением сделать интерьер для большого частного детсада в Москве. Оказалось, будучи в Казани, она обедала в «Брэдли», и ей так понравилось оформление, что она спросила имя дизайнера и нашла меня в «Инстаграме»*. Говорит, что влюбилась в наши детские.

— Ощутили запрет «Инстаграма»*?

— Не особо. У меня 50 тысяч подписчиков, и в целом это популярный ресурс у всех, кто связан с визуалом, но я ленива в плане соцсетей, веду их интуитивно, не по определенным правилам, без привлечения помощников: есть желание — сама снимаю, выкладываю. Потребности в специальном продвижении нет, студия уже на слуху — все-таки нам уже 10 лет. Как правило, клиенты приходят по рекомендации.

— Словом, вы востребованный специалист. Но сегодня такое ощущение, что каждый второй — дизайнер…

 — Мне кажется, каждый день появляется новый коллега. Не исследовала рынок, но прекрасно понимаю, что сейчас это самая популярная профессия. Как раньше юрист. Круто быть дизайнером интерьеров: и живешь в красоте, и зарабатываешь, и всем нужен. Но не каждый, кто хочет, сможет работать в этой профессии, это большой труд. Если вы к нему готовы — отлично, для каждого дизайнера найдется свой клиент.

«Помещения ресторанов чаще всего арендуются, и главное требование — подготовить быстро и с минимальными затратами. Поэтому рестораны, за редким исключением, делать не берусь: не хочется потом краснеть за результат, который волей-неволей стал визитной карточкой студии»Фото предоставлено Лейлой Камаловой

— Дизайнерство — это природное? Как вы пришли в эту специфическую отрасль?

— Хотя подростком я любила рисовать и ходила в художественную школу, думала, что пойду по стопам родителей — в экономисты. Все изменилось, когда в 10-м классе увидела здание московского архитектурного института, почувствовала его атмосферу. Родители побоялись отпустить меня в столицу, тем более что в Казани есть КГАСУ. В 2010 году окончила магистратуру факультета дизайна архитектурной среды. Предлагали остаться преподавать, но я уже с четвертого курса вела реальные проекты и хотела развиваться в эту сторону.

— А кто вам, студентке, доверил столь серьезную работу?

— Первым моим проектом стала квартира семьи подруги. Я взяла на себя все процессы, бригадой руководила, даже кирпичи подвозила на своей машине. Хозяйке понравилось, и спустя пару лет она предложила взяться за дизайн двух офисов строительной компании. А потом мне посчастливилось поработать над ее рестораном в Испании.

— Часто вам предлагают работу за рубежом?

— Бывает. И большинство таких заказчиков — русскоязычные. Так, владелицей таунхауса в Нью-Йорке оказалась дама из Одессы. А вот заказчиками двух проектов в Саудовской Аравии были коренные арабы. Это был интересный опыт работы полностью онлайн. Общались с ними по «Скайпу», нам присылали замеры, видео. Несмотря на языковой барьер, расстояние, разные культуры, нет существенной разницы в том, что мы делаем в Казани, Нью-Йорке или на Ближнем Востоке. Нам потом прислали фото из Саудовской Аравии — проект виллы реализовали очень близко к тому, что мы сделали. Заказчики остались довольны и спустя полгода обратились вновь.

«Мне нравится делать непохожие друг на друга проекты, чтобы они соответствовали не только заказчику, но месту» «Мне нравится делать непохожие друг на друга проекты, чтобы они соответствовали не только заказчику, но и месту» Фото: Сергей Елагин

Необходимые условия: команда и внутренний комфорт

— Как можно охарактеризовать ваш стиль?

— Хотя наш почерк называют узнаваемым, определенный стиль вряд ли есть. Мне нравится делать непохожие друг на друга проекты, чтобы они соответствовали не только заказчику, но и месту. С удовольствием сделала бы квартиру в Сити — минимализм с сумасшедшими подсветками. Или Узбекистан. Там такое поле для творчества! Сильно загорелась, побывав в марте в Ташкенте. Увидела, как растет город. Он как чистый холст, где можно творить… Здесь, конечно, предпочитают светлые интерьеры. Хотя недавно одна заказчица из Казани принципиально не захотела ничего белого, бежевого — только темное, яркое, разные фактуры, холодильник в граффити, бетонный потолок с лепниной, крутой арт-объект в виде гигантских бус. Я ей благодарна, что с таким классным проектом пришла именно к нам. Но я сама при этом люблю уют, красивую плиточку, мне близка неоклассика с элементами эко и прованса.

— Сколько стоит заказать дизайн?

— В Казани — 2–3 тысячи за квадратный метр. У нашей студии — 5 тысяч. Цена на наши услуги росла step by step, но последний год я ее почти не поднимала.

— Посоветуйте: на чем можно, а на чем не стоит экономить при выборе дизайна и, соответственно, при отделке?

— Основной фон должен быть актуальным долго, как минимум 10 лет, а новые акценты легко задать декором. Даже в скромной обстановке одна оригинальная консоль, люстра «сделают» весь интерьер. Диван должен быть хорошим, как и кухонный гарнитур, желательно в фабричном исполнении. А вот кровать можно заказать и у местных мебельщиков, купив к ней эргономичный матрас. Не рекомендую экономить на плитке — это самое сложное, что приходится переделывать. Кстати, учтите, что на черных поверхностях видна малейшая пылинка, шершавые фактуры — тоже потенциальный пылесборник… 

— Пандемия отразилась на вашем бизнесе?

— Пошла только в плюс. Самое счастливое и плодотворное время: сидели дома и очень много работали. Люди оказались заперты в четырех стенах и осознали, как важен дом, принялись покупать недвижимость, делать ремонт. А в обыденности наш график всегда стабилен, расписан на полгода вперед. Чтобы команда качественно работала и не перегорела, ее не надо перегружать. Сейчас в портфеле 20 проектов: пять новых, столько же в стадии визуализации, три на чертежах, остальные — стройка.

— Тяжело все это контролировать?

— Когда-то, уйдя в свободное плавание из строительной компании, вообще все делала сама, и так было до недавнего времени. Но за последние пару лет научилась делегировать полномочия. В конце концов, я ничего не понимаю в бухгалтерии и законодательстве и при этом гиперответственна. В таком раздрае жила 10 лет. Когда почувствовала, что уже не сплю, поняла, что нужны помощники. Мой первый соратник, визуализатор, сам меня нашел и предложил помочь. Тогда я поняла, как здорово, когда каждый выполняет свою работу, в которой постоянно растет. «Мозг» студии — главный архитектор. Мы познакомились 12 лет назад, она уже тогда была зрелым специалистом, работала удаленно из другой страны. За все это время вживую виделись два раза, но для меня это очень близкий человек. А недавно появился руководитель реализации, осуществляющий авторский надзор. Он может направить каждого рабочего. И еще менеджер проектов, который контролирует все процессы студии, чтобы все шло в срок.

Конечно, для творчества важен внутренний комфорт. У меня любимый муж, он всегда меня поддерживает. Красивый и умный сын. Самые лучшие родители, я им безмерно благодарна за все, что они мне дали. А еще бабушка — ей 87, и она огромный авторитет для меня… Очень люблю лес — мое место силы, в выходные ходим туда гулять, кататься на велосипедах. Иногда ездим к лошадям — необыкновенные животные.

Словом, ощущаю себя целостной, гармоничной личностью.

— Сколько человек в коллективе?

— У меня ИП и работают всего около 10 человек. Тем не менее есть группа проектирования, отдел дизайна, отдел реализации, подбирающий материалы. Уверена, что дизайнеры должны комплектовать объекты полностью, предлагать несколько вариантов по каждой позиции, обозначать особенности, цены — чтобы дать возможность выбора. У заказчика должна быть возможность приложить образцы друг к другу, ощутить их фактуру, реальный цвет, сочетаемость отделки, напольных покрытий, обивки, плитки.

«Без активного участия заказчика создать нужный ему интерьер невозможно, поэтому идеальный вариант — это человек, способный принимать решения» «Без активного участия заказчика создать нужный ему интерьер невозможно, потому идеальный вариант — это человек, способный принимать решения» Фото: Сергей Елагин

Почему важны доверительные отношения с заказчиком

— Сегодня чувствуется дефицит материалов?

— По ряду позиций — да. Ушли крупные производители, связанные с электрикой, — подыскиваем замену. Поставщики нам категорично не отказывают, но говорят: будет месяца через три. Сейчас предпочитаю то, что придет быстрее. К тому же у нас есть проверенные партнеры, и я уверена, что они привезут нам, например, мебель именно из Италии. Им это удавалось даже во время коронавирусного карантина.

— Может, отечественное производство начнет развиваться…

— Если бизнес, инвесторы будут вкладываться, ситуация даже на пользу — «рукастые» мастера и идеи в России точно есть. С нами сотрудничают художники, которые делают под наши интерьеры невероятные светильники из дерева, росписи. Недавно вышел с предложением создать совместную коллекцию крутой парень из Сибири, у него этнические предметы, скульптуры. Или свет от башкирского бренда «Ветви» — влюбилась в него с первого взгляда, даже стала их дилером. Экспозиция «Ветвей» — по соседству с нашей студией, в цветочном бюро «Листок». Этот свет среди цветов смотрится потрясающе.

— Сколько времени проходит от встречи с клиентом до новоселья?

— Дизайн-проект квартиры в 100 «квадратов» делается 3–4 месяца, и за 7–8 месяцев можно сделать ремонт. Многое зависит от того, какая бригада работает, вовремя ли приходят материалы, торопится ли заказчик.

— У вас «свои» строители?

— Дизайнер и прораб должны понимать друг друга. Мы рекомендуем строительные бригады, с которыми у нас положительный опыт сотрудничества, но не настаиваем. И есть такая дополнительная услуга, как авторский надзор, когда дизайнер контролирует ход работ. Впрочем, даже без этого он обязан всегда быть на связи с рабочими.

— С кем легче работать — с тем, кто знает, что хочет, или с тем, кто дает полную свободу?

— Без активного участия заказчика создать нужный ему интерьер невозможно, потому идеальный вариант — это человек, способный принимать решения. И первостепенен не бюджет, а доверительные отношения. Когда заказчик доверяет, всегда получается хорошо. Если доверия нет, работу лучше не начинать.

— Кто ваши клиенты?

— Чаще женщины средних лет, хранительницы домашнего очага.

 — На что обращаете внимание при первой встрече с заказчиком?

— Прислушиваюсь к своим ощущениям, эмоциям — есть ли у нас взаимопонимание, коннект. Часто люди не знают, чего хотят, сомневаются, поэтому надо уметь быть психологом — изучить вкусы, привычки, образ жизни. К договору прилагаем анкету, показываем интерьеры и смотрим, на какие человек откликается. Важно понять, чего он категорически не хочет. Раньше мы первым делом презентовали проект кухни-гостиной (это центр квартиры, и его стилевое решение можно перенести на другие комнаты), а сейчас, прежде чем делать визуализацию в 3D, показываем наброски на планшете. Это дает возможность заказчику самому поучаствовать в творческом процессе — дорисовывать, менять цвета. А если видим, что человек хочет участвовать по минимуму, сразу предлагаем оценить готовую «картинку».

— У кого из дизайнеров вы бы хотели пройти стажировку?

— У Заха Хадид. Я ей восхищаюсь как личностью. Если бы можно было вернуться на машине времени в прошлое, хотела бы даже просто постоять рядом, прочувствовать энергию.

— Что главное в дизайнерском бизнесе — его главный секрет?

— Команда единомышленников под началом сильного талантливого руководителя. Важно, чтобы коллегам хотелось идти на работу, чтобы они получали удовольствие от творчества, достойно зарабатывали. Делать хорошо одной можно, но с командой можно свернуть горы.