Лилия Сагирова рассказала как Марина Цветаева жила в Елабуге, с кем общалась, чем дышала и почему решила уйти из жизни Лилия Сагирова рассказала, как Марина Цветаева жила в Елабуге, с кем общалась, чем дышала и почему решила уйти из жизни

Мы живем вместе со стихами Марины Ивановны

Приезжая в подобные «храмы жизни и смерти», всегда хочется узнать больше об их хозяевах. Поэтому о трагической судьбе и лучших стихах поэтессы «БИЗНЕС Оnline» побеседовал с заведующей мемориальным комплексом Лилией Сагировой, исследовательницей и горячей поклонницей творчества Цветаевой. Она рассказала, как Марина Ивановна жила в Елабуге, с кем общалась, чем дышала и почему решила уйти из жизни.

— Лилия Ильдусовна, какое место стихи Цветаевой сегодня занимают в русской литературе и почему актуальны для современного человека?

— Цветаева о себе писала так: «Одна за всех — из всех — против всех». Ее творчество не укладывается в общепринятые формы, это совершенно новая поэзия, рожденная небывалой эпохой. Цветаева пережила и сознательное замалчивание, и бешеную популярность. Сегодня ее стихи, возможно, уже не так будоражат кровь и плоть, но они прочно вошли в нашу жизнь. Мы живем вместе со стихами Марины Ивановны, их знают во всем мире.

Цветаева — поэт для всех, хотя есть мнение, что ее читают в основном женщины. Анна Ахматова научила их говорить, Марина Цветаева — чувствовать, любить, ненавидеть, страдать. Творчество Цветаевой после многолетнего забвения вернулось к российскому читателю в 60-е годы прошлого века, и каждое новое поколение по-своему открывало для себя Марину Ивановну — ее голос, диапазон, силу, уникальность поэтического дара. Сегодня Цветаева, как и многие изгои сталинской эпохи, стала культовой фигурой, чье значение неизбежно снижается рынком массового потребления.

Недавно из интернета я узнала об одной акции — в Перми закрашивают граффити на фасадах домов стихами известных поэтов, в том числе и Цветаевой. Удивительно — Марина Ивановна всегда ненавидела «жевателей мастик», «читателей газет», то есть массовую культуру. А сегодня она не с теми,  кто по ночам малюет граффити, а с теми и там, кто их закрашивает ее стихами, то есть творчество Цветаевой вписывается в мейнстрим.

— Значит, Цветаева и ее творчество нужны сегодняшнему читателю?

— Конечно. В России 8 музеев, посвященных Марине Ивановне, — это, безусловно, говорит о всенародном признании. Елабужский государственный музей-заповедник бережно и трепетно хранит память о Цветаевой. В Елабуге создан уникальный мемориальный комплекс, проводится большое количество экскурсий и мероприятий. В год 130-летия со дня рождения Цветаевой ЕГМЗ организовал и провел Х международные цветаевские чтения, вручение 11-й литературной премии имени Цветаевой, учрежденной в Елабуге в 2007 году, несколько концертов и спектаклей, открыл несколько выставок, посвященных Цветаевой. Ежегодно почти 50 тысяч туристов  посещают музеи мемориального комплекса.

Многие из гостей так проникаются атмосферой последних дней поэта, так сочувствуют судьбе Цветаевой,  что снова  возвращаются сюда. Отрадно, что сейчас Цветаева очень популярна среди подростков. Библиотеки и детские центры проводят вечера, конкурсы, фестивали, посвященные ей. Цветаевские исповеди о жизни и смерти, ее запредельные страсти, безмерные страдания — все это близко современной молодежи.

***

Просторная территория комплекса позволяет глубже познать Цветаеву и подросткам, и знатокам. Каждый здесь найдет для себя что-то свое — трогательные детские фотографии Марины, ценные документы времен эмиграции, раритетные томики стихов и личные вещи Марины Ивановны вроде записной книжечки с единственной записью «Мордовия» (чья тайна  до сих пор не раскрыта). А главное — обогатит внутренний мир и художественный вкус, поможет почерпнуть опыт из цветаевской поэзии и богатейшей литературы Серебряного века.

Неподготовленному туристу, по словам Сагировой, лучше начать знакомство с Мариной Ивановной в Литературном музее, где рассказывают о ее жизни и творчестве с рождения до приезда в Елабугу. Затем можно посетить Дом памяти, ощутить трагедию последних дней Цветаевой, а в завершение — прийти к могиле на Петропавловском кладбище поклониться памяти великого поэта.

Тайна самоубийства Цветаевой останется навсегда

— Для елабужан и туристов комплекс Цветаевой — это трагическая земля или, напротив, место некоего паломничества?

 В Елабуге Цветаева обрела поэтическое бессмертие. Конечно, это трагическое место — здесь завершилась жизнь великого русского поэта, и неудивительно, что люди печалятся. Бывает так, что кто-то даже не может переступить порог Дома памяти, некоторые плачут. Я уже не говорю об особо аффектированных гостях, падающих на колени. Но в основном люди приезжают, чтобы узнать о Марине Ивановне и почтить ее память. Цветаева нервирует и будоражит людей разного культурного уровня. Они задают вопросы: «А как она относилась к детям?» Спрашивают об отношениях Цветаевой с женщинами, о том, почему в Елабуге ей открыли целых два музея? Приходится объяснять, развеивать легенды и мифы, которыми обросло имя Цветаевой. Люди также хотят приоткрыть завесу тайны самоубийства поэта, побывать в том месте, где она поставила последнюю точку в своей жизни.

— Тайна самоубийства лишь подогревает интерес гостей. Ходят ли до сих пор какие-то толки, связанные с ее уходом из жизни?

— Конечно. Цветаева прожила в доме Бродельщиковых несколько дней, ушла из жизни добровольно. Есть несколько версий ее самоубийства: не выдержала бытовых лишений, к ее смерти причастен местный отдел НКВД, были нелады с сыном. Анастасия Ивановна (младшая сестра Марины Цветаевой — прим. ред.) говорила о вине сына Цветаевой Георгия, что он был холоден к матери и подвел ее к роковому шагу. Но истинных причин мы, вероятно, не узнаем никогда, и тайна самоубийства Цветаевой останется навсегда.

— Как вы думаете, что случилось в тот вечер, 31 августа 1941-го?

— Последние два года Цветаева жила ради сына. Когда началась война и немцы по ночам стали бомбить Москву, Мур, [Георгий], дежурил на крыше их дома, тушил бомбы-зажигалки. Марина Ивановна была уверена, что он погибнет, и, чтобы спасти его, приняла решение об эвакуации в Елабугу. Цветаева в одной из предсмертных записок написала: «…я для него (сына — прим. ред.) больше ничего не могу, только его гублю…» Она считала, что без нее сыну будет  легче. Она думала, что если самоустраниться, то Муру помогут жить и учиться. И она все рассчитала верно. Георгия приютили в Чистополе и Ташкенте, ему помогали Анна Ахматова и Людмила Толстая, другие писатели. Алексей Толстой обещал сделать Муру бронь от фронта, но не успел. Георгия Эфрона мобилизовали, и он погиб на фронте в 1944-м.

Но самое главное случилось раньше. Цветаева говорила: «Писать перестала — и быть перестала», «Когда кончатся стихи, кончусь и я». Последнее ее стихотворение было написано 6 марта 1941 года.

***

Несмотря на то что Цветаева не написала в Елабуге ни одной строчки, город дышит ее поэзий. Поэзией личности — сегодня в беседке литературного музея в 20-й раз зажжется «цветаевский костер»: возле него гости прочтут стихи, споют песни под гитару и помянут Марину Ивановну знаменитым цветаевским пирогом (по легенде, в семье был особый рецепт яблочной шарлотки).

А уникальный поэтический дар Цветаевой можно оценить, даже не заходя в музейные помещения. Мемориальная табличка на Петропавловском кладбище в стихах призывает прохожего остановиться, а уличные экскурсоводы с радостью цитируют цветаевские строки. Впрочем, даже это необязательно: в творческой атмосфере комплекса лучшие стихотворения Марины Ивановны вспоминаются сами.

«Из воспоминаний елабужан известно, что полдня Марина Ивановна проработала в ресторане посудомойкой»

— С кем Цветаева общалась в Елабуге, какие сложности испытывала?

— Марине Ивановне нужно было оплачивать жилье, еду, в будущем — учебу сына, который перешел в 9-й класс. В поисках работы она побывала во многих местах — в учительском институте, детской библиотеке, городском совете. Но, куда бы ни обращалась, получала отказ либо отказывалась сама. Эвакуированные писательницы вспоминали, что Цветаева, устраиваясь на работу, даже боялась достать паспорт, считая, что там водяными знаками написано: белогвардейка.

Из воспоминаний елабужан известно, что полдня Марина Ивановна проработала в ресторане посудомойкой. Потом ушла и не вернулась. С трудом она уживалась с хозяйкой Анастасией Бродельщиковой. В институтском дворе, куда пришла в поисках работы, встретила молодого учителя физкультуры и военного дела Алексея Сизова, который никогда не слышал о поэте Цветаевой, но вспомнил ее отца (Ивана Цветаева, основателя музея изящных искусств им. Пушкина, — прим. ред.). Он подыскал Марине Ивановне новую квартиру, но потом Цветаева известила Сизова запиской, что в квартире ей отказали.

Писатель Станислав Романовский вспоминал, как 10-летним мальчиком встретил Цветаеву и принял ее  за работницу столовой — она вынесла ему оттуда кусок хлеба (мальчик тогда и не знал, что женщина может просто из милосердия накормить голодных ребятишек). Позже он видел Марину Ивановну в Никольской церкви. Она рассматривала сохранившиеся фрески.

— Сохранились ли другие воспоминания о ее последних днях в Елабуге?

— В 1970-е творчество Марины Ивановны стало широко известно, и люди начали вспоминать о своем общении с Цветаевой. Елабужанин Боровков вспоминал, что Цветаева приходила к его матери за молоком с маленьким кувшинчиком. Поэт Вадим Сикорский (сын переводчицы Татьяны Сикорской, с которой Цветаева прибыла в Елабугу на одном пароходе, — прим. ред.) рассказал писательнице Наталье Громовой, что Марина Ивановна несколько раз гуляла с ним в Елабуге и читала свою поэму-сказку «Царь-девица». Тогда, в 19 лет, он не понял ее стихов, но позже восхищался ими.

Мы знаем, что в доме Бродельщиковых Цветаева общалась с эвакуированной из Пскова Ниной Броведовской. Она хотела поселить у Бродельщиковых мать и уйти на фронт. Марина Ивановна сказала ей: «Война — это ужас, грязь и страдания. Смерть не самое худшее, что может случиться с вами на войне. Помните, у вас есть мать. А я вот одна». Когда Нина спросила Цветаеву о сыне, та ответила: «Сын — это другое. Важно иметь рядом человека старше, чтобы говорить с ним о прошлом». Марина Ивановна была человеком прошлого, не могла вписаться в советскую жизнь, и в этом — ее глубочайшая драма.

Последний вечер Цветаева провела у эвакуированной детской писательницы Нины Саконской. В комнате, которую Нина снимала неподалеку, на улице Карла Маркса, было очень уютно — настольная лампа, бакинское сюзане, спадающее на диван. Цветаева любила там бывать. Правда, о чем они говорили, неизвестно — Саконская никогда об этом не рассказывала.

***

Молчат и редкие утренние гости мемориального комплекса (экскурсии по цветаевским местам обычно начинаются около полудня). На кладбище мимо могилы Цветаевой скромно прошла пожилая пара. Они с почтением посмотрели на памятник, но не присоединилась к беседе экскурсовода и корреспондента «БИЗНЕС Online». На тихих, безлюдных елабужских улицах есть своя прелесть — можно не спеша прогуляться среди домиков и представить, где могла так же гулять Цветаева.

Сегодня эти места дышат спокойствием, однако в 1941-м, все было иначе. Об этом говорят не только воспоминания эвакуированных и факты цветаевской биографии, но и состояние самой Марины Ивановны, описанное ее родственниками.

«Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, считала ее катастрофой для России»

— Вы упомянули, о том, что Марина Ивановна в СССР боялась лишний раз достать паспорт, известно, что отношения с советской властью у нее были непростыми. Как они складывались?

— Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, считала ее катастрофой для России. Это отразилось в ее бунтарской поэзии, где Цветаева бросает вызов времени, мирозданию и даже Богу.  Все это пролог к ее будущему отказу от мира. Повторюсь, Марина Ивановна — человек прошлого. Недаром она общалась с Сергеем Волконским (внуком декабриста), Алексеем Стаховичем (директором императорских театров). Это люди с гипертрофированным чувством чести, которые постепенно исчезали. Цветаева говорила о них: «Уходящая раса». После революции России для Марины Ивановны уже не существовало.

— Муж, сестра и дочь Цветаевой были арестованы сотрудниками НКВД. А к ней самой у власти были вопросы?

— Сын Цветаевой пишет в дневнике, что Марине Ивановне предлагали работу в НКВД в Елабуге. Но Константин Эфрон (родственник Цветаевой по линии мужа — прим. ред.) очень хорошо сказал, что накануне войны Цветаева была так растеряна и ошеломлена, что ее нельзя было привлечь — такие агенты были не нужны НКВД. И даже еще раньше французские жандармы предпочли не связываться с Цветаевой — в полицейском участке, куда ее вызвали после побега мужа в СССР, она читала Пушкина.

— Могила Цветаевой затерялась уже через год после захоронения. Куда, по-вашему, пропал крест? Говорят, что могли забрать сотрудники НКВД, служители церкви или елабужане, чтобы растопить печь холодной военной зимой.

— На похоронах было немного людей — сын, несколько эвакуированных писателей, возчик, участковый милиционер (оно и понятно — война, будний день…). Неподалеку от места захоронения Цветаевой тянули линию связи, и Мур отметил могилу матери деревянным столбиком — пасынком телеграфного столба. Но первая военная зима была очень холодной, все деревянное сгорело в печах елабужан. В 1942 году в Елабуге в эвакуации оказалась подруга Пастернака Марика Гонта. В письме Борису Леонидовичу она писала, что, когда хоронили писателя Николая Добычина, с некоторой долей вероятности на могилу Цветаевой положили камень. Подробности обещала сообщить следующим письмом, но, как это водится, оно не сохранилось.

Анастасия Ивановна Цветаева после возвращения из ссылки предлагала Ариадне Эфрон (старшая дочь Цветаевой — прим. ред.) съездить в Елабугу, чтобы разыскать могилу Цветаевой. Но после нескольких отказов дочери приехала одна. Тогда, в 1960 году, вдова сторожа привела Анастасию Ивановну к южной стене погоста и указала на несколько неизвестных, неухоженных могил. Возле одной из них росла сосна с раздвоенным стволом (такие деревья сестры любили в детстве), и Анастасия Ивановна поставила на ней крест с табличкой: «В этой стороне кладбища похоронена М.И. Цветаева». Через 10 лет союз писателей Татарстана установил на могиле памятный камень, а в 1990 году епископ Казанский и Татарстанский Анастасий отслужил там литию. С тех пор это место, как говорят в народе, — святое, намоленное.

***

Действительно, рядом с усыпанной цветами могилой Цветаевой не чувствуешь страха и уныния. Напротив, хочется жить, несмотря на многие события, происходящие сегодня вокруг. Возможно, дело в самой Марине Ивановне, которая вплоть до эвакуации верила в лучшее — что дождется мужа из ссылки, еще раз покорит Париж и добьется признания на Родине. А может, в особом тоне ее поэзии — щемящем, но солнечном, побуждающем к светлой рефлексии.

«Каждому из нас выделен определенный промежуток времени — признался сопровождавший наших корреспондентов краевед и заведующий библиотекой Серебряного века Андрей Иванов. —  Цветаева не зря писала Настанет миг, когда и я исчезну с поверхности земли. Жизнь сиюминутна, необязательно наслаждаться всеми ее радостями, но отведенное время нужно успеть прожить. Меня очень мотивируют цветаевские строки об окне (с упоением читает):

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может — пьют вино,

Может — так сидят.

Или просто — рук

Не  разнимут двое,

В каждом доме, друг,

Есть окно такое».

«Цветаева всегда поднимала на высоту любимого человека»

— К образу Цветаевой уже обращались в кинематографе. Как вам биографический фильм Марины Мигуновой «Зеркала»? 

— Это пока единственный художественный фильм о Марине Ивановне. О нем хорошо сказала сама режиссер: «Сценарий не противоречит фактам цветаевской биографии, но все сцены вымышлены». Лента подробно знакомит зрителя с основными этапами жизни Цветаевой, от встречи с Сергеем Эфроном в Коктебеле до гибели в Елабуге. Авторы попытались вместить в ограниченный хронометраж слишком много, но не сумели верно определить грань между необходимой художественной условностью и искажением фактов. Нет гарантии, что видение режиссера не оказалось слишком узким и субъективным. Приведу несколько примеров.

Если говорить о героях ленты, то Сергей Эфрон (муж Цветаевой — прим. ред.) — это «человек войны», он не был безвольным, каким показан в фильме — обычного мужчину Цветаева никогда бы не выбрала. Вся жизнь Марины Ивановны была наполнена любовью, и неприятно поражает сцена, где Цветаева и Родздевич (близкий друг Цветаевой — прим. ред.) после расставания просто пьют кофе. Такого не могло быть — Марина Ивановна была тогда «на грани». В фильме Цветаева решает уйти из жизни, после того как узнает о смерти мужа — это тоже вымысел: Марина Ивановна не знала о судьбе Эфрона.

Мне не хватило в этом фильме того, что называется «процессом творчества», цветаевского поэтического гения. И сложилось  впечатление, что это фильм о судьбе условной Марины Ивановны, но не великого русского поэта. Знающему о жизни и судьбе Цветаевой зрителю нелегко справиться с потоком негодования, раздражения и даже растерянности после просмотра фильма.

— Какие ваши любимые стихи Марины Цветаевой?

— Конечно, те, что о любви. (Улыбается.). Цветаева всегда поднимала на высоту любимого человека. В молодости она увлеклась красавцем-актером Юрием Завадским и посвятила ему цикл «Комедьянт». Хочу прочитать одно из стихотворений этого цикла.

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.

Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! -

Сказать еще? — Златого утра краше!

Сказать еще? — Один во всей вселенной!

Самой Любви младой военнопленный,

Рукой Челлини ваянная чаша.

***

Сейчас Елабужский музей-заповедник не только последнее пристанище Цветаевой, но и культурно-поэтический центр города. В библиотеке Серебряного века издаются книги, проходят литературные исследования, конференции, выставки, интерактивные творческие встречи — гости разгадывают увлекательные квесты, решают квизы и гадают по томикам Цветаевой. Есть в Елабуге и свои литературные таланты — лауреат цветаевской премии Евгений Поспелов, молодая талантливая поэтесса Ольга Токарева и др.

Однако корни литературной Елабуги уходят гораздо глубже — многие знаменитые авторы отдали дань этому тихому, уютному городу. Здесь выросли беллетрист Дмитрий Стахеев и прозаик Марина Родионова, гостили Салтыков-Щедрин, Александр Радищев, Алексей Толстой и Владимир Маяковский. Всех их привлекала причудливая архитектура Елабуги и светлая умиротворенная атмосфера, особый дух маленького купеческого города, сохранившийся до сих пор.

«В изучении жизни и творчества Цветаевой действительно много белых пятен»

— Существует ли сегодня среди поэтов некая цветаевская школа?

— Цветаева — автор сложный, многогранный, многослойный, и до ее виртуозности дотянуться невозможно. Иосиф Бродский говорил, что единственный поэт, с которым он отказывается «соперничать», — это Цветаева. Для него она была недосягаемой высотой. У Марины Ивановны были и есть многочисленные эпигоны, а вот с последователями — очень сложно. Среди современных поэтов цветаевскую линию продолжают Мария Степанова и Дмитрий Воденников — родоначальник новой «популярной поэзии». Невозможно прожить жизнь Цветаевой и повторить ее творчество.

— Цветаева — один из самых обсуждаемых поэтов XX века, но литературоведы отмечают, что в ее биографии осталось немало белых пятен. Как их можно восполнить?

— В изучении жизни и творчества Цветаевой действительно остается еще много белых пятен. Мы не знаем о польской родне, бабушке Цветавой Марии Бернацкой, многих людей, с которыми Цветаева общалась после революции. Неизвестен ее круг общения после возвращения из эмиграции. Многие события елабужского периода — например, кто первым обнаружил Цветаеву после самоубийства? Нет протокола вскрытия тела и результатов судмедэкспертизы. Мы не знаем, как проходили похороны. Но открытия, касающиеся биографических сюжетов, случаются. В этом году в литературном альманахе «Александровская слобода» опубликовали переписку Ирины Карсавиной (дочери известного философа Льва Карсавина — прим. ред.) с ее подругой Евой Мирской, где Ирина пишет о Цветаевой в негативном ключе, поскольку считала себя ее соперницей. Ирина была увлечена поэтом Николаем Гронским, с которым дружила Марина Ивановна. Эта переписка — настоящий эксклюзив.