На одном из совещаний с участием президента РФ вице-премьер Марат Хуснуллин заявил Владимиру Путину, что финансирование из федерального бюджета строительства метро в городах-миллионниках является нецелесообразным На одном из совещаний с участием президента РФ вице-премьер Марат Хуснуллин заявил Владимиру Путину, что финансирование из федерального бюджета строительства метро в городах-миллионниках является нецелесообразным Фото: kremlin.ru

Метро на перепутье: быть ли подземке у РКБ?

Казанское метро сейчас строится на деньги, выделяемые из бюджета Татарстана. Федеральный бюджет в этом не участвует — более того, на одном из совещаний с участием президента РФ вице-премьер Марат Хуснуллин заявил Владимиру Путину, что строительство метро в городах-миллионниках нецелесообразно и «надо больше делать ставку на железную дорогу». И это одна из причин того, что строящаяся с 2020 года вторая линия Казанского метрополитена продвигается черепашьими темпами. Первая очередь второй линии из четырех станций и тоннелей протяженностью 5,7 км может быть сдана только в 2027 году.

Судя по тендерам, доставшимся АО «Казметрострой», в этом году на стройку бюджет республики наскребет от 3,8 млрд до 5 млрд рублей. В прошлом году дали 3,4 млрд рублей. Деньги идут не только на проходку тоннелей, но и на вынос коммуникаций, попавших в зону строительства. Два года назад суммарные расходы на вторую ветку оценивались в 41 млрд рублей. Теперь же, по словам гендиректора «Казметростроя» Марата Рахимова, сумма выросла до 60 млрд рублей. На 2023 год «Казметрострой» запланировал работы на 11 млрд рублей, но пока неясно, сколько выделит бюджет РТ. Зато уже известно, что дефицит бюджета РТ на будущий год — 27 млрд рублей.

В сентябре первую очередь второй линии осматривал президент РТ Рустам Минниханов. В результате было дано поручение, которое коренным образом меняет взгляд на будущее метро. Оно может сделать крутой поворот В сентябре первую очередь второй линии осматривал президент РТ Рустам Минниханов. В результате было дано поручение, которое коренным образом меняет взгляд на будущее метро Фото: president.tatarstan.ru

Строящиеся станции уже имеют официальное название. По итогам интернет-голосования среди казанцев власти города выбрали и в июне утвердили следующие названия: 

  • «Тулпар» на улице Сахарова с выходом к ТЦ «МЕГА» и жилому комплексу «Мой Ритм»;
  • «Зилант» на пересечении улиц Ломжинской и Фучика;
  • «Академическая» на улице Завойского на перекрестке с улицей Фучика;
  • «100-летия ТАССР» на улице Фучика. Это пересадочная станция, которая расположится под первой линией метро со станцией «Дубравная».

Казанское метро сейчас строится на деньги, выделяемые из бюджета Татарстана. Судя по тендерам, доставшимся АО «Казметрострой», в этом году на стройку бюджет республики наскребет от 3,8 млрд до 5 млрд рублей Казанское метро сейчас строится на деньги, выделяемые из бюджета Татарстана. Судя по тендерам, доставшимся  «Казметрострою», в этом году на стройку бюджет республики наскребет от 3,8 млрд до 5 млрд рублей Фото: president.tatarstan.ru

В сентябре первую очередь второй линии осматривал президент РТ Рустам Минниханов. По информации источников «БИЗНЕС Online», в результате было дано поручение, которое коренным образом меняет взгляд на будущее метро. Как выяснилось, среди прочего обсуждался вопрос о том, куда пойдет вторая линия после 2027 года. Раньше сомнений не было: после пуска первой очереди второй ветки планировалось копать в сторону Советской площади и Квартала. А это еще 8 станций второй ветки со следующими рабочими названиями:

  • «XXI век» рядом с одноименным жилым комплексом и ипподромом;
  • «Пионерская» недалеко от Советской площади;
  • «Компрессорный завод»;
  • «Футбольный стадион» у перекрестка проспекта Ямашева с улицей Адоратского;
  • «Горбольница» на пересечении проспекта Амирхана с улицей Чуйкова;
  • «ЗАГС» у перекрестка улиц Короленко и Чуйкова;
  • «Декабристов» на перекрестке улиц Волгоградской и Декабристов. Пересадочная на станцию «Яшьлек» первой ветки;
  • «Восстания» на перекрестке улиц Восстания и Васильченко. Конечная станция второй ветки.

Однако теперь, как выяснил «БИЗНЕС Online», рассматривается другой вариант — с добавлением двух изначально не предусмотренных станций в южном направлении: 

  1. Деревня Универсиады;
  2. рядом с Республиканской клинической больницей, «Солнечным городом» и бывшими землями учебного хозяйства аграрного университета.

На объезде Минниханов поручил городу и проектантам решить вопрос целесообразности такого варианта продления второй ветки. «Будем смотреть, считать. Сначала надо подготовить проект. А чтобы его подготовить, нужно рассчитать технические возможности, — оценил вариант строительства метро к Деревне Универсиады и РКБ министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ на одном из мероприятий. — Пока ясности нет. Но строим вторую ветку, дальше все зависит от финансирования». 

IKEA «зажала» миллиард, но деньги есть: как строят вторую линию казанского метро за 216 миллиардов

Территории, куда может прийти «незапланированное» метро, — точка роста столицы РТ. На лаишевском направлении дремлют и реализуются планы строительства миллионов квадратных метров жилья. Здесь и соципотечный «куст» квартала М14, и коммерческие проекты. Но если жизнь Квартала сложилась и общественным транспортом территория обеспечена, то на расцветающем новыми домами южном направлении с этим куда хуже. Вдобавок последний гораздо дальше от центра. И здесь метро с его мощной провозной способностью смотрится неплохим вариантом. Ниже вместе с экспертами «БИЗНЕС Online» рассматривает плюсы и минусы обоих вариантов.


Новый вариант второй ветки: дешевле и рядом с новой точкой роста Казани

Целевая аудитория. В Деревне Универсиады во время учебы проживают 14,5 тыс. студентов, рядом жилая застройка Горок-3, неподалеку расположен ЖК «Дубрава» на 8 тыс. человек. «Солнечный город» рассчитан на 20 тыс. человек. По грубым оценкам экспертов, речь уже идет о 50–55 тыс. жителях без учета новой массовой застройки. 

Перспектива застройки. Рядом с РКБ расположена точка роста массовой жилой застройки Казани — Березовая роща, в основе которой бывшие земли учебного хозяйства Казанского аграрного университета. До 2030 года там и на соседних территориях Лаишевского района планируется построить 4,4 млн кв. м жилья. Например, рядом с РКБ #Суварстроит уже возводит микрорайон «Волжские просторы» для 15 тыс. человек.

Рядом с РКБ расположена точка роста массовой жилой застройки КазаниФото: Евгений Жура

«Метрополитен привязывается к тому, что делается на поверхности, — отмечает советник министра строительства РТ Николай Васильев. — Пока метрополитен живет своей жизнью, а Казань опережает его развитие».

О последствиях застройки бывших картофельных полей плотными многоэтажками власти Казани и Татарстана в 2021 году предупреждал директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. В случае с Казанью «картофельное поле» — это не фигура речи, поскольку, помимо злаковых культур, на бывших землях учебного хозяйства выращивали и картошку.

Есть еще два сценария развития агломерации:

1. «Пушка» — уплотнение застройки в городском ядре с ограниченным владением личным автомобилем, форматом застройки без машино-мест, но с качественным общественным транспортом и пешеходной средой.

2. «Гаубица» — освоение периферии агломерации с преобладанием домов для одной семьи. «Гаубица» подходит для наступательных действий, поэтому предполагает развитую сеть дорог, постоянное использование автомобиля.

Впрочем, город постепенно подступает и к «серому» поясу, нанося точечные «пушечные» удары по гаражам и территориям заброшенных предприятий, превратившихся в склады. Очагом такой реновации уже стала промзона на улице Аделя Кутуя и территория речного порта.

На южном направлении Госжилфонд при президенте РТ строит микрорайон М14 — развитие социальной ипотеки здесь будет продолжаться. АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Ивана Егорова в 2023 году начнет застройку 170 тыс. кв. м жилья в ЖК «Каен» у Березовой рощи. В этом году там уже строят напорную канализацию с насосной станцией.

В Деревне Универсиады во время учебы проживают 14,5 тыс. студентов, рядом жилая застройка Горок-3, неподалеку ЖК «Дубрава» на 8 тыс. человек. «Солнечный город» рассчитан на 20 тыс. человек. По грубым оценкам экспертов, речь уже идет о 50–55 тыс. жителях без учета новой массовой застройкиФото: Евгений Жура

Стоимость. Перегонные тоннели со станциями у Деревни Универсиады и РКБ в текущих ценах обойдутся в 30 млрд рублей. Если отбросить эмоции и подсчитать, то путь на юг удобнее с точки зрения строительства тоннелей. «Это вариант с наименьшей передислокацией, меньшими затратами на переустройство, — рассказал изданию генеральный директор АО „Казметрострой“ Рахимов. — За спиной будут построенные и оборудованные стройплощадки, душкомбинаты [бытовые и административные помещения]. Но решение за проектировщиками, городом. Прорабатывают, но это вопрос не одного дня. Требуется осмысление, подсчет пассажиропотока, выбор стройплощадок, отвод земли, изыскания. Большой комплекс работ».

Преимущества. Самое главное — станция у РКБ решит проблему транспортной доступности будущих жилых районов на месте полей учхоза. Пока рядом с «Солнечным городом» проходит только трамвай, автобусы вынуждены стоять в пробках. В 2020 году к РКБ планировали запустить метробусы, но проект заморозили. Напомним, перекресток Оренбургский проезд – Баки Урманче у «Солнечного города» входит в топ-30 «пробочных» мест Казанской агломерации. Городской транспорт здесь точно будет нужен. Так почему бы сразу не сделать ставку на метро? 

Еще одно преимущество — возможность участия в финансировании строительства метро федерального центра (несмотря на позицию Хуснуллина по метро в целом). Новые программы вроде «Стимула» работают только при строительстве нового жилья. Где массовое строительство нового жилья на Квартале? Его нет. То ли дело просторы на южном направлении, где комплексной застройке есть где развернуться.

В пользу прокладки метро в сторону Советской площади со станцией у Компрессорного завода играет создаваемый там транспортно-пересадочный узелФото: Евгений Жура

Путь на Квартал: дороже, но с перспективой городского метрокольца и мощного пересадочного узла

Целевая аудитория. Первая станция от «Тулпара», на улице Сахарова, расположена у жилого комплекса «XXI век», в котором уже проживают свыше 6,5 тыс. человек, неподалеку расположен ЖК Art City на 8,3 тыс. человек. Перекрестки улиц Космонавтов и Патриса Лумумбы, а также Патриса Лумумбы и проспекта Альберта Камалеева входят в топ-30 «пробочных» мест, поэтому станция там не будет лишней даже с учетом предстоящего строительства новой дороги с развязкой от Патриса Лумумбы до Космонавтов и выходом на Мамадышский тракт. Рядом со станцией «Пионерская» и Советской площадью преимущественно старая среднеэтажная застройка.

«Масштабы с южным направлением несопоставимы, — рассуждает собеседник нашего издания в сфере транспортного планирования города. — Станция у Советской площади или у РКБ? Где подземка будет больше востребована? С учетом перспективы многоэтажной высотной застройки привлекательнее выглядит южное направление, а не район Советской площади со среднеэтажной застройкой».

Перспектива застройки. Отрезок от Азино до Компрессорного не входит в список точек роста Казани с массовой застройкой. Но московский строительный гигант «ПИК» готовится застроить территорию бывшего завода «Холод» на Сибирском тракте. Рядом с ипподромом расположен квартал М8 — жемчужина земельных активов компании «Ак Барс Дом». Согласно утвержденному в 2012 году проекту планировки, на М8 хотели возвести 256 тыс. кв. м жилья на 5 тыс. человек, но в 2020 году застройщик решил построить там небоскребы высотой до 53 этажей, по сравнению с которыми померкнут «Лазурные небеса». Проект застройки увеличился втрое до 755 тыс. кв. м, его в 2020 году одобрил Минниханов, но застройка данной территории небоскребами остается предметом дискуссий среди градостроителей. 

Преимущества. Стройка второй линии метро в сторону Ново-Савиновского района позволит быстрее запустить в городе круговое движение поездов. «Технические решения для сопряжения со второй линией уже предусмотрены и построены. Только ждут своей очереди», — говорит Рахимов о соединении второй линии со станциями «Яшьлек» и «Дубравная».

В пользу прокладки метро в сторону Советской площади со станцией у Компрессорного завода играет создаваемый там транспортно-пересадочный узел. С ноября 2021-го РЖД на месте платформы Компрессорный возводят двухэтажный павильон, остановку автобусов и перехватывающую автопарковку на скромные 50 мест. Госкомпания выделила на стройку 310,8 млн рублей, 76,4 млн выплачивает республика. Железнодорожники также настроены увеличить число электричек со стороны Арска, сделать удобнее расписание и даже вводить дополнительные станции на данном направлении. По генплану до Компрессорного дойдет и внутригородская кольцевая железная дорога.

«С этой точки зрения станция метрополитена выглядела бы там гармонично, — оценивает Рахимов „пересадочные“ перспективы северного направления второй ветки метрополитена. — Это востребовано: железнодорожный транспорт, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен — все в одном месте».

Впрочем, РЖД сделали только первый шаг к созданию транспортно-пересадочного узла. «Компрессорный требует масштабной реконструкции в плане организации потоков людей и автомобилей до улицы 8 Марта и Третьей транспортной дамбы. Сегодня это ужасно сложная развязка», — говорил в сентябре заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. В 2016 году российские и зарубежные эксперты представили варианты развития транспортного узла, напомнил он. Концептуальные идеи готовы, но дальше дело не идет. Первый этап кольцевой железной дороги Казани за 3 млрд рублей планировали начать строить в 2022-м, но затем оказалось, что у России пока нет денег на такие дороги.

Стоимость. На 8 станций метро второй ветки от станции «Тулпар» и до улицы Восстания нужно еще как минимум 156 млрд, из которых 45 млрд рублей на три станции по левому берегу Казанки:

  • «XXI век» рядом с одноименным жилым комплексом, ипподромом;
  • «Пионерская» недалеко от Советской площади;
  • «Компрессорный завод».

Три станции в сторону Квартала получаются дороже варианта с конечной у РКБ. Деньги потребуются не только на строительство тоннелей и станций, но и для нового электродепо второй линии, которое разместят в районе Компрессорного завода. «Это дополнительные объемы, — говорит Рахимов. — Количество поездов увеличивается — их надо где-то обслуживать, а перегонять в электродепо первой линии неудобно». К вводу первого участка второй линии в 2027 году увеличат и мощность действующего метродепо у проспекта Универсиады. Проект на возведение пристроя за 1,2 млрд рублей уже разработан, получено положительное заключение экспертизы, но работы еще не начались.

В среднем казанские метростроевцы возводят одну станцию за два года. И если при условии прежних объемов финансирования маятник качнется в сторону микрорайона М14, то метро в сторону «Кварталов» начнут строить не раньше 2033 года. Однако рассматривается и возможность строительства в обоих направлениях — это зависит от поставленных целей и от финансирования В среднем казанские метростроевцы возводят одну станцию за два года. И если при условии прежних объемов финансирования маятник качнется в сторону микрорайона М14, то метро в сторону Квартала начнут строить не раньше 2033 года. Однако рассматривается и возможность строительства в обоих направлениях — все зависит от поставленных целей и финансирования Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Двигаться лучше не в одном направлении, а сразу в двух»

Почему о продолжении второй ветки заговорили уже сейчас? Надо совместить стройку первых четырех станций второй ветки с подготовкой следующих очередей, объясняют в «Казметрострое». 

Хорошо, что об этом думают уже сейчас, потому что это занимает много времени. Нужно понимать: а куда дальше? Проектировщики ждут указания. Мне подходит любой вариант. Решение даст надежду на продолжение строительства, уверенность в будущем.
Марат Рахимов Генеральный директор АО «Казметрострой»
Марат Рахимов генеральный директор АО «Казметрострой»

Опасения метростроевцев далеко не напрасны. В 2020 году Ростехнадзор обнаружил, что ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» и «Казметрострой» год прокладывают вторую ветку подземки по проекту, не прошедшему экспертизу. И это притом, что «Татинвестгражданпроект» готовил документацию с 2015 года. Под угрозой простоя тогда оказались 800 работников «Казметростроя».

В среднем казанские метростроевцы возводят одну станцию за два года. И если при условии прежних объемов финансирования маятник качнется в сторону микрорайона М14, то метро в сторону Квартала начнут строить не раньше 2033 года. Однако рассматривается и возможность строительства в обоих направлениях — все зависит от поставленных целей и финансирования. Опыт есть: в 2003–2005 годах, например, казанское метро строил не только «Казметрострой», но и другие подрядчики. АО «Казметрострой» имеет четыре тоннелепроходческих комплекса: «Сююмбике», «Алтынчеч», «Айсылу» и «Ляйсан». При подготовке к тысячелетию Казани работало сразу 8 проходческих машин.

Двигаться лучше не в одном направлении, а сразу в двух. Конечно, это трудно для организации строительства. Какой выгоднее вариант? Надо считать. Обстановка до 2027 года изменится. Казань становится агломерацией, транспортные потоки меняются. И интенсивно развивается южное направление — там заявлены серьезные площади жилой застройки.
Николай Васильев Советник министра строительства РТ
Николай Васильев советник министра строительства РТ

Выбор трассировки зависит от оценки транспортных моделей, говорит профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. «Надо понять объемы вводимого жилья в новых микрорайонах. Необходимо сравнить и с тем, что происходит в старых микрорайонах, — рассуждает эксперт. — Дальше смотрим улично-дорожную сеть старых и новых районов, города, места приложения труда. Возможно ли при отсутствии метро обслуживать новые районы наземным транспортом — трамваями, автобусами? Надо сравнить все варианты. У городов нет задачи развивать только метро, есть ведь и другие виды транспорта. Метро, напомню, эффективно работает только на самых максимальных пассажиропотоках. Будет ли это в новых микрорайонах или нет? Какой окажется стоимость транспортного обслуживания?»