Петр Кудрявцев, урбанист: «Давление на инфраструктуру возрастает — это и транспорт, инженерия, культура, спорт, образование…» Петр Кудрявцев, урбанист: «Давление на инфраструктуру возрастает — это и транспорт, инженерия, культура, спорт, образование…» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду»

— Петр, в Казани принят генплан-2040, и один из его посылов — полицентричное развитие города. Видимо, это сейчас тренд, и он развивается в крупных городах, в том числе российских. Зачем нужна полицентричность и кто в городах начинает эти процессы — архитектурные власти или это все как-то само? Как данным процессом управлять? Отражает ли Казань этот тренд или только в начале пути?

— Есть четкие и понятные процессы, которые происходят со всеми крупными городами мира, и Казань не исключение. Малые города и деревни приходят в упадок. Население все больше концентрируется в крупных городах, ведь они имеют инфраструктуру, которая сложилась исторически и привлекает современного человека, стремящегося к комфорту. Давление на инфраструктуру возрастает — это и транспорт, инженерия, культура, спорт, образование…

Когда мы говорим об американских городах, такой истории не возникает: как правило, Америка одноэтажна. С проблемой перегрузки инфраструктуры сталкиваются исторические города. И они стараются максимально вытолкнуть пиковые внутренние нагрузки из центра города на срединную зону или периферию, оставляя центр города культурно-образовательным территориям, которые используются для отдыха, прогулок, туристической инфраструктуры. Это такое «чистое» место для проведения времени.

— Получается, что в каждом районе города должен развиваться свой мини-город со всеми функциями того же центра?

— Мы видим, что происходит в Париже, Нью-Йорке или Берлине. Там у каждого района появляется свой один или несколько субцентров, и люди себя очень здорово с ними идентифицируют. Такие субцентры становятся мини-городами: город в городе созревает даже там. В Москве сейчас тоже наблюдается такая тенденция. Столица сосредоточила в себе огромное количество ресурсов и людей и уже лет 20 испытывает сильное воздействие на инфраструктуру центра.

В результате те методы, которые использовались для разгрузки, скажем, 15 лет назад, например максимальное использование транспортной инфраструктуры вроде метро, развязок, становятся недостаточными. Она просто не справляется с миграцией людских потоков от мест проживания до мест работы или проведения досуга. В Москве за последние 2–3 года появилось два субцентра — об этой тенденции и ее развитии в декабре 2020 года говорил главный архитектор города Сергей Кузнецов. Это район «Большой Сити» на западе столицы, где основа — существующий деловой центр «Москва-Сити». Там есть рабочие места, активно развиваются жилые комплексы недалеко от Москвы-реки. В скором времени это место станет новым городским центром, где люди смогут получить все услуги, которые они получают в традиционном историческом центре. И второй — бывшие промзоны ЗИЛа и Южного порта, где концентрируется жилая и офисная застройка.

— Что, на ваш взгляд, важно создавать в таких субцентрах?

— Масштаб субцентров в Москве таков, что там могут быть и аттракторы городского значения, то есть формируются крупные центры притяжения. Например, на территории «Зил-Севера» есть филиал «Эрмитажа», и я убежден, что и в «Москва-Сити» будет что-то подобное. Я уже не говорю о кинотеатрах, парках, образовательных центрах. Появление таких больших мощных функций — не жилья и не работы — это, на мой взгляд, важнейшая характеристика субцентров. Ты можешь оттуда не выезжать, а жить там, ведь особой надобности выезжать в центр уже нет.

Мы с интересом смотрим и участвуем в формировании еще двух центров притяжения. Один из них на востоке Москвы — «Электрозавод». Это крупнейший исторический комплекс в столице после Кремля, там более 250 тысяч квадратных метров, которые будут наполнены самыми разнообразными «третьими» функциями — образовательными, культурными, научными. Там может сформироваться мощный культурный, образовательный и научный центр с офисами, работающий на весь восток Москвы, который был немного обделен вниманием. Еще один проект на юго-западе города — это технологическая долина МГУ, она превратится в новый центр притяжения — рядом с ней проектируется новая школа «Летово», конкурс на которую мы совсем недавно успешно провели.

« Москве за последние 2-3 года появилось два субцентра. Это район «Большой Сити» на западе столицы, где основа — существующий деловой центр «Москва Сити». Там есть рабочие места, активно развиваются жилые комплексы недалеко от Москвы-реки» «В Москве за последние 2–3 года появилось два субцентра. Это район «Большой Сити» на западе столицы, где основа — существующий деловой центр «Москва-Сити». Там есть рабочие места, активно развиваются жилые комплексы недалеко от Москвы-реки» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Новые центры формируются вокруг уже существующих магнитов?

— Скажем так: это некие места, у которых имеются предпосылки. То есть на них есть потенциальный спрос, его нужно поймать и развивать.

— Что в Казани происходит с точки зрения полицентричности? Запрос на это есть как у людей, так и у властей. Что происходит на практике?

— Мы знаем о проекте альтернативных точек роста в Казани, и это масштабный проект. Основной фокус нацелен на те территории, которые граничат с городом. Но в целом данный проект должен учитывать внутреннее наполнение города и может включать в себя такие вещи, как пересмотр уже сложившейся концепции его центра и вновь застраиваемых районов. Очень важно учитывать всю программу, чтобы имелось не только жилье и монофункции, но и деловая активность, были заложены культурные программы, чтобы люди могли там находиться полноценно 7 дней в неделю без особой нужды выезжать. Тогда это может стать альтернативными точками роста.

— Застройщики это понимают?

— Вообще, вся история, связанная с развитием рынка недвижимости, в последний год привела к тому, что некоторые частные объекты девелоперов могут становится центрами таких новых субцентров городского масштаба. В Москве есть подобные примеры. И мы продумываем их именно как мини-города со своим брендом, идентичностью, парком. Они строятся с нуля, садясь на городскую инфраструктуру. Здесь важна роль частных застройщиков, которые должны понимать, что прежняя модель спального района уже не работает.

«Будет хуже, чем в 90-х. Дикий Восток»: Марат Хуснуллин отбирает архитектурные полномочия регионов

— Кто должен об этом думать? Ведь люди уверены, что девелоперы чаще мыслят так: «Сейчас построю, продам и уйду!»… в офшор. Или — «я уеду жить в Лондон!» 

— Года два назад я бы с вами согласился. И вообще, это нормально, ведь у девелопера задача своя, у урбаниста — своя. Но сейчас вопрос прибыли сильно изменился. Вырос сам запрос у покупателей. Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе.

«Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе» «Ты уже не можешь продать просто хорошую квартиру, ты должен продать комфортную городскую среду. У покупателя появился запрос на новую идентичность, он не хочет жить в обезличенном районе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть тенденция к тому, что девелоперы хотят и управлять теми площадями, которые они строят. В Москве это набирает обороты. Застройщикам интересно контролировать ту программу, которую они придумали, как она заживет, как будет работать экономика и жить район в целом. Поэтому они задумываются над созданием управляющей компании и поддержании все этой инфраструктуры на долгосрочную перспективу. Такая схема могла бы подойти и для Казани. Когда наиболее привлекательные помещения на первых этажах продаются, а 15–20 процентов остается в управлении. Там формируются, например, небольшие детские центры, галереи, то есть такие магниты, которые не принесут какой-то прибыли, но привлекут большое количество людей туда. И это элемент идентификации.

Застройщик теперь сам должен об этом думать. Подобные жилые комплексы, которые становятся центрами, строятся очень быстро. Цикл — всего 2–3 года. Это уже конкуренция не рендеров и картинок, а конкретных участков.

Люди сравнивают, как живется в Москве и Казани, других городах. Девелоперы с именем четко понимают, что они не могут себе позволить где-то сэкономить на качестве. Развитая инфраструктура и благоустройство теперь так же важны, как и сама квартира.
Петр Кудрявцев Урбанист, социолог
Петр Кудрявцев урбанист, социолог

— Есть ли какие-то характеристики территории, по которым можно сказать: да, вот это — новый центр? Назовите топ-5 таких признаков.

— Первое — это наличие инфраструктуры и «третьих мест», помимо жилья и офисов (культура, спорт, образование, общественные пространства). Второе — территория должна иметь потенциал для самоидентификации людей именно с этим новым местом. Третье — транспортная доступность. Это место, куда должно быть удобно добраться сейчас и в будущем, и вместе с тем есть возможность спокойно и быстро коммуницировать пешком: важна микромобильность с близлежащими районами. Также это должно быть место, в котором есть интерес у разных застройщиков, чтобы имелся некий кумулятивный эффект. Как минимум должна быть коммерческая привлекательность, а дальше уже задача города, урбанистов и местных жителей, чтобы это все превращалось не в разрозненный жилищный комплекс, а стало бы единой городской средой.

— Есть ли примеры за пределами Москвы, которые развиваются по такому принципу? 

— Например, Академгородок в Новосибирске или ареал ДВФУ во Владивостоке. В Краснодаре и Екатеринбурге также появляются подобные агломераты.

«В Казани прекрасная парковая инфраструктура — в своем роде уникальная для всей России и пример для подражания. Например, созданный парк «Урам», или Стратегия развития набережных Казанки» «В Казани прекрасная парковая инфраструктура — в своем роде уникальная для всей России и пример для подражания. Например, созданный парк «Урам», или стратегия развития набережных Казанки» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Одна из целей городских властей — сделать Казань комфортным городом для жизни. Желательно самым лучшим миллионником в России за пределами Садового кольца. Вы были в столице РТ. Можете ли отметить признаки комфортного города, которые у нас уже есть? Чего не хватает?

— В Казани прекрасная парковая инфраструктура — в своем роде уникальная для всей России и пример для подражания. Например, созданный парк «Урам», или стратегия развития набережных Казанки. Работая над проектом развития квартала М8 в Казани, мы также это учитывали и рекомендовали необходимость пешеходных связей с этими объектами.

Кажется, что Казани не хватает именно связности. У нее очень большой потенциал и в повышении количества автомобильных связей, местных улиц и дорог, улучшении транспортной проницаемости. Это можно реализовать достаточно небольшим количеством мер. В то же время в Казани уже хорошо складывается диверсифицированная система общественных пространств, которую достаточно поддержать микромобильными и пешеходными связями, и все это начнет работать на концепцию 15-минутного города, когда ты можешь легко от парка до парка доехать или дойти пешком.
Петр Кудрявцев Урбанист, социолог
Петр Кудрявцев урбанист, социолог

— Роль общественного транспорта как-то можно отметить в этой истории комфортного города?

— Конечно. Во всех городах все движется в сторону развития общественного транспорта, и все больше вводится мер на поощрение его использования. Это важный фактор, влияющий и на экономику, и на экологию города. Знаем, что в Иннополисе развивают беспилотные технологии. Может быть, пройдет 5–10 лет, и мы все будем подобным пользоваться!

— Пока в это, конечно, сложно поверить.

— Знаете, в мобильные технологии и интернет раньше тоже с трудом верилось. А сейчас смотришь — мы уже по 4–5 часов в день проводим в телефонах, а это пятая часть нашего дня! И это все проходит совершенно естественно.

— Если тезисно, получается, что Казани не хватает автомобильно-пешеходных связей, в том числе между зелеными зонами?

— Да, нужно создавать пешеходно-рекреационные маршруты, где ты от набережной Казанки можешь легко дойти до Ометьевского леса, к примеру, или пробежать свои 5–6 километров в день. И в то же время нужно разгрузить основные магистрали за счет повышения числа местных улиц.

— В Казани время от времени поднимаются вопросы платного въезда в центр — как одной из антипробочных пилюль. Платные парковки, частные паркинги еще один инструмент. Как вы относитесь к платному въезду в центр и в сам город?

— Это очень комплексный подход, невозможно делать только платный въезд. Нужно решать и проблему с общественным транспортом, и с тем, что вообще будет в центре города в будущем. Это уже исследовательский вопрос.

Один из вариантов развития квартала «М8» в Казани Один из вариантов развития квартала М8 в Казани

Будущее квартала М8: новый центр Казани, высотки, парки и офисы

— Вы являетесь одним из консультантов проекта квартала М8, который разрабатывает «Ак Барс Дом». Какова ваша роль в этом проекте?

— Изначально было сделано несколько концепций — работало и бюро Сергея Скуратова, и екатеринбургское ОСА, и Buromoscow. И каждый раз по каким-то причинам они не принимались. Притом что все эти бюро очень высокого уровня. Как раз по рекомендации Buromoscow «Ак Барс Дом» обратился к нам. Им, видимо показалось, что там что-то не так в самом техническом задании на проект. Меня это очень заинтересовало. Казань мне знакома, в свое время мы проводили здесь международный парковый конгресс совместно с Наталией Фишман-Бекмамбетовой (помощник президента РТ — прим. ред.), и он прошел на высоком международном уровне.

Наш ответ «Москва-Сити»: в Казани построят небоскребы высотой до 53 этажей

— Этот квартал проектируется как новый центр?

— Мы постарались посмотреть на квартал М8 с другой стороны. Наша команда во главе с руководителем данного проекта Ксенией Трофимовой оценила его локацию. Это достаточно близко к центру, вокруг района уже сложилась плотная жилая среда, она продолжает развиваться. Вместе с тем квартал такое срединное место относительно ключевых городских общественных и рекреационных зон. Мы поняли, что это потенциал для создания альтернативного городского субцентра. Квартал станет связующим звеном: через него должны проходить непрерывные пешеходные связи, тем самым соединяя среду и будущие жилые зоны с теми, что есть сейчас. Также мы уделили много внимания созданию широкой матрицы общественных пространств. Внутри района предусматриваем как крупные пространства, например городскую площадь, так и районные скверы, и более интимные площадки в жилых кварталах.

Для нас стало очевидно, что в районе нужно делать три типа застройки. Первый — это деловой центр: с высотками, где преимущественно общественно-деловая среда. Мы предложили также разместить там гостиницу, так что это может быть и туристический центр. Второй тип — среднеэтажная жилая застройка с сохранением доли сервисных площадей. На первых этажах здесь появятся кафе и рестораны, офисы и магазинчики, а в самом микрорайоне должны быть площади районного значения. И третий — это тихий квартал, который соседствует с ипподромом. Здесь видится низкоэтажная застройка с квартальными садами, тихим образом жизни. На стыке этих двух последних районов будет социальная инфраструктура, и все это посажено на зеленый бульвар с парком, который в то же время служит связью с Ометьевским лесом.

Мы также старались учесть потенциал связности. Смотрели на то, какие улицы могли бы стать местными, чтобы проще организовать движение транспорта. Закладывали также культурную составляющую — для этого здесь предусмотрено порядка 6 тысяч квадратных метров площадей.

— Получается некий сценарий жизни, который закладывается заранее. А как вы оцениваете высотность квартала? Есть намерения поставить башни до 53 этажей. Вообще высотность в городе — это плюс или минус? Считается, что уж чего-чего, а земли в России много и строить надо сомасштабно человеку — в пример приводят и хрущевки, и 9-этажные кварталы, но «человейники» и небоскребы всех раздражают.

— Обсуждаются разные варианты высотности. Сам застройщик склоняется к понижению до 100 метров — это около 30 этажей и умеренная высотность. Но я считаю, что в этом месте можно поэкспериментировать с высотностью. Наша позиция — это то самое место, где в высоту можно идти. Я считаю, что Казань — это столичный город с серьезными амбициями, прошедший интересный путь. Экономика города и республики идет в гору, и это не просто так. Поэтому нормально, когда происходит концентрация мест приложения труда и офисов в одном месте. И нормально, что здесь могут быть высотные доминанты. 

Никто не говорит о небоскребах, как в «Москва-Сити», хотя, наверное, и это в какой-то момент придет. Но повышение этажности и изменение силуэта города в его современной застройке, не мешающей и не искажающей панорамы исторического города, — это очевидно.
Петр Кудрявцев Урбанист, социолог
Петр Кудрявцев урбанист, социолог

Вообще, квартал не предполагается целиком застраивать высотками. Они будут только в общественно-деловой зоне. Плотность застройки там — порядка 96 тысяч квадратных метров на гектар, и территория примыкает к ЖК «Лазурные небеса». Средневысотный европейский квартал имеет примерно 25 тысяч «квадратов» на гектар, а самый разряженный и насыщенный зелеными пространствами квартал характеризуется плотностью 10 тысяч квадратных метров на гектар. На этой территории уже есть плотное складывающееся окружение, и наш район может служить такой инфраструктурной подпиткой. 

В течение жизни человек меняет место, где он живет, в зависимости от своего образа жизни. Когда ты студент, можешь снять комнату, но главное — жить в центре событий. Когда появляются семья и дети, нужна квартира уже побольше, возможно в чуть более тихом районе. Когда дети вырастают, вы со спутником жизни хотите вернуться обратно в гущу событий уже на новом уровне, потому что у вас появился статус и деньги. И следующий этап, быть может, — загородный дом со своим пространством.

Мне кажется, что хорош именно тот город, который предоставляет разные места для жизни. И ты можешь выбирать — жить в пентхаусе, девятиэтажке со сложившейся инфраструктурой или деурбанированном месте.

«Я считаю, что Казань — это столичный город с серьезными амбициями, прошедший интересный путь. Экономика города и республики идет в гору, и это не просто так» «Я считаю, что Казань — это столичный город с серьезными амбициями, прошедший интересный путь. Экономика города и республики идет в гору, и это не просто так» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Люди стали ценить свое время и здоровье, и запрос на 15-минутный город сильно растет»

— На что вообще сейчас обращает внимание покупатель при выборе жилья, если у него достаточно денег, при прочих равных условиях? Локация, комфортный двор, конструктив, планировки — что сегодня в тренде?

— Покупатели становятся более просвещенными. Потребности растут: люди начинают разбираться и в отделочных материалах, инженерных системах, смотреть, какие лифты в доме. То есть такие вещи их тоже начали интересовать, чего не было еще, скажем, 3–5 лет назад. Но в первую очередь, конечно, все зависит от человека и его образа жизни. Для кого-то, например, важно выйти из дома и сразу пойти на пробежку по скверу. Кому-то хочется, чтобы работа была рядом с домом. Вообще, люди стали ценить свое свободное время, думать о здоровье, и этот запрос на 15-минутный город сильно растет.

Запрос будущего горожанина — это качественный воздух и вода внутри здания. Я имею в виду дополнительные системы очистки, централизованное кондиционирование. Так как мы проводим в своем жилье минимум треть жизни, вода, воздух и остальные составляющие здоровья очень важны. Пока это не является самым важным конкурентным преимуществом. Но есть девелоперы, которые этим занимаются, и я думаю, что это тенденция будущего.

— В свое время вы были председателем комиссии Общественной палаты Москвы по градостроительной политике, архитектуре и строительству, участвовали в работе так называемого штаба по контролю за реализацией программы реновации жилья. Казань тоже имеет точки роста за счет реновации бывших промзон, говорилось о перестройке гаражных массивов… Какие ошибки важно не допустить городу в момент реновации? На что нужно обратить внимание?

— Очевидно, что программа реновации для Москвы была необходима, и нужно было начинать ее заранее, чтобы просчитать все возможные сценарии, прежде всего экономические. Все-таки это социальный проект, и важно сделать так, чтобы люди получали более качественное жилье при сбалансированных расходах бюджета. Были долгие разговоры по поводу равноценного или равнозначного жилья, возможности доплат и того, какой вообще площади граждане получают жилье. По современным нормам, касающимся санузлов, коридоров и других мест, среднее добавление к площади квартир, которые люди получают сегодня бесплатно, — плюс 15–20 процентов. Чисто экономически это более выгодная история для жителей. И я могу сказать, что те дома, которые находятся в Москве, — это достойное жилье.

Как раз недавно прошел международный конкурс «Облик реновации», в котором мы также принимали участие. Это беспрецедентная история: там было около 40–50 участников, и это огромный охват профессиональных архитекторов и их вовлеченность в данную историю. Ведь в какой-то момент шли разговоры о том, а не отдать ли это на откуп домостроительным комбинатам или застройщикам, которые будут делать проекты домов по типовому признаку! То, что сейчас большие зоны реновации, по 100–150 гектаров, курируются конкретными архитекторами, говорит о контроле за качеством среды. Это ответственность: те элементы, которые были в концепции, должны быть соблюдены. В московской реновации, конечно, есть и проблемы, и успехи, как и в любой программе.

— Главный архитектор Казани организует выезды казанских девелоперов в Москву — изучать лучшие примеры. И, говорят, есть эффект. На ваш взгляд, принципы, которыми руководствуются застройщики в столице и других городах (в той же Казани), насколько отличаются?

 — Традиционно Москва на год-два-три в зависимости от региона обгоняет тенденции. То, что мы сейчас делаем в столице, как работаем с девелоперами, — это развитие городской среды и функциональных зон, которые напрямую не являются жильем или офисами, а сплетают комплексы и офисы в единую городскую среду. Год-два назад подобное делали только лидеры-застройщики. Теперь на это очень большой запрос.

Мне кажется, ведущие застройщики Казани тоже об этом думают, начинают чувствовать данную историю.

Ильсур Метшин ищет замену архитектурной попсе: «Созрели для нового взгляда»

— В декабре Казань провела всероссийский архитектурно-строительный форум «Казаныш — Достижение». Как оцениваете само мероприятие? Нужно ли оно вообще или это так — поговорили, разошлись?

— Честно сказать, я долго этого ждал. Для меня появление такого форума — это начало нового этапа как минимум в наших отношениях с Казанью. Это некий портал, который столица РТ наконец открыла для новых знаний, людей и имен в сфере практического градостроительства и архитектуры. Речь идет не только о российских специалистах, но и, возможно, о международных. Казань, которая была долгое время немного закрыта с точки зрения архитектуры, постепенно стала открываться. Я искренне верю, что только свободная конкуренция между местными, федеральными и международными архитекторами, конструкторами, дизайнерами и другими специалистами способна действительно изменить ландшафт архитектурных услуг. В Казани форум прошел на высоком организационном и техническом уровне.

Мы поговорили по итогам форума с Ильсияр Мисхатовной (Тухватуллиной — главный архитектор Казани — прим. ред.), и я рассказал о нашем опыте в Москве. Несколько лет мы занимались проектом «Открытый город» — это фестиваль Москомархитектуры, рассчитанный на молодых архитекторов и студентов. Он идет не только 3–4 дня, а весь год: студенты проходят стажировки, бюро получают задания, а результат программы — сам фестиваль. Мы также регулярно принимаем участие в фестивале «Комфортный город», рассчитанном на профессионалов, где все общаются по поводу новых норм и больших проектов. Это два основных московских мероприятия, которые курируются главным архитектором города. В рамках «Казаныша» интересно было бы развивать такую практику. С одной стороны, вовлекать в работу молодежь и студентов, потому что у вас очень сильная школа, и проводить очень практические истории, связанные с развитием архитектурного бюро и встраиванием местных архитекторов в международную повестку.

Здорово, что у вас появился Институт развития города. Было бы интересно провести серию исследований с точки зрения развития общественных пространств, ведь в Татарстане был сделан сумасшедший прорыв, который вполне может конкурировать с Москвой.

«Очевидно, что программа реновации для Москвы была необходима, и нужно было начинать ее заранее, чтобы просчитать все возможные сценарии, прежде всего экономические» «Очевидно, что программа реновации для Москвы была необходима, и нужно было начинать ее заранее, чтобы просчитать все возможные сценарии, прежде всего экономические» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Что нужно сделать, чтобы дискуссии вокруг архитектуры доходили до ума и сердца городских властей, застройщиков?

— Это поступательный процесс. Если взять мою практику, то я долгое время был издателем и главным редактором журнала по градостроительству и архитектуре ARX, задачей которого являлось как раз взаимодействие архитектурного и девелоперского сообществ, а также города. Это медиаторство как раз дает «Казаныш». Необходима площадка для взаимодействия архитектурного сообщества, частных застройщиков и города. Например, очень часто непонятно, как взаимодействовать частному застройщику, тому же казанскому, с московским архитектором. Иногда элементарно личного контакта и знакомства достаточно. И когда Казань показывает официально, что город готов к появлению новой архитектуры, это и есть сигнал профессиональному сообществу. А дальше все зависит от выстраивания отношений.